Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"
статья

Терехова Маргарита Дмитриевна

Статья "Через игру к финансовой грамотности дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Через игру к финансовой  грамотности дошкольника

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое, но немаловажное направление в дошкольной педагогике. Дети уже в дошкольном возрасте подсоединяются к экономической жизни семьи: встречаются с разнообразной рекламой, деньгами, совершают вместе с родителями покупки в магазине. В результате этого они овладевают основами экономических знаний. Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, и финансовая сфера не исключение. В дальнейшем это поможет им правильно планировать свои финансовые операции, распределять свой бюджет. Именно в этот период приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируется экономический базис в создании будущего экономического мышления.                                                                                                 Финансовая грамотность — это умение человека распоряжаться своими доходами и расходами, принимать верное решение по распределению денежных средств, иначе говоря, умение не только тратить, но и сохранять и приумножать свои финансовые средства.                                                                                                                                                 В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.                                                                                     Конечно, ребёнок-дошкольник самостоятельно не освоит эту область, но с помощью педагога и родителей, путешествуя в этот новый удивительный и интересный мир, он получит доступные знания из области экономики, поймет, какое место она занимает в окружающем мире, где и когда человек встречается с ней.

Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение. Игра для детей дошкольного возраста является практически единственным видом деятельности, где они могут проявлять свою инициативу, творческую активность и при этом всегда их действия будут направлены на личностное развитие: на чувства, волю, поведение. Дети, имеющие большую игровую практику в дошкольном учреждении, успешнее адаптируются в школе, легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям удовлетворять их потребность быть похожим на взрослого, реализовывать свои фантазии, которые сложно, а порой даже невозможно осуществить в реальной повседневной жизни. Применение игровой деятельности самый эффективный способ для освоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий.                                                                                                                                                    В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: купля и продажа товаров, производство и реализация готовой продукции, финансовые сделки, банковские операции. Умело организованная экономическая игра содействует формированию познавательной активности, развитию деловых качеств дошкольников. Потому что, интересная игра даже ленивого сделает трудолюбивым, неумелого — умельцем. Коллективная познавательная деятельность способствует раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности.                                                  В процессе дидактических игр «Хорошо — плохо», «Конфетки и монетки», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно — нельзя», «Где что можно купить»   «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин»   дети осваивают и закрепляют представления об экономических явлениях, понятиях, терминах, приобретают новые экономические умения и навыки. Дети дошкольного возраста, производя разные действия, учатся использовать их в различных условиях, с разнообразными объектами, что увеличивает прочность и осмысленность формирования и закрепления экономических представлений.  Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.                                                                                                                              Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если дети будут чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, они быстрее осознают устройство взрослого мира.                                                                                                                             Игра-путешествие — это коллективное творческое дело, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предложениями. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» мною были организованы в наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.                                       Настольно — печатные игры это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька.                                                                                                                             Настольно-печатные игры по экономике - это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Например, игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умение их правильно использовать, закрепляет состав числа.  Играя в игру «Монополия», ребенок сможет понять общие принципы и внутреннюю сущность построения бизнеса, его законы. Игровой процесс в «Монополии» предполагает постановку цели и постепенное движение к ней, в ходе которого предстоит решать целый ряд текущих задач. Чтобы стать победителем, необходимо проявить все свои лучшие качества, вовремя реагируя на изменившиеся обстоятельства, находить пути конструктивного взаимодействия и проявлять не только логику, но и интуицию. Кроме всего прочего дети, тренируют навыки счета, учатся обращаться с купюрами.

«Прожить», «прочувствовать» экономические взаимоотношения детям помогают ролевые игры. Ролевые игры дают детям возможность правильного погружения в мир финансов. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). На мой взгляд, именно через ролевую игру эффективнее, ненавязчиво приходит опыт понимания общественной жизни.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Строительство дома», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуации общения. А такие, не совсем привычные игры, как «Конкурс на лучший товар или услугу», «Ярмарка изделий, изготовленных детьми» не только поддерживают интерес детей к игровой деятельности, но и формируют определенные финансовые представления. Например, во время игры «Супермаркет», мы выяснили, что в разных странах бывают разные деньги; что в России рассчитаться долларами в обычном магазине нельзя; что, если у тебя нет российских денег нужно идти в обменный пункт или банк. Так одна проблемная ситуация вытянула за собой целый ряд финансовых проблем и знаний и помогла родиться еще одной игре «Обменный пункт».

Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.                                                                                                                                            Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.                                                                                        Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.                                                                                                                                                                              Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно воздействует на становление финансовой грамотности дошкольников. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков дошкольников. Также дети знакомятся с людьми различных профессий, начинают бережнее относиться к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся сотрудничать друг с другом.                                         Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по финансовой грамотности для педагогов «Финансовый ринг»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.Задачи:1.      Формирование разумного финансового поведения и о...

Деловая игра по финансовой грамотности "Финансовая пирамида" МБДОУ "ДС "Белочка" г. Тарко - Сале

Цель: Создать условия для формирования основ финансовой грамотности  у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.Вовлечение родителей в понимание важности ф...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Квест-игра по финансовой грамотности в рамках фестиваля по Финансовой грамотности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.#finfest24.https://vk.com/rcfg24...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.

В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...