Перспективный план «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Таблица 1
Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
| № п/п | Тема | Содержание | Мероприятия | ||||||||
|
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||||||||||
| 1.1. | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка - передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде | ||||||||
| 1.2. | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно» | ||||||||
| 1.3. | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | ||||||||
| 1.4. | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | ||||||||
1.5. | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини- спектакль | |||||||||
1.6. | Труд во благо | Закрепление материала. | Мониторинг знаний и умений детей | |||||||||
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?» | ||||||||||||
2.1. | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ | |||||||||
2.2. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | |||||||||
2.3. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата | Беседа, обсуждение, | |||||||||
| денежка всегда крепка | родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | игра «Как потопаешь, так и полопаешь», сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | |||||||||
2.4. | Квест – игра «Гуси - лебеди» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Квест - игра «Гуси - лебеди» | |||||||||
2.5. | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Мониторинг знаний и умений детей | |||||||||
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | ||||||||||||
3.1. | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | |||||||||
3.2. | Мини-спектакль «Хочу - надо» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивная игра «Хочу – надо» | |||||||||
3.3. | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | Виртуальная экскурсия в магазин "Магнит", Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками» | |||||||||
3.4. | Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Продук- тивная деятельность | |||||||||
3.5. | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар – стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | |||||||||
| 3.6. | «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно - ролевая игра «Магазин». Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей | ||||||||
| 3.7. | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение | ||||||||
| 3.8. | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра праздник «Ах, какая ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. | ||||||||
| 3.9. | Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет» | Закрепление материала. Праздник в рамках проекта по финансовой грамотности | Мониторинг знаний и умений детей | ||||||||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направления и формы работы с родителями
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Выставки, ярмарки, квест – игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
Перспективный план работы с родителями по теме самообразования
Период | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. |
Октябрь | Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.
|
Ноябрь | Консультация: «Обучение финансовыми навыками в дидактической игре». Предложить художественную литературы для чтения детям, разместить памятки, буклеты, которые помогут родителям организовать работу по формированию знаний в области экономики |
Декабрь | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
|
Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами». Сбор домашнего фотоматериала для оформления выставки «Любимые покупки», изготовление атрибутов для игр.
|
Февраль | Буклет «Учите ребенка выбирать и покупать товар» Участие в выставках: «Моя денежная единица», «Необычный банкомат», «Реклама глазами детей». |
Март | Папки-передвижки «Юные экономисты», «Занимательные финансы». «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей)».
|
Апрель | Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности». |
Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги». Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: отчёт о результатах работы с детьми по теме самообразования. Анкетирование родителей о нужности данной работы. |
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
Период | Мероприятия |
Сентябрь | Ознакомление педагогов на пед.часе с темой самообразования. Анкетирование «Я и финансовая грамотность».
|
Октябрь Ноябрь | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы и т.д.).
|
Декабрь | Проведение мастер - класса «Заинтересованность детей. Формы работы по формированию финансовой грамотности в ДОУ».
|
Январь Февраль | Внедрение познавательно – творческих проектов «Азы финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим».
|
Март | Интеллектуальная игра с педагогами «Я – домашний финансист».
|
Апрель | Выступление на семинаре – практикуме «Основы воспитания финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
|
Список использованной литературы
1. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - с. 103.
2. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2016. – 98 с.
3. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015. - 89 с.
4. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2012. – 80 с.
5. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и
перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2016. – с. 158 – 161.
6. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
7. Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019. – с. 324
8. Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019. – 118 с.
9. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176 с.
10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
«Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Таблица 1
Тематический план работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Тема | Содержание | Мероприятия | |||||||||
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | ||||||||||||
1.1. | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка - передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде | |||||||||
1.2. | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно» | |||||||||
1.3. | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | |||||||||
1.4. | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем | |||||||||
1.5. | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини- спектакль | |||||||||
1.6. | Труд во благо | Закрепление материала. | Мониторинг знаний и умений детей | |||||||||
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?» | ||||||||||||
2.1. | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ | |||||||||
2.2. | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» | |||||||||
2.3. | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата | Беседа, обсуждение, | |||||||||
денежка всегда крепка | родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | игра «Как потопаешь, так и полопаешь», сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» | ||||||||||
2.4. | Квест – игра «Гуси - лебеди» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Квест - игра «Гуси - лебеди» | |||||||||
2.5. | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Мониторинг знаний и умений детей | |||||||||
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | ||||||||||||
3.1. | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | |||||||||
3.2. | Мини-спектакль «Хочу - надо» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивная игра «Хочу – надо» | |||||||||
3.3. | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. | Виртуальная экскурсия в магазин "Магнит", Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками» | |||||||||
3.4. | Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Продук- тивная деятельность | |||||||||
3.5. | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар – стоимость - цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение | |||||||||
3.6. | «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно - ролевая игра «Магазин». Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей | |||||||||
3.7. | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение | |||||||||
3.8. | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра праздник «Ах, какая ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. | |||||||||
3.9. | Сюжетно - ролевая игра «Супермаркет» | Закрепление материала. Праздник в рамках проекта по финансовой грамотности | Мониторинг знаний и умений детей |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направления и формы работы с родителями
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Выставки, ярмарки, квест – игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
Перспективный план работы с родителями по теме самообразования
Период | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. |
Октябрь | Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры. |
Ноябрь | Консультация: «Обучение финансовыми навыками в дидактической игре». Предложить художественную литературы для чтения детям, разместить памятки, буклеты, которые помогут родителям организовать работу по формированию знаний в области экономики |
Декабрь | Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Индивидуальная помощь родителям по их запросам. |
Январь | Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами». Сбор домашнего фотоматериала для оформления выставки «Любимые покупки», изготовление атрибутов для игр. |
Февраль | Буклет «Учите ребенка выбирать и покупать товар» Участие в выставках: «Моя денежная единица», «Необычный банкомат», «Реклама глазами детей». |
Март | Папки-передвижки «Юные экономисты», «Занимательные финансы». «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей)». |
Апрель | Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности». |
Май | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги». Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: отчёт о результатах работы с детьми по теме самообразования. Анкетирование родителей о нужности данной работы. |
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
Период | Мероприятия |
Сентябрь | Ознакомление педагогов на пед.часе с темой самообразования. Анкетирование «Я и финансовая грамотность». |
Октябрь Ноябрь | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы и т.д.). |
Декабрь | Проведение мастер - класса «Заинтересованность детей. Формы работы по формированию финансовой грамотности в ДОУ». |
Январь Февраль | Внедрение познавательно – творческих проектов «Азы финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим». |
Март | Интеллектуальная игра с педагогами «Я – домашний финансист». |
Апрель | Выступление на семинаре – практикуме «Основы воспитания финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ». |
Список использованной литературы
- Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. - 2003. - №4. - с. 103.
- Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. Пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2016. – 98 с.
- Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015. - 89 с.
- Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. - М., 2012. – 80 с.
- Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и
перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2016. – с. 158 – 161.
- Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
- Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019. – с. 324
- Семенкова, Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019. – 118 с.
- Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176 с.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2016. – 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1114599-1598888608.jpg)
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1348822-1634280169.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1084702-1543315645.jpg)
Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».
Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/23/picture-884059-1487858552.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Игра "Магазин"
Формирование основ финансовой грамотности дошколников,введение детей в увлекателный мир экономики, приобретение детми социалного опыты познание смысла экономических терминов и явлений...