Отчёт по самообразованию. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» Энгельсского муниципального
района Саратовской области
413113, г. Энгельс, ул. Степная, 175А, тел. (8453) 95-32-80
Отчёт по самообразованию.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Алиева Айжан Галимжановна
Г. Энгельс
2023
Актуальность темы:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: : Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
1. Дать простые экономические знания.
2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
4. Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Работу проводила в три этапа:
• 1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.
• 3 этап – заключительный.. Анализ результативности.
Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Однако к концу анкеты результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.
Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ
В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли 5 лепбуков по теме,коллекция монет,наглядное пособие «Работники банка»,настольные игры «Денежка» и «Монополия» а также создан мини-музей «Копилочка» и «Картотека игр по финансовой грамотности детей 6-7 лет».
Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд(профессии) и продукт труда».
«Деньги и цена» (стоимость).
«Бюджет семьи доходы и расходы.».«Экономические навыки и привычки в быту».
Формы и методы:
• Беседы;
• Чтение произведений художественной литературы;
• Просмотр презентаций;
• Дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Игры- путешествия;
• Настольные игры;
• Игры-коллекции.
В разделе «Труд и продукт труда».
Были поставлены следущие задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий, профессии родителей детей группы ;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Был создан лепбук «Все профессии важны», игра доббль «Профессии»
родители приобрели костюмы для сюжетно-ролевых игр.
Следующий раздел,это «Деньги и цена» (стоимость).
Включал в себя следующие задачи:
- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Следующий раздел «Экономические навыки и привычки в быту».
Задачи:
• научить детей бережному отношению к вещам;
• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;
• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;
• рассказать о правильном распределении доходов в семье
• помочь выработать основные полезные привычки.
Основные понятия: «бережливость», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».
Особое место в экономическом воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Самая популярная игра «Магазин».
Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.
Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение .
Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.
Дидактические и настольные игры
В качестве средства формирования основ экономической культуры были использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.(«Подбери монету к копилке», «Доходы и расходы семьи», «Что можно и чего нельзя купить?», «Угадай цену товара» )
Экономическое воспитание невозможно без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.
Применение ИКТ в работе позволяет:
1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17» Энгельсского муниципального
района Саратовской области
413113, г. Энгельс, ул. Степная, 175А, тел. (8453) 95-32-80
Отчёт по самообразованию.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного возраста ».
Воспитатель:
высшей квалификационной категории
Алиева Айжан Галимжановна
Г. Энгельс
2023
Актуальность темы:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников -это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
С этой целью и была выбрана мной тема самообразования:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: : Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
1. Дать простые экономические знания.
2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
4. Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Работу проводила в три этапа:
• 1 этап – организационно-ознакомительный: Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; прохождение курсов повышения квалификации по выбранной теме; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.
• 3 этап – заключительный.. Анализ результативности.
Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете затрагивались вопросы о том, имеет ли ребенок представление об экономике, деньгах, умении отказать ребенку в не всегда необходимых покупках, есть ли у детей копилка. На вопрос «Стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?» 69% анкетируемых ответили положительно, 26% затруднились с ответом и лишь 5% родителей не считают это необходимым. Однако к концу анкеты результаты показали, что 90% опрошенных хотят, чтобы их ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике, 10% пока сомневаются в такой необходимости, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.
Родителям были предложены консультации «Финансовая грамотность вашего ребёнка»,«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях МДОУ
В группе был создан уголок «Финансовой грамотности» в который вошли 5 лепбуков по теме,коллекция монет,наглядное пособие «Работники банка»,настольные игры «Денежка» и «Монополия» а также создан мини-музей «Копилочка» и «Картотека игр по финансовой грамотности детей 6-7 лет».
Далее работу по экономическому воспитанию была разделена на 3 блока, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд(профессии) и продукт труда».
«Деньги и цена» (стоимость).
«Бюджет семьи доходы и расходы.».«Экономические навыки и привычки в быту».
Формы и методы:
• Беседы;
• Чтение произведений художественной литературы;
• Просмотр презентаций;
• Дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Игры- путешествия;
• Настольные игры;
• Игры-коллекции.
В разделе «Труд и продукт труда».
Были поставлены следущие задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий, профессии родителей детей группы ;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Был создан лепбук «Все профессии важны», игра доббль «Профессии»
родители приобрели костюмы для сюжетно-ролевых игр.
Следующий раздел,это «Деньги и цена» (стоимость).
Включал в себя следующие задачи:
- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Следующий раздел «Экономические навыки и привычки в быту».
Задачи:
• научить детей бережному отношению к вещам;
• подсказать ребенку, какими вещами он может самостоятельно распоряжаться, а какими – только с ведома взрослых;
• научить ребенка прогнозировать последствия своих решений;
• рассказать о правильном распределении доходов в семье
• помочь выработать основные полезные привычки.
Основные понятия: «бережливость», «бюджет», «копилка», «хозяйственный», «запасливый».
Особое место в экономическом воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Самая популярная игра «Магазин».
Эта игра формирует умение широко и творчески использовать полученные знания об экономических понятиях.
Развивает способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Закрепляет умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение .
Также она формирует взаимоотношения сотрудничества. Воспитывает культуру речевого общения.
Дидактические и настольные игры
В качестве средства формирования основ экономической культуры были использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.(«Подбери монету к копилке», «Доходы и расходы семьи», «Что можно и чего нельзя купить?», «Угадай цену товара» )
Экономическое воспитание невозможно без развития речи. Дети учатся выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления. Большую помощь оказывает чтение художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Важную роль в экономическом воспитании отводиться использованию сказок. Народные сказки, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.
Применение ИКТ в работе позволяет:
1. Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
2. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Таким образом созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....
Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».
Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».
Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 летТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы: Ф...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».
Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...