Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
проект по обж (старшая группа)

Воронина Наталия Владимировна

Проект "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста " не только способствует формированию у детей важных жизненных навыков, но и укрепляет сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, создавая атмосферу взаимного доверия и поддержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

155048 Ивановская область,г.Тейково,ул.8 Марта,д.7,тел 84934341673

ИНН 3704003620 КПП 370401001

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

                                                                                        Разработала:   воспитатель

                                                                       Воронина  Наталия  Владимировна

г. Тейково, 2023 год

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в повседневной жизни и при возникновении опасных ситуаций, а также развитие навыков самостоятельного принятия правильных решений в вопросах личной безопасности.

Задачи проекта:

  • Ознакомить детей с основными правилами безопасного поведения дома, на улице, в транспорте и в природе.
  • Развивать навыки наблюдения и анализа потенциально опасных ситуаций.
  • Способствовать развитию самостоятельности и уверенности в принятии решений в ситуациях, требующих соблюдения правил безопасности.
  • Привлекать родителей и педагогов к совместной работе над формированием культуры безопасности у детей.
  • Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье, а также уважение к правилам безопасности окружающих людей.

Участники: педагоги, дети (5-6 лет), родители.

Вид проекта: групповой краткосрочный.

Тип проекта: познавательный  (творческо-игровой)

Продолжительность: с сентября 2024 года по январь 2025 года

Актуальность выбранной темы:

        Современные дети живут в мире, полном разнообразных опасностей, начиная от бытовых рисков до угроз, связанных с природными явлениями и техногенными катастрофами. Формирование у них основ безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач воспитания, так как это напрямую влияет на их физическое и психологическое благополучие. Раннее обучение детей правилам безопасного поведения позволяет снизить вероятность несчастных случаев и повысить уровень их готовности к различным жизненным ситуациям.

       Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Наблюдения за поведением и деятельностью детей старшей группы детского сада № 2 показали, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение,  не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста».

Актуальность этой проблемы подчеркивается тем, что

- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;

- непонимание потенциальной опасности в быту;

- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.

Необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь):

  • Изучение теоретической базы по теме безопасности жизнедеятельности.
  • Разработка учебного плана и подбор методических материалов.
  • Информирование родителей и педагогов о целях и задачах проекта.
  • Подготовка необходимого оборудования и материалов для занятий.

2. Основной этап (октябрь–декабрь):

  • Работа с детьми:
  • Проведение регулярных занятий по темам: безопасность дома, на дороге, в природе, в общественном месте.
  • Использование игровых методик, сказкотерапии, ролевых игр для закрепления материала.
  • Выполнение практических заданий и упражнений, экспериментов направленных на развитие навыков наблюдения, изучения погодных условий, безопасного поведения. Составления списков «Что делать, если…» (потерялся, увидел незнакомого человека).
  • Организация экскурсий  в летний сад, городской музей  с целью ознакомления с реальной обстановкой и практическим применением полученных знаний.
  • Работа с родителями:
  • Проведение консультаций и бесед с родителями о важности формирования у детей навыков безопасного поведения.
  • Организация совместных мероприятий (консультации; мастер-класса) для обсуждения актуальных вопросов безопасности.
  • Разработка памяток и рекомендаций для родителей по обеспечению безопасности детей в домашних условиях.
  • Работа с педагогами:
  • Проведение обучающих семинаров и тренингов для педагогов по методикам преподавания основ безопасности жизнедеятельности.
  • Совместная разработка сценариев занятий и игровых мероприятий.
  • Регулярное обсуждение хода проекта и корректировка планов по мере необходимости.

3. Итоговый этап (январь):

  • Проведение итоговых занятий, на которых дети демонстрируют полученные знания и навыки.
  • Анализ результатов проекта, оценка уровня усвоения материала детьми.
  • Подведение итогов и награждение активных участников проекта.
  • Обратная связь от родителей и педагогов, обсуждение перспектив дальнейшего развития проекта.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Задачи этапов проекта

Сроки этапов проекта

1 - подготовительный

Изучение проблемы, разработка мероприятия. Определить тему, цель, проблему, задачи, актуальность проекта.

Подобрать педагогическую и детскую художественную литературу.

Разработать систему деятельности педагога, прогнозирование результата.

Составить перспективный план мероприятий.

Наметить пути реализации проекта.

Создать условия реализации проекта.

 Родителей информируют о проекте и приглашают принять участие в его реализации.

Сентябрь  2024 г.

2- основной

Тематические занятия: Воспитатели проводят занятия, рассказывающие детям об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем; познакомить детей со службой «02»; сформировать представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого.

  • Дошкольники должны иметь представление о лекарственных и ядовитых растениях; дети должны получить знания о правилах поведения во время грозы.

В содержание образовательного процесса следует включить:

1. Решение ситуативных задач с детьми; Что делать, если…

2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»;

3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»;

4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности;

5. Тематические занятия, занятия-инсценировки на тему«Когда мамы дома нет»«Каждому опасному предмету – свое место»;

6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни».

В средствах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой«Пожар»«Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом»«Колобок»«Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон»,  «Айболит», Н. Носов «Телефон».

2. Беседы с детьми на тему«О правилах важных поговорим»«Осторожно, огонь!»«Один дома».

3. Создавать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные».

4. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Приобрести разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03»,«Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

  • Используются сказки, стихи, рассказы и мультфильмы на тему безопасного поведения.
  • Творческие мастерские: Дети вместе с воспитателями создают  поделки  из различных материалов: бумаги, ткани, пластика и других безопасных для окружающей среды предметов.
  • Игры и конкурсы: Организуются игры и конкурсы, связанные с темой безопасность
  • Выставки работ:
  • Лучшие работы детей выставляются в группах и холлах детского сада, чтобы все могли увидеть результаты творчества.

ноябрь - декабрь 2023 г.

3- подведение итогов, оформление проекта

  • Совместные мероприятия с родителями: Родители приглашаются на мастер-класс по безопасному поведению на дороге «Фликер».  Это помогает укрепить связь между семьёй и детским садом.
  • Использование наглядных пособий:
  •  В группах размещаются папки – передвижки  и картинки, объясняющие важность безопасного поведения.

Оформление выставки детского рисунка в фойе детского сада.

Январь 2025 г.

       

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Педагоги:

- Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «ОБЖ в детском саду», «Формирование основ безопасного поведения дошкольников».

- Содержательное, целенаправленное календарно-тематическое планирование.

Дети:

Использование на занятиях интерактивного мультимедийного дидактического пособия «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали».

Метод сравнения.

 Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.

В ходе проекта «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста» дети могут выполнять различные виды исследовательской деятельности, которая поможет им лучше понять правила безопасного поведения и научиться применять их в реальных ситуациях. Вот некоторые примеры такой деятельности:

1. Исследование окружающего мира:

Наблюдения за дорогой: Дети могут наблюдать за движением транспорта и пешеходов возле детского сада или дома, отмечая, как соблюдаются правила дорожного движения. Это поможет им понять, почему важно переходить дорогу только в установленных местах и на зеленый свет.

Изучение погодных условий: Дети могут вести дневник погоды, записывая температуру, наличие осадков и ветра. Это даст им представление о том, как погодные условия влияют на безопасность (например, скользкие дороги зимой или сильный ветер весной).

2. Эксперименты:

Эксперимент с водой: Дети могут провести простой эксперимент, демонстрирующий опасность воды. Например, налить воду в разные емкости и попробовать достать предметы из глубины. Это покажет, как легко можно утонуть даже в неглубокой воде.

3. Творческая работа:

Рисование и лепка: Дети могут рисовать или лепить сцены, иллюстрирующие опасные ситуации и правильное поведение в них. Например, нарисовать дорожные знаки или создать модель безопасной комнаты.

4. Ролевые игры:

Игра "Спасатель": Дети могут разыгрывать сценарии спасения в разных ситуациях (пожар, утопление, потеря в лесу). Это поможет им освоить навыки первой помощи и правильного реагирования в критических моментах.

Игра "Безопасный город": Создавая макет города с дорогами, зданиями и транспортом, дети могут учиться соблюдать правила дорожного движения и избегать опасных мест.

5. Экскурсии и прогулки:

Поход в пожарную часть: Посещение пожарной части позволит детям познакомиться с работой спасателей, увидеть настоящую технику и узнать, как действовать при пожаре.

Прогулка по городу в летний сад, в музей: Во время прогулок дети могут обращать внимание на дорожные знаки, переходы, светофоры и обсуждать, как правильно вести себя на улицах.

6. Просмотр и обсуждение видеоматериалов:

Просмотр мультфильмов и роликов: Вместе с воспитателем дети могут смотреть специальные мультфильмы и ролики, посвященные безопасности, и затем обсуждать увиденное. Это поможет закрепить материал и обсудить возможные опасности.

7. Беседы:

Беседа с инспектором пожарной безопасности.

Беседа с инспектором ГИБДД  по  ПДД.

Беседы с медицинскими работниками: Встречи с врачами или медсестрами позволят детям узнать больше о первой медицинской помощи и мерах предосторожности.

8. Создание собственных правил:

Составление списка "Что делать, если...": Дети могут составить список правил поведения в различных ситуациях (например, что делать, если потерялся, увидел незнакомого человека и т.д.). Это поможет им лучше запомнить важные действия.

Такая разнообразная исследовательская деятельность не только развивает у детей навыки безопасного поведения, но и стимулирует их любознательность, творческое мышление и способность самостоятельно принимать решения.

Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия(после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры«Я пожарный»«Почему эти предметы опасны»«Предметы быта».

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…в доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. Занятия-инсценировки«Когда мамы нет дома».

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка, часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Результатом должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся:

1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.

Рефлексия:

Рефлексивный этап проекта предполагает оценку эффективности реализованных мероприятий и выявление областей, требующих доработки. Важно проанализировать, насколько успешно были решены поставленные задачи, и определить, какие аспекты требуют дополнительного внимания. Также необходимо учесть мнения и предложения участников проекта (детей, родителей, педагогов), чтобы в будущем улучшить качество работы и повысить ее эффективность.

Завершающим этапом может стать составление отчёта о проделанной работе, который включает в себя анализ достижений, трудностей и предложений по улучшению проекта.

Такой проект не только способствует формированию у детей важных жизненных навыков, но и укрепляет сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, создавая атмосферу взаимного доверия и поддержки.

Литература:

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

3. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

4. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях //Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9. – С. 14-17

5. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

6. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

7. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из основ общей подготовленности детей к школе является обучение основам безопасности жизни и здоровья. На мой взгляд, представление о безопасности жизни сродни представлению о ценности жизни. Эт...

ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ«Формированиеоснов безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольноговозраста»...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»

1.     Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...