Выступление на тему «Финансовая грамотность в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мугинова Ляйля Ревнеровна

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.

Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_finasovoy_gramotnosti_vospitatel_muginova.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №11

комбинированного вида городского округа г. Нефтекамск  РБ

Выступление на тему

«Финансовая грамотность в ДОУ

 с детьми старшего  дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Мугинова Ляйля Ревнеровна

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

       Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

   Работу свою мы разделили на блоки:

  • « Труд – продукт»,
  • « Деньги, цена, стоимость»,
  • «Доход, расход»
  •  «Полезные навыки и привычки в быту». 

 В каждом блоке раскрывали педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

    Объяснили функцию денег на понятном дошкольнику языке, подробно рассказали детям о способах заработка родителями.   Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

С помощью игр и практик донесли до детей, что:

1.    Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняли, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2.    Сначала зарабатываем – потом тратим.

3.    Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4.    Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.

5.    Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6.    Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности  – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

  Объясняли понятия  «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

  Воспитанники узнали:

  • Что представляют собой деньги?
  •  И как они возникли?
  • Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

(У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство)

   Читали сказки, где говорится про деньги или золото как их эквивалент.  («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Петушок и бобовое зерныщко», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

 Знакомили с пословицами, загадками.

  • Деньги хороший слуга, но плохой хозяин.
  • Время – деньги.
  • На деньги ума не купишь.
  • Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна.

(монета)

Поводили сюжетно – ролевые игры, такие как «Магазин игрушек», « Магазин одежды», «Магазин продуктов», «Врач», «Парикмахерская», «Банк», «Полицейский».

  Разработали множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. 

Игра: «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.

Игра «Что можно купить за деньги?»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).

Игра - «Наоборот»

Покупатель - продавец

Покупка - продажа

Дорого - дешево

Доход - расход

Тратить - копить

Наличные - безналичные

Высокие (цены) - низкие (цены).

 Игра «Хочу – Надо»

Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и

« жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять  разницу между «хочу» и « надо».

Игра «Что можно, что нельзя купить»

Цель: Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Правила игры: играть могут от 2 до 6 детей. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее закроет свои карты

 Ход игры: Ребёнку предлагаются две большие карточки с изображением монет и зачеркнутых монет( или по одной карте каждому ребенку) Необходимо заполнить большие карты, маленькими карточками (что можно купить, а что нельзя), объясняя свой выбор.

Игра «Доход – Расход»

 ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»

Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Дети брали картинки с изображение профессий. Составляли рассказы при помощи схемы – картинок.

 ИГРА «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Игра «Положи монетку в копилку»

Цель: формировать знания о номинале монет, умение компоновать монеты для получения определенной суммы.

Игра «Что можно купить за деньги и что нельзя»

Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Игра – ходилка  «Миллионер».

  Просмотр мультфильмов:

« Азбука финансовой грамотности », «Золушка» - Смешарики;

 «Райский остров»; «Благородное дело»;

Фиксики: « История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;

«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;

Три кота: «Поход в магазин»;

«Простоквашино», «Муха – цокотуха».

 Работу по финансовой грамотности проводили при взаимодействии с семьей.

 Совместную деятельность   организовали таким образом, что родители стали участниками этого процесса, вместе объясняли такие понятия как:

  • что такое деньги, какие они бывают;
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
  • что такое карманные деньги;
  • Банковская пластиковая карта;
  • как планировать свои расходы;

      Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Из всего этого можно сделать вывод.

Правильное экономическое воспитание служит основой миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

 А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Для работы в данном направлении мы использовали:

  • Дополнительную общеразвивающую программу детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;
  • Дополнительную программу по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;
  • Дополнительную общеобразовательную программу по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
  • « Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;
  • Парциальную образовательную программу дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"

laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...

ВЫСТУПЛЕНИЕ: «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Дети с особенностями в развитии еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его понимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов.  В развитии и социализации ребенка с ОВЗ родителям...

Выступление на РМО «Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Будь осторожен на дороге »

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую сами дети являются виновниками дорожно–транспортных происшест...

Календарный план индивидуальной/подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми старшегодошкольного возраста в условиях общеразвивающего сада.

Календарное планирование индивидуальной и подгрупповой деятельности по коррекции речи детейМБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №209» учителя-логопеда Каретниковой З.П.Лексическая тема: &laq...

Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...