Конспект квест-игры по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект квест-игры по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_otkrytoe_zanyatie_rmo_mart_2023.docx | 170.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект квест-игры по финансовой грамотности
Тема: «Путешествие в страну Экономика».
Воспитатель: Скляр Анна Александровна.
Возрастная группа: старшая.
Форма проведения: квест-игра.
Культурные практики: коммуникативная деятельность;
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест - игры.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепление представлений у детей о монетах и банкнотах.
- Ознакомление детей с понятиями «доход» и «расход», «семейный бюджет».
Развивающие: Развитие интереса детей к выполнению заданий в совместной деятельности.
Воспитательные:
- Осознание эффективности коллективной работы.
- Воспитание умения договариваться друг с другом.
Оборудование: ПК, магнитная доска, картинки финансовой грамотности, монеты и банкноты разного достоинства, карточки с профессиями, простые карандаши, белые листочки , картонные заготовки, 2 контейнера с водой, разрезной и целый ключик, разноцветные кружочки для подсчета сем. бюджета.
Герой сказки: Буратино.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная.
Организация работы: подгрупповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.
Планируемые результаты: позитивно-эмоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активная продуктивная деятельность, заинтересованность детей в дальнейшем изучении финансовой грамотности.
Методы: игровые, перцептивные (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический).
Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы, показ способов действий.
Ход занятия:
Создание мотивационного поля.
1.Вводная часть. Дети входят под песню «Деньги - лепесточки» из мультфильма «Три котёнка».
Вос: - Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. А для этого встанем в круг.
Д. Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем гостям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Стихотворение читает ребенок
С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать,
Их же экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали!
Будем знанья получать,
Денежки накопим!
И вам детские сады
В будущем построим!
2.Введение в ситуацию.
Вос.: Стук в дверь. Ребята, вы слышите, кто- то стучится? (Заходит Буратино, садится на пол и плачет).
Вос.: ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Буратино!
Вос.: А из какой он сказки?
Дети: «Золотой ключик или приключения Буратино».
Вос.: Здравствуй, Буратино!
Бур.: Здравствуйте, ребята!
Вос.: Почему ты плачешь? Что случилось?
Бур.: Когда я торопился к вам в гости, я нечаянно разломал и потерял свой золотой ключик вот от этой шкатулки в стране под названием «Экономика», и теперь я не знаю, как мне быть, как открыть шкатулку.
Вос.: Поможем Буратино?! Ребята, а как вы думаете, что это за страна такая – «Экономика»?
Этой страны нет ни на одной географической карте. Каждый житель этой страны мастерски занимается своим делом. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие, но на пути у нас будут препятствия, которые нам нужно преодолеть.
Бур.: Я уверен, что вы сообразительные и дружные ребята и обязательно со всем справитесь. Чтобы нам попасть в эту страну, нужно сказать волшебные слова. (Дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя, говорят)
«Вправо-влево повернись, в стране Экономика очутись!»
Дети повторяют за Буратино!
3. Основная часть квест-игры.
Проходят испытания по станциям. Буратино объявляет названия станций.
Буратино: 1 станция – Знай-ка
Получение новых знаний. (Дети сидят на стульчиках у магнитной доски с информ. картинками).
Вос.: - Дети, а вы знаете, что такое Экономика? Экономика – это наука о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас правильно тратить деньги и экономить их. А что такое деньги? Какие они бывают? (ДЕНЬГИ – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. За что их дают людям? (за работу, за труд люди получают деньги, зарплату). Да, человек получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные человеком в результате какой-либо деятельности (зарплата, пенсия, премия, выигрыш в лотерею и т. д.). А когда вы покупаете что - то на свои деньги, вы их тратите или нет? Ваши затраты – это расход. Расход – это трата денег на прожитие.
Вос.: Как вы думаете, ребята, доходов в семье должно быть больше или меньше, чем расходов? Молодцы! Вот мы нашли часть золотого ключика.
Вос.: Чтобы найти следующую часть ключика, нужно подумать и ответить.
Буратино: 2 станция - Размышляй –ка
Если «доход», то кричим - «УРА!», если «РАСХОД», то кричим - «УХ!»
- Папа получил зарплату (доход)
- Мама выиграла денежный приз (доход)
- Сестра потеряла кошелёк с деньгами (расход)
- Заплатили за квартиру (расход)
- Брат получил стипендию за хорошую учёбу (доход)
- Родители купили телевизор (расход)
- Бабушка продала на рынке рассаду капусты (доход)
- Дочка порвала куртку (расход)
- Купили лекарство для дедушки (расход)
- Дедушка и бабушка получили пенсию (доход)
- Купили путёвку на море (расход)
Итог: Скажите, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
Вывод: доходов в семье должно быть больше. Вот мы нашли часть ключика! Держи, Буратино!
Вос.: Сейчас, ребята, мы отправимся на станцию под названием «Семейный бюджет». Как вы думаете, что это такое?
Буратино: 3 станция – Посчитай-ка
Решение задачи
Посчитаем доход семьи Ивановых. Карточки.
Папа – з/п-3 р.
Мама- з/п – 2р.
Бабушка – пенсия 2р.
Дедушка – пенсия 2р.
Сколько рублей составляет семейный бюджет? Записать. (6 р.).
Вос.: Молодцы, ребята, вот еще часть золотого ключика!
Вос.: Ребята, давайте немного отдохнем, поиграем и отправимся дальше.
Физминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке. (Бег на месте)
Вдруг порвались босоножки! (Один хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (Разводим руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (Обнять щечки ладошками, покачать головой)
Будем туфли покупать. (Потопать ногами в ритм словам)
Станем денежки считать. (Потереть большим пальчиком остальные пальчики)
Один, два, три, четыре. (Хлопают в ладоши)
Вот мы туфельки купили! (Указывают руками на обувь, выставляя на пяточку то одну, то правую, то левую ножку).
Вос.: Ребята, а сейчас мы отправимся в мини-лабораторию и проведем опыты с деньгами.
Буратино: 4 станция – Испытай-ка (на столе)
Карточка – колба. Работа в мини- лаборатории.
Экспериментирование: что удобнее: монеты или банкноты.
- Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать порвать. Почему?
Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету. Что происходит?
Вывод: банкнота не тонет, а монета утонула, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
3. Что тяжелее: монета или купюра? Подуть/ Уронить.
Подуть на монету, а потом на банкноту. Почему?
Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
4. Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)? Почему?
Вывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10.
5. Техника «Фроттаж» (штрихование монеток простым карандашом).
Итог: монетку можно заштриховать, а купюру-нет.
Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплате карту, она еще удобнее. (Денег не видим, но они есть!)
Вос.: ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.
Молодцы, ребята, вот еще часть золотого ключика! Держи, Буратино!
Вос.: Ребята, в нашей стране люди в основном пользуются российскими рублями. Это монеты достоинством – 1коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. и 10 руб. Купюры достоинством – 10 руб, 100р., 200р., 500р., 1000 р., 2000 т.р., 5000т.р.
Вос.: Сейчас мы деньги изучаем. И дружно пазлы собираем!
Буратино: 5 станция –Собирай-ка (за столом)
Дидактическая игра «Собери купюру и монетки» (пазлы). Дети делятся на три команды и собирают пазлы.
Итог: Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Молодцы, ребята, вот еще часть ключика! Держи, Буратино!
Вос.: Мы подошли на последнюю станцию. И на ней нам нужно взять часть золотого ключика, но, чтобы его забрать, нужно подумать. Перед вами картинки с профессиями, вы должны найти картинку к той или другой профессии.
Буратино: 6 станция – Определяй-ка (за столом).
Перед детьми лежат карточки с профессиями, нужно найти карточки с описанием действий той или иной профессии.
Игра «Кто что делает?» (Найди пару «Профессия – труд»)
строитель - строит дома;
швея – шьёт одежду;
повар – готовит пищу;
врач – лечит людей;
почтальон – разносит письма, газеты, журналы;
продавец – продает продукты;
парикмахер – делает причёски;
пожарный – тушит пожар;
учитель – учит детей;
шофер– перевозит груз.
Вос.: Молодцы, ребята, справились. Теперь мы знаем, кем работают и чем занимаются жители страны Экономика. Посмотрите, мы нашли последнюю часть золотого ключика! Держи, Буратино!
Буратино: Давайте его соберем и откроем шкатулку с сюрпризом!
(Достает новый ключик).
4. Заключение.
Буратино: Вы успешно прошли все испытания и собрали мой золотой ключик! Давайте вместе откроем шкатулку и посмотрим, что за сюрприз в ней лежит! (Раздает шоколадные монетки).
И я хочу, вручить вам медали за активное участие в разных испытаниях, которые вы так успешно прошли!
Буратино: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова. «Вправо- влево повернись, в детском саду очутись». Вот мы и в детском саду. Дети садятся на стульчики.
5. Рефлексия:
Дидактические задачи:
1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Буратино:
- Ребята, понравилось вам путешествие в страну «Экономику»?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое задание показалось вам трудным?
4. Какое задание было легким?
5. Что вам понравилось больше всего?
Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, что вы будете всегда честными , добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.
Буратино: Ну, мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!
МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка»
Ключи, 2023 год.
Самоанализ квест-игры «Путешествие в страну Экономика».
Старшая группа
Мной была проведена квест-игра с детьми старшей группы, присутствовало человек. У детей данной группы уже сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя.
Постановка цели определена при планировании квест-игры. Учитывались возрастные особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе квест-игры мною были использованы следующие методы и приёмы:
Наглядные методы (иллюстрации); словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения; практический метод, а также метод контроля и стимулирования. Основной метод – игровой.
Игра включает в себя интеграцию следующих областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Для проведения игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение ряда заданий.
Мотивация проходила через поставленную проблему: собрать сломанный золотой ключик Буратино и открыть шкатулку с сюрпризом. Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. В каждом пункте дети сталкивались с различными проблемными заданиями, выполнив которые переходили от одного места в другое и получали часть ключика, в результате которые сложили в одно единое целое и открыли шкатулку. Содержательная часть проходила через проблемные ситуации в нескольких частях помещения для разнообразия смены деятельности детей.
Дети, выполняя игровые задания, проявили познавательную активность, использовали все имеющиеся знания и умения. Им предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.
Благодаря использованию здоровьесберегающей технологии и включения в игру физминутки, у ребят не проявлялось признаков утомляемости.
Они выполнили все задания правильно на всех этапах путешествия.
Игровая мотивация – введение сказочного героя, вызвала большой интерес у детей, и их активность на протяжении всей игры была достаточно высокой.
В заключительной части деятельности Буратино провел рефлексию с детьми, благодаря чему было понятно, что смогли усвоить, а в чем пока еще затрудняются.
Взаимоотношения детей со мной на протяжении всей игры были дружескими, эта позиция привлекла и дисциплинировала ребят. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта
Анализируя, проведённое мероприятие можно сказать, что цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Спасибо за внимание!
Экспериментирование: что удобнее: монеты или банкноты.
- Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать порвать. Почему?
Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
Вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету. Что происходит?
Вывод: банкнота не тонет, а монета утонула, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
3. Что тяжелее: монета или купюра? Подуть/ Уронить.
Подуть на монету, а потом на банкноту. Почему?
Вывод: тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги.
- Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)? ПочемуВывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10.
5.Опыт при помощи магнита. Какие деньги притягиваются, а какие – нет?
Итог: металлические притягиваются, а бумажные – нет.
6.Техника «Фроттаж» (штрихование монеток простым карандашом).
Итог: монетку можно заштриховать, а купюру-нет.
Итог: людям нужны и монеты, и банкноты. Кроме денег, можно использовать при оплате карту, она еще удобнее. (Денег не видим, но они есть!)
Вос.: ОБЖ – пояснить, что монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами необходимо тщательно мыть руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности "Как Лисица Зайчишку обманула"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 "РАДУГА" ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ676290, г. Тында Амурской области, ул. Красная Пресня д.12 (корпус 1)...
Квест-игра по формированию финансовой грамотности. «КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА».
Задачи: 1. Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью;2. Познакомить детей с новыми понятием (экономия) наглядно показать, как пользоваться.3. Познако...
Квест- игра "Знатоки" по финансовой грамотности в старшей группе
Квест - игра «Знатоки» по финансовой грамотности. Старшая группа.Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.Задачи: Образовательные:...
Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...
КВЕСТ- ИГРА для педагогов «Финансовая грамотность»
Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»
Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...
Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»
Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....