Информационно - познавательный проект:"История российского рубля"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Сергеевна

Задачи:

1.     Познакомить с понятием «рубль»

2.     Рассмотреть историю развития рубля.

3.     Развивать у детей любознательность, познавательную активность.

4.     Расширять кругозор дошкольников.

         5. Воспитывать  уважительное отношение к своей национальной валюте.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

История  российского рубля

Автор проекта

Маслова Е.А.

Яковлева Е.С.

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Тип проекта

Информационно - познавательный

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Возраст детей

5-7 лет

Актуальность проекта

На занятии по финансовой грамотности, Стёпа принёс копилку с монетами и рублями конца xx века. Дети проявили живой интерес к монетам, т.к. в современном обиходе, таковых уже нет. Им стало интересно, как выглядели деньги раньше? Почему рубль так называется? Отсюда и возникла идея создания проекта.

Цель проекта

Создание условий для ознакомления с историей появления рубля.

Задачи проекта

  1. Познакомить с понятием «рубль»
  2. Рассмотреть историю развития рубля.
  3. Развивать у детей любознательность, познавательную активность.
  4. Расширять кругозор дошкольников.
  5. Воспитывать  уважительное отношение к своей национальной валюте.  

Объект исследования

Виды денег.

Предмет исследования

История появления монет  и бумажных купюр.

Предполагаемые результаты по проекту

Дети узнают историю происхождения  и развития российского рубля; проследят, как менялся облик рубля и откуда пошло его название.

Продукты проекта

Дидактическая коробочка «Копилочка»

Альбом: «Памятники рублю»

«Коллекция российских монет и купюр»

Итоговое мероприятие

КВН

СОДЕРЖАНИЕ

I этап – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:  

Цель: определение основных направлений работы.    

  • подбор материала о денежных знаках России 19-20 веков;
  • изучение исторических сведений о денежных знаках России;
  • подбор наглядного материала для ознакомления детей с данной темой.
  • подготовить конспект ООД на тему «История денег»;
  • конспект беседы «Что такое деньги? Зачем они нужны?»;
  • подобрать народный фольклор  (пословицы,  поговорки, считалки);
  • собрать материал для составления картотеки пальчиковой гимнастики о рубле и копейке;
  • подбор сказок, в которых есть простейшие экономические явления «Заработанный рубль», «Счастливый рубль», «Финансовая сказка про семейство рубля», «Пять копеек»,  «Похождение рубля» С. Михалкова», «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского, «Золотой ключик» Л. Толстого, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Муха - Цокотуха».
  • привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме и оказании помощи в создании коллекции монет (подбор монет и купюр  для организации коллекции).  Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;                                                                                                                              

II этап – ОСНОВНОЙ:   

Цель:  провести мероприятия проекта по ознакомлению с историческими сведениями о денежных знаках.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РППС

С 21.03 22 по 25.03.22

Беседа «Что такое деньги? Зачем они нужны?»

ООД  «История денег»

Решение проблемных ситуаций

Виртуальная экскурсия в банк

(ссылка)

Дидактичесие игры

«Поезд монет и купюр»

 Разрезные картинки: «Собери монетки»  «Собери купюру»,

Настольная игра: «Лабиринт»  

Игра-бродилка «Путешествие рублика»,      

 «Что можно и нельзя купить за рубли»

«Наполни копилку»

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы идем в банк»

«Супермаркет»

«Аптека»

«Инкассаторы»

«Сбербанк»

«Магазин»

Подвижные игры:

«Найди пару»

«Коршун»

Рисование:

«Монетки»

(фроттаж)

Лепка:

«Моя монетка»

(плоскостая)

Конструирование:

«Монетный двор»

Экспериментальная деятельность с монетами и купюрами

Консультация

«Копейка рубль бережет» (Финансовые игры с детьми)

 «Карманные деньги. За и Против»

Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Работа по созданию коллекции российских монет и купюр

Дидактические игры.

 

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Подборка иллюстраций и книг.

Раскраски

III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:        

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию обучающихся.

Проведение КВН среди воспитанников подготовительной и старшей групп.

Приложение к проекту

Беседа: «Что такое деньги? Зачем они нужны?»

Цель: Создание условий для формирования представлений о том, что такое деньги, как взрослые зарабатывают деньги и для чего они нужны.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать бережливость, уважение к труду людей.
  • Познакомить  детей с историей денег, с процессом их преобразования человеком;
  • Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
  • Развивать интерес и желание знать прошлое предмета.

Материалы: бумажные и металлические деньги.

Ход беседы:

 Ребята, вы ходите в магазин с взрослыми? (ответы детей) А для чего ходят люди в магазин? (чтобы купить товары, которые необходимы) А какие товары покупают в магазинах ваши бабушки и дедушки, папы и мамы? (еду, одежду, игрушки, книги и т. д.)   Как вы думаете,  для чего эти вещи люди покупают (ответы детей). Ребята, вещи, которые продаются в магазине называют товарам, как вы думаете, без чего товар не дадут  в магазине? (ответы детей) Правильно! Без  денег.

Ребята, взрослых, которые приходят в магазин для того, чтобы купить товары, называют покупателями. Они  приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги продавцу. Продавец берет деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель рассчитываются за покупку. Между покупателем и продавцом происходит обмен.

-Что отдаёт покупатель продавцу? (деньги) 

-А что отдаёт продавец покупателю? (товар)

- Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, откуда взрослые, ваши мамы и папы, берут деньги? (ответы детей) Ребята, взрослые деньги зарабатывают. Что делают ваши мамы и папы, чтобы заработать деньги? (работают). Ребята, а вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (ответы детей) Для того, чтобы заработать деньги нужно трудиться. Володя, кем работает твоя мама? (поваром). Ребята, а что делает повар? (готовит еду -варит суп, компот, печет пироги) Правильно, ребята! Повар готовит еду. Приготовление еды - это труд. А за труд человек получает деньги, заработную плату. То есть повар получает деньги за то, что готовит еду- варит суп и компот, печет пироги, жарит котлеты. Ребята, а как вы думаете, если человек не будет работать, сможет ли он получить деньги, заработную плату?

Ребята, деньги бывают разные. В каждой  стране свои деньги.  Деньги, которыми пользуются в нашей стране  России  называются (?) рублями. Бывают деньги бумажные, а бывают металлические. Их еще по-другому называются монетами, а бумажные «купюрами».

Ребята, а как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться? Металлическими или бумажными? (ответы детей) Ребята, бумажными деньгами, пользоваться удобнее, так как они занимают мало места в кошельке, и они легче металлических. (дать потрогать бумажные и металлические деньги) Какие деньги легче, какие тяжелее? (ответы детей). Но зато бумажные деньги быстро изнашиваются и рвутся.   Поэтому любые деньги нужно тоже беречь, как и товары, которые вы купите в магазине, ведь товары стоят денег. А деньги, как мы уже выяснили, без труда человеку не даются, человек зарабатывает деньги своим трудом.    

А теперь давайте повторим, о чем мы сегодня поговорили (о деньгах);

Какие бывают деньги? (монеты и бумажные купюры);

Для чего нужны деньги людям?

Где взрослые люди берут деньги?

Можно ли взять товар в магазине без денег? В конце беседы можно предложить сюжетно ролевую игру «Магазин».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

«История денег».

Программное содержание:

  • Дать детям представление об истории денег.
  • Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
  • Приобщать детей к творчеству, закрепить знакомые способы лепки.
  • Развить ретроспективный взгляд на деньги.
  • Развивать логическое мышление при выполнении предложенных заданий и ответов на вопросы.
  • Воспитывать патриотические чувства,  бережное отношение к деньгам.

Предварительная работа:

Знакомство детей с купюрами и монетами, с историей их возникновения. Рассмотрение иллюстраций, альбомов, книг по знакомству с деньгами, использующих в нашей стране и в других странах. Чтение Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей», сюжетно – ролевые игры: «Инкассаторы», «Магазин», «Сбербанк».

Методическое обеспечение: презентация «История денег», пластилин, стеки, доски, деньги (монеты  достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек), бумажные деньги, герб России, иллюстрация Георгия Победоносца.

Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа с детьми, показ, эффект удивления.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно загадку и отгадайте ее?

Появились мы на свет давно,

Назначение у нас таково:

В магазине вы берите

Всё, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И конечно заплатите!

Воспитатель: Правильно  - это деньги. Ребята, скажите , а у вас есть свои деньги? Кто вам их дает? Для чего? Что вы можете купить за деньги? Где ваши родители берут деньги?

- А вы знаете, как появились деньги? Тогда я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое, когда еще совсем не было денег. (Дети садятся на стульчики перед экраном).

Воcпитатель: Давным–давно денег совсем не существовало. Человек  тогда еще жил в пещерах и  все свое время тратил на добывание пищи.(слайд2). Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры , ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. (Слайд 3). Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего – то нельзя было достать трудом , они это просто отнимали у других. Какое – то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже нужна. И тогда начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так ,что сила не помогала и тогда приходилось поступать по – другому. Племена заключали союз и стали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки.(Слайд 4, 5).

- А больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками, янтаря, перьями и прочими красивыми вещами . Так украшения постепенно стали деньгами. Но меняться не всегда было удобно, так и появились металлические и бумажные деньги.

- Металлические деньги были тяжёлые и занимали много места. Это были отчеканенные кружки, вырубленные из металлических листов. Поначалу монеты чеканились вручную. Это делали кузнецы (Слайд 6).
Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью (Слайд №7).

Воспитатель: А какими деньгами мы пользуемся сейчас?

Дети: Бумажными купюрами и металлическими монетами.

Воспитатель: А чем по-вашему мнению удобнее пользоваться?

Дети: Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет (Идут и садятся за столы).

Воспитатель: Давайте подойдем к столу и рассмотрим внимательно монеты, которые там лежат. Они все одинаковые или чем- то отличаются?

Дети: Одни побольше - другие  поменьше, разного цвета. А теперь посмотрите на них с другой стороны.

Дети: Они разные.

Воспитатель: Монеты, на которых изображен орел называют рубли, а монеты с изображением всадника называются копейки.(Показываю картинки). Слово копейка ,произошло от слова копье, которым всадник пронзает дракона.

Воспитатель: Давайте ещё в одну игру поиграем.  Надо навести порядок разложить монеты   по достоинству, т.е. разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой. 

Д\И «Разложи монеты по порядку»

(Дети выкладывают монеты 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей ).

Воспитатель: Посмотрите, здесь на ковре разложены части монеток. Давайте поможем кузнецу составить целые монетки из этих  частей .


Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем достоинство монет, которые мы с вами собрали.(1, 2, 5 рублей).

Физкультминутка.

Мы устали чуточку отдохнем минуточку.

Эй, кузнец – молодец, (Шагают на месте).

Захромал мой жеребец.(Прихрамывают).

Ты подкуй его опять.(Выставляют ноги вперед).

Отчего ж не подковать?(Разводят руками).

Вот гвоздь, вот подкова.(Имитация  молоточка).

Раз, два и готово.


     
Воспитатель: Сейчас монеты чеканят с помощью машин на монетных дворах в городах Москве и Санкт - Петербурге. А бумажные  деньги печатают в типографии на специальной бумаге с водяными знаками.(Слайд 8, 9)

( Показываю детям).

(Подходят к столу, где лежат монеты разных государств).

Воспитатель: У каждой страны свои деньги. Это отличает их друг от друга. Глядя на деньги можно определить, какой стране они принадлежат. Посмотрите, как выглядят монеты других стран (Показываю).

(Слайд 10).

Воспитатель: С деньгами связано много примет, а каких, вы сейчас об этом расскажите (Рассказывают дети).

1.Деньги чаще подавай,
И при этом повторяй:
«Подаю я 
серебро,
Чтобы было мне добро».
2.В окно мусор не бросают,
С ним и деньги улетают,
А не верите вы мне,
Так живите в нищете.
3.Знай, купюры мять нельзя,
Не простят они тебя,
А решишь ты их скрутить,
Могут ввек тебя забыть.
4.Как купил себе ведро,
Наполняй скорей его,
У кого ведёрко пусто,
И в карманах-то не густо.
5.Если деньги подобрал,
Я хочу, чтоб ты узнал,
Деньги бросили с бедой,
А ты принес её домой.
6.В новом доме ты в углы
Скорей монеты положи,
Украшай лишь 
серебром,
Пусть прибудет в доме том.
7.Кошелёк свой подниму,
Луне растущей покажу:
«Расти  же, месяц 
золотой,
Пусть денежки растут с тобой».
8.Тот, кто ночью подметает,
Тот богатства выметает,
Не мойте вечером полы,
Чтобы деньги не ушли.
9.Если скатерть я стелю,
Деньги под неё кладу,
Не будет кражи в доме том,
И не иссякнут деньги в нём.
10.Мой совет сейчас прими,
Чтобы деньги не ушли,
Рукой правой отдавай,
Ну, а левой принимай.

Воспитатель: Давайте запомним эти приметы и будем их соблюдать, чтобы у нас всегда «водились денежки». Ребята, а  давайте для игры   «Магазин» начеканим  волшебные монетки. Сейчас вы  из пластилина вылепите монетки и сделаете на ней узор стекой. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков:

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота.

Тук, тук, тук,

Да ударил разом вдруг.

(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз, пальцы приподняты, слегка согнуты. Постукивать поочередно правой, левой руками, слегка согнуты. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Лепка

(Дети  выполняют работу, используя знакомые способы лепки).

Рефлексия. Вот сколько монет у нас получилось.

- Ребята, скажите, а чтобы у вас были деньги , что для этого нужно.

Дети: работать.

Воспитатель: А, чтобы вы работали, что для этого нужно?

Дети: Хорошо учиться и получить профессию.

Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у вас была хорошая работа и вам за нее достойно платили.

1614549782_66-p-dengi-na-belom-fone-90.png

                                               

      1.   «Заработанные деньги»

Зайчата Прыг и Скок помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Прыг собрал одну корзину орехов, а Скок за это же время - две корзинки. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

Как Белочке заплатить за работу зайчатам?

Кому дать большое яблоко, а кому - маленькое?

 

2. «Два медвежонка» 

Топтыжка  продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата грустили. 

Вопросы к детям:

Какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

3.  Подарки друзьям» 

Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки». 

Вопросы к детям:

Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?

4.  «Богатство Буратино» 

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю» - советует кот Базилио. «Лучше купи машину» - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома» - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банк», - размышляет Мальвина. 

Вопросы к детям:

Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

5. «Цена товара»

В лесной магазин привезли кондитерские изделия. Волк решил купить печенье к чаю. Цена печенья - 5 рублей. Волку показалось, что это очень дорого, и он начал торговаться с продавцом Ежом. 

Вопросы к детям:

Изменит ли цену печенья продавец? Почему?

6. «Бизнес Шапокляк» 

Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой - по 5 рублей. 

Вопросы к детям:

Почему цена яблок меняется?

7.  «Подарок для друга» 

Чебурашка выбирал подарок для своего друга - Крокодила Гены. Его внимание привлекли две коробки: в обеих были конфеты одного и того же сорта и в одном и том же количестве. Но одна из коробок была красивая, яркая и перевязана ленточкой, а другая в серой упаковке.

Вопросы к детям:

Какую коробку купит Чебурашка? Почему?

 

8.  «Выгодное ли предложение?» 

Дуремар сделал Тортилле деловое предложение: «Я строю на берегу твоего пруда фабрику по производству бумаги и каждый год буду платить тебе 100 золотых». Задумалась старая мудрая черепаха: деньги ей нужны, но если будет работать фабрика, то это очень повредит пруду — он уже не будет таким чистым и красивым, и рыба может погибнуть.

Вопросы к детям:

Как быть?  Принять ли Тортилле предложение Дуремара?   Почему?

        

Дидактических

Сюжетно-ролевых

Подвижных

1614549782_66-p-dengi-na-belom-fone-90.png

Дидактические игры

Дидактическая игра «Собери купюру»

Цель игры: Развить мелкую моторику рук, наглядного мышления, составление целой картинки из частей.

Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому рисунку.

Дидактическая игра «Поезд монет и купюр»

Цель игры: учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Ход игры: К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты, купюры)

1. дети распределяют монеты или купюры по вагонам в порядке убывания достоинства.

2. дети распределяют монеты или купюры по вагонам в порядке увеличения достоинства.

        

Дидактическая игра: «Что можно купить за деньги, а что нельзя»

Цель: Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения, пополнять активный словарный запас.

 Ход игры: Из  разрезных  карточек предлагается выбрать сначала, что можно купить за деньги, а что нельзя.

Дидактическая игра «Наполни копилку»

Цель игры: Накопить как можно больше денег.

Ход игры:

1. Положить все монеты в банк (середина поля)

2. Каждый игрок выбирает цвет свиньи. Больших свиней положите перед собой, а маленьких поставьте на стартовую клетку.

3. Игроки по очереди кидают кубик. Каждый игрок должен переместить свою свинку, на выпавшее количество очков.

4. Если ваш поросенок остановился на клетке, в которой зарабатывают деньги (покос, работа няней, уборка или продажа газет), вы получаете столько монет, сколько отображено на клетке. Эти монеты нужно положить в свою большую свинью копилку (на свободные кружочки).

5. Если ваш поросенок попадает на клетку, где тратятся деньги (конфеты, мороженое, одежда или новое домашнее животное), то вы должны отдать (в банк) столько денег сколько написано на клетке. Если у вас нет денег, то отдавать ничего не надо.

6. Если поросенок попадает к грабителю, то придется расстаться со всеми своими деньгами. Монеты при этом отправляются обратно в банк.

Первый игрок, который наполнит свою копилку побеждает.

     

Сюжетно – ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк»

Цель: формировать у детей знания о профессии «банковский работник», умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»

Оборудование: муляжи банковских реквизитов (банкомат, касса, телефон); кошельки, квитанции, деньги, банковские карточки.

Костюмы для: кассиров, охраны, консультантов.

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепление алгоритма совершения покупки, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста хлебных изделий,  ручной труд: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т.д.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; 5 карточек изображением набора продуктов и товаров, 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр.

 

Ход игры:

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: продавец проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках. Кассира приглашают пройти в кассу. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные). Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

 

Сюжетно – ролевая игра «Аптека»

Цель: закрепление алгоритма совершения лекарств, действий покупателя.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, коробок, рецептов.

Материал: инвентарь и оборудование сюжетно-ролевой игры «Аптека»; муляж таблеток, коробочки от таблеток и т.д.; 4 банковские карты, 4 кошелька с набором монет и купюр. 

Ход игры:

Игровые роли: фармацевт, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: фармацевт проходит в торговый зал, проверяет наличие ценников, порядок на полках, открывает аптеку, проходит за кассу. Покупатели проходят на кассу, дают рецепт фармацевту. Определяются каким способом будет производится оплата (наличные средства или безналичные).

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

 Цель: закрепить понятия «магазин», разнообразные виды магазинов;

познакомить с правилами поведения в магазине; практически закреплять правила поведения в магазине в игровой ситуации.

Продуктивная деятельность: изготовление кошельков, денег, конфет, коробок, накладных и т.д.

Материал: товар для продажи, ценники, витрины, предполагаемый кассовый аппарат, деньги для покупки товаров. 

Ход игры:

Игровые роли: продавец, покупатели. Детям предлагается выбрать, какую роль они будут выполнять в игре.

Игровые действия: вместе с детьми оформляем витрины магазина, приклеиваем цены товара. Организовать детей для работы в самом магазине: сидит на кассе и отбивает чеки. Важно, чтобы дети при покупке товара соблюдали правила поведения в магазине. При несоблюдении правил после игры прокомментировать ошибки, не переходя на личности, а обозначить типичные ошибки. По истечении некоторого времени можно поменять продавцов, чтобы и они могли продемонстрировать правила поведения в магазине.

Подвижные игры

Подвижная игра «Найди пару»

Цель - учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства, либо найти одинаковые монеты и купюры.

        

Подвижная игра «Коршун»

Цели- Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ведущий - Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

  • Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

-Ямочку рою.

-Зачем ямочка? - Денежку ищу.

-Зачем тебе денежка? — Иголку купить.

-Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить.

-Зачем мешочек? - Камешки класть.

-Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать.

-За что? — Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех



Экспериментальная деятельность

Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры?
Мы же с вами исследователи, давайте разберёмся и в этом вопросе. Согласны?

Высказывают предположения.
Дети соглашаются.

Проходите в лабораторию.
Вспомните правила поведения. Специальная одежда нам сегодня не потребуется.
Результаты экспериментов мы будем отмечать на карте.
Как вы думаете, а почему на столах у нас лежит бумага?

Дети проходят в лабораторию
Говорят правила поведения.
Предполагаемые ответы детей:
она заменит нам бумажные деньги.

Опыт 1.

Попробуйте помять, разорвать бумагу. А монету? Какой вывод можносделать?
Отметим это на карте.

Выполняют.
Дети: монета прочнее, она не рвётся и не мнётся.

Опыт 2.

Попробуйте намочить бумагу и монетку.
Какой вывод сделаем?
Отметим на карте.


Дети: бумага намокла, а монета нет.

Опыт 3.

Давайте определим, что тяжелее, монета или купюра?

 

На одну ладошку положите монетку, а на другую купюру. Как вы думаете, что тяжелее? А хотите, проверим? Подуйте. Какой вывод можно сделать?
Запишем результат.

Дети высказывают свои предположения: легче купюра.

Опыт 5.

Сложите монеты, а теперь купюры. Что удобнее хранить?
Запишем результат.
Какой вывод можно сделать?
Совершенно верно, нам нужны и бумажные деньги, и монеты.

Высказывают свои мнения.

КВН о российском рубле

Цель мероприятия: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  •  В игровой и занимательной форме закрепить у детей экономические знания, названия денежных знаков разных стран.
  • Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
  • Формировать уважительное отношение к своей национальной валюте, к людям, зарабатывающим деньги.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

Ведущий: Сегодня мы с вами проведем викторину о вещи, которая необходима всем людям. Без неё очень трудно жить, на первый взгляд это всего лишь бумажка, но в отличие от других, её не рвут, не бросают в мусорную корзину. На них даже не пишут. Наоборот, её очень берегут и неохотно с нею расстаются. Догадались?

Это деньги.

А какие бывают деньги?

В США- американские доллары, в Китае- юани, в Японии- иены. А в России?  

О деньгах в России послушайте загадку:

«Он металлический, блестящий,

Он звонкий, нужный, настоящий

А есть ещё он и бумажный,

Хрустящей денежкой отважной

На нем есть год и герб России,

Он круглый, маленький, красивый,

О чем здесь речь, что за предмет,

Ты поскорей нам дай ответ»

(Рубль)

Ход игры:

Будут участвовать две команды: команда «рублики», команда «копеечки» 

Выберите в своих командах капитана команды.

В этом ящике  задания.

Внимание первое задание!

Какая команда первая ответит на вопрос, поднимает руку. За правильный ответ команда получает фишки.

 Сегодня мы будем говорить о финансах.

1. КОНКУРС. Отвечаем на вопросы.

- Что такое финансы в вашем понимании? (деньги)

-А как вы думаете где берут деньги?(зарабатывают)

-Ребята как вы думаете, за что платят зарплату (ответы детей). Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

Вывод: Зарплата-это деньги, которые платят за труд.

1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (Рубль.). Если команда готова ответить поднимаем флажок.

2. Из какого металла изготавливали монеты? (золота, серебро)

3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём). Молодцы ребята,

4. Сколько копеек в рубле? (100)

Ведущий: Я приглашаю вас на «Блиц – опрос». На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

3. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)

4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)

5. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки)

2. КОНКУРС ПОСЛОВИЦ. 

А кто из вас знает пословицы про труд (дети поочереди рассказывают пословицы) Молодцы. А сейчас я буду задавать вопрос. Каждой команде по очереди. Готовы?

-Труд человека кормит а лень….(портит).

-Дерево сильно корнями а человек …. (трудами).

-Землю солнце красит а человека…. (труд)

-Делу время потехе …. (час)

-Скучен день до вечера когда делать (нечего)

-Дело мастера…. (боится)

3. КОНКУРС. Отгадай загадку.

Приглашаются игроки  от каждой команды. Каждый правильный ответ приносит команде 1 фишку.

1. Это крупный магазин,        

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).        

«Финансовая разминка»

Чтобы настроиться на игру, проведем финансовую разминку.

Педагог приглашает всех участников в круг,

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем - разжимаем кулачки)

Один и два - оплатим дом

Дом, в котором мы живем (загибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка – одежду купить (средний пальчик)

На четвертую монетку

Купим с вами есть, и пить (указательный)

Ну а пятую дружок

Пока спрячем в кошелек (прячем большой палец в кулачок)

4. КОНКУРС «Мульти-пульти».

Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.

Что купил папа Карло Буратино? (азбуку)

За сколько золотых купил Карабас Барабас азбуку у Буратино? (5 золотых)

Что предложили лиса Алиса и кот Базилио Буратино, чтобы увеличить его доход? (выкопать ямку и произнести слова Крекс – фекс – пекс»)

Зачем они повесили Буратино вниз головой? ( чтобы выпали деньги)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

Бонусный вопрос всем командам.

Сказочный герой

1.Героиня сказки нашла монету и обменяла ее на самовар. (Муха-цокотуха, К.И. Чуковский, «Муха-цокотуха»)

2.Герой этой сказки продавал на рынке корову, но резко передумал, сказав: «Такая корова нужна самому». (Старик, сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал»)

3.Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

4.Герой в этой сказке случайно узнал волшебные слова, благодаря которым смог открывать вход в гору с сокровищами. (Али-баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников»)

Музыкальная пауза

«Экономические частушки»

1. Мы доход своей семьи

Вмест подсчитаем.
Знаем цену всем вещам,
Что мы покупали.

Припев после каждого куплета:

Как так? Очень просто!

Что такое? Ничего!

Почему же? Потому же!

Отчего же? От того!

2. Будем знанья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем.

3. В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаем,

Мы играть не устаем.

4. Дали деньги папа с мамой,

Это значит твой доход.

Ты купил гуашь с бумагой.

Это, братец, твой расход.

5. Я бабусе говорю:

«В банк тебя я отведу.

Там проценты ты получишь,

Заживешь на них ты лучше».

6. Чтоб не тратить слишком много

Дам тебе один совет,

Каждый месяц снова, снова,

Ты планируй свой бюджет.

7. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются товар.

8. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

«Хрюша» - требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

5.Конкурс «Поезд монет и купюр»

Ведущий: Давайте ещё в одну игру поиграем.  Надо навести порядок разложить монеты и купюры  по достоинству, т.е. разложить от самой маленькой стоимости, до самой большой.

6.Задание от мудрой Совы

«Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы, за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю»

1.Ваши родители ходят на работу и получают за свой труд …зарплату

2.Бабушки и дедушки уже не работают, но получают от государства…пенсию

3.Братья и сестры учатся в институтах, колледжах, школах получают от государства…стипендию

4.Если сложить все деньги, которые получают члены семьи, это называется …доход семьи

5.Семья платит за свет, отопление, детский сад, питание, это называется ….расходы семьи

6. Маленькие дети тоже не могут работать, поэтому государство тоже платит им …детское пособие.

7.Конкурс «Собери купюру»

(Разрезные картинки)

Ведущий: Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их.

Ведущий: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам посчитать свои монетки.

 Награждение.

Консультации для родителей

Зачем обучать детей финансовой грамотности

Финансовая  грамотность для детей — это основа успешного будущего. Понимание того, как разумно тратить и экономить, поможет избежать многих ошибок. 

 Расскажите своему сыну или дочери, что деньги не берутся из воздуха — их нужно заработать. Если откладывать небольшие суммы денег, то можно накопить на ценные вещи. Не забывайте о финансовой безопасности и научите своего ребенка всегда проверять сдачу и не рассказывать незнакомым людям о своих сбережениях. 

 Все мы знаем, что ребенок лучше всего учится новому через игру. Финансовые игры для детей, такие как «Магазин» или «Обмен», подходят для пятилетних детей. С детьми школьного возраста можно организовывать походы в супермаркет, практиковать совместные покупки.

В финансовые игры можно играть с детьми в возрасте от 5 лет

 Есть дети, которые умеют читать и считать до 20 с 4 лет. А в 4 года они будут просить вас дать им денег, чтобы они могли покупать вещи для себя. А дети, которые уже научились писать, самостоятельно составляют список покупок, покупают товары строго по списку (даже некоторые мамы не позволяют «раскошеливаться», а помогают экономить). 

 По мере взросления ребенка игры могут усложняться. Вы можете играть в роли финансового советника, трейдера и банкира. Обязательно сводите ребенка в банк, страховую компанию, налоговую инспекцию, пенсионный фонд, брокерскую контору, офис недвижимости и даже на биржу (еще можно посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварный магазин).

 В возрасте 10-12 лет дети больше всего интересуются деньгами. В это время особенно хорошо играть в настольные игры: «Денежный поток для детей», «Монополия», «Монополия с банковскими картами».

Игры для детей 5-11 лет

Финансовые игры для детей от пяти лет и старше помогут им понять, что такое деньги, зачем они нужны и откуда берутся. Как они могут приумножить свои сбережения и какие опасности их подстерегают. Ваш ребенок перестанет чувствовать себя чужим, когда идет в магазин. 

Игра 1 "Размен"

В магазине дети видят, как вы достаете деньги из кошелька. Смогут ли они самостоятельно определить правильную сумму? Первая игра научит вашего ребенка различать монеты, менять купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.

 Как играть?  

 Наверняка, у вас много мелочи. Разложите их на столе и расскажите ребенку, какие бывают виды монет. Дайте им посмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.  Сделайте то же самое со счетами.  Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаем в магазине за продукты. 

 Покажите ребенку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет номиналом 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и т.д.). — комбинации могут быть разными).  Теперь предложите ребенку «поменять» ваши деньги. Пусть он даст вам монеты номиналом 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.

  Результат:    Эта игра научит вашего ребенка различать и считать деньги. Хотите сделать этот процесс еще более увлекательным? Предложите ребенку собрать различные комбинации из одинакового количества денег на скорость. 

Игра 2 "Магазин"

Теперь ваш ребенок знает, что любое количество денег можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — идите в магазин и оплачивайте свои покупки.  Практикуйте поход в магазин дома. 

 Как играть?     На столе разложите «товары»: игрушки, продукты из холодильника. Прикрепите ценник к каждому предмету. Договоритесь о том, кто будет «продавцом», а кто «покупателем».  Если «покупателем» будет ребенок, он должен собрать необходимое количество купюр и монет и отдать их вам в обмен на товар. Если сумма больше, пусть подождет сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь все зависит от ребенка — «продавца» — это проверить, правильно ли вы передали ему деньги. И если необходимо, сдать  сдачу.

  Результат:   Эта игра научит ребенка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы что-то купить, нужно за это заплатить. Продавец получает деньги и использует их для расширения своего бизнеса, покупая новые товары или улучшая те, которые он продает в настоящее время. 

Игра 3 "Квест в супермаркете"

 Предыдущие игры научили ребенка различать деньги по номиналу и расплачиваться за покупки. Теперь пришло время применить полученные знания на практике.

  Как играть?      Предложите ребенку отправиться за покупками. Объясните, что на этот раз ребенок  будет главным: он должен будет убедиться, что вы купили все вещи, которые планировали, и ребенка  хватило на них денег. 

Вместе с ребенком составьте список покупок и подготовьте сумму, которую вы планируете потратить в магазине.

Совет: 

  1.  Пусть список покупок будет не длинным (три-четыре пункта, не больше), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребенку было легче ориентироваться (две-три сотни рублей).

2.   Пройдитесь по магазину вместе с ребенком. Его задача — собрать все товары по списку и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребенка на то, что продукты из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и объема продукта.

 3.      В конце шопинга предложите ребенку купить дорогой товар, которого нет в списке — например, коробку конфет. Если ребенок согласится, спросите, достаточно ли у него денег. Конечно, денег на все не хватает.

Затем предложите ему выбор: либо отказаться от покупки товаров из списка и купить коробку конфет, либо отложить конфеты в сторону и пойти на кассу только с теми покупками, которые вы запланировали.  Позвольте вашему ребенку выбирать.

 Результат:

К концу этой игры он узнает сразу несколько вещей:

  1. .  Ребенок узнает, что перед походом в магазин нужно составить список покупок. Так легче не положить в корзину слишком много вещей и не потратить все деньги впустую. 

 2.  Ребенок  узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И не обязательно самый дорогой продукт является самым лучшим. 

3.   Ребенок  узнает, что все покупки делятся на желательные и необходимые. Коробка конфет — это желаемый расход. Конфеты — вещь вкусная, но если дома вас ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой не так много, можно обойтись и без конфет. То есть в данном случае коробка конфет является желанной покупкой, а молоко и подсолнечное масло — необходимыми. 

 4.  Ребенок должен оплатить свои покупки и проверить сдачу, которую ему даст кассир.

Поощряйте ребенка оставлять сдачу. Он может потратить их на игрушку или что-то приятное, или положить в копилку.  Ура, задание выполнено. Повторяйте это задание периодически, чтобы ваш ребенок научился тратить деньги с умом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Информационно-познавательный проект для подготовительной группы "Профессии".

Информационно-познавательный проект «Профессии». 1. Разработчик: воспитатель Шейко Е. В. 2. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (5-7лет), воспитатели, родители. 3. Образовате...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...

Информационно-познавательный проект по ранней профориентации Проект на тему «Мой папа - нефтяник»

Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, ее свойствах и продуктах ее переработки.Задачи:Образовательная: формировать предс...

Презентация информационно- познавательного проекта проекта " Что интересного в обычной тарелке"

Простые на первый взгляд вещи, порой таят в себе загадку. Данный проект направлен на исследование проблемы, значимой для детей : Нужна ли нам тарелка?, Какие разные бывают тарелки? Что интересного мож...