Конспект занятия "Путешествие в Страну финансов"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Панькина Оксана Ивановна

Методическая разработка представляет собой конспект занятия для воспитателей, работающих по ФОП ДО, для организации работы по развитию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ручеёк»

Методическая разработка

конспекта занятия в форме квест-игры

 «Путешествие в Страну финансов»

в группе комбинированной направленности                                        

для детей от 6 до 7 лет

Панькина Оксана Ивановна

 воспитатель 1 категории

Рассказово, 2023 г.

  1. Конспект занятия «Путешествие в Страну финансов»

Вид организованной образовательной деятельности: финансовая грамотность.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель: систематизировать знания детей об истории возникновения денег. Расширять представление детей о свойствах и функциях денег

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег;
  • Познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;
  • Учить детей находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
  • Расширять знания детей о внешнем виде современных денег;
  • Формировать умение детей делать покупку с учетом заработанных денег;
  • Научить детей соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Развивающие:

  • Развивать экономическое мышление у дошкольников;
  • Развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным;
  • Активизировать словарь детей - деньги, рубль, монета, купюра, пластиковая карта.

Воспитательные:

  • Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях
  • воспитать у детей бережное отношение к деньгам,
  • Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей.
  • Воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
  • Создавать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: экскурсия в банк, рассмотреть с детьми банкноты и монеты, пластиковую карту, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой, различать деньги разного номинала.   

Материал и оборудование:                                                                 Демонстрационный материал: презентация, ворота, кассовый аппарат, мяч, банкомат,        банк,        весы.                                                                                                                                  Раздаточный материал: монеты, банкноты, пластиковая карта, кошелек, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет «Юла», карточки с заданиями, простые карандаши, пазлы, тарелки, стаканчики с водой, кошельки, медали.

Ход занятия:

1. Организационная часть

Дети играют в группе в супермаркет. Покупатель хочет рассчитаться за покупку ракушкой. Продавец отказывается брать за покупку такие деньги. Между детьми происходит спор. Они решают, что воспитатель ответит на их вопрос и рассудит, кто прав. Подходят к воспитателю и интересуются, что это за деньги.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему среди денег оказалась ракушка? (ответы детей)

II. Мотивация.

Воспитатель: Я вам предлагаю узнать больше о деньгах о их истории возникновения. Но для этого нужно отправиться в путешествие по «Стране финансов». Путешествие будет не из легких, нужно будет решать разные задания. Где находятся задания в стране финансов нам будут помогать подсказки. За каждое правильно решенное задание вы будете получать монеты и пазлы. Собрав все пазлы вы узнаете какой подарок вас ждет. Вы боитесь трудностей? Ответы детей.

-Тогда в путь.

Воспитатель: Перед нами ворота, ведущие в «Страну финансов». Чтобы в нее попасть, надо вспомнить пословицы и поговорки про деньги (Дети проходят через ворота под музыку называя пословицы и поговорги).

  • Деньги любят счет
  • Каков товар, такова и цена
  • Копейка рубль бережет
  • Уговор дороже денег
  • Скупой платит дважды
  • Долг платежом красен
  • Живется, у кого денежка ведется
  • Деньги - как вода: плывут неизвестно куда
  • Денег — куры не клюют

III. Основная часть

Воспитатель: Вот мы с вами и в «Стране финансов». А вот первая подсказка (смотрим на экран)

- Ребята, для того, чтобы узнать нам, где находится первое задание, нам нужно прочитать подсказку.

 Загадка:

 «Синяя сестрица, быстрая, как птица, вдоль бережков бежит в океан стремится (Дети отгадывают слово «Река»).

Воспитатель: Ищем реку! (На экране появляется изображение реки). Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, это Река Времени. Сейчас мы с вами отправимся в древние времена.

Дети становятся полукругом, воспитатель представляет презентацию.

Воспитатель: История денег началось с древнего мира. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше охотился.

 - Прошло много лет и люди научились обмениваться товаром. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.

 - Первые деньги, которые люди платили за нужный товар, были совсем не похожи на те, к которым мы с вами привыкли. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

 - Спустя много лет появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.

-Позже появились деньги, похожие на современные. Они были из драгоценных металлов: золото, серебро.

-После металлических появились бумажные деньги – банкноты.

Воспитатель: Ребята, можем, мы сейчас ответить на вопрос: Почему в кошельке оказалась ракушка?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста. А какие сейчас мы используем деньги?

Дети: Рубли. 

Воспитатель: Смотрим не экран на экране изображены деньги разного номинала.  Назовите мне их.

Задание№1. Дидактическая игра ««Расположи деньги в порядке возрастания».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! Здесь изображены деньги разного номинала.  Назовите мне их. Нужно выстроить ряд денег по возрастающей цепочке. То есть от самой маленькой к самой большой (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с первым заданием. Вот вам монеты и пазл. А ответственный у нас будет за деньги и пазлы- Маша.

Воспитатель: Ребята, смотрим на экран. И следующая подсказка - ребус. Его нужно отгадать (Ребус: картинка стул, зачеркнута буква У, вместо нее буква О-стол)

Воспитатель: Где находится следующее задание?

Дети: за столами (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? (Ответы детей).

 Воспитатель поясняет: Зарплата -это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами. Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.

 Воспитатель: А, дети могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей).

 Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

 Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет. Слушайте задание. «Подсчитайте семейный бюджет».

 Задание №2 Дидактическая игра «Подсчитай семейный бюджет»

 Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля, дед получает пенсию 2 рубля. Вопрос: сколько рублей составляет семейный бюджет семьи? Найдите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление).

 Воспитатель: Ну, что же. Вы молодцы. Заработали еще по одному рублю и один пазл. Смотрим на экран на следующую подсказку.

Воспитатель: Игра «Найди лишнее слово». Дети читают слова банк, деньги, кошелек, ковёр.

- Что тут лишнее и почему? (ответы детей)

- Значит, где находиться следующее задание? (на ковре).

Задание 3. Дидактическая игра с мячом «Доходы и расходы»

Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети поймав его отвечают доход это или расход.
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Заплатили за квартиру – расход
- Брат порвал куртку –расход
- Купили путевку на море – расход

Воспитатель: Ну, что же. Вы молодцы. Заработали еще по одному рублю и один пазл.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие бывают деньги? Или каких видов бывают деньги?

Дети: монеты и банкноты 

Воспитатель: На ваш взгляд деньги похожи или различаются? В чем различие? (Ответы детей) 

-А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? (Ответы детей)

Воспитатель: Смотрим на экран и следующая подсказка - загадка.

-Как называется место где ученые проводят опыты? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю проверить и приглашаю вас в финансовую лабораторию. Сейчас мы с вами превратимся в исследователей.

- Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? (ответ детей) Встаньте так, чтобы было удобно всем. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем отмечать на экране

Задание 4. Сюжетно-ролевая игра «Исследователи».

 Эксперимент 1: Воспитатель предлагает детям сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Уточняет у детей что произошло? (купюра помялась, монета не помялась).

- Какой вывод можно сделать? 

Воспитатель: Правильно монета показала лучшие качества. Она не мнётся. На против монеты ставим плюс.

Эксперимент 2: Воспитатель предлагает детям определить с помощью весов, что тяжелее монета или купюра. Уточняет ответы детей. Ставит плюсик.

 Эксперимент 3: Воспитатель предлагает детям положить купюры и монеты в воду. Интересуется у детей что произошло с купюрой и монетой.

Дети: Бумага намокла и может легко порваться

Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте: плюс монетке.

 Эксперимент 4: Воспитатель просит детей взять в одну руку бумажную купюру 10 рублей и 10 монет по одному рублю- в другую. Скажите, пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее купюру или монеты?  Сделайте вывод, что удобнее держать в руках одну купюру, или много монет? (Дети проверяют и делают вывод)

 Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? (Ответы детей)

Воспитатель: А, что значит ничья?

 Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? 

 Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? (Ответы детей)

Воспитатель: А, что значит ничья? (Ответы детей)

 Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?( Ответы детей) 

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Как ученые мы заработали еще по одному рублю и пазл. Пора нам снова превратиться в детей.

Воспитатель: Ну, что же, ребята. Вы большие молодцы. Давайте с вами сложим пазл и посмотрим, что же у нас получилось. И какой подарок нам ждать. (Дети складывают пазлы. Получается картинка пластиковая карта).

Воспитатель: Ребята, что такое пластиковая карта. (ответы детей). А где можно получить такую карту? (В банке)

 Воспитатель: Я вам предлагаю посетить банк. (К детям подходит сотрудник банка дарит подарок пластиковые карты, рассказывает все о пластиковой карте. Предлагает вложить свои заработанные деньги на пластиковую карту. Дети соглашаются и вносят свои деньги в банкомат.

Итог. Ребята, вы большие молодцы. Вам понравилось наше путешествие по «Стране финансов»? Что вы нового сегодня узнали? Что было вам самое интересное? За ваши правильные ответы я вам дарю вот такие медали юного финансиста. А также кошельки, в которых вы будете хранить свои пластиковые карты. Вы их заслужили.  Теперь вы можете смело идти в магазин за покупками.

  1. Информационные источники

1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.

2. Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.

3. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.

4. Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. 5. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.

6. Интернет ресурсы:

www.nsportal.ru /– Социальная сеть работников образования

www.maaam.ru /– Социальная образовательная сеть

www.dohcolonoc.ru /– Сайт для воспитателей детских садов

www.doshkolniki.com.ru / - «Всё для воспитателей и родителей»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Бывают они медные,Блестящие, бумажные,Но для любого из людей,Поверьте, очень важные!...

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну финансов"

Тема: «Путешествие в  страну финансов»Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грам...

Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Финансов»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Конспект непрерывно образовательной деятельности "В стране финансов"

В конспекте рассматривается вопрос по подготовке детей к финансовой деятельности, торгово-денежным отношениям....

Конспект ООД «Путешествие в страну Финансия»

Данный конспект организованной образовательной деятельности могут использовать педагоги дошкольного образования, занимающиеся развитием финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "В стране финансов" 6-7 лет

Конспектнепрерывной образовательной  деятельности по   познавательному развитию в подготовительной к школе группе                   ...