Этические беседы о бережливости
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Беседы помогают воспитывать бережное отношение к вещам, ресурсам. Формируют полезные привычки в быту
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека бесед о полезных привычках в быту
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «бережливость», формировать у дошкольников представления о бережливости;
2. Формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности;
3. Воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;
4. Вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий
5. Воспитывать уважение к людям труда.
Беседа «Что такое бережливость»
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня ребята у нас необычное занятие, а беседа: мы с вами будем говорить о бережном отношении ко всему, что нас окружает. Посмотрите вокруг-всё ли в порядке у нас в группе?
Дети: Да
Воспитатель: А не горит ли где свет?
Дети: Нет
Воспитатель: А давайте послушаем-не течёт ли вода из крана?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим как беречь всё, что нас окружает. Скажите, что ещё нам нужно беречь?
Дети: Игрушки, вещи, книги...
Воспитатель: А почему? Как вы думаете?
Дети: Чтобы предметы, игрушки и книги служили другим детям когда мы вырастем.
Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте с вами посмотрим, кто к нам пришёл в гости?
В группу входит ребенок в грязной одежде
Воспитатель: Настенька, почему у тебя такое грязное платье?
Внучка: Это ягодки виноваты, я их собирала и складывала в кармашки, а они раздавились и испачкали мне платье.
Воспитатель: А почему ты такая растрепанная?
Внучка: А это ветер виноват. Я бегу, а он за мной. Я спряталась от него под куст, а он меня и там нашел. Я убежала от него под лестницу, он меня и там отыскал. Я не виновата, это все ветер.
Воспитатель: А почему у тебя такие грязные коленки и ладошки?
Внучка: А это Шарик виноват. Вылез из будки и давай на меня лаять: «Лезь под забор!» Я и полезла.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто во всем виноват?
Дети: Внучка во всем виновата, не бережет свои вещи.
Воспитатель: Правильно ребята. Поэтому я хочу вас познакомить с правилами бережливого отношения к окружающей среде и я дума., наша грязнуля кое-чему научится. Но, сначала, ответьте мне-для чего нужно всё беречь?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Я вас услышала. Вы все правильно ответили. Сейчас мы с вами поговорим о…А вот о чём, догадайтесь сами!
Если вам помыться нужно,
Ванну полную набрать
Выльется дороже душа
Раза в три-четыре-пять…
Воспитатель: О чём говориться в стишке?
Дети: О воде.
Воспитатель: А почему не советуют принимать ванну, а принимать душ?
Дети: Потому что расходуется очень много воды. А в душе меньше воды расходуется. Нужно беречь.
Воспитатель: Правильно! Слушайте следующий стишок.
Вот вам правило простое:
Отопление зимою
Много сил и денег «ест».
Закрывайте дверь в…
Дети: Подъезд
Воспитатель: А для чего нужно закрывать дверь в подъезд?
Дети: Чтобы тепло не выходило.
Воспитатель: Правильно. Слушайте дальше.
Всем скажи-друзьям, знакомым,
Да и сам не забывай:
Перед выходом из дома
Свет повсюду…
Дети: Выключай.
Воспитатель: А зачем нужно выключать свет?
Дети: Чтобы расходовать меньше энергии. Чем больше горит свет, тем больше её расходуется.
Воспитатель: Всё верно! А теперь посмотрите на доску. На ней висят знаки. А вот какие, мы сейчас вместе посмотрим.
Воспитатель поочередно переворачивает знаки «Береги игрушки», «Береги воду», «Береги вещи», «Береги электроэнергию», «Береги книги». Дети отвечают, что за знак и что он означает.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Я, смотрю, вы немножко устали. Пора размяться.
Физкультминутка
Капитан Краб «Делай так» (мультзарядка)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что сзади вас лежат книги. Давайте их рассмотрим.
На столе лежат книги «Мойдодыр», «Крошечка Ховрошечка», «Вершки и корешки», «Федорино горе».
Воспитатель: Ребята, скажите, что в этих книгах бережётся:?
Дети по одному выбирают книгу и приводят примеры из неё.
Воспитатель: Как хорошо вы сегодня отвечали. Как много нового узнали. Мы начинаем свой путь бережливости окружающего мира и себя.
Посмотрите. Грязнуля превратилась в нашу милую Миру. Чистенькую и опрятную. Значит не зря мы сегодня уделили время для познания бережного обращения.
Беседа «Не обижай книгу»
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение К. Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей дать братьям имена.
Купила по книжке братишкам.
Один прочитал свою книжку.
Другой разорвал свою книжку.
Купила по книжке братишкам.
Но разные были братишки.
– Что сделал первый брат со своей книгой?
– Что сделал второй брат со своей книгой?
– Кто из вас поступает так же, как первый брат?
– А кто бывает иногда похож на второго брата?
– Что должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)
Затем педагог предлагает детям поиграть в больницу для книг.
Каждой вещи – свое место (4–5 лет)
Педагог напоминает детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.
Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой «Что взяла, клади на место!»
Это Оленьке известно:
Что взяла – клади на место!
Только девочка мала —
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
– Клала ли Оленька на место свои вещи?
– Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)
– Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?
– А кто из вас поступает так же, как Оленька?
– Часто ли мама говорит вам: «Положи на место»?
Далее воспитатель показывает детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой – разбросаны в беспорядке. Педагог предлагает детям одеть кукол. Затем интересуется, какую куклу удалось одеть быстрее.
Беседа «Бережное отношение к вещам на примере произведения К.Чуковского «Федорино горе»
Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Федорино горе», интонацией подчеркивая страдания сбежавших вещей и переживания по этому поводу Федоры.
Скачет сито по полям, А корыто по лугам.
За лопатою метла Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры. Так и сыплются с горы. Ислугалася коза, Растопырила глаза:…..
…….Скачет бабушка Федора: «Ой-ой-ой! ОЙ-ой-ой! Воротитеся домой!»
Но ответило корыто: «На Федору я сердито!»
И сказала кочерга: «Я Федоре не слуга!*…
….И ответила посуда: «Было нам у бабы худо,
Не любила нас она, Била, била нас она,…
….Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре, горе!
Но чудо случилось с ней:
Стала Федора добрей. Тихо за ними идет
И тихую песню поет:
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой»
И сказали блюдца: «Надо бы вернуться!*
И сказали утюги: «Мы Федоре не враги!»
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать. Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Почему эта сказка называется «Федорино горе»?
Когда Федора заплакала?
Чем закончилась сказка?
Почему надо беречь вещи?
Как называют человека, который бережет свои вещи? (Бережливый, аккуратный.)
Как называют человека, который не бережет свои вещи? (Небережливый, неаккуратный, неряха.)
По произведению К. Чуковского организовать инсценировку произведения
Беседа «Надо вещи убирать, не придется их искать»
Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша».
Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама.
Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!
Маша проснулась, открыла глаза:
Встану - не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.
А мама опять:
Маша, поднимайся, Маша, одевайся!
Нечего делать - надо подниматься, надо чулки одевать. Оглянулась Маша - а чулок-то нет! - Где же, где мои чулки?
Обыщу все уголки. Их на стуле нет, И под стулом нет. На кровати нет, Под кроватью нет... Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:
Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь, - так пойдешь.
Надо вещи убирать - Не придется их искать.
И воробьи за окном Машу поддразнивают:
Опоздаешь, Маша, Маша - растеряша!
А Маша все ищет:
И под стулом нет, И на стуле нет...
Да вот же они - у куклы в кроватке! Мама спрашивает:
Маша, скоро? Маша отвечает:
Надеваю чулки, Обуваю башмаки.
Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет:
Под кроватью нет, На кровати нет,
И под шкафом нет...
А кошка ходит все свое мурлыкает - приговаривает:
Ищешь, ищешь - не найдешь,
А разыщешь, - так пойдешь.
Надо вещи убирать - Не придется их искать.
Подошел к окошку петушок и запел:
Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!
Стала Маша просить петушка:
Петушок, петушок,
Разыщи мой башмачок!
Петушок поискал-поискал, нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где - на столе стоит. Мама спрашивает:
Маша, скоро? А Маша отвечает:
Вот надену платье и пойду гулять я! А платья тоже нет нигде!- В чем пойду гулять я? Потерялось платье! Платье в горошину, - Куда оно положено?
И на стуле нет, И под стулом нет...
А кошка вес свое мурлычет-приговаривает:
Ищешь, ищешь - не найдешь,
А без платья не пойдешь...
Надо вещи убирать - Не придется их искать. Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:- Платье в горошину,
На полочку заброшено! Мама говорит:
Больше ждать я не могу!
А Маша отвечает:
Я бегу-бегу-бегу!
Бежит Маша в детский сад, торопится.
А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:
Опоздала, Маша, Маша-растеряша!
Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад.
Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.)
Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать?
Почему Маша долго собиралась в детский сад?
Где находились ее чулки, башмаки, платье?
Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?
Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи?
Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не сразу встала, долго искала свои вещи.)
Обсуждая с детьми этот вопрос, воспитатель объясняет им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было, и позавтракать, и поиграть, и погулять.
Предложить детям нарисовать комнату, в которой все вещи лежат на своих местах. Затем воспитатель проводит инсценировку по рассказу Л. Воронковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Беседа о бережливости "Надо вещи убирать, не придётся их искать"
беседа с детьми среднего возраста о бережном отношении к своим вещам...
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...
Беседа о бережливости в старшей группе.
Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санк-Петербург. Беседа о бережливости в старшей группе.Беседа с детьми старшего возраста (5-6 лет) «Уроки бережливости» в ходе реализ...
Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...
Конспект беседы «Будем бережливы» в подготовительной группе.
Конспект беседы «Будем бережливы» в подготовительной группе....
Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .
Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....