ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ПУТЁМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
материал по основам финансовой грамотности
Основная идея проекта направлена на создание условий и системы работы по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности средствами программы кружковой работы «Экономика для малышей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnyy_proekt.docx | 190.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 3 стр. |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 стр.- 9 стр. |
1.1. Основная идея проекта | 3 стр. |
1.2. Обоснование проекта | 3 стр. |
1.3. Актуальность проблемы | 3 стр. |
1.4.Теоретическое положение проекта | 3 стр. |
1.5.Цель предполагаемого проекта | 4 стр. |
1.6.Задачи предполагаемого проекта | 4 стр. |
1.7.Основные принципы проекта | 4 стр. |
1.8.Педагогическая целесообразность проекта | 6 стр. |
1.9.Значимость для региональной системы образования | 7 стр. |
1.10.Новизна проекта | 7 стр. |
1.11. Ожидаемые результаты проекта | 7 стр. |
1.12.Риски проекта | 8 стр. |
1.13.Возможности использования проекта | 8 стр. |
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9стр. – 21 стр. |
2.1.Этапы реализации проекта | 9 стр. |
2.2.Содержание проекта | 10 стр. |
2.3.Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта | 16 стр. |
2.4.Календарный план реализации проекта на 2020-2023 годы | 18 стр. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 21 стр. - |
3.1.Кадровое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение проекта | 21 стр. |
3.2.Материально-техническое обеспечение проекта | 22 стр. |
3.3.Организация развивающей предметно-пространственной экономической среды | |
3.4.Финасовые условия реализации проекта | |
3.5. Информационно-методическое обеспечение проекта | |
3.6. Перечень конечной продукции (результатов) проекта | |
3.7.Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта | |
3.8.Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (выписка из Протокола органа государственно- общественного управления организацией – соискателем) |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Полное наименование организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказа».
Место нахождения организации (юридический адрес) 628681 ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина дом 6/1.
Место нахождения организации (фактический адрес) 628681 ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина дом 6/1.
Адрес сайта организации http://доу-сказка2.рф
Электронная почта организации skazka_megion@mail.ru
ФИО руководителя организации Домошенко Ольга Борисовна.
Электронная почта контактные телефоны руководителя организации skazka_megion@mail.ru 8(34643)2-64-94.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Основная идея проекта.
Основная идея проекта направлена на создание условий и системы работы по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности средствами программы кружковой работы «Экономика для малышей».
1.2.Обоснование проекта.
Социальная значимость данного направления очень велика. Обучение дошкольников основам финансовой грамотности вводит в мир, где ребёнок знакомиться с новыми понятиями и категориями, учится планировать свои действия, соподчинять желания с возможностями, где закладываются чувства ответственности, обдуманности своего поведения и решения.
1.3.Актуальность проблемы.
Сегодня приоритет отдается формированию финансовой компетентности у людей, от которой зависит материальное положение их семей. Сегодня общество не может провести знак равенства между потребностями и возможностями, наблюдается приобретение таких товаров и услуг, которые не являются для человека остро необходимыми. Это ведет к нехватке денежных средств, усилению нервозности членов общества и снижению уровня их жизни. Отсюда возникает необходимость осуществлять работу в формировании экономических компетенций уже в дошкольном возрасте. Чем быстрее ребенок познакомится с экономическими понятиями, научится решать экономические задачи, планировать и рационально распоряжаться деньгами, тем успешнее будет человек в будущем. Такую компетентность необходимо формировать начиная в дошкольном учреждении.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
1.4.Теоретическое положение проекта.
Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания,
имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова, рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.
Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.
1.5.Цель предполагаемого проекта.
Создание условий для осознанного вхождения воспитанниками в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности средствами программы кружковой работы «Экономика для малышей».
1.6.Задачи предполагаемого проекта.
1.Сфомировать систему внедрения программу кружковой работы «Экономика для малышей» по формированию у воспитанников основ финансовой грамотности.
2.Сформировать у дошкольников начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
3.Создать условия для образовательной педагогической ситуации, создающие активное погружение воспитанников в мир экономики.
4.Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационного проекта.
5.Вовлечь родителей, социальных партнёров в реализацию задач экономического воспитания дошкольников.
6.Повысить социальный статус и открытость деятельности дошкольного учреждения по формированию у воспитанников основ финансовой грамотности.
7.Диссеминация опыта деятельности по экономическому воспитанию дошкольников через:
-создание банка эффективных практик и материалов для обобщения и распространения среди педагогического сообщества;
-публикации материалов в педагогических изданиях федерального, регионального и муниципального уровней;
-участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах, семинарах и т.п.) федерального, регионального и муниципального уровней.
1.7.Основные принципы проекта.
Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО.
1.Полноценное проживание, ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития.
По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лето осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность - качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности. Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
5.Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей.
При включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут, становятся экскурсии в финансовые и иные учреждения.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей. Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Выбор модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Учёт возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника(связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
1.8.Педагогическая целесообразность проекта.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
1.9.Значимость для региональной системы образования.
Значимость для региональной системы образования в том, что финансовая грамотность играет важнейшую роль в образовании для устойчивого развития. Вопросы финансовой грамотности отражены в Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы. Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были отобраны пилотные школы, но дошкольные учреждения округа не представлены на региональной площадке по данному направлению.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
1.10.Новизна проекта.
Новизна данного проекта заключается в разработке системы работы по формированию у дошкольников финансовой грамотности в партнёрской и самостоятельной деятельности, с использование интерактивного игрового оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнёров.
1.11. Ожидаемые результаты проекта.
1 этап. Подготовительный/Информационно-аналитический.
1.1.Созданы условия для внедрения в образовательный процесс программы кружковой работы «Экономика для малышей».
1.2.Разработаны локальные акты по реализации проекта.
1.3.Подписаны соглашения с социальными партнерами.
2 этап. Практический.
2.1.На официальном сайте дошкольного учреждения размещена информация о реализации проекта.
2.2.На педагогическом совете утвержден план реализации проекта.
2.3.Разраболтан план взаимодействия с родителями в рамках
реализации проекта.
2.4.Разработаны сценарии, буклеты, памятки для родителей, информационно-рекламная
продукция.
2.5.Оформлены выставка совместного творчества детей и родителей.
2.6.Информирование родителей и педагогической общественности о ходе реализации проекта.
3 этап. Контрольно-аналитический.
3.1.Представление промежуточных результатов реализации проекта педагогическому сообществу и родительской общественности.
3.2.Проведён мониторинг реализации проекта.
4 этап. Презентационный.
4.1.Презентация программы «Экономика для малышей» педагогическому сообществу и родительской общественности.
4.2.На официальном сайте учреждения размещены материалы по опыту работы региональной площадки.
1.12.Риски проекта.
При реализации данного проекта в условиях МАДОУ может возникнуть ряд рисков:
1.Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
2.Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками и реализации инновационного проекта.
3.Несоответствие содержания разработанных программ по формированию финансовой грамотности дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.
4.Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.
5.Недостаточное количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников.
С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:
1.Повышать уровень развития материальной базы, приобретением дополнительных интерактивных комплексов «», учебно-методических пособий, игровым оборудованием.
2.Повышать квалификацию педагогов через курсы повышения квалификации; проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов по формированию финансовой грамотности у дошкольников в ДОО.
3.Находить новых потенциальных партнеров, использовать сетевое взаимодействие в направлении финансовой грамотности.
4.Разработать методическое обеспечение реализации проекта по формированию финансовой грамотности, (с перспективно-тематическим планированием, планом работы с партнерами и родителями).
5.Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по формированию у них финансовой грамотности, разработать планы совместных мероприятий.
1.13.Возможности использования проекта.
1.Реалистичность проекта.
Цели и задачи проекта соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, современной образовательной ситуации, тенденциям развития системы образования муниципального и регионального уровня. В проекте определен уровень обеспеченности разного рода ресурсами, выявлена возможность использования источников дополнительных ресурсов. Разработан план мероприятий с пошаговыми действиями, в которых будет осуществляться проект.
2. Реализуемость (ресурсное обеспечение) проекта.
Проект предусматривает вовлеченность и согласованность действий всех субъектов образовательных отношений с участниками проекта при его реализации, определяется круг лиц вовлеченных в проектную деятельность, каждому из которых четко определено свое функциональное место, чем и будет обеспечиваться включенность в реализацию проекта.
3. Инструментальность (управляемость) проекта.
В проекте имеется календарный план, предусматривающая научно-организационное обеспечение, способы и планы действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.
4. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику.
Разработка данного проекта, условия и принципы его реализации могут послужить основой для создания аналогичных проектов по внедрению экономического воспитания в образовательный процесс дошкольных учреждений.
Распространение и внедрение результатов проекта в практику дошкольных образовательных учреждений предполагается через:
-презентация опыта по организации работы РИП на методических объединениях руководителей и заместителей дошкольных образовательных учреждений города;
-проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с представлением программы и методических материалов, разработанных в рамках проекта;
-размещение материалов на официальном сайте дошкольного учреждения;
-сетевое взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями города;
Данный опыт будет полезен для всего педагогического сообщества ХМАО-Югры и может быть внедрён в массовую практику.
5.Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
Устойчивость результатов проекта обеспечивается:
-расширением границ реализации проекта за счёт включения в него других дошкольных образовательных учреждений;
-расширение спектра услуг за счёт реализации краткосрочных образовательных практик по экономическому воспитанию, реализации дополнительных программ;
-повышение качества реализации образовательных модулей за счёт обучения специалистов для работы с семьёй;
-активное погружение воспитанников в мир экономики чрез образовательные педагогические ситуации;
-повышение конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Этапы реализации проекта
Период реализация программы рассчитан на три года.
1 этап – Подготовительный/Информационно-аналитический 2020-2021 учебный год.
Этап включает в себя методы реализации.
1.1.Проведение экспертизы условий, созданных дошкольным учреждением для реализации программы кружковой работы, сточки зрения ФГОС ДО.
1.2.Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс программу кружковой работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.
1.3.Изучение нормативно-правовой базы для внедрения финансовую грамотность в образовательный процесс.
1.4.Создание рабочей группы по разработке проекта, развитию и популяризации финансовой грамотности в рамках дошкольной организации.
1.5.Представление идеи проекта Наблюдательному совету. Разработка проекта.
1.6.Привлечение социальных партнёров. Заключение договоров о сотрудничестве.
2 этап - Практический 2021-2022 и 2022-2023 учебные года.
2.1.Информирование сотрудников дошкольного учреждения и родителей о реализации проекта «Формирование основ финансовой грамотности в условиях кружковой работы».
2.2.Реализация проекта «Формирование основ финансовой грамотности в условиях кружковой работы».
2.3.Вовлечение детей, педагогов, родителей в единую образовательную деятельность в рамках проекта.
2.3.1.Участие в заочных дистанционных конкурсах и олимпиадах по финансовой грамотности.
2.3.2. Детско-родительский конкурс-презентация «Реклама семейного продукта».
2.4.Просветительско-профилактическая работа:
-реклама через СМИ (местные газеты, интернет, телевидение);
-фотовыставки;
-стендовая информация, буклеты для родителей;
Консультации для родителей;
-родительские собрания;
-день открытых дверей.
2.5.Оформление совместной работы детей и родителей.
3 этап - Контрольно-аналитический) 2022-2023 учебный год.
3.1.Трансляция промежуточных результатов реализации проекта:
-на педагогических советах;
-на родительских собраниях;
-на городских методических объединениях среди воспитателей и руководителей дошкольных учреждений;
3.2.Исследование эффективности РИП на основе анализа мониторинга образовательного процесса.
3.3.Изучение рейтинга дошкольного учреждения (анкетирование родителей).
4 этап – Презентационный Август 2023 года.
4.1.Презентация опыта работы по внедрению финансовой грамотности на августовской конференции педагогических работников города Мегиона.
4.2.Размещение материалов по опыту работы организации региональной инновационной площадке на официальном сайте дошкольного учреждения
2.2.Содержание проекта.
Работа по реализации проекта по формированию финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста представляет собой единую систему мероприятий, которые имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Содержание включает в себя три модуля, которые взаимосвязаны и интегрируют друг с другом.
1 модуль «Воспитанники».
Первый модуль направлен на реализацию проекта с дошкольниками и включает:
-организацию в дошкольном учреждении мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
- создание условий погружения воспитанников в мир экономики средствами программы кружковой работы «Экономика для малышей».
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников проводится два раза в месяц в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей в рамках кружковой работы через ИКТ-технологий, тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций с использованием интерактивного комплекса «Феликс», а так же чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием).
Первый модуль «Воспитанники» состоит их четырех блоков между собой задачами и содержанием и рассчитан на два года обучения.
1 блок «Труд и продукт труда (товар)».
Задачи блока.
1.Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада.
2.Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
3.Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
4.Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Содержание блока.
Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность - предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда - это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь - это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить)за деньги. Где и как это делается в современном мире.
2 блок «Деньги и цена (стоимость)».
Задачи блока.
1.Познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны.
2.Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
3.Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Содержание блока.
Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег(первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила).
• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже -дешевле».
Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше(дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
В каждой стране свои деньги. В России - рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги(валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами, оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, - это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз (приоритетность, планирование).
Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель - не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом - особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».
Меценат, спонсор, благотворитель - суть понятий, общее и различия.
3 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности».
Задачи блока.
1.Воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
2.Дать представление о рекламе, ее назначении.
3.Поощрять объективное отношение детей к рекламе.
4.Развивать у детей способность различать рекламные уловки.
5.Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
6.Учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Содержание блока.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах,
в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне - три конфеты»; ребенок «рекламирует»себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
4 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Задачи блока.
1.Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
2.Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам.
3.Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
4.Дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
Содержание блока.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения(не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).
Предметный (вещный) мир - это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия.
Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря - недостойно, это осуждается всеми.
Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).
Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).
Хороший хозяин (хозяйка) - тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье - одно из условий ее благополучия.
Правильное распределение семейных доходов - целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что - позднее; предусматривать все предстоящие расходы - такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка - полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего. В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещами пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
Воспитание у детей следующих привычек:
-бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;
-разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
-экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
-нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Если экономить и беречь - хорошо, то почему же жадничать - плохо? Представление о честном труде – в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).
Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность. Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Много вариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога – или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)
Учебно-тематический по финансовой грамотности с детьми в возрасте от 5 до 6 лет
Месяц | Периодичность проведения занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжительность одного занятия в минутах |
Сентябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Октябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Ноябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Декабрь | 1 | 2 | 1/25 |
Январь | 1 | 2 | 1/25 |
Февраль | 1 | 2 | 1/25 |
Март | 1 | 2 | 1/25 |
Апрель | 1 | 2 | 1/25 |
Май | 1 | 2 | 1/25 |
Итого количество занятий в год | 19 |
Учебно-тематический по финансовой грамотности с детьми в возрасте от 6 до 7 лет
Месяц | Периодичность проведения занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжительность одного занятия в минутах |
Сентябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Октябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Ноябрь | 1 | 2 | 1/25 |
Декабрь | 1 | 2 | 1/25 |
Январь | 1 | 2 | 1/25 |
Февраль | 1 | 2 | 1/25 |
Март | 1 | 2 | 1/25 |
Апрель | 1 | 2 | 1/25 |
Май | 1 | 2 | 1/25 |
Итого количество занятий в год | 19 |
2 модуль «Кадры».
Направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение
в рамках плана реализации проекта следующих мероприятий:
• семинары;
• мастер-классы;
• практикумы;
• курсы повышения квалификации.
3 модуль- «Партнерство».
Направлен на эффективное партнерство с родителями (законными представителями), социальными партнерами, образовательными учреждениями города Мегиона.
Встречи с родителями воспитанников проходят один раз в три месяца в форме круглого стола, с участием представителей «Сбербанка» с обсуждением тем финансовой грамотности.
2.3.Средства контроля и обеспечения достоверности результатов реализации проекта.
Цель: определить уровень сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности педагога и ребенка.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводиться индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень представлений о труде людей, профессиях.
Задание 2. Цель: Определить уровень представлений о деньгах, рынке и цене.
Задание 3. Цель: Определить уровень представлений детей о рекламе и ее назначении.
Задание4. Цель: Определить сформированности навыков правильного поведения в бытовых ситуациях экономического характера.
Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт, были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности.
2.3.1.Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент | - представления о труде людей разных профессий; - представления об финансовых понятиях; - знание ребенком потребностей семьи; - умение действовать в бытовых ситуациях экономического характера. |
Поведенческо – деятельностный компонент | - отражение сформированных финансовых представлений в игровой, трудовой, продуктивной деятельности; - взаимодействие во взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности, способность принятия роли в игровой деятельности, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально- ценностный компонент | - проявление бережливости, ответственности, дисциплинированности, хозяйственности, инициативности; -оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным
критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Оптимальный уровень: дети могут объяснить элементарный смысл финансово-
экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду людей, имеют представление о работе родителей, знают о результате их труда; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Допустимый уровень: дети имеют представление о финансово-экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их смысл; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них представления нечеткие, поверхностные; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность в бытовых ситуациях экономического характера, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Критический уровень: дети не понимают смысла финансово-экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; не проявляют ответственность, инициативу и упорства в достижении цели.
2.3.2. Мониторинг процесса реализации проекта.
Критерии | Показатели | Периодичность | Инструментарий | Ответственный |
Управление процессом реализации проекта. | Перечень действий по улучшению условий образовательного процесса. Перечень действий по координации процесса | Ежемесячно | Аналитические справки по итогам отчётного периода | Заместитель заведующего |
Ресурсное обеспечение реализации проекта | Квалификация исполнителей. Материально-техническая обеспеченность работы исполнителей. Финансирование инновационной деятельности. | 1 раз в квартал | Информационно-диагностические карты | Заведующий дошкольного учреждения |
Процессы выполнения запланированных действий | Соответствие заявленному содержанию. Перечень факторов, способствующих выполнению. Перечень факторов, мешающих факторов | 1 раз в квартале | Аналитические справки по итогам отчётного периода | Заместитель заведующего |
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг | Итоги анкетирования родителей | 1 раз в год | Анкеты для родителей | Заместитель заведующего |
2.3.3.Мониторинг результативности работы по проекту.
Цель – сбор и обработка информации по результатам реализации проекта.
Планируемые результаты | Критерии достижения результатов |
Разработана программа кружковой работы «Экономическое воспитание дошкольника» | Наличие программы, календарно-тематического планирования, методических рекомендаций |
Создана нормативная правовая база, регламентирующая внедрение экономического воспитания в образовательный процесс | Наличие пакета локальных актов |
Разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса по внедрению и реализации экономического воспитания | Наличие методических рекомендаций |
Наблюдается применение воспитанниками полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер, у воспитанников дошкольного учреждения будут сформированы первичные финансово-экономические понятия | Результаты мониторинга освоения образовательной программы дошкольного образования |
2.4.Календарный план реализации проекта на 2020-2023 годы.
Этапы/сроки реализации проекта | Методы реализации проекта | Период выполнения | Прогнозируемые результаты | Ответственный |
1 этап –Подготовительный /Информационно-аналитический | Проведение экспертизы условий, созданных дошкольным учреждением для реализации программы кружковой работы, сточки зрения ФГОС ДО. | 2020-2021 учебный год | 1.Созданы условия для внедрения в образовательный процесс программы кружковой работы «Экономика для малышей». 2.Разработаны локальные акты по реализации проекта. 3.Подписаны соглашения с социальными партнерами. | Заместитель заведующего Д.Г. Савина, старший воспитатель С.В. Чернухина |
Изучение возможностей внедрения в образовательный процесс программу кружковой работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника. | ||||
Изучение нормативно-правовой базы для внедрения финансовую грамотность в образовательный процесс. | ||||
Создание рабочей группы по разработке проекта, развитию и популяризации финансовой грамотности в рамках дошкольной организации. | ||||
Представление идеи проекта Наблюдательному совету. Разработка проекта. | ||||
Привлечение социальных партнёров. Заключение договоров о сотрудничестве. | ||||
2 этап- Практический Сентябрь 2021 -май 2023 | Информирование сотрудников дошкольного учреждения и родителей о реализации проекта «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путём внедрения в образовательный процесс основ финансовой грамотности» | Сентябрь 2021 года - Май 2023 года | 1.На официальном сайте дошкольного учреждения размещена информация о реализации проекта. 2.На педагогическом совете утвержден план реализации проекта. 3.Разраболтан план взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта. 4.Разработаны сценарии, буклеты, памятки для родителей, информационно-рекламная продукция. 5.Оформлены выставка совместного творчества детей и родителей. 6.Информирование родителей и педагогической общественности о ходе реализации проекта. | Заместитель заведующего Д.Г. Савина, старший воспитатель С.В. Чернухина |
Реализация проекта «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путём внедрения в образовательный процесс основ финансовой грамотности». | Сентябрь 2021 – май 20 | |||
Вовлечение детей, педагогов, родителей в единую образовательную деятельность в рамках проекта. | ||||
Участие в заочных дистанционных конкурсах и олимпиадах по финансовой грамотности. | ||||
Детско-родительский конкурс-презентация «Реклама семейного продукта». | ||||
Просветительско-профилактическая работа: -реклама через СМИ (местные газеты, интернет, телевидение); -фотовыставки; -стендовая информация, буклеты для родителей; Консультации для родителей; -родительские собрания; -день открытых дверей | В течение 2-х лет | |||
Оформление совместной работы детей и родителей. | В течение 2-х лет | |||
3 этап Контрольно-аналитический 2022-2023 учебный год | Трансляция промежуточных результатов реализации проекта: -на педагогических советах; -на родительских собраниях; -на городских методических объединениях среди воспитателей и руководителей дошкольных учреждений. | 2022-2023 учебный год | 1.Представление промежуточных результатов реализации проекта педагогическому сообществу и родительской общественности. 2.Проведён мониторинг реализации проекта. | Заместитель заведующего Д.Г. Савина, старший воспитатель С.В. Чернухина |
Исследование эффективности РИП на основе анализа мониторинга образовательного процесса. | ||||
Изучение рейтинга дошкольного учреждения (анкетирование родителей). | ||||
4 этап – Презентационный Август 2023 года | Презентация опыта работы по внедрению финансовой грамотности на августовской конференции педагогических работников города Мегиона. | Август 2023 года | 1.Презентация программы «Экономика для малышей» педагогическому сообществу и родительской общественности. 2.На официальном сайте учреждения размещены материалы по опыту работы региональной площадки | Заместитель заведующего Д.Г. Савина, старший воспитатель С.В. Чернухина |
Размещение материалов по опыту работы организации региональной инновационной площадке на официальном сайте дошкольного учреждения. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Кадровое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение проекта.
К реализации проекта МАДОУ №1 «Сказка» привлечены заведующий дошкольного учреждения, заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели.
Должность | Образование, квалификационная категория | Психолого-педагогическое сопровождение проекта |
Заведующий дошкольного учреждения | Высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория | Осуществляет руководство, определяет стратегию, цели, и задачи развития данного проекта, определяет состав творческой группы в соответствии со штатным расписанием. Планирует, координирует и контролирует работу педагогов в рамках данного проекта, определяет их функциональные обязанности. Обеспечивает Материально - техническое, финансово - правовое обеспечение проекта, рациональное использование бюджетных средств и средств, проступающих из других источников. |
Заведующий дошкольного учреждения | Высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория | Координирует работу по разработке проекта, планирования, содержания по теме проекта. Осуществляет методическое руководство воспитательно - образовательной деятельности педагогического коллектива, обеспечивает выполнение мероприятий запланированных в рамках реализации проекта. Оказывает методическую помощь педагогическому коллективу в определении методического обеспечения, содержания, форм, образовательных технологий, методов и средств обучения. Координирует создание развивающей предметно-пространственной среды, выполнения плана взаимодействия с семьями воспитанников, социальными партнерами. Анализирует, контролирует этапы реализации проекта. |
Старший воспитатель | Высшее профессиональное образование, высшая квалификационная категория | Организует работу рабочей группы по инновационной деятельности. Обеспечивает информационную поддержку сайта учреждения (размещение информации о ходе реализации проекта). Осуществляет сбор, анализ и обработку данных экспериментальной деятельности, собирает банк данных практического и методического материала в ходе реализации проекта. |
Воспитатели | Высшее профессиональное образование, среднее специальное образование, первая категория, соответствие занимаемой должности | Осуществляет апробацию содержания проекта. Организует условия в группе, обеспечивающие реализацию проекта. Проводит просветительскую работу с родителями воспитанников, координирует участие воспитанников в социально значимых городских мероприятиях. |
3.2.Материально-техническое обеспечение проекта.
Организация предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений:
-наличие необходимой мебели (столы, стулья, стеллажи);
-организация мини-центров в группе;
-оборудование для сюжетно-ролевых игр и игрушки;
-создание медиатеки (видеофильмы, учебные и методические пособия, звукозаписи, презентации);
-наличие программного обеспечения «Финансовый гений», ноутбуки, проектор, интерактивная панель.
Перечень имеющегося оборудования
№ | Наименование товара | Ед. изм. | Кол-во |
3.3.Организация развивающей предметно-пространственной экономической среды.
При организации развивающей предметно-пространственной среды соблюдаются следующие положения:
-статичность и подвижность предметного окружения (педагог может заранее смоделировать ситуацию сюжетно-дидактических игр, предоставить набор функционально-игровых предметов, которые позволяют детям реализовать их стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды);
-гибкость предметно-развивающей среды (дети могут свободно трансформировать оборудование, предметы из условно выделенных уголков в любую часть помещения группы);
-комфортность предметно-пространственной среды (ребёнок может найти место, удобное для занятий, комфортное с точки зрения эмоционального состояния и благополучия);
-открытость-закрытость (помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира);
-обеспечение развития половых различий (наличие предметов, идентифицирующих принадлежность ребёнка к определённому полу).
Зоны предметно - пространственной экономической среды:
-информационная: произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг;
-занимательно-экономическая: кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, экономические задачи;
-деятельностно - экономическая: дидактические игры с экономическим содержанием, атрибуты сюжетно-ролевых игр, модели денежных знаков, ценников.
Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:
-предметно-пространственное окружение (игровая экономическая зона);
-социально-поведенческое окружение (родители, педагоги);
-событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми, проведение праздников);
-информационное окружение.
3.4.Финасовые условия реализации проекта.
Финансовые условия реализации проекта обеспечиваются стабильным финансированием дошкольного учреждения средствами субвенции государственных гарантий реализации прав на получение общественного и бесплатного дошкольного образование, субсидии на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, привлечением внебюджетных средств: гранты, собственные доходы учреждения. Для реализации проекта дополнительного привлечения значительных финансовых средств не требуется, вложения инвестиционного характера необходимы на начальном этапе (приобретение оборудования).
3.5. Информационно-методическое обеспечение проекта.
1.Создание на официальном сайте МАДОУ №1 «Сказка» страницы по сопровождению проекта и освещению результатов.
2.Публикации на интернет ресурсах о мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
3.Издание методического пособия из опыта работы для педагогов и родителей по формированию финансовой грамотности.
4.Выступления педагогов на ресурсных методических центрах, конференциях и семинарах (доклады из опыта работы, мастер-классы и др.).
5. Публичный отчёт.
3.6. Перечень конечной продукции (результатов) проекта.
Конечной продукцией проекта является:
-организационно - распорядительные документы;
- контрольно - измерительные материалы;
-программа кружковой работы по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Экономика для малышей»;
-методические рекомендации по внедрению системы работы по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
-проекты, разработанные в рамках реализации программы кружковой работы «Экономика для малышей».
3.7.Перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта.
Научные разработки | 1.Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с. 2.Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего общего образования: научная концепция/Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.28с. |
Учебно- методические разработки | 1.ГалкинаЛ.Н. Минобрнауки РФ; Федеральное гос. Бюджетное образоват. учреждение выс. профессионального образования «Челябинский гос. педагогический университет» . - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 2.Галкина. Л.Н. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в семье / Л.Н. Галкина // Материалы за 9-а Международная научная практичкая конференция, 2013. -Т. 13. - Педагогически науки. -София: Бял ГРАД-БГ 2013.- С. 29, 32. 3.Кнышова, Л.В. Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова.- М.: Педагогика Пресс, 1996. - 125 с. 4.Котюсова, И.М. Экономика в сказках и играх / И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова. - Нижний Новгород, 1994. – 45 с. 5.Крупник, Н.Я. Путешествие в мир экономики / Н.Я. Крупник. - М.:Легппромбытиздат, 1993. - 110 с. 6.Крючкова, В.А. Беседы о экономике: учебно-метод. пособие / В.А. Крючкова. – Самара, 1994. - 26 с. 7.Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Просвещение, 1994. 76 с. 8.Островская, П.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / П.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1990. 156 с. 9.Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. - М., 1989. - 45 с. 10.Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебное пособие / А.А. Смоленцева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. – 176 с. 11. Шатова, А.Д. Дошкольник … и экономика // Обруч. – 1999. - № 1. 12. Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. С. 17-24. 13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. - 254 с. 14. Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Шведова. - М.: East-West, 1992. - 64 с. |
3.8.Решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (выписка из Протокола органа государственно- общественного управления организацией – соискателем).
На заседании Совета родителей были рассмотрен инновационный проект по теме «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путём внедрения в образовательный процесс основ финансовой грамотности» и заявка соискателя на участие в конкурсе организаций на присвоение статуса региональной инновационной площадки. В результате было принято решение об участии и реализации проекта.
Обоснование: Протокол от 11.03.2020 №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"
Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...
"Обновление содержания образования"
Из опыта работы ДОУ ....
Обеспечение образовательных потребностей педагогических кадров и оказание им адресной методической помощи в условиях обновления содержания образования. Из опыта работы.
Опыт работы по оказанию методической помощи воспитателю в соответствии с ФГОС....
Конкурс. Международная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»
Международная научно-практическая конференция «Обновление содержания образования: от ключевых компетенций к глобальной компетентности»Формирование первичных предста...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Внедрение программы "Основы финансовой грамотности" в деятельность дошкольного образовательного учреждения (статья)
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом ФГОС дошкольного образования и концеп...
Приказ "Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путём внедрения в образовательный процесс основ финансовой грамотности»
Приказ "Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путём внедрения в образовательный процесс основ финансовой грамотности»...