Методическая разработка на тему: «Через игру к финансовой грамотности дошкольника»
материал по основам финансовой грамотности

Гуляева (Колесникова) Людмила Валерьевна

Что же такое финансовая грамотность? В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.

Предпосылки для формирования финансовой грамотности:

  1. К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.
  2. Другая предпосылка — это активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
  3. Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Через игру к финансовой грамотности дошкольника»

Цель мастер-класса: создание условий для овладения педагогами приемами и методами знакомства с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, с последующим применением в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

1. Повышать педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством дидактических игр.

2. Формировать умение организовывать совместную познавательную деятельность с детьми дошкольного возраста через использование различных форм и методов.

3. Способствовать установлению партнерских отношений между педагогами.

Ход мастер- класса

- Начнем с вами, уважаемые коллеги, с разминки «Загадки-добавлялки», а вы вслух и хором можете мне отвечать:

На товаре должна быть обязательно……. ЦЕНА

Коль трудился целый год, будет кругленьким…… ДОХОД

Как ребенка нет без мамы, так продажи без …….РЕКЛАМЫ

Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно….. ВЕСЫ

Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ….. БАНКЕ

Люди ходят на базар, там дешевле весь……ТОВАР

И врачу, и акробату выдают за труд …….ЗАРПЛАТУ

Очень вкусная витрина у овощного ……МАГАЗИНА

- Совершенно верно Вы молодцы!

- Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

Вывод по разминке: неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.

- Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу. А сейчас мы перейдем к основной части практикума, где познакомимся с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

  1. Игра «Развези товар по магазинам»

Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к

определенной группе, умение классифицировать.

Материал: Карточки – картинки с изображением различных товаров ,

картинки с названием магазинов: «Одежда», «Игрушки», «Овощи»,

«Фрукты», «Склад», полки; картинки машин с конвертами и названием

груза.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-

экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по

соответствующим магазинам: «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки».

Каждый ребенок выбирает на «Складе» товар (карточку-картинку) для своего

магазина, грузит в спец машину (для определённого товара) везёт в магазин

и раскладывает на полки. Выигрывает тот, кто правильно подберет товар-

картинки для своего магазина, загрузит в нужную машину, доставит в свой

магазин и разложит на полочки первым.

  1. Игра «Блиц – опрос»

На каждый вопрос нужно отвечать очень быстро. За каждый правильный

ответ воспитанник получает 1 монету.

1. Деятельность направленная на получение прибыли – это (бизнес,

предпринимательство)

2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические

обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

4. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)

5. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

6. Натуральный обмен одной вещи на другую – это.? (бартер)

7.«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)

8. Лицо торговой точки это что? (витрина)

9. Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой. (Вклад)

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

3. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).

4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

5. Что кладем мы в кошелек… (Деньги)

6. Продукт труда, сделанный для продажи… (Товар)

7. Деньги любят… (Счет)

8. Маленькая, кругленькая . Из кармана в карман скачет… (Монета)

9 . Место. Где можно приобрести товары… (Рынок)

  1. Игра «Надо» и «хочу».

Цель: создание условий для формирования умений у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи:

  1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров.
  2. Сформировать представление о том¸ что желание и реальная потребность не совпадают.
  3. Дать представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Ход игры: двум игрокам предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии и т.д.).

- Хорошо справились!

- Послушайте цитату из интернета: «За деньги можно купить почти все — кроме теплоты человеческого сердца», о чем автор пытается донести? За деньги все не купишь. И чтобы понять, что можно купить, а что нет, играем в следующую игру.

  1.  «Что можно купить за деньги?»

Цель: формирование понимания того, что не все покупается за деньги.

Ход игры: на мольберте расположены карточки, можно купить-нельзя купить, нужно разложить правильно все карточки (например радость-нельзя купить, а машину - можно). При этом объясняя свой выбор (можно вызывать по очереди по одному).

- Хорошо, справились. А кто из вас знает за что можно получить деньги? - Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

  1. Игра «Два кошелька» (доходы - расходы)

Цель : закрепление у детей представления о семейных доходах и семейных

расходах.

Материал: две больших карточки (поля игры с кошельком и липкими 4

лентами) . Карточки – картинки с изображением различных семейных

расходов и доходов.

Ход игры: Посмотрите, у нас есть 2 кошелька. (красный и синий) и два

игрока. Один игрок распределяет доходы, а другой игрок распределяет

расходы.

В красный кошелек должны попасть те картинки, которые символизируют

доходы, а в синий те, которые символизируют расходы.

Давайте попробуем правильно распределить все карточки – картинки.

Выигрывает тот , кто правильно и быстро распределит все карточки –

картинки. Затем по окончании игры каждый игрок должен объяснить, к чему

относится данная карточка – картинка (к доходам или к расходам).

  1. Игра «Реклама»

Цель: закрепить знания о рекламе; эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры: каждому участнику игры дается задание — сделать рекламу своей лавки. Раздаются карточки с заданиями (зубная паста, помада, хлеб, шампунь, крем и др), нужно придумать и нарисовать рекламу своего товара или магазина.

- Какие интересные и веселые рекламы получились, у всех сразу возникло желание приобрести ваш товар, молодцы!

- Наш мастер-класс подошел к концу, благодарю вас за сотрудничество. Поделитесь своими впечатлениями о нем. С помощью разных монет. На доске висит кошелек, на подносе лежат монеты разного номинала:

1 руб – мне было не интересно,

2 руб – что-то понравилось, что-то не очень,

5 руб – отличный мастер класс, много нового и интересного.

- Больше спасибо за оценку!

Список  используемой литературы:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания //Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Винокурова Н. В., Васенина С. И., Мазуренко О. В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76. Ч. 4. С. 67—70.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Как знакомить детей с денежными единицами // Обруч. 1999. №7. с.24. 11.
  5. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
  6. Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021 –№ 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения дошкольников"

Место и роль дидактической игры в воспитательно- образовательном процессе. Использование дидактических игр в обучении дошкольников....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"

Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"...

Методическая разработка, Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности Раздел «Труд и продукт (товар)» по теме: «Знакомство с профессиями» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности Раздел «Труд и продукт (товар)» по теме: «Знакомство с профессиями» для детей старшего дошкольного возраста.Образо...