Финансовая грамотность у дошкольников : от теории к практике
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Федорова Ирина Евгеньевна

Материал выступления на городском методическом объединении. 2023 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_na_mo.docx108.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №156»

Тема выступления:

«Финансовая грамотность дошкольников:

 от теории к практике».

         Материал подготовлен:

                                    воспитателем высшей квалификационной                              

                 категории – Федоровой И.Е.;

                                                  воспитателем первой квалификационной

                                                  категории:  Царан Александрой Владимировной.

Оренбург, 2023

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Федорова Ирина Евгеньевна, сегодня я со своей коллегой Царан Александрой Владимировной представляю опыт нашего совместного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений в вопросе финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Тема моего доклада «Финансовая грамотность дошкольников: от теории к практике»

Так как мы с коллегой на «ТЫ» в вопросе цифр и чисел (мы по первому образованию учителя математики), от сюда следует, что вопрос грамотности ребят в финансах для нас не представляет особого труда.

     Первое, на что мы обратили свой взгляд, когда встал вопрос по внедрению финансовой грамотности детей дошкольного возраста – уделение внимания и к теории и к практике ребят одновременно.

Теория

Практика

  1. Мы все с вами, прекрасно знаем, что игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир.

Поэтому ребята основы финансовой грамотности познавали посредством игры и игровых ситуаций, связанных с покупками, походом в банк (магазины, кошельки, монеты, бумажные купюры, карты)

Вследствие чего, мы хотим представить вам часть дидактического материала по формированию финансовой грамотности, мы разделили его на три больших блока – «Магазин», «Профессии» и «Банк» (слайд)

Блок «Магазин» включает в себя следующие материалы:

Образцы российских денег

Дидактические игры:

Д. И. "Идем в магазин за покупками"

Д. И. "Покупки по сезону"

Д. И. "Можно-нельзя купить", "Надо хочу купить"

Игра "Что дороже"

Д. И. "Разложи товар"

Дисконтные карты различных магазинов

Профессии:

Блок профессии представлен следующим материалом:

Загадки о профессиях

Ребусы "Профессии"

Д. И. "Кому что нужно"

Д. И. "Сложи картинку "профессии"

Д. И. "Профессии в сказках"

Д. И. "Назови лишний предмет"

Теневое лото "Мир профессий"

Д. И. "Разложи по типу профессий"

Банк:

Блок Банк, включает в себя:

Д. И. "Банкноты и монеты России"

Виды иностранной валюты, примеры кредитных и дебетовых карт

Финансовый словарь

Д. И. "Виды денег"

Теневое лото

Д. И. "Дорого-дешево"

Д. И. "Продолжи ряд"

«Магазин», «Банк» и «Профессии» изготовлены по аналогии лэпбука, но мы немного видоизменили привычную форму. Она у нас приняла форму, некой раскладки.

У детей есть возможность, одновременно, играть в несколько игр.

В процессе игровой деятельность у ребят есть возможность познакомиться с образцами кредитных и дебетовых карт,  разобраться в видах денег, а также, что же нужно сделать в целях экономии семейного бюджета и многое другое. (Слайд с видео где дети играют)

Да, ребята очень увлеченно играют с данным дидактическим материалом.

Но все же,  какая же теория без практики. А лучшая практика, допустим,  в покупке товаров, это – поход в магазин. На данный момент родители наших воспитанников дают им возможность самим определять, на какое количество товара хватит им наличных, конечно мы понимаем, что это не крупные покупки (хлеб, молоко, творожок), а также, дети стараются самостоятельно решить что же нужно купить домой.

На данные момент, некоторые ребята умело практикуют как  наличный, но и, соответственно, большинство из детей практикуют безналичный расчет. (слайд где дети в магазине)

2. А теперь, снова, вернемся к теории.  В рамках реализации федерального природохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» нами проводились различные наблюдения, тематические мероприятия, дети играли в настольные игры по сортировке мусора. Возможно некоторые из вас спросят, а где же связь между Финансовой грамотностью и реализацией проекта «Эколята-дошколята».

 Просто, просто параллельно мы рассказывали ребятам, что большинство использованной упаковки, которую многие выбрасывают в мусор, можно сдать за деньги.

Такая возможность, перейти от теории к практике, и начать зарабатывать, появилась у нас, начиная с 2021 года. (слайд – сбор макулатуры)

   В 2021г. эковолонтеры обратили внимание на количество макулатуры, которая ежедневно выбрасывается в мусорные баки детского сада  - это старые рисунки и поделки ребят из картона, это устарелый наглядный материал педагогов, это картонные коробки, в которых доставляют продукты питания для ребят в детский сад.

В рамках экологической планерки эковолонтеры приняли решение организовать пункт сбора макулатуры и стали ежедневно в нем трудиться по 10 минут совместно с педагогами. Ребята собирают макулатуру с групп, сортируют ее, и каждую пятницу вывозят в городской пункт сбора макулатуры «Bardaka.net», расположенного по адресу: ул .Конституции СССР 15, к.2.

    Первые вырученные деньги ребята потратили на покупку саженцев для фруктового сада. (слайд-открытие фруктового сада)

    А начиная с сентября 2022г. и по сегодняшний день эковолонтеры расходуют вырученные от сбора макулатуры деньги на адресную гуманитарную помощь, которую отправляется в Запорожскую область, в артиллерийский дивизион 1199, ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ! (слайд – гуманитарная помощь)

Хотелось бы сделать маленькое отступление от темы доклада, как я сказала выше, что гуманитарная помощь от нашего сада – адресная, что дает возможность обратной связи. Так и получилось в феврале, когда воспитанница нашей группы,  Бодина Даша, получила видеописьмо-ответ от бойца артдивизиона 1199. (слайд).

3.Ну и продолжая свой доклад, хочу обратить внимание, что финансовая грамотность неразрывно связана с понятием «профессия». В этом вопросе нам, с удовольствием, помогают родители наших воспитанников. (слайд – презентация своей профессии)

Ребята имели возможность познакомиться с профессией косметолога, администратора гостиницы и начальника кредитного отдела Сбербанка.

Ну и ка же без практики.

Ребята попрактиковались в работе с банковским терминалом.

(слайд – банковский терминал)

И конечно, очень запоминающимся для ребят, было не только послушать, но и посмотреть, как работает косметолог. (понюхали, пощупали, подержали)(слайд)

Приглашение ребят в косметический салон

(салон сам «пришел» в гости к ребятам)

Мы думаем, что это был не забываемый опыт для ребят.

Объединяет теорию и практику пункта №3 то, что человек за любую услугу платит

На этом я хочу закончить свой доклад.

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки  «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...