Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Единая семья – единый бюджет»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
- Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»
- Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
«Единая семья – единый бюджет»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить детей с составляющими семейного бюджета
- Расширить словарный запас детей понятиями «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «премия», «доход», «расход»
- Воспитывать правильное отношение к деньгам.
Материал и оборудование: магнитная доска; изображение «Дома-Эконома»; силуэтные фигурки Вини Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика, Совы, кошелька; «чудесный мешочек» (15 x 20 см); фишки с изображением Вини Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика, Совы; карточки-схемы «Доход» (монеты сверху над открытым кошельком) и «Расход» (монеты внизу под открытым кошельком); кошельки по количеству детей; модели «Семейный бюджет» по количеству детей (разрезной круг с цветными секторами: синий сектор – зарплата папы, красный сектор – зарплата мамы, жёлтый сектор – пенсия бабушки, зелёный сектор – пенсия дедушки, оранжевый сектор – стипендия брата или сестры).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я приглашаю вас в гости в сказочный дом – Эконом. Называется он так, потому что жители этого дома очень экономны и умеют правильно вести домашнее хозяйство, соблюдая определённые правила и законы: не тратят зря электричество, воду, деньги, продукты питания, заботятся о сохранении своих вещей.
Живут в этом доме Вини Пух и его семья: Пятачок, ослик Иа, Кролик и умная Сова (выкладывает возле дома фигурки Вини Пуха, Пятачка, ослика, Иа, Кролика, Совы).
Умная Сова работает в библиотеке. И за свой труд получает зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Ослик Иа – самый старший житель этого дома. Сейчас Ослик на пенсии, он уже не ходит на работу. Он выращивает овощи для всей семьи. Но раньше, много лет Ослик трудился в парке культуры и отдыха, катал на своей тележке детей. И за это он получает пенсию. Пенсия – это деньги, которые платят пожилым жителям, проработавшим много лет на предприятии.
Кролик учится в университете. И за свой труд (учёба – тоже труд) получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за учёбу.
Вини Пух увлекается выпечкой. Особенно ему нравится печь торт «Медовик».
А Пятачок – самый младший в семье. Он ходит в детский сад, и не получает никаких денег. Но Пятачок помогает вести домашнее хозяйство: пылесосит ковры, моет посуду, поливает цветы.
Есть в этой семье необычный кошелёк. Называется он – семейный бюджет (показывает кошелёк).
- Ребята, а что кладут в кошелёк? (деньги)
- Давайте поиграем в игру «Бюджет семьи Вини Пуха». У меня в мешочке лежат фишки с изображением всех членов семьи Вини Пуха. Кого я назову, достаёт из мешочка одну фишку, называет кто на ней изображён. Если этот член семьи кладёт деньги в семейный бюджет, вы прикрепляете фишку к кошельку, а если не кладёт деньги в семейный бюджет, то вы убираете фишку в сторону.
- Сова кладёт деньги в семейный бюджет? (да, она получает заработную плату)
- Ослик Иа кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает пенсию)
- Кролик кладёт деньги в семейный бюджет? (да, он получает стипендию)
- А Вини Пух и Пятачок? (нет, они не получают деньги)
- Правильно, ребята, деньги получают только за труд. Просто так деньги никому не дают.
- Так из чего состоит бюджет семьи Вини Пуха? (из зарплаты Совы, пенсии ослика, стипендии Кролика).
- Ребята, а хотите узнать, из чего состоит бюджет вашей семьи? (да)
- Перед каждым лежит кошелёк. Это ваш семейный бюджет. Достаньте из своего кошелька разноцветные сектора. Для вас их подготовили ваши родители. Сложите их так, чтобы у вас получился круг. Посмотрите на свой круг и на круг соседа. Одинаковые они? (нет, разные)
- Разные они потому, что в каждой семье семейный бюджет разный, и зависит он от членов семьи, которые проживают вместе.
Синий сектор обозначает заработную плату папы.
Красный сектор – заработную плату мамы.
Жёлтый сектор – пенсию бабушки.
Зелёный сектор – пенсию дедушки.
А оранжевый сектор обозначает стипендию брата или сестры.
Воспитатель обращается к ребёнку, который проживает только с родителями:
- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы)
Воспитатель обращается к ребёнку, в семье которого есть студент:
- Из чего состоит бюджет твоей семьи? (из зарплат папы и мамы, стипендии брата)
Воспитатель обращается к детям, проживающим с бабушкой или дедушкой; только с мамой и т. п.
- А, чтобы вам легче запомнить, из чего состоит семейный бюджет, мы поиграем в игру. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной.
Разминка «Бюджет семьи»
Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте
Будем мы в бюджет играть!
Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть
Два – зарплата мамы, присесть ниже
Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже
Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже
Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки
Не имеет капитал. развести руки в стороны
Он как только подрастёт – медленно подниматься
Будет приносить доход.
- Ребята, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называют – доход. Посмотрите каждый на свой круг и скажите, все ли сектора одинаковые по размеру? (нет)
- Правильно, у кого-то синий сектор самый широкий. Это обозначает, что зарплата папы больше, чем у других членов семьи.
- Какого цвета самый узкий сектор? Что он обозначает? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу, что основной доход – это заработные платы родителей.
- Ребята, семейный бюджет может увеличиваться или уменьшаться. Умная Сова в этом месяце хорошо потрудилась и получила премию. Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. Как вы думаете, доход семьи увеличился? (да)
- Правильно. А раз увеличился доход, значит увеличился и семейный бюджет. Денег в семейном бюджете стало больше или меньше? (больше)
- Подумайте и скажите, тратит ли семья Вини Пуха деньги из семейного бюджета? (да, тратит)
- На что? (на еду, одежду, проезд в транспорте)
- Трата денег на разные нужды называется – расход. Вини Пух стал задумываться о том, что он слишком много денег тратит на покупку мёда для выпечки торта «Медовика». Тогда он построил пасеку и стал качать мёд. Мёда оказалось столько много, что Вини Пух решил продавать его на рынке. Как вы думаете, увеличился или уменьшился семейный бюджет от продажи мёда? (Увеличился)
- Почему? (Доход семьи стал больше: Вини Пух уже не тратит деньги на покупку мёда, а получает деньги от продажи).
- Теперь изображение Вини Пуха можно прикрепить к кошельку «Семейный бюджет»? (да, он тоже зарабатывает деньги)
- Ребята, посмотрите, как умная Сова изобразила «Доход» и «Расход» семейного бюджета. (приложение 5)
Воспитатель показывает карточки с изображением «Дохода» и «Расхода»:
- Кто из вас уже догадался, какая карточка обозначает доход? (ответы детей)
- Почему ты так считаешь? (монеты падают в кошелёк)
- А что обозначает карточка, на которой монеты падают из кошелька? (расход)
- Ребята, вы хорошо потрудились, давайте поиграем. Игра называется «Доходы и расходы семьи Вини Пуха». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.
- Сова получила премию (хлопают)
- Пятачок купил воздушный шарик (топают)
- Вини Пух продал мёд (хлопают)
- Ослик купил семена моркови (топают)
- Кролик получил стипендию (хлопают)
- Сова заплатила за электроэнергию (топают)
- Вини Пух купил бочонок для мёда (топают)
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход. В следующий раз умная Сова расскажет нам, какие бывают расходы и почему нужно быть экономным. А сейчас нам пора возвращаться.
- У кого в гостях мы сегодня были?
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Используемая литература:
Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх:
Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для
детей младшего школьного возраста. М., 1992.
Смоленская А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономку, С-Пб.,2001.
Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО СЮЖЕТНО – ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»...
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект "Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: «Кем стать?"
Заняти для детей старшего длшкольного возраста...
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Бартер».
Цель: формировать элементарные экономические знания.Задачи:раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;продолжать развивать...
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Давайте жить дружно!"
Данное игровое занятие можно использовать в работе с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.Целью данного занятия является - формирование у детей понятия о дружбе, воспитание чувства сп...
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста (Социально-коммуникативная (социальный мир)) Тема: Буратино и Волшебный цветок
Игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста(Социально-коммуникативная (социальный мир))Тема: Буратино и Волшебный цветокЦель: образовательная: формировать элементарные экономические знания....