“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры по экономическому воспитанию дошкольников, развития личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека.
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi.docx | 691.34 КБ |
Предварительный просмотр:
“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”
Подготовила Юрчишина Ольга
Ивановна воспитатель высшей
квалификационной категории
г.Нягань 2023г.
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости, трудолюбия, здоровой оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Финансовая грамотность – важнейшее условие финансового благополучия.
Развитие социальных качеств включает в себя развитие экономической культуры детей дошкольного возраста. Экономическая культура личности детей характеризуется первичным представлением об экономических понятиях и их составляющих.
В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация программ, направленных на развитие предпосылок к финансовой грамотности дошкольников.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников по данному направлению, были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
2. Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
4. Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка.
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников ставим перед ними цель познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
Перед началом работы по взаимодействию с родителями по данному направлению, были разработаны анкеты. Главная их задача: определить уровень финансовой грамотности обучающихся и их родителей - провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам; - показать обучающимся значимость финансовой грамотности; - развивать умение распоряжаться личными финансами. Родители с большим удовольствием приняли участие в анкетировании. По его результатам выявлено, что большинство из них с пониманием отнеслись к предложенной теме, отмечая свою заинтересованность в освоении старшими дошкольниками основ финансовой грамотности, в полной мере понимает, что предстоит осваивать их детям.
В работе с семьями воспитанников были использованы следующие формы работы:
- родительские собрания
- мастер – классы
- информационное взаимодействие
- досуги
- родительские посиделки
Работа с родителями начиналась с родительского собрания, на котором раскрыли идею программы экономического воспитания детей: цель, задачи, содержание. Показали необходимость работы по данной проблеме, рассказали о том, что мы вкладываем в понятие «экономика», экономическое воспитание, труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность.
Рассказали родителям, что при проведении занятий по ознакомлению детей с разными профессиями, с трудом людей, значение труда можно объяснить только при условии их непосредственного участия и помощи. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
На мастер-классе показали, как можно познакомить детей с выбором будущей профессии. Первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы старались обеспечить педагогическую поддержку семьи. А именно: организовали совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности. Это реализовалось через:
- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Дети и финансы» и др.).
- досуговые формы: «Как накопить на мечту», выставку «Моя копилка лучше всех!» где дети с большим удовольствием приняли участие. Копилки принесли на выставку разнообразные, через них воспитывается бережливость по отношению к бюджету семьи.
Так же проводятся родительские посиделки на тему «Формирование финансовой культуры дошкольника как залог грамотно развивающейся личности», где обсуждаются такие вопросы как «Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?», «Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?»; проводилась игра «Между «надо» и «хочу» для повышения педагогической компетентности в вопросах формирования финансовой культуры и умения разделять реальные потребности и свои желания; беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей; «Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей» с целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры «Шоппинг с семьей»
Какие же еще активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности? Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – конечно, совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого необходимо включать активность, связанную с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка.
Родителям можно предложить поиграть с детьми дома в такие игры, как: «Игры с монетами», «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю. Например, для игры «Найди одинаковые монеты» нужно разложить на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет несколько двухрублевых, рублевых монет, пятирублевых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. После чего попросите ребенка найти одинаковые монеты, уточните, на какие признаки опирался ребенок при сортировке монет: цвет, размер, элементы дизайна.
Также можно предложить поиграть в семейную игру «Монополия», которая нравится не только детям, но и взрослые с удовольствием вовлекаются в нее. Эта игра прекрасно формирует у ребенка навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. Способствует формированию четкому представлению детей, что для достижения поставленной им цели необходимо продумать тактику своего поведения. В ходе игры ребенок узнает, что такое вливание собственных средств, долги и кредиты, как работает система денег и какую пользу можно получить, обращаясь с ними грамотно. Пусть это всего лишь игра, но игра с проекцией на взрослую жизнь.
Предложить родителям совместное посещение с детьми магазинов – это еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т. д.
Таким образом, совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...
Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...