Проект: «Мы – спасатели»
проект по обж (старшая группа)

Губайдуллина Анна Михайловна (Храмцова)

Цель:

Формирование представлений детей об опасных для человека ситуациях через сюжетно – ролевую игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_spasateli.docx64.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Проект:

«Мы – спасатели»

Группа компенсирующей направленности

для детей от 5 до 6 лет

«Колобок»

Воспитатель:

А. М. Губайдуллина

г. Мегион

Введение

Что такое МЧС?

Это люди в форме,

Это сила, дух и честь!

Это наша гордость!

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Тип проекта: Познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы (5-6 лет), родители.

Образовательные области:

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое развитие.

Речевое развитие

Музыкально-театрализованная деятельность

Цель:

Формирование представлений детей об опасных для человека ситуациях через сюжетно – ролевую игру.

Задачи:

  1. Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение и т. п.)  и о способах предотвращения таких ситуаций.
  2. Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.
  3. Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
  4. Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за  личную безопасность, и безопасность  окружающих.

Планируемые результаты:

  1. У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
  2. Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
  3. Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
  4. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
  5. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
  6. Ребенок из пассивного объекта становится активным субъектом собственного здоровья и безопасности.

        Мероприятия

Сентябрь: ООД познавательного занятия "Спасатель МЧС"

Октябрь: ООД по ОБЖ  «Чрезвычайные ситуации – что это?»

Ноябрь: Экскурсия в МЧС. Сюжетно-ролевая игра «МЧС спешит на помощь»

Декабрь: Игра-соревнование «Полоса препятствий».

Январь: Проведение открытой игры-тренинга «Сам себе доктор» с применением оздоровительных технологий.

Февраль: ООД : «Огонь – друг, огонь – враг»

Март:  Викторина по обучению дошкольников мерам безопасности

в чрезвычайных ситуациях  «Юные пожарные»

Апрель: Спортивное развлечение по гражданской обороне «Юные спасатели».

Май: Фотовыставка «МЧС спешит на помощь».

Конспект занятия "Спасатель МЧС"

Цель: Ознакомление детей с деятельностью МЧС, профессией спасателя.

Задачи: Познакомить детей с видами подразделений МЧС, видами техники; дать представления о профессии спасатель. Способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель, развивать творческие способности детей. Формировать у детей любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость; умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация.

Предварительная работа: Чтение С.Я.Маршака «рассказ о неизвестном герое»; беседа «Безопасность дома»; разучивание стихотворений о спасателях; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатель»; дидактическая игра «Позови на помощь»; рисование на тему «Мы - спасатели»; просмотр презентации «Спасатели – 01».

 Оборудование:  Иллюстрации, карточки, значки «Юный спасатель».

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, жизнь какой бы она  ни была, самое дорогое для каждого человека. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь у людей. Иногда такие опасные ситуации возникают по вине людей. И это приводит к авиакатастрофам, кораблекрушениям, авариям, пожарам. Воспитатель читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Воспитатель: «Ищут пожарные, ищет милиция.

                            Ищут фотографы в нашей столице…

                            Ищут давно, но не могут найти

                            Парня, какого – то лет двадцати… »

Воспитатель: Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети: Человека, который спас ребенка.

 Воспитатель: Правильно, человека-героя, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но молодой человек не побоялся и спас девочку из огня. Значит, он знал правила поведения в чрезвычайной ситуации и нашел способ выхода из нее.

Ребята, а есть опасности, которые угрожают сразу многим людям - это стихийные природные бедствия или чрезвычайные ситуации. Чрезвычайной ситуацией называют обстановку, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде. (рассматривание слайдов ЧС) Справится своими силами, в одиночку в таких ситуациях невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. На помощь в таких случаях приходят люди, чья  профессия – спасать людей.

Послушайте стихотворение, угадайте, о какой профессии в нем говорится, и какая служба помогает людям в ЧС:

                                                 Сквозь бури, снег и грозы,

                                                  Через горящий лес,

                                                  Спешит на помощь людям

                                                  Спасатель МЧС.

                                                  Его отряд из самых

                                                  Отважных смельчаков.

                                                  Пойти навстречу смерти,

                                                  Любой из них готов.

                                                  Пожары, наводненья.

                                                  Очередной полет -

                                                  Вулкана изверженье

                                                  На это раз их ждет.

                                                  На их счету есть сотни,

                                                   Спасенных человек.

                                                   Давайте остановим,

                                                   Упрямых стрелок бег!

 Дети: Спасатели.

 Воспитатель: Правильно. Это спасатели службы министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС). А какими чертами характера  должен обладать этот человек?

 Дети: Смелый,  храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

 Воспитатель: А какого человека не возьмут в спасатели?

 Дети: Трусливого, слабого, ленивого, злого.

 Воспитатель: А как вы думаете, что нужно делать каждому из нас, чтобы стать спасателем?

Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя.

 Воспитатель: Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель. А вы ребята, хотели бы познакомиться с человеком, который приходит на помощь, когда случается беда?

 Дети: Да!

 Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с человеком, который работает спасателем в службе МЧС. Он расскажет о своей профессии и о службе МЧС (родитель, работающий в службе МЧС).

Родитель: Здравствуйте, ребята. Профессия – спасатель героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые могли бы бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. С ростом ЧС, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС. Образовалось МЧС в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику. Служба МЧС,  включает в себя разные подразделения. Это пожарно-спасательные  силы пожарной охраны, авиация МЧС, служба спасения на водах и много других. Например, транспортная авиация МЧС доставляет гуманитарную помощь в разные страны. С ее помощью вывозят больных, раненых, тушат пожары, высаживают десант спасателей в труднодоступные районы. В  распоряжении отрядов спасателей много разной техники: самолеты, вертолеты, которые могут доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде, в  любое место страны. МЧС входит в пятерку лучших спасательных служб мира.

Ребята, а как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, собаки-спасатели, чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных  погодных условиях и поддаются самой жесткой дрессировке. Собаки используются  для спасения людей на водах, в горах. Если поиски пропавших людей ведутся на суше. То собака разными способами может сообщить, что нашла человека (подать голос, взять что-нибудь у спасенного и вернуться с подмогой или находится между хозяином и  пострадавшим). На помощь людям в разрушенных домах, в огне пожара или наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей. Вот такая героическая профессия-спасатель МЧС.

Воспитатель: Очень интересный рассказ вы нам рассказали о службе МЧС. Наши ребята приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

 1 –й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

 Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС.

Его отряд из самых,

Отважных смельчаков.

 Пойти навстречу смерти,

 Любой из них готов.

 2 –й ребенок.

 Пожары, наводненья.

 Очередной полет -

 Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

 На их счету есть сотни,

 Спасенных человек.

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 – й ребенок.

 Мой друг - спасатель. Этим словом,

 Не просто так зовут людей,

 От бед спасти кого угодно,

 Он может даже средь морей.

 Не испугать его стихией,

 Лавиной снежной, иль огнем,

 Прикрыть друзей от туч ненастья,

 Готов всегда своим плечом!

 Тебе сказать хочу спасибо,

 И пожелать от нас от всех:

 В семье делам и на работе,

 Чтобы сопутствовал успех!

 Воспитатель: А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

 4 –й ребенок: Расскажите нам, пожалуйста,  как вы стали спасателем?

 Родитель: Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом – в  институте противопожарной службы.

 5 –й ребенок: А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки? Родитель: Спасатели – люди военные, у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я – капитан.

 6 –й ребенок: Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Родитель: При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут, ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко – красного цвета. Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

 7 –й ребенок: А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров?

 Родитель: При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь. Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

 8 –й ребенок: Чем спасатели тушат пламя?

 Родитель: Заливают водой из специальных шлангов, их называют рукавами.

 Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ. Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе «Юный спасатель». Ребята, я надеюсь, вы хотели бы стать помощниками спасателей? Для этого вам необходимо выполнить несколько  заданий.

Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись». Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. (Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый,  помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструмент).

 Воспитатель: Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя». Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно», если этого делать нельзя, сказать «нельзя».

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Дети: Да!

 Воспитатель: Играть со спичками и зажигалками?

 Дети: Нет!

 Воспитатель: Съедобный грибок – положить в кузовок?

 Дети: Да!

 Воспитатель: Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

 Дети: Нет!

 Воспитатель: открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

 Дети: Нет!

 Воспитатель: Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

 Дети: Нет!

 Воспитатель: Закрывать рот при кашле?

 Дети: Да!

 Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей.

Повторяйте за мной движения и слова.

 Физкультминутка «Кошкин дом».

 Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом - поворот головы вправо и влево

 Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

 Идет дым столбом. - потягивания — руки в стороны.

 Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

 Бежит курица с ведром - бег на месте

 Заливать кошкин дом. – бег на месте

 А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

 А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

 Раз! Раз! - дети машут руками

 Раз! Раз! - дети машут руками

 И огонь погас. – руки вниз.

 Воспитатель: Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко».

 Воспитатель : Ну-ка, дети, подскажите

                            Разобраться помогите.

                            Я начну, а вы кончайте,

                           Хором, дружно отвечайте:

                            Раз, два, три, четыре

                           У кого пожар …

  Дети: В квартире.

 Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг,  кто не выключил?

Дети: Утюг.

 Воспитатель: Красный отблеск побежал,  кто со спичками?

 Дети: Играл.

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над?

Дети: Газом.

 Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву, кто из дома жег?

Дети: Листву.

 Воспитатель: Бросил кто в огонь при этом незнакомые?

 Дети: Предметы.

Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных?

 Дети: Вызывай.

 Воспитатель: Помни каждый гражданин  этот номер?

 Дети: 01.

 Воспитатель: Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется «Экстренная помощь». Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

 Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться ?

 Дети показывают карточку с телефоном – 02.

 Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02.

 Если чувствуется запах газа ?

 Дети: 04.

Воспитатель: Если возник пожар ?

Дети: 01.

 Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ?

 Дети: 03.

 Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

 Воспитатель: Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. Много бед может случиться из - за беспечности и неосторожности. Не зря в народе говорят: «Не зная броду, не суйся в воду».

 Воспитатель: А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети: Осторожность – мать безопасности.

 Друзья познаются в беде.

 Не всякий встречный – друг сердечный.

 Поспешишь – людей насмешишь.

 Не ищи путь с непутевыми.

 Слезами горю не поможешь.

 Тише едешь – дальше будешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

 Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы познакомились со службой МЧС, ее подразделениями и профессией спасателя. Узнали много интересного из рассказа нашего гостя. Показали свои знания по безопасному поведению в разных жизненных ситуациях. Вы справились со всеми заданиями.

Родитель: Ребята, пройдет время, вы вырастите, и перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС будет рада принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов. А сейчас я поздравляю вас с вступлением в отряды «Юных спасателей» и вручаю вам памятные значки.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ОБЖ  «Чрезвычайные ситуации – что это?»

(Старший возраст)

Цель: Развитие представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными».

Задачи: Познакомить детей с природными явлениями,  наносящими  ущерб человеку (землетрясение, пожар, наводнение).

 Развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой  медицинской помощи на практике.

Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, внимательного, заботливого, готового прийти на помощь человека.

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье, физическая культура, музыка.

Оборудование: кукла – игрушка Стобед, схематическое изображение явлений природы, кроссворд, карта группы, мяч, 3 обруча, опасные и безопасные предметы, демонстрационный материал «Если малыш поранился», йод, вата, бинты, форма спасателей.

Предварительная работа: настольные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», чтение рассказа Ю. Соколовой «Правила безопасности», просмотр телепередач, новостей, беседы.

Словарная работа: чрезвычайные ситуации, торнадо, смерч, землетрясение, наводнение.

Ход

Воспитатель читает стихотворение о безопасности.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей). Правильно, сегодня мы поговорим о безопасности.  Чаще всего беда застаёт человека неожиданно, даже когда ему кажется, что он внутренне готов к ней. А вот и наш гость.  Давайте с ним познакомимся - его зовут Стобед. Как вы думаете, почему у него такое странное имя?

Дети: Потому что с ним происходят разные истории, он не соблюдает правила безопасности.

Воспитатель: А попадает он в опасные ситуации, потому что ничего не знает об опасностях. Отчего они бывают, как себя вести в той или иной опасности. Поможем ему – расскажем, что мы знаем об опасностях. Опасные ситуации могут возникнуть по вине человека (вывешивается схема). Назовите их.

Дети перечисляют: Пожар, взрыв газа, потоп, порез, травма, ушибы, отравление, дорожно-транспортное происшествие и др.

Воспитатель: В основном эти ситуации, возникшие по нашей вине, угрожают одному или нескольким людям. А ещё есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, солнца, земли (вывешивается  схематическое изображение этих явлений).  Природа – наш большой друг, но иногда человек оказывается в ней один на один в чрезвычайной ситуации. Как вы думаете, что такое ЧС? (опасность, угрожающая сразу многим людям).

Дети: Это опасность угрожающая сразу многим людям.

Воспитатель: Правильно, а назвать ЧС из-за природных изменений нам поможет вот этот кроссворд (вывешиваю на доску кроссворд).

Вопросы к кроссворду:

1. Временное затопление суши из-за подъёма воды? (наводнение).

 2. Что возникает при неосторожном обращении со спичками? (пожар).

 3. Очень сильный ветер, скорость которого больше чем у мчащегося автомобиля? (ураган).

 4. Сильный ветер в виде вращающегося столба? (смерч).

 5. Сильный вихрь в Америке? (торнадо).

 6. Очень сильная буря на море? (шторм).

 7. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку. (землетрясение).

 8. Как называют людей, которые приходят на помощь во время чрезвычайной ситуации? (спасатели).

 Воспитатель: Посмотрите, у нас получилось слово опасность. Очень важно, ребята, знать правила поведения в таких ситуациях. Разгадывая кроссворд, вы назвали такую ЧС как землетрясение.  Мы живём в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Как вы думаете, какие дома более устойчивые: деревянные, бревенчатые или кирпичные, панельные?

Дети: Деревянные.

Воспитатель: А  самые безопасные места в доме - это углы пересечения капитальных стен, дверные проёмы, санузлы.  Давайте попробуем найти такие места у нас в группе (дети  вместе с воспитателем отмечают опасные и безопасные места на плане группы, объясняют, почему они выбрали это место).  

 Физкультминутка.  

 Воспитатель: Если землетрясение застало вас дома, то, что вы будите делать?

Дети: Нужно отключить газ, электроэнергию, огонь. Дойти до безопасного места, защитить голову от падающих предметов. Нельзя  пользоваться  лифтом, прятаться, стоять возле окон, зеркал. Важно успокоиться самим и успокоить других, не паниковать. Не надо пытаться покинуть здание до окончания подземных толчков.

Воспитатель:  Если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия:

Дети: Отойти на открытое место.

Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.

Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.

Выйти из машины, если ты в ней находился.

Воспитатель: Но бывает ребята и так, что человек оказывается в завале, под грудой камней. Что ему необходимо предпринять в этом случае? Нужно осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами. Стучать, звать на помощь. Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.

А сейчас, я предлагаю вам поиграть и вспомнить, какие предметы, по вашему мнению, могут быть опасны. В этом нам поможет игра «Раз, два, три что может быть опасно – возьми!» (в 3-4 обручах – разные предметы, в том числе опасные, под музыку дети бегают, с концом музыки надо найти и взять опасный предмет).  Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: В наше время  землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать, а вот наводнения можно предвидеть, но избежать всё равно нельзя. Подумайте, из-за чего происходит наводнение?

Дети: Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин).  

Воспитатель: Поэтому жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. Известие о приближающемся наводнении люди узнают  из сообщений по радио, телевидению, сирена или гудок машин, предприятий, друг от друга.

А сейчас  подойдите к столу и подумайте, какие предметы нужно взять с собой в зону спасения.

 Дети: Не быстропортящиеся продукты, документы, деньги, аптечку, запасную тёплую одежду, обувь, туалетные принадлежности).

 Воспитатель: Ребята, давайте сделаем круг и поиграем в игру с мячом. (Воспитатель бросает  мяч, дети называют, что необходимо делать, если наводнение застало внезапно: выбраться из воды; не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место – чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарём; если попали в воду ухватиться за плавающие предметы и др.).

 Воспитатель: Может ли быть опасным дом или здание после затопления? Дети: Да.

 Воспитатель: Почему?

Дети: Повреждается фундамент дома.

Воспитатель:  Мы назвали стихии земли, воды, остался – воздух. Ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие бывают  воздушные стихийные бедствия?

Дети: Ураган, смерч, тайфун, буря.

Воспитатель: Что такое ураган, смерч, мы уже говорили, когда разгадывали кроссворд. О них людей предупреждают заранее, чтобы люди могли к ним подготовиться. Давайте подумаем,  как надо себя вести при этих бедствиях. Дети: Спрятаться в надёжное укрытие (подвал, погреб, под мост). Защитить глаза, рот, нос от песка и земли. Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке. Если едите на машине, остановиться, но из машины не выходить, плотнее закрыть двери, окна. Не прятаться под деревьями, электрическими проводами.

Воспитатель: Что мы будем делать, если ураган застиг нас во время прогулки в лесу? Дети: Надо укрыться в овраге, прижаться к земле.  

Воспитатель: Во время ЧС бывают пострадавшие и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели (показываю картинку).  Какими должны быть спасатели?

Дети: Сильными, смелыми, ловкими, специально подготовленными, обученным.

Воспитатель: Правильно. У спасателей есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней. Назовите её.(Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» и узнаем, как нужно оказывать первую медицинскую помощь в случае травмы. Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (выбираем детей). Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?

Дети: Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожог и др.

 Воспитатель: Кто хочет быть спасателем? (выбираем детей). Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой помощи.

Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.

 В конце игры спросить кто, кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры, дать оценку действиям детей.

 Итог:

Воспитатель:  В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отпуска и каникул в школе, можете оказаться в тех местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях, и я надеюсь, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам избежать неприятностей и опасностей.

Конспект сюжетно-ролевой  игры «Спасатели»

Цель: Формировать представление детей об опасных ситуациях и способах поведения в них через игровую деятельность.

Задачи: Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, строительный материал.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.

Воспитывать такие качества как, сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, водитель скорой помощи), пожарной службы, работников средств массовой информации (корреспондент,  оператор).

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы), их значимость для жизни ребенка, его семьи и общества в целом, закреплять знания о том, что в случае необходимости нужно звонить по телефону «01», «02», «03».

Вести  работу по обогащению словаря  (название спасательных служб – спасатели, скорая помощь, пожарная служба; название профессий – диспетчер, спасатель, врач скрой помощи, медицинская сестра, пожарный; техника спасательных служб – скорая помощь, пожарная машина.

Образовательные области: социализация, коммуникация, безопасность, музыка, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Занятия, беседы, дидактические игры, чтение книг, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях  (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).

Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов.

Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.

Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…».

Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).

Словарная работа: штаб, экипировка,  эвакуация людей,  диспетчер, правила безопасности, экстремальная ситуация, милосердие,  карабин.

Оборудование: штаб службы спасения (стол, телефон, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях);

Экипировка спасателей: шлемы, каски, комбинезоны, ремни с замками и карабинами, молотки, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра.

Транспорт: машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь.

Для медицинской службы: носилки, аптечка «скорой помощи»,  халаты,  шапочки, сумки, палки для наложения  «шины» при переломах, бинты, сердечные капли.

Роли: спасатели, врачи, медсёстры, диспетчер, жильцы дома, пострадавшие.

                                                    Ход игры:

Мотивация к игре:

Воспитатель:  Сейчас мы поговорим о безопасности.  Ребята, что нужно   делать,  если   у вас дома случился пожар?

Ребёнок: Позвонить  по телефону – «01», вызвать  пожарных.

Воспитатель: Чтобы вспомнить правила пожарной безопасности, предлагаю поиграть.

Игра «Доскажи словечко»:

Деревянные сестрички

В коробочке. Это (спички)

Вы запомнили, друзья.

Детям спички брать (нельзя)

Предупреждаем всех недаром,

Трудно справиться с (пожаром)

При пожаре не зевай,

Огонь водою (заливай).

Чтоб не случилась в доме беда,

Советы взрослых слушай (всегда).

Если же возник пожар,

Выбегать скорее надо

Срочно всем (ребятам).

Дым увидел, не зевай

А пожарных (вызывай.)

Воспитатель: Как бы вы поступили,  если  вашему соседу стало плохо с сердцем?

Ребёнок: Нужно скорее вызвать скорую помощь.

Воспитатель: Сейчас отгадайте загадки, если сложить первые буквы отгадок получится слово:

Загадки:

1.Не часы, а тикает (Сердце).

2.Пятёрка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,  иголкой,

Ложкой, топором  (пальцы).

3.Она не то, что магазин,

Но так  нужна  для человека!

В ней витамины, анальгин,

Теперь понятно вам? Это (аптека).

4.Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)

5.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои  глядит

Добрый доктор (Айболит).

6.У какого лекарственного растения

Тысяча листьев? (тысячелистник)

7.Какая ещё шишка бывает? (еловая).

8.Ну – ка,  отвечайте на вопрос

Кто вам лечит ухо, горло, нос?  (лор)

9.Родственное моё,

Мне дано,

Люди пользуются,

А себя редко называю (имя).

Воспитатель выкладывает на фланелаграфе первые буквы отгадок, получается слово  «спасатели».

Воспитатель: А если бы вы увидели, что рухнула стена дома, и пострадали люди под завалами дома? Ваши действия?

Ребёнок: Нужно срочно вызывать спасателей из службы спасения и скорую помощь.

                                                Ход игры:

Ролевая деятельность: Семья, мама готовит обед на кухне, бабушка читает газету в кресле, дочка играет с игрушками.

Воспитатель включает аудиозапись:

- Внимание, внимание! Всем спасательным службам!

-Произошло обрушение стены дома!

-Взрыв бытового газа!

Воспитатель: Ребята, случилось чрезвычайное происшествие, кого нужно позвать на помощь?

Дети:- Спасателей.

Воспитатель: Кто такие спасатели?

Дети: Это люди, которые помогают в чрезвычайных ситуациях.

Воспитатель: А  каким должен быть спасатель?- Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих эти качества.

Дети:  смелость, выносливость, сильным,  умным, мужественность, профессиональность, дисциплинированным.                      

Воспитатель: Может ли женщина быть спасателем? (Ответы детей).

Ребёнок: Может  помогать в качестве врача или медсестры.

Воспитатель:  Какими качествами должен обладать  врач?

Дети: доброта, милосердие, терпение, ласка.

Воспитатель: Хотите  сегодня  быть   настоящими  спасателями? Тогда нам нужно выбрать на роли спасателей  2  человека, столько же врачей,  пожарную команду,  ещё будут пострадавшие.

Кто хочет стать спасателем?  Чем будут заниматься спасатели?

Дети: Мы будем разбирать завалы  и искать пострадавших.

Воспитатель: Кто выбрал роль врача?  Что делает врач скорой помощи?

Дети: Оказывает помощь пострадавшим.

Воспитатель задаёт вопрос пожарникам:  А что будете делать вы?

Дети:  Мы будем  тушить пожары.

Воспитатель: А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Дети  быстро надевают  обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины,   и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной,  чтобы другие машины освобождали дорогу.

Диспетчер: Бригада на выезд готова?

Дети: Готовы!

Корреспондент: Веду репортаж с места чрезвычайного происшествия, первый  вопрос к командиру  спасательной службы: Расскажите, что произошло?

Командир спасательной команды: Мы,  прибыли на  место обвала,  видим разрушенные стены дома и пострадавших людей.

Корреспондент: Какая версия взрыва?

Спасатели: Первая версия – взрыв бытового газа.

Корреспондент: Спасатели начинают аккуратно  работать,  разбирая завалы, освобождать людей,  пожарные тушат места возгорания, врачи оказывают первую помощь пострадавшим и раненым. Спасённых раненых людей спасатели на носилках уносят на безопасную территорию и там врачи и медсёстры  оказывают первую медицинскую помощь.

На месте  обрушения работает бригада скорой помощи, обращаюсь к врачу скорой помощи:  Есть пострадавшие и раненные при обрушении?

Врач:  У бабушки перелом ноги, накладываем шину и фиксирующую повязку.

Врач (пострадавшей бабушке): У вас перелом ноги, потерпите  немножко, всё будет хорошо.

Корреспондент: Что делает медсестра?

Врач:  Медсестра   делает  обезболивающий укол, а я  накладываю   «шину» на сломанную ногу  бабушке.

Корреспондент: Медсестра постоянно говорит  бабушке  ласковые слова, гладит по голове.

Медсестра: «Потерпите, пожалуйста».

Корреспондент: Затем  бабушку  увозят на скорой помощи. А спасатели продолжают свою работу.

Я вижу пожарную команду, обращаюсь к пожарнику:  Скажите, очаг возгорания  ликвидирован?

Ответ пожарного: Большой огонь потушен, мы сделали всё возможное, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома.

Корреспондент: Вы использовали при тушении пожара специальную пену?

Пожарники: Тушили пожар водой и пеной.

Корреспондент: Спасательная команда продолжает разбор завалов после взрыва. Вдруг спасатели услышали  плач   около обрушенной стены: Что вы увидели?

Спасатель:  После разбора места обрушения  увидели  девочку,  она очень испугалась.

Корреспондент: Ты кого – то потеряла?

Девочка: Там мой котёнок.

Корреспондент просит спасателей найти котёнка.

Корреспондент: Медсёстры делают девочке успокоительный укол,  разговаривают, шутят, успокаивают, дают успокоительные лекарства и вместе с мамой отправляют в больницу  на машине скорой помощи для обследования и беседы с психологом.

Корреспондент: Спасательная служба работает слаженно, дружно и профессионально.

Всех пострадавших отправляют в больницу на скорой помощи.

Жильцы дома благодарят спасателей. Я заканчиваю свой репортаж с места чрезвычайного происшествия, съёмку и фоторепортаж  вела я.

Дети  просматривают снятый репортаж с места события.

Подведение итогов: Воспитатель вместе с детьми анализирует ход игры по телевизионному сюжету, обсуждает действия спасателей и медицинской службы: что получилось хорошо, а почему можно сделать по - другому.

Воспитатель: Вы как настоящие спасатели разобрали завалы, помогли людям и спасли котёнка.

 Посмотрите, как дружно и профессионально работают Денис и Саша. А  Алина наша медсестра ласково и терпеливо успокаивает бабушку. Я думаю, что она в будущем обязательно станет врачом, как её мама.  А теперь давайте, уберём игрушки на место. Воспитатель помогает детям оценить свои действия, сделать выводы, находить правильное решение,  хвалит детей, благодарит всех за участие в игре.

Конспект сюжетно-ролевой  игры «Спасатели»

Цель: Формировать представление детей об опасных ситуациях и способах поведения в них через игровую деятельность.

Задачи: Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, строительный материал.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.

Воспитывать такие качества как, сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

Расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, водитель скорой помощи), пожарной службы, работников средств массовой информации (корреспондент,  оператор).

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (спасательные службы), их значимость для жизни ребенка, его семьи и общества в целом, закреплять знания о том, что в случае необходимости нужно звонить по телефону «01», «02», «03».

Вести  работу по обогащению словаря  (название спасательных служб – спасатели, скорая помощь, пожарная служба; название профессий – диспетчер, спасатель, врач скрой помощи, медицинская сестра, пожарный; техника спасательных служб – скорая помощь, пожарная машина.

Образовательные области: социализация, коммуникация, безопасность, музыка, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Занятия, беседы, дидактические игры, чтение книг, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях  (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).

Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов.

Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.

Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…».

Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).

Словарная работа: штаб, экипировка,  эвакуация людей,  диспетчер, правила безопасности, экстремальная ситуация, милосердие,  карабин.

Оборудование: штаб службы спасения (стол, телефон, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях);

Экипировка спасателей: шлемы, каски, комбинезоны, ремни с замками и карабинами, молотки, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра.

Транспорт: машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь.

Для медицинской службы: носилки, аптечка «скорой помощи»,  халаты,  шапочки, сумки, палки для наложения  «шины» при переломах, бинты, сердечные капли.

Роли: спасатели, врачи, медсёстры, диспетчер, жильцы дома, пострадавшие.

                                                    Ход игры:

Мотивация к игре:

Воспитатель:  Сейчас мы поговорим о безопасности.  Ребята, что нужно   делать,  если   у вас дома случился пожар?

Ребёнок: Позвонить  по телефону – «01», вызвать  пожарных.

Воспитатель: Чтобы вспомнить правила пожарной безопасности, предлагаю поиграть.

Игра «Доскажи словечко»:

Деревянные сестрички

В коробочке. Это (спички)

Вы запомнили, друзья.

Детям спички брать (нельзя)

Предупреждаем всех недаром,

Трудно справиться с (пожаром)

При пожаре не зевай,

Огонь водою (заливай).

Чтоб не случилась в доме беда,

Советы взрослых слушай (всегда).

Если же возник пожар,

Выбегать скорее надо

Срочно всем (ребятам).

Дым увидел, не зевай

А пожарных (вызывай.)

Воспитатель: Как бы вы поступили,  если  вашему соседу стало плохо с сердцем?

Ребёнок: Нужно скорее вызвать скорую помощь.

Воспитатель: Сейчас отгадайте загадки, если сложить первые буквы отгадок получится слово:

Загадки:

1.Не часы, а тикает (Сердце).

2.Пятёрка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,  иголкой,

Ложкой, топором  (пальцы).

3.Она не то, что магазин,

Но так  нужна  для человека!

В ней витамины, анальгин,

Теперь понятно вам? Это (аптека).

4.Что можно увидеть закрытыми глазами? (сон)

5.Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои  глядит

Добрый доктор (Айболит).

6.У какого лекарственного растения

Тысяча листьев? (тысячелистник)

7.Какая ещё шишка бывает? (еловая).

8.Ну – ка,  отвечайте на вопрос

Кто вам лечит ухо, горло, нос?  (лор)

9.Родственное моё,

Мне дано,

Люди пользуются,

А себя редко называю (имя).

Воспитатель выкладывает на фланелаграфе первые буквы отгадок, получается слово  «спасатели».

Воспитатель: А если бы вы увидели, что рухнула стена дома, и пострадали люди под завалами дома? Ваши действия?

Ребёнок: Нужно срочно вызывать спасателей из службы спасения и скорую помощь.

                                                Ход игры:

Ролевая деятельность: Семья, мама готовит обед на кухне, бабушка читает газету в кресле, дочка играет с игрушками.

Воспитатель включает аудиозапись:

- Внимание, внимание! Всем спасательным службам!

-Произошло обрушение стены дома!

-Взрыв бытового газа!

Воспитатель: Ребята, случилось чрезвычайное происшествие, кого нужно позвать на помощь?

Дети:- Спасателей.

Воспитатель: Кто такие спасатели?

Дети: Это люди, которые помогают в чрезвычайных ситуациях.

Воспитатель: А  каким должен быть спасатель?- Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих эти качества.

Дети:  смелость, выносливость, сильным,  умным, мужественность, профессиональность, дисциплинированным.                      

Воспитатель: Может ли женщина быть спасателем? (Ответы детей).

Ребёнок: Может  помогать в качестве врача или медсестры.

Воспитатель:  Какими качествами должен обладать  врач?

Дети: доброта, милосердие, терпение, ласка.

Воспитатель: Хотите  сегодня  быть   настоящими  спасателями? Тогда нам нужно выбрать на роли спасателей  2  человека, столько же врачей,  пожарную команду,  ещё будут пострадавшие.

Кто хочет стать спасателем?  Чем будут заниматься спасатели?

Дети: Мы будем разбирать завалы  и искать пострадавших.

Воспитатель: Кто выбрал роль врача?  Что делает врач скорой помощи?

Дети: Оказывает помощь пострадавшим.

Воспитатель задаёт вопрос пожарникам:  А что будете делать вы?

Дети:  Мы будем  тушить пожары.

Воспитатель: А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Дети  быстро надевают  обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины,   и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной,  чтобы другие машины освобождали дорогу.

Диспетчер: Бригада на выезд готова?

Дети: Готовы!

Корреспондент: Веду репортаж с места чрезвычайного происшествия, первый  вопрос к командиру  спасательной службы: Расскажите, что произошло?

Командир спасательной команды: Мы,  прибыли на  место обвала,  видим разрушенные стены дома и пострадавших людей.

Корреспондент: Какая версия взрыва?

Спасатели: Первая версия – взрыв бытового газа.

Корреспондент: Спасатели начинают аккуратно  работать,  разбирая завалы, освобождать людей,  пожарные тушат места возгорания, врачи оказывают первую помощь пострадавшим и раненым. Спасённых раненых людей спасатели на носилках уносят на безопасную территорию и там врачи и медсёстры  оказывают первую медицинскую помощь.

На месте  обрушения работает бригада скорой помощи, обращаюсь к врачу скорой помощи:  Есть пострадавшие и раненные при обрушении?

Врач:  У бабушки перелом ноги, накладываем шину и фиксирующую повязку.

Врач (пострадавшей бабушке): У вас перелом ноги, потерпите  немножко, всё будет хорошо.

Корреспондент: Что делает медсестра?

Врач:  Медсестра   делает  обезболивающий укол, а я  накладываю   «шину» на сломанную ногу  бабушке.

Корреспондент: Медсестра постоянно говорит  бабушке  ласковые слова, гладит по голове.

Медсестра: «Потерпите, пожалуйста».

Корреспондент: Затем  бабушку  увозят на скорой помощи. А спасатели продолжают свою работу.

Я вижу пожарную команду, обращаюсь к пожарнику:  Скажите, очаг возгорания  ликвидирован?

Ответ пожарного: Большой огонь потушен, мы сделали всё возможное, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома.

Корреспондент: Вы использовали при тушении пожара специальную пену?

Пожарники: Тушили пожар водой и пеной.

Корреспондент: Спасательная команда продолжает разбор завалов после взрыва. Вдруг спасатели услышали  плач   около обрушенной стены: Что вы увидели?

Спасатель:  После разбора места обрушения  увидели  девочку,  она очень испугалась.

Корреспондент: Ты кого – то потеряла?

Девочка: Там мой котёнок.

Корреспондент просит спасателей найти котёнка.

Корреспондент: Медсёстры делают девочке успокоительный укол,  разговаривают, шутят, успокаивают, дают успокоительные лекарства и вместе с мамой отправляют в больницу  на машине скорой помощи для обследования и беседы с психологом.

Корреспондент: Спасательная служба работает слаженно, дружно и профессионально.

Всех пострадавших отправляют в больницу на скорой помощи.

Жильцы дома благодарят спасателей. Я заканчиваю свой репортаж с места чрезвычайного происшествия, съёмку и фоторепортаж  вела я.

Дети  просматривают снятый репортаж с места события.

Подведение итогов: Воспитатель вместе с детьми анализирует ход игры по телевизионному сюжету, обсуждает действия спасателей и медицинской службы: что получилось хорошо, а почему можно сделать по - другому.

Воспитатель: Вы как настоящие спасатели разобрали завалы, помогли людям и спасли котёнка.

 Посмотрите, как дружно и профессионально работают Денис и Саша. А  Алина наша медсестра ласково и терпеливо успокаивает бабушку. Я думаю, что она в будущем обязательно станет врачом, как её мама.  А теперь давайте, уберём игрушки на место. Воспитатель помогает детям оценить свои действия, сделать выводы, находить правильное решение,  хвалит детей, благодарит всех за участие в игре.

Конспект викторины по обучению дошкольников мерам безопасности

в чрезвычайных ситуациях  «Юные пожарные»

Цель: Формирование представлений детей о профессии пожарного. Закрепление знаний детей  правил пожарной безопасности.

Задачи: Дать детям представления о роли огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность, интерес к играм соревновательного характера.

Образовательные области: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровье, безопасность, музыка.

Оборудование: Телефоны, ведра, обручи, макет (дом), степ, фигурки животных. Плакат и рисунки по противопожарной безопасности.

Выставка книг:

С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;

Л.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»;

Б.Житков «Пожар в мор», «Дым», «Пожар»;

Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял».

Ход

                                                                                                             

Звучит музыка. Входят команды.

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие друзья!  У нас сегодня викторина «Юные пожарные». Встречаются две команды «Спасатели» и  «Огнеборцы». Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Ведущий:  Пожарное дело –

                   Для крепких парней.

                   Пожарное дело –

                   Спасение людей,

                   Пожарное дело –

                   Отвага и честь,

                   Пожарное дело –

                  Так было, так есть.

Слово «пожар» вам приходилось слышать. Некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь – также и давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел.  Он  верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Команда «Спасатель» читают стихотворение-представление:

А без доброго огня

 Обойтись нельзя ни дня.

 Он надежно дружит с нами:

 Гонит холод, гонит мрак.

 Он приветливое пламя

 Поднимает, будто флаг.

 Вам огонь хороший нужен.

 И за то ему почет,

 Что ребятам греет ужин,

 Режет сталь

 И хлеб печет.            (Е.Ильин)

Ведущий: А сейчас наш первый конкурс «Отгадай загадку».

1. Выпал на пол уголёк,

 Деревянный пол зажёг,

 Не смотри. Не жди, не стой,

 А залей его...(водой).

2. Если младшие сестрички

 Зажигают дома спички,

 Что ты должен предпринять?

 Сразу спички те...(отнять).

3. Если где хранится мусор

 Или просто старый хлам,

 Надо будет потрудиться,

 Навести порядок там.

 Метлу, лопату взяли

 Быстрее всё... (Убрали).

4. Шипит и злится,

 Воды боится,

 С языком, а не лает,

 Без зубов, а кусается. (Огонь)

5. Что бывает, если птички

 Зажигают дома спички? (Пожар)

6. Летела мошка-

 Осиновая ножка.

 На стог села-

 Всё сено съела. (Спичка)

7. То назад, то вперёд,

 Ходит-бродит пароход,

 Остановишь - горе.

 Продырявит море.  (Утюг)

8. Все ест – не наедается,

 А пьет – умирает. (Огонь)

Ведущий: Молодцы, с заданием справились!  Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

А сейчас время представить нашу команду «Огнеборцы». Читают стихотворение:

Вот на спичке, как на ветке,

 Голубой  дрожит листок.

 Вот, ломая, прутья клетки,

 Хищный делает бросок!..

 Да, огонь бывает разный –

 Бледно – желтый, ярко – красный,

 Синий или золотой,

 Очень добрый,

 Очень злой.

 Злой огонь – огонь пожара,

 Злой огонь – огонь войны!

 От безжалостного жара

 Дни темны,

 Жители земного шара,

 Граждане любой страны,

 Злой огонь

 Гасить должны!              (Е.Ильин)

Ведущий: Дальше  наш следующий конкурс «Вызов пожарных».  Что вы будете делать, если увидите огонь? (Ответы команд). Далее команды становятся в колонну, по одному подбегают к телефону, поднимают трубку, вызывает «01», бежит обратно.

Ребенок читает стихотворение:

Знать обязан каждый гражданин –

Телефон пожарных «01»:

Если что-то загорелось,

На себя возьмите смелость:

Срочно «01» звоните,

Точно адрес назовите,

Что горит, давно ли, где.

Несколько минут промчится –

К вам пожарная примчится

И поможет вам в беде!

Ведущий: А знаете ли вы, что отличает пожарную машину от других машин? (Ответы команд).

Ведущий: Почему пожарная машина имеет красный цвет? (Красный цвет это цвет тревоги, напоминает об опасности).

Ведущий: Замечательно, ну а теперь следующий конкурс «Осторожно, огонь».   Горит дом, вам нужно его потушить.

(Ребенок бежит с ведром «воды» перепрыгивает через «степ», пролезает в «окно» (обруч) – «тушит дом». Возвращается, передает ведро следующему).

Ведущий: Молодцы!

Все мы силы приложили

 И пожар мы потушили.

 Было трудно, тяжело,

 Но умение и ловкость

 Нас от бедствия спасло.

Ведущий: А сейчас я проверю, как вы знаете сказки, следующий конкурс называется «Опасная сказка». Вам нужно назвать, из каких произведений взяты следующие строки?

1.Море пламенем горит,

 Выбежал на море кит,

 Эй, пожарные, бегите!

 Помогите, помогите!                    К.Чуковский «Путаница»

2.И вдруг заголосили:

 «Пожар! Горим! Горим!»

 С треском, щелканьем и громом.

 Озирается кругом,

 Машет красным рукавом.          С. Маршак «Кошкин дом»

3.Что за дым над головой?

 Что за гром над мостовой?

 Дом пылает за углом.

 Что за мрак стоит кругом?

 Ставит лестницы команда,

 От огня спасает дом.                 С. Михалков «Дядя Стёпа».

Ведущий: Продолжаем наши соревнования. И следующий конкурс называется «01» спешит на помощь». Ваша задача спасти животных.

(Ребенок бежит «змейкой» между кеглей к обручу с фигурками животных, берет одну, возвращается, передает эстафету другому).

Ведущий: Ребята, скажите, почему профессия пожарных героическая? (Ответы команд). А вы знаете, какие награды получают при тушении пожара? (Ответы команд). Героев награждают медалями «За отвагу», «За спасение погибавших»; орденом Мужества, «За заслуги перед Отечеством».

Часто возникают пожары по вине детей. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Это бензин, ацетон, лак. Это  грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах. И здесь надо помнить о пожарной безопасности. Сейчас мы вспомним с вами правила и наш следующий конкурс называется «Правила пожарные без запинки знайте, правила  пожарные строго соблюдайте».

Команды по очереди рассказывают правила пожарной безопасности:

С точки зрения пожарной

 Он опасен чересчур,

 Если сделан из бумаги

 Самодельный абажур.

 Чтоб он не стал твоим врагом,

 Будь осторожен с утюгом.

 Не суши бельё над газом-

 Всё горит единым разом!

 Когда без присмотра оставлена печь,

 Один уголёк целый дом может сжечь.

 Возле дома и сарая

 Разжигать костёр не смей!

 Может быть беда большая

 Для построек и людей.

 Костёр вы бросили в лесу-

 И вот несчастье на носу.

 Ты о пожаре услыхал-

 Скорей об этой дай сигнал!

 Не играй, дружок, со спичкой!

 Помни ты, она мала,

 Но от спички- невелички

 Может дом сгореть дотла.

Ведущий: Предоставляется слово жюри. Подводятся итоги, награждаются победители.

Ведущий:  Всем, друзья, вы расскажите,

                   Чем пожарные живут

                   Они днем и ночью тоже

                   Ваши жизни берегут.

                     Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Огонь – друг, огонь – враг»

Цель: Развитие представлений детей  о роли огня в жизни человека.

Задачи: Познакомить детей с ролью огня в жизни человека, как положительной, так и отрицательной. Формировать представления детей о причинах пожара. Познакомить  с правилами поведения при пожаре.

 Оборудование: загадки, стихи, плакаты «Детям о правилах пожарной безопасности».

 Предварительная работа:

 1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

 2. Чтение художественных произведений:

 - «Пожар», «Пожарные собаки» - Л. Толстого;

 -  «Пожар», «В дыму» - В. Житкова;

 - «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» - С. Маршака;

3. Рассматривание иллюстраций к ним.

 4. Беседа о профессии «пожарный».

                                               Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии. «Накормишь - живет, напоишь, умрет» (огонь). Правильно, тема нашего занятия: «Огонь-друг, огонь-враг»

 Ребенок 1:

Мне бабуля говорила

 Что огонь нам друг и враг.

 Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так

Ребенок 2:

Мы б от холода дрожали,

 Превратились бы в пингвинов

 Или мамонтами стали,

 Обросли бы шерстью длинной.

 Ребенок 3: Телевизора б не знали,

Ни поесть и не попить,

 В «Денди» тоже б не играли,

 В общем, трудно было жить.    Н. Афанасьева.

Огонь друг человека

 Воспитатель: Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Для чего нам нужен огонь? (Ответы детей)  Но огонь может быть не только другом и помощником человека, но и врагом. Это зависит, от того правильно ли используется огонь. Не осторожное обращение с огнем может быть причиной пожара.  Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное - при пожаре могут погибнуть люди. Подумайте, и скажите, от чего возникает пожар?

 Дети: Если баловаться дома со спичками.

Воспитатель: Это одна из причин возникновения пожаров. Еще.

 Дети: Если забыть выключить электроприборы или сушить белье над плитой.

 Воспитатель: Верно.  Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки!  Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить к печке и открывать печную дверку (может выкатиться уголек, тогда загорится весь дом) .

 Воспитатель: Верно, вы знаете, отчего может возникнуть пожар в помещении. А еще вы сказали, что пожар может быть в транспорте. Давайте подумаем, каковы причины пожара на транспортных средствах.

 Дети: Кто-то из взрослых случайно бросил сигарету, кто-то из детей играл со спичками.

 Воспитатель: … И становятся виновниками пожаров.

 Воспитатель показывает детям плакаты «Детям о правилах пожарной безопасности»

 Игра: «Это я, это я, это все мои друзья»

 Воспитатель читает четверостишия. Дети после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья! », а если уверенны, что действия неправильны, то молчат.

 Воспитатель:

 Кто, задорный и веселый,

 Верность правилам храня,

 Бережет родную школу

 От коварного огня?

 Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 Воспитатель:

 Кто пожег траву у дома,

 Подпалил ненужный мусор,

 А сгорел гараж знакомых

 И строительный забор?  (Ребята молчат)

 Воспитатель:

 Кто соседской детворе

 Объясняет во дворе,

 Что игра с огнем недаром

 Завершается пожаром?

 Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 Воспитатель:

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

 Загорелся старый стол,

 Еле сам живой ушел!  (Ребята молчат)

 Воспитатель:

 Кто пожарным помогает,

 Правила не нарушает,

 Кто пример для всех ребят?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель:

 На привале кто в лесу

 Жег засохшую сосну?

 А потом так поспешил,

 Что костер не затушил. (Ребята молчат)

 Воспитатель:

 Кто, видя сушняк в огне,

 Знает точно: быть беде?

 Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает?

 Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

 Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно.

 Правила поведения при пожаре.

 1. Не поддаваться панике.

 Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало, или можно вылить кастрюлю воды. Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью

Игра «Донести воду, не расплескав ни одной капли».

 Описание. Вода на пожаре дорога. Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома. Не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро. Выигрывает та команда, которая за меньшее время наберет большее количество воды в ведро.

2. Немедленно покидать горящее помещение.

 Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе.  И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Пусть знает каждый гражданин, пожарный номер-01.

 3. Пожар на природе.

 Пожар - самая большая опасность в лесу. Нельзя играть с огнем в лесу, разжигать костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от костра, чтобы лес загорелся. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

 4. Пожар в транспорте.

 Если в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая случается пожар, нужно открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если двери не открываются или в них образовалась пробка, нужно разбить боковое окно и немедленно выбираться.

Игра «Два сапога- пара».

 Описание. Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.  Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили?

 Дети. Отчего бывает пожар.

 Воспитатель. Какие правила мы должны знать?

 Дети:

- Нельзя играть со спичками.

- Не оставлять включенными электроприборы без присмотра.

- Не оставлять не затушенных костров.

 - Не поджигать сухую траву, тополиный пух.

 Воспитатель: Крепко помните, друзья,

 Что с огнем шутить нельзя!

                                           

             

Спортивное развлечение по гражданской обороне для детей старшей группы «Юные спасатели».

 

Цель: Познакомить детей с понятием «Чрезвычайная ситуация». Учить правильно действовать во время возникновения ЧС. Закрепить у детей навык действия в чрезвычайных ситуациях через эстафеты. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу. Воспитывать чувство ответственности, дисциплинированность, собранность в критических ситуациях, взаимопомощь.

Ход развлечения:

Дети заходят в физкультурный зал под музыку, занимают свои места.

Ведущая: Добрый день, ребята!

— Сегодня, ребята, мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир безопасности.

Многие правила безопасности появились очень-очень давно. Раньше, когда не было автомобилей, самолетов и поездов, люди старались защитить себя от диких зверей, молнии или урагана.

Но сейчас наша жизнь сильно изменилась, появилось много автомобилей на улицах, изобрели электричество и спички. А это значит, что есть опасность возникновения пожара или удара током. И если вдруг такое случится, то всегда нужно знать, как помочь человеку, попавшему в беду или спастись самому.

— Ребята, сегодня мы с вами попали в тренировочный лагерь «Спасателей МЧС». Те, кто проходит все предложенные испытания, зачисляются в команду спасателей.

Следить за ходом соревнований и правильностью выполнения будет жюри в составе:

- Алексеева Татьяна Николаевна (начальник штаба ГО и ЧС)

— Команды смогут продемонстрировать свои способности, спортивную подготовку.

-Итак, прошу команды представиться.

- Начинаем наши соревнования.

Ведущая:

— Часто так бывает, что человек погибает не от огня, а от угарных газов, которые выделяются при горении различных материалов. Поэтому при пожаре главное защитить органы дыхания. Для этого необходимы приспособления: респиратор, противогаз , а если нет таковых, то есть подручные средства, например, мокрое полотенце.

Эстафета № 1 «проползи и не задень»

Ведущая:

— первому участнику необходимо надеть маску, проползти под дугой, пробежать по массажной дорожке, добежать до стойки-ориентира, и таким же образом вернуться назад, передав маску следующему участнику, убежать в конец колонны. Остальные участники повторяют действия первого.

(Маска, дуга, массажная дорожка, стойка-ориентир)

— Готовы? (Да)

-Начинаем! (звучит музыка).

Эстафета № 2 » Оказание первой доврачебной помощи».

Ведущая:

— Очень часто в чрезвычайных ситуациях необходима помощь более слабым или получившим травмы людям. Спасатели должны прийти на помощь пострадавшим.

Команды, ваша задача:

В паре взять носилки, Подбежать к пострадавшему, аккуратно положить его на носилки и принести в колонну, передать носилки следующей паре, пара на носилках относят пострадавшего на противоположную сторону, оставить его там, с пустыми носилками вернуться в колонну.

-Готовы?

— Начинаем! ( звучит музыка).

Эстафета № 3 .

Как-то раз был дождь такой, стала улица рекой.

В город наш пришла беда, от стихии никуда.

Наводненье просто жуть. Как в воде не утонуть?!

Вы повыше поднимайтесь, и подмоги дожидайтесь!

Ведущая: — В таких случаях, всегда приходят на помощь спасатели.

— Итак, задача наших команд:

Осуществить переправу через пострадавший район с помощью «плавательных средств»

-Правила эстафеты: — Бежит первый участник, берет обруч, возвращается и забирает второго участника, бегут вдвоем, на обратной стороне первый остается, второй бежит за третьим, затем третий оставляет второго и возвращается за четвертым и т.д.

— Готовы?

— Начинаем! ( звучит музыка)

Ведущая:

— Ребята, вы наверное устали? Давайте с вами немножко отдохнем и проверим ваши знания. Ведь спасатели должны быть не только смелыми, сильными и ловкими, но еще и очень умными.

-Сейчас я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

Что такое чрезвычайная ситуация? (опасность, угрожающая многим людям).

— Кто такие спасатели(Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные события).

— Если ты в квартире один и начался пожар, что следует делать? (Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этот соседей. Если не можешь убегать из горящей квартиры, сразу звони «01», сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма.

Ожидая приезда пожарных – не открывай окна, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут).

— Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках или подвалах около электрощитов, не прикасаться ( а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 метров) к упавшим на землю проводам под напряжением).

Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?).

Что означаю красный, желтый и зеленый сигнал светофора? ( Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт и вы можете идти).

Игра СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА (игра на внимание) со всеми

Ведущий  показывает сигналы светофора: зелёный свет – дети топают ногами, жёлтый – хлопают в ладоши, красный – приседают.

Ну,что отдохнули? Тогда продолжим?

Эстафета № 4

«Собери Сигналы светофора»

Вы знаете, что проезжую часть нельзя пересекать в не положенном месте, и если светофор расположен поблизости, то мы дожидаемся соответствующий сигнал и переходим проезжую часть.

-Итак, задача команд:

— Первый участник бежит до стойки-ориентира, собирает кольца светофора, возвращается в команду, передает кольца второму участнику, второй бежит, раскладывает кольца и бегом возвращается назад. Третий участник повторяет действия первого, четвертый – действия второго.

(кольцеброс и кольца)

-Готовы?

-Начинаем ( звучит музыка).

Эстафета № 5

Ведущая:

— Ребята, мне сейчас сообщили, что на крыльцо детского сада подложили черный пакет. Пакет подозрительно тикает. Есть угроза террористического акта. Даже есть свидетели, которые видели предполагаемого преступника. Мне передали описание преступника, вот оно.

Задача ваших команд:

Составить фоторобот по описанию.

-Готовы?

-Начинаем! (звучит музыка)

Ведущая:

ваша задача по очереди, добежать до мольберта, изобразить фрагмент фоторобота по моему описанию, вернуться в команду, передать фломастер следующему участнику и убежать в конец колонны.

Описание:

1. Круглое лицо

2. Слегка кудрявые волосы

3. Большие уши

4. Нос с горбинкой

5. Тонкие губы

6. Глаза, посаженные близко к носу

7. Широкие брови

8. Родинка на правой щеке

9. Длинная шея

10. Небольшой шрам над левой бровью

— Ребята, посмотрите, наши участники составили фоторобот террориста. Давайте прочтем описание (Читаю описание). Показываю фоторобот составленный детьми.

-Похож? Какой злой!

-Теперь мы передадим этот фоторобот сотруднику полиции, чтобы они поймали преступника.

(мольберт, лист А4, черный фломастер)

Эстафета № 6

Кто готов в огонь и в воду

Для спасения народа.

Он стихии не боится

К подвигу всегда стремится!

Ведущая:

-Как вы думаете , кто это? Правильно, спасатель.

-Сейчас финальное задание для наших участников. Им нужно пройти полосу препятствий.

Задача ваших команд:

Пройти по канату боком приставным шагом, оббежать препятствия, пройти ровно по следам, обежать стойку-ориентир и таким же образом вернуться назад.

(канат, дорожка со следами, фишки 4 шт.)

-Готовы?

-Начинаем! ( Звучит музыка)

Ведущая:

— Если вы примените все знания и умения в чрезвычайной ситуации, то сможете выиграть самый главный приз - спасение своей жизни и здоровья других.

Слово предоставляется жюри.

— Сегодня наши команды успешно прошли все испытания и зачисляются в отряд юных спасателей. Теперь вы настоящие юные спасатели, поаплодируем нашим участникам.

 Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Азбука безопасности. «Это надо знать!»
  3. Газета «Дошкольное образование» №15- 2002г., с. 22
  4. Газета «Дошкольное образование» №13-2008г., с. 2
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-2006г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» №4-2007г., с. 114
  7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №6-2003г., с. 40
  8. Журнал «Ребёнок в детском саду» №6-2006г.
  9. Давыдова Ю. Романова С. «Один дома или техника детской безопасности»
  10.  Усачёв А.А. Березин А.И. «Школа безопасности»
  11.  Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва, Просвещение, 1992г.
  12.  Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
  13.  Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зелёные спасатели"

Данный проект направлен на развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства с разнообразием лекарственных растений, их пользой для здоровья человека....

проект "Я спасатель,мы спасатели"

Обучение детей правилам на воде...

Познавательно – исследовательский проект «Зеленые спасатели – комнатные растения»

Познавательно – исследовательский проект«Зеленые спасатели – комнатные растения»подготовительная к школе группа...

Исследовательский экологический проект "Деревья - спасатели планеты"

В презентации проекта "Деревья - спасатели планеты" раскрывается исследовательская деятельность в подготовительной группе по ознакомлению с полезными факторами и характерными  свойствам...

Проект "Зеленые спасатели"

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.    ...

ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ «Роботы-спасатели в помощь людям»

Введение.Человек всегда стремится к новым открытиям и изобретениям. Раньше у людей не было одежды, они не умели строить дома, не было электричества и разного транспорта, пищу готовили на огне и камнях...

Проект "Профессия спасатель"

проект для старшей группы "Профессия спасатель"...