Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Афанасьева Тамара Аркадьевна

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

 

                                        «Можно смотреть на деньги свысока,

                                   Но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

 

        В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/04/s_615aea2c93548/phpHgw7Ld_FG-vystuplenie_html_cc45e9e779e41ae8.jpg

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

                                        «Можно смотреть на деньги свысока,

                                   Но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

        В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

        Работа в данном направлении вызвала у нас интерес, так как осуществлялась в первый раз и реализовывалась нами в течении 2 лет.

Цель данной работы мы определили, как формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Помимо цели, нами были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи: 

  • Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.
  • Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета;
  • Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.
  • Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.
  • Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.
  • Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение ППС.


     Участниками выступали дети старшего дошкольного возраста. Большое внимание уделялось работе с родителями (законными представителями) и непосредственно воспитатели группы, осуществлявшие работу по данному направлению.

Формирование основ финансовой грамотности осуществлялось нами в несколько этапов:

1этап – Организационный: 

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по данному направлению;
  • анкетирование родителей по данной теме;
  • подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • создание развивающей среды по теме, которая включала в себя обогащение дидактическими играми, сюжетно – ролевыми играми.

        Для реализации данных задач, нами были проведены ряд занятий по ознакомлению детей с финансовой грамотностью: «Путешествие в страну Экономика», «Приключения мышат в страну финансов».

       Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?

        Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Для чего нужна зарплата?», «Основы финансовой грамотности детей»

На самом первом этапе работы проводилась акция совместно с родителями: «Я помощник», (СЛАЙД) где отображалась деятельность детей в детском саду и дома, приобщение их к трудовым поручениям и помощи взрослым, так как всем придется выбирать профессию и ходить на работу, зарабатывать деньги. Что формирование трудовых умений начинается в семье. Ведь именно трудовые навыки и поручения, составляют основу трудового воспитания.Делался акцент на то, что все профессии нужны и важны, так как каждая из них оценивается как важная!

       Далее, мы познакомили детей с профессиями, которые приносят доход, которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их. Взрослым предлагалось предоставить фото в своей профессии, где уже мы, непосредственно в группе проводили беседу о том, как важны и нужны профессии, что именно благодаря разной работе и труду люди получают зарплату, которая помогает жить, ходить в магазин, путешествовать, покупать нужные вещи. Так же была организована выставка: «Все профессии нужны – все профессии важны».

      Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:

- изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в определении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагались карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет и т.д.

- это использование раздаточного материала в соответствии с темой, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-чтение художественной литературы, которое заключалось в ознакомлении детей со сказками по финансовой грамотности, например «Сказка о пушистом банкире», «Деньги», «Натуральный обмен».

Так же чтение книги «Когда я вырасту, стану..», где детям предлагалось ознакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, сохранять бюджет и желанием зарабатывать

-просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы), «Об экономике», «Назначение денег», «Карманные деньги», «Семейный бюджет»;

-демонстрация презентаций: «Деньги», «Купюры разных стран», «Для чего нужны деньги»;

- беседы по теме «Финансовая грамотность»;

-художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

- дидактические игры экономического содержания. Так же были созданы картотеки игр по финансовой грамотности. Картотеки сценариев мини – спектаклей и картотека проблемных ситуаций по данной теме. Детям предлагались дидактические игры «Доход - Расход», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Найди и обведи только деньги», «Копилка», «Обменяй».

      В группах организовывались сюжетно – ролевые игры с экономическим содержанием. Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры определялась как показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте.

В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры.

Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д

       Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой.

       Была организована игра «Инкассаторы», где детям с большим интересом приходилось работать с деньгами, создавать ситуацию бережного отношения к деньгам, к их хранению. Дети познакомились с новыми профессиями, узнали о том, что деньги отвозят в хранилище, что инкассаторы объезжают магазины, собирая деньги. Познакомились с новыми понятиями: «Инкассатор», «Хранилище».

       Помимо этого нами был создан леп – бук по финансовой грамотности «Юный финансист», куда мы поместили загадки, пословицы, поговорки о труде, о деньгах, игры. Пазлы, дидактические игры «Четвертый лишний» и т.д.

         Подведением итогов реализации данной работы было проведение викторины «Путешествие в страну Экономика». Дети показывали свои знания после ознакомления с материалом данной темы, решали игровые проблемные ситуации.

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  •  Финансы – это интересно и увлекательно.

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Пр...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Журнал для детей и родителей на тему финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Приветствую Вас, уважаемые зрители! Представляю Вашему вниманию  выпуск журнала «Финансовая азбука». Этот журнал по финансовой грамотности для вас и ваших детей. Он поможет объяс...

Конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Финансовая азбука"

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект открытого занятия в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста « Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем вид...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...