Программа кружка в группе «Юный экономист»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Данная программа помогает детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_grppe_5-7_let_yunyy_ekonomist.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Программа кружка в группе
«Юный экономист»
на 2019 – 2020 учебный год
Разработала: воспитатель
Базарова Светлана Евгеньевна
г. Покачи, 2019г.
Аннотация
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
1 блок – «Труд и продукт (товар) »,
2 блок – «Деньги и цена (стоимость) »,
3 блок – «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
4 блок – «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Предлагаемое планирование деятельности обеспечивает не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех заданий.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет , 20-30 мин.
Новизна программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Актуальность:
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок -дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Цель: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 52 календарных недели (35 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет 20– 30 мин.
Форма и методы реализации программы:
Групповая и индивидуальная работа с детьми;
Выставки творческих работ в группе;
Тематические развлечения;
Мастер-классы с родителями;
Консультации для родителей и педагогов;
Родительские собрания с использованием ИКТ;
Оформление предметно-окружающей среды.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:
- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства,
имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
- склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов.
Тематический план работы кружка в группе « Юный экономист»
5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Месяц | Краткое содержание. Тема, задачи | Образовательная деятельность в условиях обогащенной среды |
I раздел Труд и продукт | ||
Сентябрь | Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. | 1.Нод на тему: «Что такое труд?» Д/И «Что сделано руками человека?» 2.Нод на тему: Чтение сказки «Петушок и два мышонка» |
Октябрь | 1.Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?» 2.Рисование «Моя будущая профессия» | |
II раздел Деньги и цена | ||
Ноябрь | Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. | 1.НОД. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций) |
Декабрь | 1.НОД. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» 2. Игровое занятие «Деньги всякие нужны» Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» | |
III раздел Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | ||
Январь | Дать представление о рекламе, ее назначении. Поощрять объективное отношение детей к рекламе. Развивать у детей способность различать рекламные уловки. Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). | 1.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. «Хорошо-плохо» на тему Дискуссия с детьми «О рекламе товара». 2. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» |
Февраль | 1.НОД. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) | |
IV раздел Полезные экономические навыки и привычки в быту | ||
Март | Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей. Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора. |
на тему: ««Что такое потребности?» 2.Игра - рассуждения «Что необходимо человеку?» |
Апрель | 1. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» | |
Май | Закрепление пройденного материала. Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. | Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая) Мониторинг |
Взаимодействие с родителями.
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
«Кто и как зарабатывает деньги в семье!»;
«Как формируется семейный бюджет»;
Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2019 – 2020 год «Юный экономист»
Месяц | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | «История денег» | Информация на сайте ДОУ |
Октябрь | « Что означает для ребенка быть финансово грамотным?» | Родительское собрание |
Ноябрь | «Экономическое воспитание ребенка в семье» | Анкетирование |
Декабрь | «Нравственные качества и финансовая грамотность». | Консультация в приёмной |
Январь | «Дидактические игры по экономическому воспитанию» | Мастер-класс |
Февраль | «Дайте ребёнку знания о деньгах» | Папка-передвижка |
Март | «Как можно сэкономить деньги в семье» | Памятки для родителей |
Апрель | «Моя будущая профессия» | Выставка рисунков |
Литература
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка в средней группе "Юный математик"
Рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой. Ориентирована на использование учебно-методического комплекса:1. "Формирование элементарных представлений в детском саду" прог...
Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Юный художник»
Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа в старшей группе"Юный патриот"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...
Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"
Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...
Рабочая программа кружка "Юный экономист"
Представлена рабочая программа кружка по экономическому воспитанию старших дошкольников...
ООД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы "Юные экономисты".
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умения выр...
Конспект занятия в подготовительной группе "Юные экономисты"
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образов...