Значение освоения основ по финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района
Статья по теме «Значение освоения основ по финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:Бескоровайная А.С
В соответствии с ФОП ДО, главной целью и результатом образования
является развитие личности. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими впоследствии образовательных программ начального общего образования.
Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому в образовательную деятельность старших дошкольников должны быть включены занятия по освоению основ финансовой грамотности.
Следует помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы – уровне образования старших дошкольников — на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Современные дети растут и развиваются в социальном мире и являются его неотъемлемой частью. Они готовятся стать полноправными членами общества, и задача воспитателей помочь им в этом. Дети, особенно старшие дошкольники, с удовольствием погружаются в освоение экономических и финансовых знаний. Наиболее интересны для них практические занятия: экскурсии на объекты, которые связаны с экономикой, с целью знакомства с людьми разных профессий; действия с денежными знаками; игровая деятельность, основанная на финансовых отношениях (например, сюжетно-ролевых игры «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д.)
Решение задач по освоению финансовой грамотности старшими дошкольниками возможны лишь в тесном взаимодействии с родительской аудиторией, что включает и стимулирование родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с деньгами и управлением личными финансами.
Поэтому большое значение имеет комплексный подход к финансовому образованию по схеме «дети-родители-педагоги», предусматривающий одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов.
Каждый ответственный родитель старается работать, чтобы у его ребенка было счастливое и беззаботное детство. Грамотная финансовая политика в семье играет в этом не последнюю роль. Но как научить ребенка финансовой грамотности? Психологи утверждают, что уже с раннего возраста детей нужно обучать основам финансовой грамотности. Один из способов — быть хорошим примером для своего ребенка в экономических вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся его родители к деньгам и в дальнейшем будет равняться на них.
Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Поход в супермаркет - это не просто прогулка вдоль полок с рассматриванием товаров, а необходимое действие для обеспечения жизнедеятельности семьи. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенка можно познакомить с понятием «уложиться в семейный бюджет». Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнок должен знать и о финансовых трудностях семьи, если таковые возникли.
Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают своим трудом (умственным или физическим).
В тоже время ребенок не сможет научиться обращаться с деньгами, если у него их нет. Поэтому старший дошкольный возраст может быть тем периодом, когда у ребенка появляются карманные деньги. Безусловно, под присмотром родителей и с учетом его индивидуальности.
Финансовая деятельность ребёнка должна находиться, конечно же, под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Вполне возможно, что будут ошибки и потери, но необходимо помогать ребенку самостоятельно принимать решения. Терпение со стороны родителей в обучении финансовой грамотности своего ребенка пойдет на пользу и в будущем даст свои плоды. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Необходимость внедрения и реализации программы по финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста позволит сформировать у них умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является
средством удовлетворения потребностей. Заложит основы таких качеств, как:
трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, умение понимать ценности и значения денег в жизни человека и семьи, закрепит интерес ребенка к дальнейшему получению финансовых знаний. Реализация программ даст социальные эффекты и будет иметь для ребенка практическое значение, в том числе при обучении в школе.
Однако существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности:
- недостаточная осведомленность педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей о значимости и освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности;
- отсутствие методических и учебных пособий, парциальных программ, специальной литературы по освоению финансовой грамотности детьми дошкольного возраста;
- отсутствие систематической организационной и профессиональной поддержки педагогов (курсы повышения квалификации, семинары, консультации) в области освоения финансовой грамотности в ДОО;
- неразвитость социального партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико- ориентированными занятиями.
Решение вышеуказанных проблем и привлечение внимания научной аудитории к проблематике освоения финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста, организация системы финансового и экономического образования педагогов и просвещения родительской аудитории даст свои плоды и уверенность в завтрашнем дне подрастающих поколений, в стабильности финансово-экономической сферы страны в целом.
Литература:
1. Антонов, Ю. Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения. Воспитатель ДОУ, №9, 2018, С.6-16.
2. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.
3. Люнфин, И. В. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №8.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.
5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".
В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Ша...
КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизн...
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....