Конспект квест-игры по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Конспект квест-игры по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_otkrytoe_zanyatie_rmo_mart_2023.docx170.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект квест-игры по финансовой грамотности

Тема: «Путешествие в страну Экономика».

Воспитатель: Скляр Анна Александровна.

Возрастная группа: старшая.

Форма проведения: квест-игра.

Культурные практики: коммуникативная деятельность;

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством квест - игры.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепление представлений у детей о монетах и банкнотах.
  2. Ознакомление детей с понятиями «доход» и «расход», «семейный бюджет».

Развивающие: Развитие интереса детей к выполнению заданий в совместной деятельности.

Воспитательные:

  1. Осознание эффективности коллективной работы.
  2. Воспитание умения договариваться друг с другом.

Оборудование: ПК, магнитная доска, картинки  финансовой грамотности, монеты и банкноты разного достоинства, карточки с профессиями, простые карандаши, белые листочки , картонные заготовки, 2 контейнера с водой, разрезной  и целый ключик, разноцветные кружочки для подсчета сем. бюджета.

Герой сказки: Буратино.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная.

Организация работы: подгрупповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Планируемые результаты: позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активная продуктивная деятельность, заинтересованность детей в дальнейшем изучении финансовой грамотности.

Методы: игровые, перцептивные (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы,  показ способов действий.

Ход занятия:

Создание мотивационного поля.

1.Вводная часть. Дети входят под песню «Деньги - лепесточки» из мультфильма «Три котёнка».

Вос: - Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. А для этого встанем в круг.

Д. Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем гостям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Стихотворение читает ребенок

С экономикою нас

Начали знакомить.

И как деньги получать,

 Их же экономить.

Мы доход своей семьи

Вместе подсчитали,

Знаем цену всем вещам,

Что нам покупали!

Будем знанья получать,

Денежки накопим!

И вам детские сады

В будущем построим!

2.Введение в ситуацию.

Вос.: Стук в дверь.  Ребята, вы слышите, кто- то стучится? (Заходит Буратино, садится на пол и плачет).

Вос.: ребята, кто это к нам пришел?

Дети: Буратино!

Вос.: А из какой он сказки?

Дети: «Золотой ключик или приключения Буратино».

Вос.: Здравствуй, Буратино!

Бур.: Здравствуйте, ребята!

Вос.: Почему ты плачешь? Что случилось?

Бур.: Когда я торопился к вам в гости, я нечаянно разломал и потерял свой золотой ключик  вот от этой шкатулки в стране  под названием «Экономика», и теперь я не знаю,  как мне быть, как открыть шкатулку.

Вос.: Поможем Буратино?! Ребята, а как вы думаете, что это за страна такая – «Экономика»?

Этой страны нет ни на одной географической карте.  Каждый житель этой страны  мастерски занимается своим делом.  Я приглашаю вас в увлекательное путешествие, но на пути у нас будут препятствия, которые нам нужно преодолеть. 

 Бур.: Я уверен, что вы сообразительные и дружные ребята и обязательно со всем справитесь. Чтобы нам попасть в эту страну, нужно сказать волшебные слова. (Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)  

«Вправо-влево повернись, в стране Экономика  очутись!»

Дети повторяют за Буратино!

3. Основная часть  квест-игры.

Проходят испытания по станциям. Буратино объявляет названия станций.

Буратино: 1 станция – Знай-ка

Получение новых знаний. (Дети сидят на стульчиках у магнитной доски с информ. картинками).

Вос.: - Дети, а вы знаете, что такое Экономика? Экономика – это наука о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас правильно тратить деньги и экономить их.  А что такое деньги? Какие они бывают? (ДЕНЬГИ – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. За что их дают людям? (за работу, за труд люди получают деньги, зарплату). Да, человек получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные человеком в результате какой-либо деятельности  (зарплата, пенсия, премия, выигрыш в лотерею и т. д.). А когда вы покупаете что - то на свои деньги, вы их тратите или нет? Ваши затраты – это расход. Расход – это трата денег на прожитие.

Вос.: Как вы думаете, ребята, доходов в семье должно быть больше или меньше, чем расходов? Молодцы! Вот мы нашли часть золотого ключика.

Вос.: Чтобы найти следующую часть ключика, нужно подумать и ответить.

Буратино: 2  станция - Размышляй –ка 

 Если «доход», то кричим -  «УРА!», если «РАСХОД», то кричим - «УХ!»

- Папа получил зарплату (доход)

- Мама выиграла денежный приз (доход)

- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)

- Заплатили за квартиру (расход)

-  Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)

- Родители купили телевизор (расход)

- Бабушка продала на рынке рассаду капусты  (доход)

- Дочка порвала куртку (расход)

- Купили лекарство для дедушки (расход)

- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)

- Купили путёвку на море (расход)

Итог: Скажите, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?  

 Вывод: доходов в семье должно быть больше. Вот мы нашли  часть ключика! Держи, Буратино!

Вос.: Сейчас, ребята, мы отправимся на станцию под названием «Семейный бюджет».  Как вы думаете, что это такое?

Буратино: 3 станция – Посчитай-ка

Решение задачи

Посчитаем доход семьи Ивановых. Карточки.

Папа – з/п-3 р.

Мама- з/п – 2р.

Бабушка – пенсия 2р.

Дедушка – пенсия 2р.

Сколько рублей  составляет семейный бюджет? Записать.  (6 р.).

Вос.: Молодцы, ребята, вот еще часть золотого ключика!

Вос.: Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем и отправимся дальше.

Физминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке.  (Бег на месте)

Вдруг порвались босоножки! (Один хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (Разводим руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (Обнять щечки ладошками, покачать головой)

Будем туфли покупать. (Потопать ногами в ритм словам)

Станем денежки считать. (Потереть большим пальчиком остальные пальчики)

Один, два, три, четыре. (Хлопают в ладоши)

Вот мы туфельки купили! (Указывают руками на обувь, выставляя на пяточку то одну, то правую, то левую ножку).

Вос.: Ребята, а сейчас мы отправимся в мини-лабораторию и проведем опыты с деньгами.

Буратино: 4  станция – Испытай-ка (на столе)

Карточка – колба. Работа в мини- лаборатории.

Экспериментирование: что удобнее: монеты или банкноты.

  1. Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать порвать. Почему?

Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету. Что происходит?

Вывод: банкнота не тонет, а монета утонула, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

3. Что тяжелее: монета или купюра? Подуть/ Уронить.

Подуть на монету, а потом на банкноту. Почему?

Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

4. Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)? Почему?

Вывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10.

5. Техника «Фроттаж» (штрихование монеток простым карандашом).

Итог: монетку можно заштриховать, а купюру-нет.

Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплате карту, она еще удобнее. (Денег не видим, но они есть!)

Вос.: ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.

Молодцы, ребята, вот еще часть золотого ключика! Держи, Буратино!

Вос.: Ребята, в нашей стране люди в основном пользуются российскими рублями. Это монеты достоинством – 1коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. и 10 руб.  Купюры достоинством – 10 руб, 100р., 200р.,  500р., 1000 р., 2000 т.р., 5000т.р.

Вос.: Сейчас мы деньги изучаем. И дружно пазлы собираем!

Буратино:  5 станция –Собирай-ка  (за столом)

Дидактическая игра «Собери купюру и монетки» (пазлы). Дети делятся на три команды и собирают пазлы.

Итог: Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Молодцы, ребята, вот еще часть ключика! Держи, Буратино!

Вос.: Мы подошли на последнюю станцию. И на ней нам нужно взять часть золотого ключика, но, чтобы его забрать, нужно подумать. Перед вами картинки с профессиями, вы должны найти картинку к той или другой профессии.

Буратино: 6 станция – Определяй-ка (за столом).

Перед детьми лежат карточки с профессиями, нужно найти карточки с описанием действий той или иной профессии.

Игра «Кто что делает?» (Найди пару «Профессия – труд»)

строитель - строит дома;

швея – шьёт одежду;

повар – готовит пищу;

врач – лечит людей;

почтальон – разносит письма, газеты, журналы;

продавец – продает продукты;

парикмахер – делает причёски;

пожарный – тушит пожар;

учитель – учит детей;

шофер– перевозит груз.

Вос.: Молодцы, ребята, справились. Теперь мы знаем, кем работают и чем занимаются жители страны Экономика. Посмотрите, мы нашли последнюю часть золотого ключика! Держи, Буратино!

Буратино: Давайте его соберем и откроем шкатулку с сюрпризом!

(Достает новый ключик).

4. Заключение.

Буратино: Вы  успешно прошли все испытания и собрали мой золотой ключик! Давайте вместе откроем шкатулку и посмотрим, что за сюрприз в ней лежит!  (Раздает шоколадные монетки).

И я  хочу, вручить  вам медали за активное участие в разных испытаниях, которые вы так успешно прошли!

Буратино:  Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова. «Вправо- влево повернись, в детском саду очутись». Вот мы и в детском саду.  Дети садятся на стульчики.

5. Рефлексия:

Дидактические задачи:

1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Буратино:

  1. Ребята, понравилось вам путешествие в страну «Экономику»?
  2. Что нового вы сегодня узнали?
  3. Какое задание показалось вам трудным?

     4. Какое задание было легким?

     5. Что вам понравилось больше всего?

 Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, что вы будете всегда честными , добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.

Буратино: Ну, мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!

МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка»

F:\фин. грамотность\IMG-20210401-WA0009_0.jpg

Ключи, 2023 год.

Самоанализ квест-игры «Путешествие в страну Экономика».

Старшая группа

Мной была проведена  квест-игра с детьми старшей группы, присутствовало    человек. У детей данной группы уже сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Постановка цели определена при планировании квест-игры. Учитывались возрастные особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе квест-игры мною были использованы следующие методы и приёмы:

Наглядные методы (иллюстрации);  словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения; практический метод, а также метод контроля и стимулирования. Основной метод – игровой.

Игра включает в себя интеграцию следующих областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для проведения  игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.

Мотивация проходила через поставленную проблему: собрать сломанный золотой ключик Буратино и открыть шкатулку с сюрпризом. Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. В каждом пункте дети сталкивались с различными проблемными заданиями, выполнив которые переходили от одного места в другое и получали часть ключика, в результате которые сложили в одно единое целое и открыли шкатулку. Содержательная часть проходила через проблемные ситуации в нескольких частях помещения для разнообразия смены деятельности детей.

Дети, выполняя игровые задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения. Им предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.

Благодаря использованию здоровьесберегающей технологии и включения в игру физминутки,  у ребят не проявлялось признаков утомляемости.

Они выполнили все задания правильно на всех этапах путешествия.

Игровая мотивация – введение сказочного героя, вызвала  большой интерес у детей, и их активность на протяжении всей игры была достаточно высокой.

В заключительной части деятельности Буратино провел  рефлексию с детьми, благодаря чему было понятно, что смогли усвоить, а в чем пока еще затрудняются.

Взаимоотношения детей со мной на протяжении всей игры были дружескими, эта позиция привлекла и дисциплинировала ребят. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта

Анализируя, проведённое мероприятие можно сказать, что цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Спасибо за внимание!

Экспериментирование: что удобнее: монеты или банкноты.

  1. Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать порвать. Почему?

Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету. Что происходит?

Вывод: банкнота не тонет, а монета утонула, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

3. Что тяжелее: монета или купюра? Подуть/ Уронить.

Подуть на монету, а потом на банкноту. Почему?

Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.

  1. Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)? ПочемуВывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10.

5.Опыт при помощи магнита. Какие деньги притягиваются, а какие – нет?

Итог: металлические притягиваются, а бумажные – нет.

6.Техника «Фроттаж» (штрихование монеток простым карандашом).

Итог: монетку можно заштриховать, а купюру-нет.

Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплате карту, она еще удобнее. (Денег не видим, но они есть!)

Вос.: ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности "Как Лисица Зайчишку обманула"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 "РАДУГА" ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ676290, г. Тында Амурской области, ул. Красная Пресня д.12 (корпус 1)...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности. «КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА».

Задачи: 1. Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью;2. Познакомить детей с новыми понятием (экономия) наглядно показать, как пользоваться.3. Познако...

Квест- игра "Знатоки" по финансовой грамотности в старшей группе

Квест - игра «Знатоки» по финансовой грамотности. Старшая группа.Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.Задачи: Образовательные:...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

КВЕСТ- ИГРА для педагогов «Финансовая грамотность»

Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....