Выступление на тему «Финансовая грамотность в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_finasovoy_gramotnosti_vospitatel_muginova.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №11
комбинированного вида городского округа г. Нефтекамск РБ
Выступление на тему
«Финансовая грамотность в ДОУ
с детьми старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Мугинова Ляйля Ревнеровна
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Работу свою мы разделили на блоки:
- « Труд – продукт»,
- « Деньги, цена, стоимость»,
- «Доход, расход»
- «Полезные навыки и привычки в быту».
В каждом блоке раскрывали педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Объяснили функцию денег на понятном дошкольнику языке, подробно рассказали детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
С помощью игр и практик донесли до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняли, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Объясняли понятия «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.
Воспитанники узнали:
- Что представляют собой деньги?
- И как они возникли?
- Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.
(У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.
Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.
Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.
Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство)
Читали сказки, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. («Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Петушок и бобовое зерныщко», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).
Знакомили с пословицами, загадками.
- Деньги хороший слуга, но плохой хозяин.
- Время – деньги.
- На деньги ума не купишь.
- Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна.
(монета)
Поводили сюжетно – ролевые игры, такие как «Магазин игрушек», « Магазин одежды», «Магазин продуктов», «Врач», «Парикмахерская», «Банк», «Полицейский».
Разработали множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах.
Игра: «Угадай профессию по движениям».
Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.
(Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).
Игра - «Наоборот»
Покупатель - продавец
Покупка - продажа
Дорого - дешево
Доход - расход
Тратить - копить
Наличные - безналичные
Высокие (цены) - низкие (цены).
Игра «Хочу – Надо»
Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и
« жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и « надо».
Игра «Что можно, что нельзя купить»
Цель: Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.
Правила игры: играть могут от 2 до 6 детей. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее закроет свои карты
Ход игры: Ребёнку предлагаются две большие карточки с изображением монет и зачеркнутых монет( или по одной карте каждому ребенку) Необходимо заполнить большие карты, маленькими карточками (что можно купить, а что нельзя), объясняя свой выбор.
Игра «Доход – Расход»
ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»
Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Дети брали картинки с изображение профессий. Составляли рассказы при помощи схемы – картинок.
ИГРА «Не ошибитесь»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Игра «Положи монетку в копилку»
Цель: формировать знания о номинале монет, умение компоновать монеты для получения определенной суммы.
Игра «Что можно купить за деньги и что нельзя»
Формировать представление детей о том, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формировать представление об истинных ценностях и богатстве человека.
Игра – ходилка «Миллионер».
Просмотр мультфильмов:
« Азбука финансовой грамотности », «Золушка» - Смешарики;
«Райский остров»; «Благородное дело»;
Фиксики: « История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;
«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;
Три кота: «Поход в магазин»;
«Простоквашино», «Муха – цокотуха».
Работу по финансовой грамотности проводили при взаимодействии с семьей.
Совместную деятельность организовали таким образом, что родители стали участниками этого процесса, вместе объясняли такие понятия как:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги;
- Банковская пластиковая карта;
- как планировать свои расходы;
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Из всего этого можно сделать вывод.
Правильное экономическое воспитание служит основой миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Для работы в данном направлении мы использовали:
- Дополнительную общеразвивающую программу детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;
- Дополнительную программу по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;
- Дополнительную общеобразовательную программу по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
- « Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;
- Парциальную образовательную программу дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"
laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...
Выступление на РМО "Реализация игровых технологий с детьми раннего возраста"
Технология игрового обучения....
ВЫСТУПЛЕНИЕ: «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Дети с особенностями в развитии еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его понимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ОВЗ родителям...
Выступление на педагогическом совете" Организация работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет в летний период"
Итоги летней оздоровительной работы...
Выступление на РМО «Реализация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Будь осторожен на дороге »
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую сами дети являются виновниками дорожно–транспортных происшест...
Календарный план индивидуальной/подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми старшегодошкольного возраста в условиях общеразвивающего сада.
Календарное планирование индивидуальной и подгрупповой деятельности по коррекции речи детейМБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №209» учителя-логопеда Каретниковой З.П.Лексическая тема: &laq...
Выступление на Педсовете "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Задачи патриотического воспитания по ФГОС ДО:- формирование нравственно-духовных особенностей личности;- формирование чувства гордости за свою нацию;- формирование почтительного отношения к национальн...