Главные вкладки
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
проект по обж (старшая группа)
Проект "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста " не только способствует формированию у детей важных жизненных навыков, но и укрепляет сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, создавая атмосферу взаимного доверия и поддержки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2
155048 Ивановская область,г.Тейково,ул.8 Марта,д.7,тел 84934341673
ТЕМА ПРОЕКТА:
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Разработала: воспитатель
Воронина Наталия Владимировна
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в повседневной жизни и при возникновении опасных ситуаций, а также развитие навыков самостоятельного принятия правильных решений в вопросах личной безопасности.
Задачи проекта:
- Ознакомить детей с основными правилами безопасного поведения дома, на улице, в транспорте и в природе.
- Развивать навыки наблюдения и анализа потенциально опасных ситуаций.
- Способствовать развитию самостоятельности и уверенности в принятии решений в ситуациях, требующих соблюдения правил безопасности.
- Привлекать родителей и педагогов к совместной работе над формированием культуры безопасности у детей.
- Воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье, а также уважение к правилам безопасности окружающих людей.
Участники: педагоги, дети (5-6 лет), родители.
Вид проекта: групповой краткосрочный.
Тип проекта: познавательный (творческо-игровой)
Продолжительность: с сентября 2024 года по январь 2025 года
Актуальность выбранной темы:
Современные дети живут в мире, полном разнообразных опасностей, начиная от бытовых рисков до угроз, связанных с природными явлениями и техногенными катастрофами. Формирование у них основ безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач воспитания, так как это напрямую влияет на их физическое и психологическое благополучие. Раннее обучение детей правилам безопасного поведения позволяет снизить вероятность несчастных случаев и повысить уровень их готовности к различным жизненным ситуациям.
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Наблюдения за поведением и деятельностью детей старшей группы детского сада № 2 показали, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по «основам безопасности детей дошкольного возраста».
Актуальность этой проблемы подчеркивается тем, что
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- непонимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Необходимо воспитать в детях потребность в здоровом и безопасном образе жизни, содействовать организации специальных условий, способствующих формированию основ безопасности.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь):
- Изучение теоретической базы по теме безопасности жизнедеятельности.
- Разработка учебного плана и подбор методических материалов.
- Информирование родителей и педагогов о целях и задачах проекта.
- Подготовка необходимого оборудования и материалов для занятий.
2. Основной этап (октябрь–декабрь):
- Работа с детьми:
- Проведение регулярных занятий по темам: безопасность дома, на дороге, в природе, в общественном месте.
- Использование игровых методик, сказкотерапии, ролевых игр для закрепления материала.
- Выполнение практических заданий и упражнений, экспериментов направленных на развитие навыков наблюдения, изучения погодных условий, безопасного поведения. Составления списков «Что делать, если…» (потерялся, увидел незнакомого человека).
- Организация экскурсий в летний сад, городской музей с целью ознакомления с реальной обстановкой и практическим применением полученных знаний.
- Работа с родителями:
- Проведение консультаций и бесед с родителями о важности формирования у детей навыков безопасного поведения.
- Организация совместных мероприятий (консультации; мастер-класса) для обсуждения актуальных вопросов безопасности.
- Разработка памяток и рекомендаций для родителей по обеспечению безопасности детей в домашних условиях.
- Работа с педагогами:
- Проведение обучающих семинаров и тренингов для педагогов по методикам преподавания основ безопасности жизнедеятельности.
- Совместная разработка сценариев занятий и игровых мероприятий.
- Регулярное обсуждение хода проекта и корректировка планов по мере необходимости.
3. Итоговый этап (январь):
- Проведение итоговых занятий, на которых дети демонстрируют полученные знания и навыки.
- Анализ результатов проекта, оценка уровня усвоения материала детьми.
- Подведение итогов и награждение активных участников проекта.
- Обратная связь от родителей и педагогов, обсуждение перспектив дальнейшего развития проекта.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта | Задачи этапов проекта | Сроки этапов проекта |
1 - подготовительный | Изучение проблемы, разработка мероприятия. Определить тему, цель, проблему, задачи, актуальность проекта. Подобрать педагогическую и детскую художественную литературу. Разработать систему деятельности педагога, прогнозирование результата. Составить перспективный план мероприятий. Наметить пути реализации проекта. Создать условия реализации проекта. Родителей информируют о проекте и приглашают принять участие в его реализации. | Сентябрь 2024 г. |
2- основной | Тематические занятия: Воспитатели проводят занятия, рассказывающие детям об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Важно предостеречь от несчастных случаев в быту; ознакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем; познакомить детей со службой «02»; сформировать представление о том, как себя вести с чужими людьми, если остался один дома; учить детей в случае серьезного заболевания или несчастного случая быстро реагировать на ситуацию: не теряться и вызывать «скорую помощь» или взрослого.
В содержание образовательного процесса следует включить: 1. Решение ситуативных задач с детьми; Что делать, если… 2. Анкетирование родителей «Соблюдаете ли вы основы безопасности в быту»; 3. Собрание с родителями на тему «Профилактика детского травматизма в быту»; 4. Организация предметно-развивающей среды с учетом основ безопасности; 5. Тематические занятия, занятия-инсценировки на тему: «Когда мамы дома нет», «Каждому опасному предмету – свое место»; 6. Использование словесно-наглядных, настольно – печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр; 7. Итоговое занятие на тему «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни». В средствах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять: 1. Чтение художественной литературы с последующим разбором: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой«Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». 2. Беседы с детьми на тему: «О правилах важных поговорим», «Осторожно, огонь!», «Один дома». 3. Создавать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные». 4. Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Приобрести разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», Службы «01», «02», «03»,«Спичка-невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
| ноябрь - декабрь 2023 г. |
3- подведение итогов, оформление проекта |
Оформление выставки детского рисунка в фойе детского сада. | Январь 2025 г. |
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Педагоги:
- Повышение квалификации педагогов, путем прохождения курсов по проблемам «ОБЖ в детском саду», «Формирование основ безопасного поведения дошкольников».
- Содержательное, целенаправленное календарно-тематическое планирование.
Дети:
Использование на занятиях интерактивного мультимедийного дидактического пособия «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали».
Метод сравнения.
Дети могут сравнить: огонь – это хорошо, или огонь – это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.
В ходе проекта «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста» дети могут выполнять различные виды исследовательской деятельности, которая поможет им лучше понять правила безопасного поведения и научиться применять их в реальных ситуациях. Вот некоторые примеры такой деятельности:
1. Исследование окружающего мира:
Наблюдения за дорогой: Дети могут наблюдать за движением транспорта и пешеходов возле детского сада или дома, отмечая, как соблюдаются правила дорожного движения. Это поможет им понять, почему важно переходить дорогу только в установленных местах и на зеленый свет.
Изучение погодных условий: Дети могут вести дневник погоды, записывая температуру, наличие осадков и ветра. Это даст им представление о том, как погодные условия влияют на безопасность (например, скользкие дороги зимой или сильный ветер весной).
2. Эксперименты:
Эксперимент с водой: Дети могут провести простой эксперимент, демонстрирующий опасность воды. Например, налить воду в разные емкости и попробовать достать предметы из глубины. Это покажет, как легко можно утонуть даже в неглубокой воде.
3. Творческая работа:
Рисование и лепка: Дети могут рисовать или лепить сцены, иллюстрирующие опасные ситуации и правильное поведение в них. Например, нарисовать дорожные знаки или создать модель безопасной комнаты.
4. Ролевые игры:
Игра "Спасатель": Дети могут разыгрывать сценарии спасения в разных ситуациях (пожар, утопление, потеря в лесу). Это поможет им освоить навыки первой помощи и правильного реагирования в критических моментах.
Игра "Безопасный город": Создавая макет города с дорогами, зданиями и транспортом, дети могут учиться соблюдать правила дорожного движения и избегать опасных мест.
5. Экскурсии и прогулки:
Поход в пожарную часть: Посещение пожарной части позволит детям познакомиться с работой спасателей, увидеть настоящую технику и узнать, как действовать при пожаре.
Прогулка по городу в летний сад, в музей: Во время прогулок дети могут обращать внимание на дорожные знаки, переходы, светофоры и обсуждать, как правильно вести себя на улицах.
6. Просмотр и обсуждение видеоматериалов:
Просмотр мультфильмов и роликов: Вместе с воспитателем дети могут смотреть специальные мультфильмы и ролики, посвященные безопасности, и затем обсуждать увиденное. Это поможет закрепить материал и обсудить возможные опасности.
7. Беседы:
Беседа с инспектором пожарной безопасности.
Беседа с инспектором ГИБДД по ПДД.
Беседы с медицинскими работниками: Встречи с врачами или медсестрами позволят детям узнать больше о первой медицинской помощи и мерах предосторожности.
8. Создание собственных правил:
Составление списка "Что делать, если...": Дети могут составить список правил поведения в различных ситуациях (например, что делать, если потерялся, увидел незнакомого человека и т.д.). Это поможет им лучше запомнить важные действия.
Такая разнообразная исследовательская деятельность не только развивает у детей навыки безопасного поведения, но и стимулирует их любознательность, творческое мышление и способность самостоятельно принимать решения.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия(после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта».
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…в доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. Занятия-инсценировки: «Когда мамы нет дома».
Сотрудничество с родителями.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка, часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Результатом должен стать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся:
1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.
Рефлексия:
Рефлексивный этап проекта предполагает оценку эффективности реализованных мероприятий и выявление областей, требующих доработки. Важно проанализировать, насколько успешно были решены поставленные задачи, и определить, какие аспекты требуют дополнительного внимания. Также необходимо учесть мнения и предложения участников проекта (детей, родителей, педагогов), чтобы в будущем улучшить качество работы и повысить ее эффективность.
Завершающим этапом может стать составление отчёта о проделанной работе, который включает в себя анализ достижений, трудностей и предложений по улучшению проекта.
Такой проект не только способствует формированию у детей важных жизненных навыков, но и укрепляет сотрудничество между педагогами, родителями и детьми, создавая атмосферу взаимного доверия и поддержки.
Литература:
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
3. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
4. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях //Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9. – С. 14-17
5. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
6. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
7. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из основ общей подготовленности детей к школе является обучение основам безопасности жизни и здоровья. На мой взгляд, представление о безопасности жизни сродни представлению о ценности жизни. Эт...
ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ«Формированиеоснов безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольноговозраста»...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»
1. Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...