План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)
План по самообразованию по теме "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_voronina.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 «Катюша»
Самообразование воспитателя Ворониной Инны Владимировны на 2019-2022 учебный год
Тема: «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игр.
Задачи:
1. Осуществить подбор и анализ литературы по теме самообразования, конкретизировать содержание понятий «финансовая грамотность», «экономическое воспитание».
2. Определить роль игровой деятельности в воспитании основ экономической культуры у старших дошкольников.
3. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
4. Разработать систему просвещения родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы по самообразованию на 2019 – 2022 гг.
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
Организационно-ознакомительный этап | |||
2019-2020 | Формирование потребности в самообразовании (актуальность), самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач | Октябрь-декабрь, 2019 г. | Актуальность, цель, задачи, новизна, практическая значимость |
Теоретическое изучение проблемы | |||
Планирование по самообразованию | Декабрь-май 2019-2020 г. | Перспективный план работы | |
Подготовка оборудования и материала | Оборудование, атрибуты к играм, картотека игр. | ||
2020-2021 | Основной этап | ||
Практическая деятельность (применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями). | Сентябрь 2020 – май 2021 г. | -проведение открытого просмотра. -картотека игр и пособий. - оформление выставки методических пособий. -консультации для педагогов и родителей. | |
Заключительный этап | |||
2021-2022 | Практическая деятельность | Сентябрь 2021 май 2022 г. | - проведение открытого просмотра. - конспект проведения игр. - родительское собрание. |
Подведение итогов самообразования | Май 2022 г. | Выступление на заседании педагогического совета с педагогическим опытом работы по теме самообразования. |
Литература по теме самообразования:
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Пояснительная записка
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому просвещению населения.. Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В настоящее время стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне, осуществляется процесс разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Центробанком РФ, Минфином и Минобрнауки РФ. Минобрнауки планирует включение преподавания финансовой грамотности в программу обучения детских садов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой грамотности детей является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
Актуальность темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их зарабатывания.
Цель:
раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста, а также дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
- формирование экономических представлений и компетенций; - развитие экономического мышления дошкольников,
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,
- обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
- обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- обучение детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер .
Принципы организации игр в семье:
- отбор знаний, полученных на занятиях и в совместной деятельности в процессе обучения, для последующего отражения в играх;
- ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия и знания из финансово- экономической области;
- отражение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр; - организация коллективных игр.
Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих экономическое содержание.
Знакомство с миром экономики и финансов логически выстраивается от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям: «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и др. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию дошкольников. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство детей с такими понятиями, как "деньги", "товар, "счет" и т. д., с помощью сюжетных, дидактических, театрализованных игр; чтением и обыгрыванием сказок, скороговорок...
Доклад на тему "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Доклад на онлайн-форсайте "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Программа по самообразованию "Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
ПРОГРАММАПО САМООБРАЗОВАНИЮСимановой Юлии Николаевны,на 2022 - 2023 г.г....
“Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста”
Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлена на решение формирования общей культуры по экономическому воспитанию дошкольников, развития личности детей,...