Методическая разработка «Воспитание грамотного пешехода в младшем дошкольном возрасте»
методическая разработка (младшая группа)

Трофимова Вера Сергеевна

Методическая разработка «Воспитание грамотного пешехода в младшем дошкольном возрасте»:

Актуальность обучения правилам дорожного движения (ПДД) 

Примеры игр, которые помогают в обучении ПДД 

Игровое занятие по изучению ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Воспитание грамотного пешехода в младшем дошкольном возрасте»

Автор-разработчик Трофимова В.С.

Актуальность обучения правилам дорожного движения (ПДД) в младшей группе детского сада связана с рядом факторов:

  • Рост интенсивности дорожного движения и увеличение ситуаций, представляющих угрозу для детей. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с раннего возраста важно, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны.
  • Отсутствие защитной психологической реакции у детей дошкольного возраста на дорожную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое и непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
  • Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах.
  • Кроме того, привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Примеры игр, которые помогают в обучении ПДД в младшей группе детского сада:

  • «Путешествие на машинах». Цель — закрепить знания дорожных знаков и правил поведения на улицах. На игровом поле дети начинают играть и, проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдёт до финиша.
  • «Перейди дорогу» (используется макет пешеходного перехода) Цель: формировать у детей первичные представления о пешеходном переходе как безопасном месте для перехода проезжей части. Дети по очереди «переходят дорогу» по «зебре», проговаривая правила: «сначала смотрю налево, потом направо. Нет машин – иду». Воспитатель контролирует правильность выполнения действий, напоминает о необходимости смотреть по сторонам.
  • «Найди нужный знак». Цель — закрепить знания дорожных знаков и средств регулирования дорожного движения. Для игры нужны 5-6 картонных карточек. На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других — соответствующие им дорожные ситуации. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
  • «Пешеходы и транспорт». Цель — закрепить с детьми правила дорожного движения и правила безопасного поведения на улицах. На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперёд.
  • «Соблюдай правила дорожного движения». Цель — научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми и внимательными друг к другу. Для игры нужно игровое полотно, дорожные знаки, машинки и фигурки людей. Дети выбирают себе машинки и фигурки людей и, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
  • «Разрезные знаки». Цель — развить умение различать дорожные знаки, закрепить их название, развить у детей логическое мышление и глазомер. Для игры нужны разрезные знаки и образцы знаков. Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребёнок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

Чтобы мотивировать ребёнка на изучение ПДД, можно использовать следующие подходы:

  • Сюжетно-ролевые игры. Например, «Водители и пешеходы». С помощью игрушечных машинок, дорожных знаков и разметки можно смоделировать реальную дорожную ситуацию.
  • Настольные игры. Игры с карточками, фишками и кубиками, где нужно «проехать» по дороге, соблюдая правила, развивают логику и память.
  • Подвижные игры. Например, «Красный, жёлтый, зелёный». Это помогает закрепить знание сигналов светофора и развивает реакцию.
  • Творческие задания. Рисование дорожных знаков, создание макетов улиц из конструктора или пластилина — всё это помогает детям визуализировать и запомнить правила.
  • Поощрение. Можно хвалить ребёнка за правильные ответы и действия.
  • Регулярное повторение правил. Это поможет им закрепиться.
  • Объяснение важности правил. Это поможет детям осознать их значимость.

Также важно показывать безопасное поведение своим примером и постоянно повторять пройденный материал.

Пример игрового занятия во второй младшей группе:

Технологическая карта

Образовательная область: Познавательное развитие.

Тема: «Зебра в гости к нам пришла»                          

Возрастная адресованность: вторая младшая группа.

Длительность мероприятия 15 минут

Цель: формировать у детей первичные представления о пешеходном переходе как безопасном месте для перехода проезжей части.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  •  Формировать навыки безопасного поведения на улице.

Познавательное развитие:

  •  Познакомить с понятием "пешеходный переход" ("зебра").

  •  Учить различать пешеходный переход на картинках и в окружающей среде.

  •  Формировать представление о назначении пешеходного перехода.

Речевое развитие:

  •  Обогащать словарный запас.

  •  Развивать умение отвечать на вопросы по теме занятия.

  •  Развивать связную речь.

 Художественно-эстетическое развитие:

  •  Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Физическое развитие:

  •  Развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

• Игрушка из картона белая лошадка, игрушка светофор.

• Круги из картона: красный, жёлтый, зеленый.

• Карточки с изображением разных дорожных знаков, среди которых обязательно «Пешеходный переход».

• Картинка с изображением улицы, дороги, пешеходного перехода "зебры".

• Макет пешеходного перехода (на полу малярным скотчем).

• Листы с изображением зебры без полосок на каждого ребенка.

• Черная гуашь, стаканчики с водой, тонкие кисти, салфетки.

Предварительная работа:

•  Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, машин, пешеходов.

•  Чтение стихов и загадок по теме ПДД.

•  Беседы о правилах дорожного движения.

Этап занятия

Деятельность педагога и детей

Время

(мин.)

1. Организационный момент

Мотивация, Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, матушка – земля! Здравствуйте, мои друзья!»  Дети здороваются в ответ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришёл. (Показывает белую лошадку). Кто же это? (Ответы детей: лошадка, лошадь)

Воспитатель: а вот и нет, это – зебра. (протесты детей, у зебры есть полоски)

Воспитатель: я сейчас расскажу вам её историю, и вы узнаете, как она потеряла свои полоски. Нашу зебру зовут Люся, она живёт в зоопарке. Из своего вольера Люся видит витрину кондитерского магазина. На витрине стоят торты с аппетитными цветочками и листочками, очень хотелось зебре полакомиться ими.  И вот она решила отправится в магазин. Вышла из зоопарка и тут... Чудище с тремя глазами, железные звери с круглыми ногами, большие и очень большие. Люся так сильно испугалась, что поскакала куда глаза глядят, скакала так быстро, что ветром все полоски сдуло. Смогла она остановиться только у нашего сада. Теперь Люся не знает, как найти свои полоски и вернуться домой. Ребята, поможем Люсе? Ответы детей.

2

2. Основная часть

Основная деятельность по решению поставленных задач и достижению целей.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, что же это за место с железными зверями и трехглазым чудищем? (Дорога)

А чтобы дорогу перейти - надо знать правила. Ребята где можно переходить дорогу? (По пешеходному переходу, по светофору)

Воспитатель: Давайте расскажем Люсе, что же за трехглазое чудище она встретила:

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Поставить перед детьми игрушечный светофор.

- Зачем нужен светофор? Какие сигналы светофора вы знаете? (ответы детей)

- Молодцы, ребята. Я предлагаю поиграть в игру «Светофор», наша игра поможет Люсе лучше запомнить Люсе сигналы светофора.

Физкультминутка «Светофор»:

Поднят красный круг – стоим, желтый – приседаем, зеленый – ходьба на месте.

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти! (Знак «Пешеходный переход»)

- Ребята, а если нет светофора, какой дорожный знак нам расскажет, что здесь можно перейти через дорогу? Ответы детей.

- Посмотрите, у меня на столе много разных дорожных знаков. Найдите, пожалуйста. знак «Пешеходный переход» и покажем его Люсе. Дети выполняют задание.

- Умнички, вы познакомили зебру со светофором и показали знак «Пешеходный переход». А теперь я вам и Люсе покажу ещё пешеходный переход.

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить - всем указали. («Зебра»)

Воспитатель показывает картинку с пешеходным переходом «Зебра».

- Это тоже пешеходный переход, его называют «Зебра». Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Ребята, мы свами рассказали Люсе, как узнать, где можно переходить через дорогу. Но очень важно правильно переходить дорогу даже по пешеходному переходу. Объяснение: «Когда мы хотим перейти дорогу, мы должны подойти к пешеходному переходу, и если нет светофора, обязательно посмотреть внимательно по сторонам – сначала налево, потом направо, и если нет машин, то можно переходить.»

Игра «Перейди дорогу» (используется макет пешеходного перехода)

Дети по очереди «переходят дорогу» по «зебре», проговаривая правила: «сначала смотрю налево, потом направо. Нет машин – иду». Воспитатель контролирует правильность выполнения действий, напоминает о необходимости смотреть по сторонам.

- Теперь зебра Люся знает где и как переходить дорогу, осталось помочь Люсе с полосками. Как мы можем это сделать? (Ответы детей, при необходимости подвести к решению НАРИСОВАТЬ ей полоски)

- Прежде чем нарисовать зебре полоски, предлагаю размять наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика «Зебра»:

Любит зебра по лужайке

Бегать в полосатой майке.

Зебра даже за конфетку

Не оденет майку в клетку.

Дети рисуют полоски зебре тонкой кисточкой. Воспитатель оказывает помощь по необходимости.

11

3. Итоговая часть.

Подведение итогов

Рефлексия.

— Вот какие славные полосатые зебры у нас получились.

Молодцы, ребята.

Мы сегодня отлично поработали, помогли зебре Люсе.

Вам понравилось занятие? Что вы расскажите дома?

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мишку разбудили" Методическая разработка музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста

Это занятие было разработано ко "Дню открытых дверей" для показа родителям младшей группы смешанного состава. Это итоговое занятие блока "Весеннее настроение", поэтому оно было задумано и проведено в ...

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

методические разработки па заучиванию стихов в младшем дошкольном возрасте по теме"Осень"

представленые мнемотаблицы с текстами стихов для заучивания в младшем дошкольном возрасте...

Методические разработки "Развитие понятийного аппарата детей младшего дошкольного возраста"

Ребенка с самого рождения окружают различные предметы. Наша задача помочь ребенку познакомиться с миром предметов, увидеть многообразие, разнообразие этого мира, помочь правильно с предметами действов...

Методическую разработку сюжетно ролевой игре в младшем дошкольном возрасте <<Семья >>

Методическую разработку сюжетно ролевой игре в младшем дошкольном возрасте....

Методическая разработка. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности» Сценарий сказки «Как Иван Змея Горыныча победил» или «Сказка о дружбе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 «СКАЗКА» Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА                ...