Организация предметно_развивающей среды для формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников
статья по основам финансовой грамотности
На сегодняшний день аспект формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одним из ведущих в педагогике, потому как данный аспект затрагивает все сферы человеческой жизни. Все люди непременно решают определенные финансовые вопросы, которые касаются как частной, так и общественной жизни. Это касается формирования личных доходов и расходов, умения правильно планировать свой бюджет. Финансовая грамотность в настоящее время - это важнейшая компетенция, которая жизненно необходима для всех современных людей, так же как и умение читать и писать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Чушкина Анна Александровна
Воспитатель
Черных Елена Ильинична
Старший воспитатель
На сегодняшний день аспект формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одним из ведущих в педагогике, потому как данный аспект затрагивает все сферы человеческой жизни. Все люди непременно решают определенные финансовые вопросы, которые касаются как частной, так и общественной жизни. Это касается формирования личных доходов и расходов, умения правильно планировать свой бюджет. Финансовая грамотность в настоящее время - это важнейшая компетенция, которая жизненно необходима для всех современных людей, так же как и умение читать и писать.
В соответствии с ФГОС ДО важнейшая цель и результат образования - это развитая личность. Формировать финансовую грамотность, значит приближать детей к жизни в реальных условиях, зарождать задатки экономического мышления, все это способствует приобретению тех качеств, которыми необходимо обладать личности. В период дошкольного детства создается основа не только финансовой грамотности, но и познавательная мотивация, она позволяет не терять интерес к образованию на протяжении всей жизни. Поэтому работа по формированию финансовой грамотности требуется не только школьникам и студентам, но и детям дошкольного возраста.
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в первую очередь от развивающей предметно-пространственной среды, в которой непосредственно и происходит формирование финансовой грамотности. Потенциал развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать при формировании основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Здесь перед педагогом возникает задача - подать дошкольникам материал так, что бы элементарные финансовые понятия были увлекательны и доступны для детей. Исходя из данной задачи, в группе старшего дошкольного возраста необходимо организовать определенную среду, которая будет способствовать обогащению различных видов деятельности детей экономическим содержанием.
Предметно-пространственная среда для развития основ финансовой грамотности должна содержать предметы, которые отражают содержание многообразных экономических сфер (производство, технологии, товар, деньги, нравственно-этической и многих других). В соответствии с этим можно произвести зонирование помещения группы на следующие зоны:
- информационная зона, которая включает в себя произведения художественной литературы, где есть сюжеты экономического содержания;
- занимательная зона, в которой расположены кроссворды, экономические задачи, ребусы и головоломки;
- игровая зона, здесь находятся: дидактические игры, игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Почта», «Биржа», «Туристическое агентство».
Актуально и важно познакомить дошкольников с многообразием профессий, донести до детей, что профессия является источником заработка. Знакомство с профессиями можно начать с фотографий, плакатов, основной упор делая на предприятия родного города. При знакомстве с миром профессий создаются тематические альбомы, педагог читает детям книги по теме с последующим обсуждением.
Нашли широкое применение в формировании основ финансовой грамотности и различные виды дидактических игр, они специально создаются педагогом для решения конкретных педагогических задач, например: «Разложите товар», «Чей труд важнее?», «Кому что нужно», «Купи другу подарок».
Важнейшей задачей формирования финансовой грамотности является знакомство детей с деньгами, она решается путем заполнения развивающей предметной среды тематических альбомов, рабочих тетрадей, коллекциями денег. В период, когда педагог знакомит детей с деньгами и профессиями, при организации сюжетно-ролевых игр можно применять макеты предметов, которые связанны с финансовой темой, например, банкомата.
При создании сюжетно-ролевых игр в развивающую предметно-пространственную среду группы, помимо тематического игрового оборудования, такого как спецодежда, дисконтные карты, кошелёк, банкомат, следует продумать алгоритмы развития игровой ситуации, создать различные варианты моделирования и конструирования игрового пространства группы. Игровые сюжеты развиваются исходя из конкретной педагогической задачи, например, изучая деньги и профессии, дети играют в игры «Магазин овощи и фрукты», «Мебельная фабрика».
Особое внимание следует уделить работе с родителями, ведь не только в детском саду, но и в семье необходимо заниматься с детьми формированием финансовой грамотности. Для родителей можно оформить информационный стенд с регулярно обновляемой информацией, памятки «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно». Данная информация помогает родителям получить дополнительные знания по формированию финансовой грамотности у детей.
Таким образом, образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности может проходить не только в форме непосредственной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной предметно-развивающей среде.
ЛИТЕРАТУРА
- Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 119 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы «Играем вместе» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – Москва: Вита – Пресс, 2019 – 40 с.
- Стахович, Л.В. Занимательные финансы. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – Москва: Вита – Пресс, 2019 – 31 с.
- Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений»/ Л.В. Стахович, Е.В. Семенова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – Москва: Вита – Пресс, 2019 – 32 с.
- Финансовая грамотность дошкольника: программа кружка, ресурсный и диагностический материал, занятия и игры / авторы-составители: Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселëва. - Волгоград: Учитель, 2019. - 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....
конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников "
содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....