рабочая программа в старшей группе"Юный патриот"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
· Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
· Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni2.docx | 76.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Вольского муниципального района
«ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области»
Принято на педагогическом совете Протокол № ____ от «____»___________ 201__г. | «Утверждаю» Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР – детский сад №17 «Ладушки» ______________В.В. Чалова Приказ №____ от «____»___________ 201__г. |
«Согласовано» Заместитель заведующего по ВМР __________Т.Б. Шилова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
« Юный патриот»
воспитателя
НА 2015 - 2016 ГОД
ДЛЯ ДЕТЕЙ
(5-6 лет)
| Автор программы: Воспитатель первой квалификационной категории Жаркова Ирина Николаевна |
г. Вольск, 2016
Оглавление
Паспорт программы | ||
Целевой раздел
| ||
| ||
Организационный раздел
| ||
Материально-техническое и методическое обеспечение программы |
1. Паспорт Программы
Наименование программы | Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста « Юный патриот» |
Заказчик программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки» |
Исполнитель, квалификационная категория | Воспитатель первой квалификационной категории – Жаркова Ирина Николаевна |
Целевая группа | Дети 5-6 лет |
Приоритетная область | Познавательное развитие |
Цель Программы | Формирование патриотической культуры дошкольников. |
Задачи программы |
|
Направление | Формирование целевых ориентиров при выходе из ДОУ, психологическое сопровождение образовательного процесса |
Срок реализации Программы | 1 год |
2.Целевой раздел
Пояснительная записка.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство-незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Настоящая рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Настоящая рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ;
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
- Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- Устав ДОУ;
- Положение о рабочей программе.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- Закон Сахалинской области «О памятных днях Сахалинской области» от 17.06.2008г., № 52– 30.
- Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009 – 2015г».
- Районная целевая программа «Быть достойным» на 2007 – 2010г.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Принципы построения программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Учебный график
№ п/п | Возрастная группа | Кол-во детей группе | Кол-во групп | Количество часов | |||
Длитель-ность одного сеанса | в неделю на группу | В месяц на группу | Общее количество сеансов в год | ||||
1. | 5-6 лет | 12 | 2 | 25мин | 2х25 мин = 50 мин | 8х25мин = 3,2часа | 72 х25 мин = 28часов |
Планируемые результаты освоения программы.
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области; крупные горда области, а также находить их на карте, природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России;
- Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции, климатические и природные условия некоторых стран, животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Оценка индивидуального развития детей.
(определяется в ходе выполнения диагностических заданий)
Диагностические задания для изучения развития нравственно-патриотических представлений | Начало года | Конец года |
Знать герб, флаг Саратовской области и своего города. | ||
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. | ||
Краткие сведения об истории города, округа. | ||
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Саратовской области, города Вольска | ||
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества |
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования; сформирован
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- проявляет ответственность за начатое дело.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Критерии результативности реализации программы.
№ | Название раздела | Задачи |
1 | Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2 | Приобщение к истокам | А) Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями. Б) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3 | Родной край | А) Расширять знания детей об истории поселка; Б) Воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4 | Земля – наш общий дом | А) Формировать патриотические чувства; Б) Закреплять знание государственных символов страны; В) Систематизировать знания о природе нашей страны. |
5 | Защитники Отечества | А) Знакомить с боевыми традициями нашего народа; Б) Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6 | Беседы о правах ребенка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». |
7 | Открой себя | А) Помочь ребенку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость; Б) Способствовать успешной социализации детей. |
3.Содержательный раздел.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству .
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие -то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает :
- содержательный компонент - овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни русского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому пропитому родной страны, восхищение народным творчеством, любви к родному языку, природе края.
- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно - волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.
Период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.
Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация.
Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям - любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне.
Опираясь на возрастные особенности старших дошкольников, попытаемся выделить следующие особенности воспитания патриотизма старшего дошкольного возраста .
1.Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.
Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края. «Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад, родная улица, село, город, край» - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке понятие и чувство Родины.
2.Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.
Зарождение таких чувств внутренне обусловлено, как показали исследования Я.З. Неверович. Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др., тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка .
3.На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора - потешки, песенки, сказки.
На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Общеспецифическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности.
Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.
Данные, полученные в результате исследований А. Д. Кошелевой, показывают, что формы совместной деятельности, где успехи одного зависят от достижений другого, где требуется координация усилий и согласование выполняемых действий, в общем способствуют установлению положительных эмоциональных отношений. Однако наблюдаются случаи, когда при хорошо налаженных деловых отношениях эмпатия, сочувствие друг к другу у детей недостаточно развиты.
Среди зарубежных социальных психологов распространена точка зрения, что межличностные отношения изначально предопределены эмоциональным отношением членов группы, симпатиями или антипатиями по отношению к лицам из собственного опыта, обладающими теми или иными свойствами .
Исследования отечественных ученых говорят, что исходными здесь является не прошлый опыт, а формы практического взаимодействия субъекта с окружающими, формы взаимодействия, направленные на достижение каких-либо практических целей, на оказание помощи другому человеку, на удовлетворение его потребностей, на облегчение его страданий и т. д., что необходимо требует ориентировки на состояние этого другого, на его нужды, на его радости и печали. На основе внешнего практического взаимодействия с окружающими, формы которого культивируются обществом, у ребенка вырабатываются внутренние эмоциональные отношения к людям, зарождаются эмпатийные переживания, играющие важную роль в развитии нравственных мотивов поведения.
Основным, а на ранних возрастных ступенях - единственным видом деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее на базе внешней, практической деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя форма деятельного аффективно-образного воображения, этого, по определению Л.С. Выготского, «второго выражения» человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и трансформируются, развиваются.
Если на относительно ранних стадиях возрастного и функционального развития аффекты возникают, так сказать, post factum, когда ребенок уже столкнулся с определенной аффектогенной ситуацией или когда его действия уже привели к положительным или отрицательным результатам, то позднее возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основывающаяся на эмоциональном предвосхищении возможных последствий предпринимаемых действий и значения той ситуации, которая возникнет при их завершении для самого ребенка и для окружающих.
Развитие способности к эмоциональному предвосхищению позволяет ребенку заранее не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков, что дает возможность избежать ошибочных, не соответствующих его основным потребностям и ценностным установкам действий, которые легко могли бы возникнуть под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их последствия не были заранее осмыслены и пережиты эмоционально. В основе такого предвосхищения лежит, по-видимому, та функциональная система интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Л.С Выготский считал характерным для высших специфически человеческих чувств. Включаясь в эту систему, эмоции становятся умными, обобщенными, предвосхищающими, а процессы интеллектуальные, функционируя в данной ситуации, приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего столь важную роль в смыслоразличении и целеобразовании.
Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не человека, а некие хитроумные логические машины. Согласно его психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных, внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре художественной, в сокровищах искусства.
4. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: Мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».
5.Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. И.А. Ильин в этой связи писал: «воспитать (русского ребенка) и воспитать в нем характер - значит прежде всего, - открыть ему, его инстинкту, его глубокому иррациональному чувствилищу, его страсти способность и счастье беззаветно любить: Родину :и верить в нее».
Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев) . Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни.
Соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Например, народные традиции дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа (у русских людей - доброту, щедрость, оптимизм). Атмосфера праздника сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого: и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники». Душа народа, высокие традиционные национальные ценности: открытость, совестливость, ответственность и справедливость - успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.
6.Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Свободный труд, как учил К.Д. Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. По мнению Г.Н. Волкова, «природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.
Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания. Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому". Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз...» .
Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я. А. Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В. А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания» (А.М. Кушнир), всей человеческой жизни.
На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности ребенка.
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практическо¬го опыта общественного поведения (метод приучения, по¬каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); (формирование у дошкольни¬ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе¬ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто¬рой группе автор относит метод убеждения, положитель¬ный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы¬строена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой , - на активизации механизма патриотического воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования патриотического поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме¬тоды формирования патриотического сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро¬вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).
Вероятно, можно избрать и другие основания для клас¬сификации методов патриотического воспитания, хотя наибо¬лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.
Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль¬тат они дают лишь при определенных условиях:
-любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от¬носится к детям любого возраста - и младенческого, и до¬школьного, и школьного;
-метод должен быть реальным, осуществимым, он тре¬бует логического завершения;
-для использования метода должны быть заранее под¬готовлены условия, средства;
-метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить¬ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;
-методы воспитания следует применять тактично. Вос¬питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие- большое искусство, кото¬рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
-при подборе методов следует учитывать степень слож¬ности формируемого качества;
-проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз¬можные результаты воздействия их на конкретного ребен¬ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш¬ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от¬ыматься;
-применение методов патриотического воспитания требу¬ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до¬школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь¬ный и постоянный результат.
Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима¬нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче¬стве, каких мы ожидаем;
-преобладающими в патриотическом воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого методе без организации наблюдения, а также практики поведение ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;
-методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, лежат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются:
-формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
-формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;
-воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;
-формирование в ребенке национального духовного характера;
-развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;
-совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;
-тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;
-создание эвристической среды в детском саду и в семье;
-создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогические условия реализации программы.
Организация предметно-пространственной среды.
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой раматериал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
- Развивающие, дидактические игры экологической направленности
- В группах оформлены центры (зоны) познавательно-экспериментальный, природы; физкультуры; творчества;
- «Экологические пространства» на территории детского сада: экологическая тропа, уголок нетронутой природы, маршруты в природу.
- Библиотека книг художественной литературы для детей о природе.
Принципы построения занимательных встреч.
- системность подачи материала,
- занимательность материала,
- наглядность, (фото, видео, )
- доступность предлагаемого материала,
- проблемно-поисковый характер вопросов,
- развивающий и воспитательный характер материала.
Форма организации занимательных встреч:
подгрупповая, 1 раз в неделю в течение 9 месяцев.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников для решения задач программы дополнительного образования осуществляется через различные виды деятельности:
- Беседы;
- Консультации, наглядная информация в виде буклетов, фотовыставок, фотоколлажей ;
- Родительские собрания,
- Совместные походы с детьми;
- Создание видеороликов об экспериментальной деятельности.
4.Организационный раздел
Календарно-тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование работы кружка по патриотическому воспитанию детей «Патриот» на 2015-2016 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Примечание |
Сентябрь | 1.Беседы с детьми о семье, о доме. 2.Игры, наблюдение за взаимоотношением детей в группе. | Определение уровня знаний детей о Родине. | |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся»
4. «С чего начинается Родина?» | 1.Уточнить и обогатить представления ребенка о себе, о сверстниках, об особенностях поведения и обобщения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. 2.Формировать самопознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. 3.Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, народному творчеству. 4.Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?» | |
Ноябрь |
3.«Государственные символы России – герб, гимн, флаг» 4. «История возникновения герба горда» | 1.Посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к труду, сформировать представление детей о развитии поселка, его преобразовании с ходом времени. 2.Формировать у ребенка представления об истории, культуре и географии России, традициях и основных ремеслах русского народа. 3.Привить патриотизм, гордость за свою страну, Родину, любовь к творчеству своего народа. 4.Привить любовь к «малой» Родине, к труду народов страны, российскому фольклору и т.д. | 1.Фотовыставка «Мой поселок тогда и сейчас», Изготовление альбома «Дом, в котором я живу». 2.Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», рассматривание географических карт, беседа о важности труда всех народов, изготовление поделок из природного материала. 3.Заучивание гимна России, прослушивание стихов о родной стране, изучение истории российского герба, флага. Поделка «Российский флаг». 4. Повторение стихотворения «С чего начинается Родина?». |
Декабрь | 1.«Что такое генеологическое древо?» 2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». 3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье». 4. «Право ребенка на охрану физического здоровья». | 1.Поддерживать интерес к истории своей семьи, к семейным ценностям, закрепление знаний о родственных связях, формировать понимание ребенка о значимости семьи для человека и роли каждого из ее членов. 2,3,4. Формировать представление ребенка о его правах: праве на имя, отчество и фамилию, праве на жизнь в семье и воспитании, праве на охрану физического здоровья ребенка. Расширить знания детей о нормативно-правовом поле России и международном праве в отношении детей. | 1. Выставка семейных работ «Моя семья», рассказы детей о родственных связях и ролях в их семье. Изготовление фотоальбомов «Семейные традиции». 2,3,4.Презентация о правах ребенка в рамках международного правового поля, рассказ и демонстрация основного закона страны «Конституция РФ», рассказ о правах ребенка. Спортивный досуг «Пама, мама, я – спортивная семья» |
Январь |
| 1, 2, 3,4. Познакомить детей с их правами и обязанностями, закрепить знания детей об их поведении дома и в детском саду, заинтересовать детей в знаниях своих прав и обязанностей, формировать способность к выражению собственных мыслей, формированию грамотных предложений и суждений. | 1,2,3,4. Беседа с детьми с использованием мультимедийного проектора для демонстрации некоторых особенностей прав и обязанностей ребенка. |
Февраль |
4. «Есть такая профессия – Родину защищать». | 1.Познакомить детей с историей возникновения Руси, с древней культурой, особенностями развития и становления. 2. Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки. 3.Формирование представлений о защитниках русской земли, долге, достоинстве. 4. Формировать у детей навыки рисовать по замыслу, воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают свою Отчизну. | 1.Презентация «Русь великая». 2.Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок, выставка детского рисунка «Русский дом». 3. Выставка детских работ «Богатыри». 4.Выставка рисунков «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!». |
Март | 1.«Мужчины и женщины в семье». 2. «Отражение народных традиций в русском костюме». 3. «Русские народные промыслы».
| 1.Закрепить представление детей о правах мужчины и женщины в семье, формировать у детей уважительное отношение друг к другу. 2.Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженнику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде. 3.Формировать у детей любовь к творениям народных мастеров, обобщать знания детей о промыслах народов России. 4.Научить детей изображать русскую избу, рассказать о манере русских мастеров украшать элементы дома художественными элементами. | 1.Рассказ о правах мужчины и женщины, об истории праздника 8 марта, изготовление поздравительной открытки «С 8 марта, мама!». 2.Презентация «Русский костюм». 4.Рассказ-презентация о саратовском музее «Дома народов России». |
Апрель |
|
| 3.Экскурсия в исторический музей. 4.Фотопрезентация «Знаменитые вольчане». |
Май |
Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина?» | 1.Закрепить знания детей о ВОВ, воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и защитникам Родины, к их героическим подвигам. 2.Итоговый опрос детей с целью выявления уровня знаний о своей «малой» Родине, о семье, ее членах, роли в семье, о гербе и истории родного края, города, поселка. 3.Итоговый опрос детей о их знаниях народных промыслов, символике страны, традициях коренных народов России. 4. Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» и тд. | 1.Поделка «Парад победы». 4.Выставка свободного рисунка «Моя Родина». |
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
- магнитная доска;
- передвижной магнитный мольберт;
- детские игровые модули
- выносные игрушки для игр на участке;
- природные уголки, уголки двигательной активности, уголки, необходимые для воспитательно-образовательной и игровой деятельности детей, оснащённые необходимым оборудованием и материалами;
- энциклопедическая, специальная, художественная и детская литература, дидактические игры и игрушки, пособия по разделам программы.
Методическое обеспечение программы:
1. Белая К. Ю., Сотникова В.Н. Разноцветные игры. ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2007.
2. Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. Воронеж, ООО «Метода», 2013.
3. Шалаева Г. Школа для дошколят. Москва, СЛОВО, Форум, 2007.
4. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. Москва, Аквариум, 1998.
5. Земцова О. Н. Умные книжки. Тесты. Москва, «Махаон», 2014.
6. Земцова О. Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. Москва, «Махаон», 2013.
7. Сорокина Н., Миланович Л. Куклы и дети, Москва, ОБРУЧ, 2012.
8. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Москва, «ТЦ СФЕРА», 2008.
9. Уланова Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....
Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...