Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Единая семья – единый бюджет»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Рзаханова Диана Идаятовна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
  • Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»
  • Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

«Единая семья – единый бюджет»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
  • Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»
  • Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).

Ход занятия:

Воспитатель:

         Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.

         Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы).   

         Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.

Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.

Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».

А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.

Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк). 

- Ребята, а что кладут в кошелёк? (деньги)

- Давайте поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.

- Сова кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)

- Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)

- Кролик кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)

- А Вини Пух и Пятачок? (нет, они не получают деньги)

- Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.

- Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха? (из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика).

- Ребята, а хотите узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи? (да)

- Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг. Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они? (нет, разные)

- Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.

Синий сектор обозначает заработную плату папы.

Красный сектор – заработную плату мамы.

Жёлтый сектор – пенсию бабушки.

Зелёный сектор – пенсию дедушки.

А оранжевый сектор обозначает стипендию брата или сестры.

Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:

- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы)

Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:

- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы, стипендии брата)

Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.

- А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.

Разминка «Бюджет семьи»

Раз, два, три, четыре, пять     шаги на месте

Будем мы в бюджет играть!

Раз – зарплата папы,               чуть-чуть присесть

Два – зарплата мамы,             присесть ниже

Три – бабушкина пенсия,       присесть ещё ниже

Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже

Ну а пять – ещё мал,                 присесть на корточки

Не имеет капитал.                     развести руки в стороны

Он как только подрастёт –       медленно подниматься

Будет приносить доход.

- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру? (нет)

- Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.

- Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.

- Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился? (да)

- Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше? (больше)

- Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета? (да, тратит)

- На что? (на еду, одежду, проезд в транспорте)

- Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда? (Увеличился)

- Почему? (Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи).

- Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»? (да, он тоже зарабатывает деньги)

- Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета. (приложение 5)

Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:

- Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход? (ответы детей)

- Почему ты так считаешь? (монеты падают в кошелёк)

- А что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька? (расход)

- Ребята, вы хорошо потрудились, давайте поиграем. Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.

- Сова получила премию (хлопают)

- Пятачок купил воздушный шарик (топают)

- Вини Пух продал мёд (хлопают)

- Ослик купил семена моркови (топают)

- Кролик получил стипендию (хлопают)

- Сова заплатила за электроэнергию (топают)

- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)

- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.

- У кого в гостях мы сегодня были?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось?

Используемая литература:

Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх:

Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.

Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для

детей младшего школьного возраста. М., 1992.

Смоленская А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономку, С-Пб.,2001.

Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»...

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Бартер».

Цель: формировать элементарные экономические знания.Задачи:раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;продолжать развивать...

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Давайте жить дружно!"

Данное игровое занятие можно использовать в работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.Целью данного занятия является - формирование у детей понятия о дружбе, воспитание чувства сп...

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (Социально-коммуникативная (социальный мир)) Тема: Буратино и Волшебный цветок

Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста(Социально-коммуникативная (социальный мир))Тема: Буратино и Волшебный цветокЦель: образовательная: формировать элементарные экономические знания....