Рабочая программа кружка "Юный экономист"
рабочая программа (подготовительная группа)
Представлена рабочая программа кружка по экономическому воспитанию старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_ekonomika.docx | 637.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Килемарский детский сад «Теремок»
Принято: На заседании педсовета МБДОУ «Теремок» Протокол №_____от_____2017 г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Теремок» ______________Ширяева А.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Юный экономист»
(Подготовительная к школе группа)
Руководитель: Яндукина Г.А
Килемары, 2019
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Программа направлена на обучение детей основам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому, проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику»
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Цель программы: помочь детям 6-7лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста
Основные задачи Программы
Формировать у дошкольника умения:
— понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
— уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
— осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
— признавать авторитетными качества человека-хозяина, этическую и экономическую значимость которых следует сегодня возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
— правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок при освоении данной программы обладает следующими знаниями:
- Знает и называет разные места и учреждения торговли (рынок, магазин, палатка, ярмарка, супермаркет и др.). Знает, что торговаться можно только на рынке, а в магазинах нельзя
- .Знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья. Понимает суть обмена денег для предстоящего путешествия
-Знаком с понятием «банк», назначением банка.
-Знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист и др.); профессии рекламного дела (рекламодатель, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.).
— имеет представления о деньгах; сформированы понятия «деньги», «дорого», «дёшево», «валюта», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления о том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.
— ориентируется в понятиях «выгодно — невыгодно», «торговаться», «дорого — дёшево», «брак». Осознаёт, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.
— имеет представление о рекламе, её назначении, видах рекламы; сформировано правильное отношение к рекламе.
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- Умеет вести себя в учреждениях торговли (не кричит, не клянчит, обсуждает с родителями возможность желаемой покупки)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю – среду в 15.30 мин, продолжительностью 30 мин.
Состав группы – одновозрастной 6-7 лет.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
месяц | кол-во в неделю | кол-во в месяц |
Сентябрь | 1 | 2 |
Октябрь | 1 | 5 |
Ноябрь | 1 | 4 |
Декабрь | 1 | 4 |
Январь | 1 | 3 |
Февраль | 1 | 4 |
Март | 1 | 4 |
Апрель | 1 | 5 |
Май | 1 | 3 |
Итого в год | 34 занятия |
Содержание программы реализуется по 4 блокам:
- Труд- продукт (товар)
- Деньги, цена (стоимость)
- Реклама: желания и возможности
- Полезные привычки и навыки в быту- тоже экономика
Блоки программы | Задачи | Основные понятия |
Труд- продукт (товар) | - формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада — учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; — поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; — стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и изобретательности. | труд, работа, продукт, премия, про-дукция; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам |
Деньги, цена (стоимость) | - дать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран); — формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны; — воспитывать основы разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с возможными потребностями своей семьи; — дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия, достатка в жизни людей. — помочь детям понять, что деньги просто так никто никому не даёт. Деньги зарабатывают честным трудом. Тем, кто не может трудиться (детям, пожилым, старым людям, инвалидам), оказывает поддержку государство. Дети тоже пока не умеют работать, они помогают по дому. Надо уважать родителей за заботу и тоже заботиться о них | деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; сбербанк, накопить, растратить, проценты; доход, пенсия, зарплата, стипендия, пособие для детей, бюджет; аукцион, лотерея, выиграл, проиграл, выгодно, не выгодно, бартер, лот |
Реклама: желания и возможности | - дать представление о рекламе, её назначении; — поощрять у детей объективное отношение к рекламе; — воспитывать разумные потребности; — учить детей правильно воспринимать рекламу. («Не покупай всё, что рекламируется. Прежде, чем купить, подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение. Реклама может содержать необъективную, ложную информацию». | Реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламное агентство, рекламный агент, распространитель рекламы, собственное дело, участники рекламной деятельности (артисты, дети, животные, герои мультфильмов и др.). |
Полезные привычки и навыки в быту- тоже экономика | — воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по назначению; ломать, портить вещи, выбрасывать их — недостойно, это осуждается всеми (порча вещей, небрежность, жадность, лень, тунеядство, отсутствие желания помогать тем, кто нуждается в помощи, и т. п.); — формировать представление о том, что предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый пред-мет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рас-сказать, как жили люди раньше и сейчас | бережливый, хозяйственный, эко-номный, рациональный (рачительный), щедрый, добрый, честный, запасливый и др. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА НА 2019-2020 г
месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Экономика | |
Что такое экономика? | - Дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве) - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; - Развивать умения выделять экономическое содержание из сказочного произведения; - Воспитывать экономический интерес к познавательной деятельности; - Развивать речь детей. | |
Уроки Гнома Эконома | формировать экономическое сознание; - развивать наблюдательность, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, рубли. - познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата; - пробуждать здоровый интерес к деньгам; -воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а так же бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам и охранять окружающую среду. | |
Октябрь | Потребности | |
1.Наши потребности | Познакомить детей с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо», узнать, что такое потребности. 2. Формировать знания детей о значении воды в жизни человека, учить беречь и экономить воду. 3. Познакомить детей со свойствами воды. 4. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. | |
2.Наши потребности ( продолжение) | Цель: Продолжать знакомить детей со следующими понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах. | |
3.Театральная постановка «Хочу и могу» | Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «хочу», а наши возможности и ресурсы «могу». Формируем ответственное отношение к выбору, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. | |
4.Что такое труд? У каждого человека должно быть интересное дело | 1.сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых. 2.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий, интерес к их деятельности. | |
5..Когда продукт превращается в товар? Качество товара | 1.Воспитывать уважение к результатам труда людей, бережное отношение ко всему, что даётся детям для игр и других занятий. 2. Подвести детей к пониманию того, что вещи должны жить долго и радовать людей. 3. Дать детям представление о том, как товар попадает к потребителю. 4.Воспитывать уважительное отношение к результатам любого труда, вложенного в изготовление вещи часто не одним человеком, а многими людьми. 2. Подвести детей к пониманию того, что товар бывает разного качества и в разных жизненных ситуациях людям необходимы вещи разного качества | |
Ноябрь | 1..Менеджер - интересная профессия (или экономист, бухгалтер) | 1.Познакомить детей с профессией менеджер. 2. Воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера, желание узнать о ней как можно больше. 3. Организовать (по возможности) встречу с представителем данной профессии |
2.Программист- великий волшебник | Познакомить с профессией программиста, воспитывать интерес и уважение к данной профессии | |
3. Развлечение «Путешествие в сказочный лес» | Продолжать формировать у детей правильное отношение к миру ценностей через понятия «моё» и «наше». 2. Познакомить дошкольников с новыми понятиями «цена», «товар», раскрыть их содержание. 3. Воспитывать бережливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку и к продуктам его труда. Макет дерева, картинки с изображением различных товаров с ценой, кошельки, образцы денег на всех детей и сказочных персонажей, «волшебная» книга, большой кошелёк; аудио-запись звуков леса; спокойная, неторопливая музык | |
4. Что такое деньги? | - Развивать представления детей о понятии «деньги», об их назначении, источнике происхождения (труд взрослых: деньги зарабатывают, просто так их никто никому не даёт). -Настоящие деньги разного достоинства (купюры: 10, 50, 100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). | |
Декабрь | 1. Что такое цена? | 1. Закреплять понятия «монеты», «купюры, «деньги». 2. Знакомить детей с понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник». Явно дорогие товары (фотоаппарат, конструктор «ЛЕГО», заводные игрушки и т. п.) и более дешёвые товары (несколько разных пластмассовых игрушек, ручка, ластик, альбом и др.) или картинки с их изображением |
2.Бартер | - Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; - Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; - Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей). | |
Декабрь | 3.Откуда у людей берутся деньги? | 1.Обогащать знания детей о профессиях. 2. Подвести детей к осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться |
4. Что было, когда не было денег | 1.Обогащать знания детей о деньгах: познакомить их с краткой историей денег. 2. Дать детям представление о понятии «заменители» денег (самые разнообразные предметы, товары, представляющие ценность для людей); о первых деньгах — монетах, бумажных деньгах; о понятии «бартер» | |
Январь | 2.Что такое бюджет семьи? | 1.Познакомить детей с понятием «бюджет семьи». 2. Обогащать представления детей о бедных и богатых 3. Познакомить с понятиями «зарплата», «пенсия», «стипендия» |
3. Деньги разных стран | 1.Познакомить детей с деньгами России и других стран, дать определение понятий «монеты», «купюры», «валюта». 2. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. 3. Дать представление о том, что деньгами оплачивают ре-зультаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением | |
Февраль | 1.Сюжетно- ролевая игра «Магазин» (Супермаркет) | Учить правилам поведения в общественных местах. Учить считать, совершать покупки, определяя цену товара. |
2.Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта | 1.раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; 2.закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. 3.воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами. | |
3.Вечер досуга «Аукцион» | Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием | |
4.Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | 1. Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк Расширить первичные представления детей о некоторых операциях, производимых в банке. 2.Закрепить понятие банк, где не только хранят деньги, но и получают зарплату, дают кредиты. знакомство с профессией банкира | |
Март | 1.Экскурсия в сберегательный банк ( кто работает в сбербанке) | Закрепить знания о сбербанке, познакомить с профессиями работников сбербанка, важности их труда |
2. Меценаты, благотворительная деятельность | Познакомить детей с понятием «меценаты», «благотворительность» Воспитывать доброту, щедрость желание помочь другим | |
3.Зачем нужна реклама? | 1.Познакомить детей с понятием «реклама» — одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни 2. Вызвать у детей более глубокий, разносторонний интерес к рекламе, её назначению. 3. Определить имеющиеся у детей представления о рекламе | |
4.Какой бывает реклама? | 1. Расширять у детей представления о рекламе. 2. Познакомить с новыми видами рекламы — щитовой и на транспорте | |
Апрель | 1.Как и кем делается реклама | 1.Расширять представления детей о рекламе 2.Знакомить с понятиями «рекламоизготовитель», «рекламное агентство», профессиями людей, заказывающих изготовляющих рекламу. 3. Формировать у детей представление о честной и нечестной (необъективной) рекламе |
2. Играем в рекламу | Закреплять представления детей о назначении рекламы. Развивать у детей творческое воображение | |
3.Гном Эконом экономит электроэнергию | Выявить знания детей об электроприборах. Дать понятие об экономии | |
4.Путешествие Капа и Капельки | Учить экономному использованию воды в реальных бытовых условиях. Приобщать детей к чистоте, красоте, участвовать в поддержании порядка | |
5.Что значит быть бережливым и экономным | Дать понятие о бережливости и экономности. Воспитывать в детях данные качества | |
Май | 1. Веселая экономика с Матроскиным | Закрепление с детьми знаний по разделам программы, развитие мышления, внимания, элемент.математи.представлений |
2.Экономический КВН | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний - учить работать в команде - учить находить коллективный ответ путем обсуждения - закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года | |
3. Диагностика ЗУН | Выявить, как дети усвоили программу кружка по экономике | |
Список литературы:
1.Блохина О.А. Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: Сборник методических разработок. Калининград: КОИРО, 2017
2.Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: ОК Пресс, 2019- 80 с.
3.Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2015. – 169 с
4.Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. Минск. Выш.шк., 2007- 48 с.
Калининград: КОИРО, 2017
5.Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2009 - 96 с.
6. Шатова А.Д. Деньги.. Издат-во «Ювента», 2003 – 16 с.
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Вентана- Граф. 2015- 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный экономист"
Программа по финансовой грамотности для саршего дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...