Отчёт по самообразованию. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Алиева Айжан Галимжановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17» Энгельсского муниципального

района Саратовской области

 

413113, г. Энгельс, ул. Степная, 175А, тел. (8453) 95-32-80

 

 

 

 

 

 

Отчёт по самообразованию.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».

 

 

 

 

                                                                                                 Воспитатель:

                                                              высшей     квалификационной категории 

                                                              Алиева Айжан Галимжановна   

 

 

 

 

Г. Энгельс

2023

 

Актуальность темы: 

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

 Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

  Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:  : Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

 

Задачи:

 

1.      Дать простые экономические знания.

2.      Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.

3.      Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.

4.      Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам

финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Работу проводила в три этапа:

•       1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

•       2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.

•       3 этап – заключительный.. Анализ результативности.

Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Однако к концу анкеты результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.

Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ

В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли 5 лепбуков по теме,коллекция монет,наглядное пособие «Работники банка»,настольные игры «Денежка» и «Монополия» а также создан мини-музей «Копилочка» и «Картотека игр по финансовой грамотности детей 6-7 лет».

Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:

 «Труд(профессии) и продукт  труда».

 «Деньги и цена» (стоимость).

 «Бюджет семьи доходы и расходы.».«Экономические навыки и привычки в быту».

Формы  и методы:

•       Беседы;

•       Чтение произведений художественной литературы;

•       Просмотр презентаций;

•       Дидактические игры;

•       Сюжетно-ролевые игры;

•       Игры- путешествия;

•       Настольные игры;

•       Игры-коллекции.

В разделе «Труд и продукт труда».

Были поставлены следущие  задачи:

 

 • формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий,  профессии родителей детей  группы ;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Был создан лепбук «Все профессии важны», игра доббль «Профессии»

родители приобрели костюмы для сюжетно-ролевых игр.

Следующий раздел,это «Деньги и цена» (стоимость).

Включал в себя следующие  задачи:

 - познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Следующий раздел «Экономические навыки и привычки в быту».

Задачи:

• научить детей бережному отношению к вещам;

• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;

• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье

• помочь выработать основные полезные привычки.

Основные понятия: «бережливость», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».

Особое место  в экономическом воспитании занимают  сюжетно-ролевые  игры. Самая популярная  игра «Магазин».

Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.

Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение .

Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.

Дидактические и настольные игры

В качестве средства формирования основ экономической культуры  были использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.(«Подбери монету к копилке», «Доходы и расходы семьи», «Что можно и чего нельзя купить?», «Угадай цену товара» )

 

Экономическое воспитание невозможно без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.

Применение  ИКТ в работе позволяет:

1. Показать информацию на экране в игровой форме, что  вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает   основному виду деятельности дошкольника – игре.

2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести   дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.

3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

 5. Поощрять детей при решении проблемных задач   и преодолении трудностей.

 

Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный  путь в «экономику»  через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17» Энгельсского муниципального

района Саратовской области

413113, г. Энгельс, ул. Степная, 175А, тел. (8453) 95-32-80

Отчёт по самообразованию.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».

                                                                                                 Воспитатель:

                                                              высшей     квалификационной категории  

                                                              Алиева Айжан Галимжановна    

Г. Энгельс

2023

Актуальность темы:  

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

 Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

  Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:  : Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

1.      Дать простые экономические знания.

2.      Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.

3.      Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.

4.      Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам

финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

Работу проводила в три этапа:

•       1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

•       2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.

•       3 этап – заключительный.. Анализ результативности.

Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Однако к концу анкеты результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.

Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ

В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли 5 лепбуков по теме,коллекция монет,наглядное пособие «Работники банка»,настольные игры «Денежка» и «Монополия» а также создан мини-музей «Копилочка» и «Картотека игр по финансовой грамотности детей 6-7 лет».

Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:

 «Труд(профессии) и продукт  труда».

 «Деньги и цена» (стоимость).

 «Бюджет семьи доходы и расходы.».«Экономические навыки и привычки в быту».

Формы  и методы:

•       Беседы;

•       Чтение произведений художественной литературы;

•       Просмотр презентаций;

•       Дидактические игры;

•       Сюжетно-ролевые игры;

•       Игры- путешествия;

•       Настольные игры;

•       Игры-коллекции.

В разделе «Труд и продукт труда».

Были поставлены следущие  задачи:

 • формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий,  профессии родителей детей  группы ;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Был создан лепбук «Все профессии важны», игра доббль «Профессии»

родители приобрели костюмы для сюжетно-ролевых игр.

Следующий раздел,это «Деньги и цена» (стоимость).

Включал в себя следующие  задачи:

 - познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Следующий раздел «Экономические навыки и привычки в быту».

Задачи:

• научить детей бережному отношению к вещам;

• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;

• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;

• рассказать о правильном распределении доходов в семье

• помочь выработать основные полезные привычки.

Основные понятия: «бережливость», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».

Особое место  в экономическом воспитании занимают  сюжетно-ролевые  игры. Самая популярная  игра «Магазин».

Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.

Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение .

Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.

Дидактические и настольные игры

В качестве средства формирования основ экономической культуры  были использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.(«Подбери монету к копилке», «Доходы и расходы семьи», «Что можно и чего нельзя купить?», «Угадай цену товара» )

Экономическое воспитание невозможно без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.

Применение  ИКТ в работе позволяет:

1. Показать информацию на экране в игровой форме, что  вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает   основному виду деятельности дошкольника – игре.

2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести   дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.

3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.

4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

 5. Поощрять детей при решении проблемных задач   и преодолении трудностей.

Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный  путь в «экономику»  через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы:  Ф...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».

Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством  игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...