Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»

Подготовила: Чернышова Татьяна Викторовна

город Нижневартовск

2023 г

«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности»

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с речевым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования речевого развития.

Систематическое включение в коррекционно-развивающую работу игровых заданий, мультимедийных презентаций, мультфильмов, решение простейших проблемных экономических ситуаций позволяет повысить познавательную речевую активность старших дошкольников, а также уровень подготовки к последующему обучению в школе.

Основная цель – развитие речевой активности детей, повышение результативности коррекционной работы посредством игр, направленных на формирование предпосылок финансовой грамотности.

Использование игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности способствует решению следующих задач:

- побуждению детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствованию закрепления навыков пользования инициативной речью;

- совершенствованию разговорной речи;

- обогащению словаря;

- формированию грамматического строя языка и связной речи.

Речевое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности как компонент активного коммуникативного поведения, является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

Для организации работы по формированию основ финансовой грамотности в детском саду была создана развивающая предметно-пространственная среда в группах: были приобретены модули «Магазин», кассы, кассы-калькуляторы, продуктовые тележки, весы, копилки, кошельки, дидактические наборы денежных средств (купюры и монеты), дидактические компоненты «Товары», а также настольные тематические игры и обучающие мультфильмы. Для детей старших групп приобретено программное обеспечение по формированию предпосылок финансовой грамотности, а также многофункциональный комплекс «Экономград».

Изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет»; настольные и дидактические игры «Расходы и доходы семьи», «Что можно и что нельзя купить за деньги?», «Найди одинаковые монеты», «Теневое лото», и др.

Совместно с родителями собраны мини-коллекции монет и банкнот. Педагогами созданы картотеки НОД, бесед, проблемных ситуаций, игр, заданий, литературных произведений по экономическому воспитанию дошкольников.

Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития:

-тематических НОД, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;

-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;

-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;

-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;

-проведении сюжетно-ролевых игр;

-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;

-решение различных проблемных ситуаций.

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Она помогает расширять экономический кругозор дошкольника, в доступной детям форме дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, овладения правильным звукопроизношением. Очень важно в это время исправлять недостатки речи. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие. Благодаря использованию игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Главное место в играх, направленных на формирование основ финансовой грамотности, отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в речевом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала, так как оказываются недостаточно сформированными практические навыки общения.

В ходе бесед, направленных на формирование основ финансовой грамотности, знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.

Дети узнают новые термины: труд, товар, продукт труда, услуга, продукция; бережливость, щедрость, экономность, богатство, бедность, жадность, честность, достоинство, работа; банк, банкомат, монетный двор, покупка, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево, долг, должник, заем, план; потребность, капризы, желание, возможность, торговые предприятия, рынок, ярмарка, рекламное агентство, заработная плата, доход, сбережения, пенсия, монета, купюра, карманные деньги (появление денег и как они тратятся).

В своей практике мы используем дидактические игры: на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает».

Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников. Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (парикмахеру, строителю, воспитателю). Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро.

Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения мы используем театральные постановки, развиваем речь с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.

Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится в потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

В ходе работы с детьми мы использовали такие формы и методы как: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.

При знакомстве со сказками затрагиваются различные стороны речи, обогащается словарь. Во время пересказа дети пользуются простыми и сложными предложениями, делают свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняют интонацию, темп речи.

Сказки, отражающие труд людей:

  • «Терем – теремок»
  • «Хаврошечка»
  • «Морозко»
  • «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

  • Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

  • Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

  • Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

  • К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
  • Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

  • Народные сказки «Лиса и козёл»
  • Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

  • Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек

В результате применения игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличился интерес детей к обучению, активизировалась познавательная деятельность, повысилось качество усвоения речевого программного материала детьми. Игры и упражнения по формированию основ финансовой грамотности, подобранные в соответствии с тематикой занятия и индивидуальных особенностей детей повышают результативность, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребенка и благотворно влияют на его речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности

Учебно- тематический план по обучению дошкольников основам финансовой грамотности...

Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Мини - проект по обучению дошкольников старшего возраста основам финансовой грамотности.

Цель:Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.Задачи:Познакомить с элементарными экономическими понятиями;Формировать деловые качества личности, об...

"Обучение дошкольников основам финансовой грамотности"

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них....

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ по основам финансовой грамотности

Способствовать формированию основ финансовой нрамотности у старших дошкольников...

«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.Современные условия жизни диктуют нам необходимость обучения финансовой грамотности у детей...