Проект "Зеленые спасатели"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»
ПРОЕКТ
АВТОР: Ястребова Г.Н.
Когалым, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.Актуальность проекта………………………………………………………………..3
2.Письмо родителям…………………………………………………………………….4
3.Структура проекта………………………………………………………………….5-6
4.Формы реализации проекта………………………………………………………7-10
5.Модель трех вопросов……………………………………………………………11-13
6. Паутинка…………………………………………………………………………..14-17
7.Результат реализации проекта……………………………………………………..18
8.Приложение ……………………………………………………………………….19-43
9.Список использованных источников…………………………………………...…44
Актуальность проекта:
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с
объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных животных.
Наша Земля в опасности! Возможно, что природа нам дает последний шанс, и не просто кричит, а стонет:« Люди, одумайтесь!» Мы выдвигаем лозунг: « Все на защиту природы!», « Берегите природу!»
ПИСЬМО РОДИТЕЛЯМ
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде
Всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь
в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Милые мамы и папы, бабушки и дедушки, сестрёнки и братишки!
Мы с ребятами решили, что темой проекта будет «Природа родного края».
Мир живой природы удивителен и разнообразен. Дошкольники замечают то, на что обычно не обращают внимания люди старшего поколения. Они увлечённо рассматривают насекомых, травинки и цветы, заглядывают в собачьи глаза, трогают кошачьи лапки и усы. Задача нас взрослых, не только дать много полезной и интересной информации, но и научить бережно, относиться к природе – ведь она приносит столько пользы!
Поэтому мы просим вас помочь нам в изучении этой темы. Мы знаем,
что вы очень заняты, но без вашей помощи нам не обойтись.
На этой неделе мы займёмся:
- изучением природы родного края;
- экспериментированием;
- чтением художественных произведений;
- оформлением «Паспорта экологической тропинки»;
- Приглашаем вас принять участие в оформлении альбома «Люби и береги природу родного края»;
- Рассмотрим книги и иллюстрации о природе нашего края;
- Просмотрим презентаций из цикла: «Земля в опасности»,
- «Кто охраняет окружающую среду?», «Берегите природу!».
Нам нужны книги, картинки, поделки, фотографии.
Пожалуйста, откликнитесь на нашу просьбу, помогите нам узнать все самое интересное по этой теме.
Ваши детки и воспитатели.
Вид проекта: исследовательско - творческий.
Продолжительность: средне - срочный.
Проблема: Дети среднего возраста должны не только знать что-то о родной стране, городе в котором живут. А поскольку большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, улицы – то и ознакомление с историей своей страны необходимо начинать с изучения истории родного края. Использование краеведческого материала – важное условие осознания своеобразия родного края как части большой страны.
Цель:
-Найти пути решения экологических проблем нашей местности;
- Формировать убеждение у детей о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, обосновывать последствия загрязнения окружающей среды, находить различные пути охраны природы.
Задачи проекта:
- Повысить экологическую культуру детей;
- Развивать организаторские способности детей;
- Уточнить и дополнить знания детей в защите и сохранении
природной среды;
- Формировать у детей чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине и стремление сохранить красоту родного края;
- Приобщить детей к изучению и сохранению природы родного края и его культурно - исторического прошлого;
- Формирование экологической культуры дошкольников на основе духовно- нравственного развития личности через совместную деятельность в решении экологических проблем своей местности, родного края.
Способы поддержки детской инициативы:
- Творческая инициатива
- Инициатива целеполагания и волевого усилия
- Коммуникативная инициатива
- Познавательная инициатива
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю.
2. У детей сформировано чувство уважения к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.
3. Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, коммуникативных навыков, речи.
4. Воспитанники сознательно, бережно относятся к природе родного края, расширяя кругозор краеведческого направления, а также к животному и растительному миру, умеют вести себя в окружающем мире.
5. Усвоение воспитанниками ценностей патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения.
6. Приобретение детьми социального опыта.
Продукты:
- Методические рекомендации для педагогов.
- Газеты, буклеты, листовки.
- Консультации для родителей.
- Картотека игр экологического содержания, дидактические игры, электронная библиотека презентаций, картин, картинок по теме.
Сроки реализации: 1 месяц.
Участники реализации проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Механизмы реализации проекта:
Модель трех вопросов-?
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как узнаем? |
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды по теме, тематического альбома «Когалым – Родина моя».
Конечный продукт: Обобщающее НОД «Экологический марафон»
Выставка творчества: «Экологические странички», «Лесная газета», «Приход весны».
Основная часть
I этап – подготовительный: разработка проекта (1 неделя «Мой родной край»)
II этап – основной (2 неделя «Маленькие исследователи», 3 неделя «Безопасное поведение в природе»)
III этап – заключительный: подведение итогов (4 неделя «Дружим с природой»)
Формы работы по реализации проекта
1 неделя «Мой родной край» | |
Понедельник | Беседа «Мой город» Цель: Продолжить знакомство детей с родным городом, название детского сада и группы, воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» Цель: развивать умение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; ответственно относиться к своим обязанностям. |
Вторник | «Природные объекты города». Цель: Познакомить детей с особенностями расположения города Когалым в междуречье двух крупных рек Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун и занимает площадь более 20 тыс. гектаров, расширить представление о значении рек в жизни города. |
Среда | Составление рассказов «Дом в котором я живу» Цель: Обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим. |
Четверг | Развлечение «Народные игры» Цель: Создать детям радостное настроение; формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и других стран; расширять кругозор детей; развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. |
Пятница | Рассказы о достопримечательностях Цель: Привлечь интерес у детей к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. |
2 неделя «Маленькие исследователи» | |
Понедельник | Беседа «Экологическая проблема нашего города» Цель: Сформировать систему знаний об природоохранных мероприятиях; содействовать развитию творческих способностей школьников, умения работать в группах, развитию памяти, внимания, расширение словарного запаса и кругозора; содействовать формированию чуткого, бережного отношения к живой природе, любви к родному краю. |
Вторник | Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края» Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Колпашево. |
Среда | Игра-путешествие до пункта назначения с использованием маршрутных листов Цель: активизация двигательной и познавательной деятельности воспитанников, создание положительного эмоционального настроя. |
Четверг | Спортивное развлечение «Ловкие и смелые, веселые -умелые» |
Пятница | Беседа «Что мы узнали о родном крае» Цель: Подвести итоги о знании родного края, вызвать интерес к истории возникновения города. |
3 неделя «Безопасное поведение в природе» | |
Понедельник | Беседа «Природа весной» Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. |
Вторник | Познавательно-исследовательская деятельность
-«Пожар» -«Огонь»
«Голоса птиц», «Звуки природы».
«Жалящие насекомые».
|
Среда | Организация выставок (фото/ продуктов творчества детей) по теме недели. Пополнение иллюстрационного и демонстрационного материала по теме недели. |
Четверг | «Тема «Экологическая тропа весной» (Ознакомление с природой)». Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Материал: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла». |
Пятница | Развлечение «Мы – друзья природы». |
4 неделя «Дружим с природой» | |
Понедельник | Беседа: Ознакомление с окружающим миром природы: Родной край. «Историко-географический и природный компоненты родного края» Цель: определить уровень знаний о природных богатствах родного края; о историко – географическом расположении родного города. Методы: беседа, игра. Предварительная работа: беседы, целевые прогулки, дидактическая игра «Четвертый лишний» Оборудование: экран которой разделен на 4 части, картинки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории ХМАО- ЮГРА, России. |
Вторник | Оформление книжек малышек «Береги природу», «Зелёные спасатели». |
Среда | Сюжетно- ролевые игры «Огородники», «Магазин- флора, фауна», «Садовник», «Дача». Цель: Закреплять представления детей о земле, специфике и особенностях профессии людей, оберегающих и сохраняющих её для будущих поколений. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заместители. Воспитывать уважение к профессиям и труду людей. |
Четверг | Развитие речи: Тема «Мир комнатных растений» см. Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Закреплять умение различать комнатные растения по внешнему виду. |
Пятница | Оформление фото выставки «Друзья природы». Оформление огорода на окне. |
Результат реализации проекта:
- Создано развивающее пространство с региональной направленностью.
Ребёнок:
- Знает животный и растительный мир своего посёлка, края.
- Проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям, достопримечательностями родного города, края.
- Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении.
- Привлекает внимание взрослых и детей к интересным общественным явлениям, стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно- следственные связи.
Обобщение опыта по реализации проекта:
- I место в региональном конкурсе «Экологическое образование дошкольников». (Портал педагога);
- I место во всероссийском конкурсе педагогических проектов. (Центр творчества «Мои таланты»);
- I место в детском региональном конкурсе «Наша родина - Россия». (Портал педагога).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТРЕННИЙ СБОР
Начало группового сбора | Звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Звуки природы» , дети наводят порядок в игровых центрах и собираются на ковре в круг. |
Приветствие | Дети стоят в два круга, двигаются в противоположные стороны говоря друг другу комплименты. (комплименты о внешности, одежде, украшениях, поведении.) (Обязательно поблагодарив за полученный комплимент.) |
Речёвка | «Два мира есть у человека: |
Календарь природы | Какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Какая сегодня погода? Какой месяц?( по счёту и название) Какой день недели? Какое число было вчера? а сегодня? |
Игра «Лесок» | А сейчас мы с вами поиграем в игру «Лесок»: На горе стоит лесок (круговые движения руками) Отдохнули? Настроение поднялось? |
Обмен новостями | Внимание, внимание, начинается утренний выпуск новостей. Ребята сегодня первой начнёт Аня, т.к. у меня, к сожалению, нет интересной новости. Анечка, расскажи нам, что у тебя произошло интересного, чем ты хотела бы поделиться с нами? (Шарик ведущего передаётся по кругу от ребёнка к ребёнку.) |
Планирование дня, форм и видов деятельности. | Сегодня у нас будут работать два центра активности: 1-ый центр: Литературы. Где мы ребятами прочтём произведения «Апрель водолей», «Перелеска», и составим рассказ по картине В. М. Васнецова. 2-ой Центр: Искусства. В нём ребята займутся изготовлением памяток по охране природы. |
УТРЕННИЙ СБОР
Начало группового сбора | Звучит муз. П. И. Чайковский «Звуки природы» , дети наводят порядок в игровых центрах и собираются на ковре в круг. |
Приветствие Игра «Комплименты» | Дети стоят в два круга, двигаются в противоположные стороны говоря друг другу комплименты. (Комплименты о внешности, одежде, украшениях, поведении. Обязательно, поблагодарив за полученный комплимент.) |
Речёвка | «Два мира есть у человека: |
Календарь природы | Какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Какая сегодня погода? Какой месяц?( по счёту и название) Какой день недели? Какое число было вчера? а сегодня? |
Игра «Липы» | А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Липы» Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг (Широким жестом развести руки в стороны). Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят (Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.) Вниз верхушки пригибают И качают их, качают (Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.) Чок – чок, каблучок! (Потопать ногами.) В танце кружится сверчок. (Покружиться.) А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке.) Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями.) С муравьем она порхает. (Покружиться парами.) Под веселый гопачок. Лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения, как в гопаке.) Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши.) Всё! Устали ножки! Отдохнули? Настроение поднялось? |
Обмен новостями | Внимание, внимание, начинается утренний выпуск новостей. Ребята сегодня первой начнёт Руслан, расскажи нам, что у тебя произошло интересного, чем ты хотел бы поделиться с нами? (Шарик ведущего передаётся по кругу от ребёнка к ребёнку, 2-3 человека.) |
Планирование дня, форм и видов деятельности. | Сегодня у нас будут работать два центра активности: 1-ый центр: Естествознания. Где мы ребятами побеседуем и посмотрим фильм о животных леса, как мусор влияет на их жизнь. 2-ой Центр: Искусства. В нём ребята займутся изготовлением страничек «Лесной газеты». |
УТРЕННИЙ СБОР
Начало группового сбора | Звучит муз. произведение П. И. Чайковского «Звуки природы» , дети наводят порядок в игровых центрах и собираются на ковре в круг. |
Приветствие Игра «Комплименты» | Дети стоят в два круга, двигаются в противоположные стороны, говоря друг другу комплименты. (Комплименты о внешности, одежде, украшениях, поведении.)(Обязательно поблагодарив за полученный комплимент.) |
Речёвка | «Два мира есть у человека: |
Календарь природы | Какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Какая сегодня погода? Какой месяц?( по счёту и название) Какой день недели? Какое число было вчера? а сегодня? |
Игра «Зверобика» | А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зверобика»: Звериная зарядка. ( ЗВЕРОБИКА) Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу) Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало - Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх) Отдохнули? Настроение поднялось? |
Обмен новостями | Внимание, внимание, начинается утренний выпуск новостей. Ребята сегодня первой начнёт Ангелина, т.к. у меня, к сожалению, нет интересной новости. Ангелина, расскажи нам, что у тебя произошло интересного, чем ты хотела бы поделиться с нами? (Шарик ведущего передаётся по кругу от ребёнка к ребёнку.) |
Планирование дня, форм и видов деятельности. | Наше занятие посвящено экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе. И так, тема занятия -«Экологический марафон». Наше занятие представлено, вид различных конкурсов, которые носят и познавательный и развлекательный характер. Давайте проверим свои знания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей «Город, в котором я живу».
Уважаемые, Родители! В рамках проектной деятельности просим Вас дать ответы на вопросы:
1) Ведете ли Вы с детьми беседы о городе, в котором мы живем?____________________________________________________________
2) Знает ли Ваш ребенок достопримечательности города? Какие?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Любите ли Вы с ребенком гулять по улицам города?_____________________________________________________________
4) Рассказывали Вы своему ребенку о том, чем знаменит наш город?______________________________________________________________
__________________________________________________________________
5) Каких знаменитых людей нашего города вы знаете?_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Посещаете ли Вы с ребенком театры? Какие?_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
7) Посещаете ли Вы с ребенком музеи? Какие?_____________________________________________________________
___________________________________________________________________
8) Как Вы думаете должен ли ребенок знать историю своего родного города? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Как вы можете помочь в реализации данного проекта?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект итогового занятия.
Тема: «Экологический марафон».
Цель:
-Найти пути решения экологических проблем нашей местности;
- Формировать убеждение у детей о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, обосновывать последствия загрязнения окружающей среды, находить различные пути охраны природы.
Задачи:
- Повысить экологическую культуру детей;
- Развивать организаторские способности детей;
- Уточнить и дополнить знания детей в защите и сохранении
природной среды;
- Формировать у детей чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине и стремление сохранить красоту родного края;
- Приобщить детей к изучению и сохранению природы родного края и его культурно - исторического прошлого;
- Формирование экологической культуры дошкольников на основе духовно- нравственного развития личности через совместную деятельность в решении экологических проблем своей местности, родного края.
Предварительная работа:
- изготовление экологических знаков- запретов к занятию вместе с детьми,
-диагностика по экологическому воспитанию.
Словарная работа: Экология, экологи, экологическая катастрофа
Материалы и оборудование:
-стихотворение А Максимова «Ты береги нас! ». Плакат М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину», пословицы, Красная книга, созданная руками детей, плакат с лекарственными растениями, плакаты с кроссвордами «Экология», «Растения леса», «Животные леса»;
- буквы к конкурсу «Перевертыши». Презентация «Природа в опасности», таблички с названиями «Экологи», «Биологи», картинки с лекарственными и ядовитыми растениями, карточки со словами к конкурсу «Знатоки природы», природоохранительные знаки «Как вести себя в природе», презентация «Красная книга».
Планируемый результат:
- Сформированное у детей чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- Повышен уровень заинтересованности дошкольников и родителей в защите и сохранении природной среды.
Оформление:
1. Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
2. Эпиграф на доске «Самая чистая радость- радость природы» Л. Н. Толстой
3. плакат М. Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”
4. Пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
«Растение – земли украшение»
5. Тематическая компьютерная презентация: «Природа в опасности», «Красная книга Р. Ф. »
6. Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки)
7. Кроссворд «Экология» «Растения леса» «Животные леса»
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги! »
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги! »
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги! »
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги! »
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу! »
(А. Максимова)
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.
Наше занятие посвящено экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе. И так, тема занятия «Экологический марафон»
Наше занятие имеет вид различных конкурсов, которые носят и познавательный и развлекательный характер
Давайте проверим свои знания, разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.
Кроссворд «Экология»
- Что такое экология?
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Само же слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос», что значит «наука». Экология — наука о природном доме.
Презентация «Природа в опасности»
Наше занятие будет в виде соревнования между двумя командами
1команда Биологи (объяснение профессии детьми)
2команда Экологи (объяснение профессии детьми)
Первый конкурс представлен в виде кроссвордов, которые вам предстоит отгадать
Кроссворды:
1 команда «Животные леса»
2 команда «Растения леса»
Задание: Объясните с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
«Растение – земли украшение»
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
1. СЕЯНЬ (ясень)
2. РЕЗАБЁ (берёза)
3. АНСИО (осина)
4. ДЫШЛАН (ландыш)
5. ХОПЛУ (лопух)
6.БНРАЯИ (рябина)
Что означает слово аптека? Лесная аптечка?
-Какая же аптека может быть в лесу?
Что бы проверить ваши знания о лекарственных растениях, проведем небольшой конкурс:
«Лесная аптечка»
Лекарственные:
- календула, ромашка, подорожник, лопух, мать –и - мачеха, крапива, мята, одуванчик
Ядовитые:
- волчье лыко, вороний глаз, вех (цикута, белена
Разделить на группы и назвать и объяснить лекарственные свойства и ядовитые части растений.
Исключи лишнее слово:( с объяснением)
1. Сосна, кедр, осина, ель
2. Ландыш, незабудка, фикус, ромашка
3. Волк, лось, кабан, медведь
4. Дерево, цветок, гора, лиса
5. Лиса, жираф, белка, еж
6.Гусь, дятел, синица, ворона
1. Назовите птицу, которая летать не умеет, зато плавает не хуже рыб. (ПИНГВИН)
2. Назовите птицу, которая почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире. (СТРАУС)
3. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (в гору, т. к. у зайца передние ноги короткие, а задние длинные)
4. Какая птица ходит по стволу вниз головой? (ПОПОЛЗЕНЬ)
5. Какие растения используют для лечения простуды? (МАЛИНА, ЛИПА, МАТЬ-И -МАЧЕХА)
6. Глаза, какого животного смотрят в разные стороны? (ХАМЕЛЕОН)
7. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (ВОРОНИЙ ГЛАЗ)
8. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием животного? (ВОЛЧЬЕ ЛЫКО)
9. Насекомое санитар леса? (МУРАВЕЙ)
10. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).
11. Почему крапива жжется (В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)
12. Какая ягода заменяет лимон (Клюква содержит лимонную кислоту)
13. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (ФОТООХОТА)
– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Помни, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный фактор воздействия человека на природу.
Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания.
Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми, причем не только изначально редких растений, но и когда-то вполне массовых видов, таких, как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать детей на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их “огромным букетам-веникам”. Важно показать, какой вред могут нанести природе люди, если сорвут даже по одному единственному цветку. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
– Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
– Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут разорить хищники. Если случайно
окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи! Иначе птицы-родители могут на всегда покинуть гнездо
– Не разоряй птичьи гнезда.
- Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые птицы, рыбы нередко оказываются жертвой любви детей к “братьям нашим меньшим”, которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды.
Красная книга природы это:
-книга красного цвета, в которой
-сведения об исчезнувших видах растений и животных
-сведения о редких видах растений и животных, находящихся на грани исчезновения.
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу
создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сотни километров ни одной избушки.
Край у нас богатый, даже дети знают
Что Сибирь в России щедрой называют.
Милые мамы и папы, бабушки и дедушки, сестрёнки и братишки!
Мы с ребятами подумали и решили , что мы очень мало знаем о нашей стране и родном крае.
Поэтому, для пополнения наших знаний нам необходима ваша помощь!
На этой неделе мы займёмся следующим:
- Прочитаем книги о Родине, о нашем крае учебники для малышей В. Степанова «Моя Родина – Россия.
- Рассмотрим альбомы: богатство, природа и достопримечательности родного края, репродукции с изображением природы России, красивых зданий, соборов разных городов России,
- Фонограмма с записью гимна России, презентация «Мы дети твои - Россия!» и парад 9 мая на Красной площади в г.Москве. «Гимн России».
- Рассмотрим паспорт гражданина РФ, паспорт граждан других государств, свидетельство о рождении, физическую карту мира, флаг, герб, изображения флагов разных государств.
Сюжетами наших работ станут «Природа нашего края», «Животный мир нашего края», «Мой город», «Мой посёлок», «Моя страна».
Пожалуйста, помогите нам узнать всё самое интересное о нашем городе, крае и стране.
Нам нужны картинки, книги, подделки, сувениры, фотографии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект
по формированию целостной картины мира
и развитию речи детей 4-5 лет
«Край, в котором мы живём»
Цель: Дать знания о богатстве, природе и достопримечательностях родного края, формировать чувство гордости за родной край.
Программное содержание:
1. Расширить и закрепить знания детей о России.
2. Развивать навыки анализирующего восприятия и на этой основе формировать представление об отдельных общественных явлениях.
3. Повышать уровень сенсорного и умственного развития.
4. Формировать навыки связного речевого высказывания.
Оборудование:
1. Карты: России, Когалыма.
2. Полезные ископаемые, предметы из камней.
4. Картины с изображением гор, озёр, рек, деревьев.
5. Репродукция портрета Петра I, картина Иогансона «В сталелитейном цехе».
6. Игрушка лошади, подкова.
7. Книга Н. Агапова «История-сказ об Урале-батюшке».
Предварительная работа:
1. Закрепить понимания значения слов: «царь», «слуги», «кованые», «подкова».
2. Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе предметами и украшениями из уральский камней.
Словарная работа:
Край, самоцветные камни, полезные ископаемые, сказ, слуги, украшения.
Методы и приёмы:
Беседа, пояснение, чтение художественного произведения, действия с произведениями народно-прикладных промыслов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Назовите страну, в которой мы живём и покажите её на карте.
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины и покажите её на карте.
Дети: Столица нашей родины – Москва.
Воспитатель: Назовите города, которые расположены рядом с нашим городом и покажите их на карте.
Дети: Рядом с нашим городом Когалымом находятся города Сургут, Тюмень, Лангепас, Нижне-вартовск,..и т.д
II. Основная часть.
1. Воспитатель показывает на карте России место, которое называют Урал (Челябинская область, Магнитогорск, Челябинск, Свердловская область, Екатеринбург, Нижний Тагил и др.).
Показывает наш город Когалым и уточняет, что об Урале знают не только в России, но и в других странах (показывает их на глобусе).
Воспитатель: Знаете ли вы, чем богат Уральский край?
Дети: Урал богат озёрами, реками, лесами, горами, полезными ископаемыми.
Воспитатель: Попробуем сегодня узнать, что об Урале знают люди, которые живут в других местах нашей страны? Чем знаменит наш край?
Рассказ воспитателя «Почему наш край назвали «Уральским»?
(Воспитатель читает
Н. Агапова «Историю-сказ об Урале-батюшке»
«Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром Умный был царь: много читал, много учился и работал. (Показывает город на карте (уточняет, кто такой царь), показывает репродукцию Петра I). Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озёр глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. (Уточняет, что это такое и для чего подковывают лошадей). Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озёр, руды железной, золота, каменьев самоцветных видимо-невидимо».
Воспитатель: Понравился вам «сказ об Урале»? Что рассказали царю учёные люди про Урал?
Дети: Учёные сказали, что на Урале много лесов, рек, озёр, золота и драгоценных камней.
Физкультминутка «Капуста» (Русская народная подвижная игра)
На середину ковра складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это капуста).
Выбирается хозяин, он изображает то, о чём говорит:
Я на камешке сижу
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и птицы,
Бобёр и куницы,
Заинька ушастый,
Медведь толстопятый.
(Дети пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше «капусты» – победитель.)
3. Знакомство с самоцветными камнями и минералами, добываемыми на Урале.
Воспитатель: Мы тоже можем увидеть богатства Урала, но только в музее. Представьте, что наша группа – это музей. Посмотрите на столы, на них расположены образцы полезных ископаемых, украшения из уральских камней.
(Дети подходят к столам, рассматривают образцы полезных ископаемых, по ходу уточняем название, сравниваем по цвету, прочности, весу, находят сходство и отличие.)
Воспитатель: Кто же это богатство для нас с вами добывает?
Дети: Полезные ископаемые добывают люди.
Воспитатель: Полезные ископаемые представляют для людей большую ценность и необходимы для жизни. Из железной руды на больших заводах (показывает иллюстрацию с изображением металлургического предприятия) выплавляют металл. Из металла делают разные машины.
(Дети подходят к стенду, где стоят макеты: разные машины, танки, самолёты. Воспитатель уточняет необходимость металла для людей через разрешение противоречия «А если бы не было».)
Воспитатель: Что бы было, если б не было металла?
Дети: Не было бы машин, самолётов, станков, инструментов.
Воспитатель: Что бы было, если б не было угля?
Дети: Не было бы тепла в домах, детских садах, школах, больницах. Все бы замёрзли.
Воспитатель: Что бы было, если б не было самоцветных камней?
Дети: Не было бы красивых украшений, шкатулок.
Воспитатель: Что бы вы сказали царю Петру I, если б встретили его?
Дети: Мы сказали бы царю, что Урал по-прежнему самый богатый край в России.
4. Беседа воспитателя о природе Урала.
Воспитатель: Вспомните сказ об Урале. Что ещё, кроме гор, увидели слуги на Урале?
Дети: Слуги царя увидели леса, реки, озёра, много птиц и зверей.
(Дети подходят к стенду, где расположены картины с изображением природы Урала. Каждый ребёнок выбирает себе картинку и готовит описательный рассказ по ней.)
III. Итог занятия
Воспитатель: Почему об Уральском крае, в котором мы живём, знают люди в России и в других странах?
IV. Оценка деятельности детей
Воспитатель: Сегодня постарались все дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект открытого занятия по теме: «Мой город»
Цель: расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Когалыма.
Задачи.
1. Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями;
2. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; развивать мышление, речь;
3. Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.
Материал: иллюстрации достопримечательностей города, плакат,
аудиокассета, мяч.
План.
1. Беседа о городе.
2. Игра «назови улицу, на которой ты живешь».
3. Загадки.
4. Знакомство с Мемориалом. Физминутка.
5. Знакомство с Храмом.
6. Плакат с «вредными» советами.
7. Песня о Когалыме.
8. Итог.
Игровая мотивация.
В гости к ребятам приходит почтальон Печкин, которому ребята рассказывают про свой родной город. В конце занятия Печкин благодарит ребят и дарит им журнал о Когалыме.
Печкин: Ребята, я слышал, что вы очень любите свой город и много о нем знаете. Расскажите и мне, пожалуйста, о своем городе.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как называется город, в котором мы живем? (ответы детей). Мы с вами живем в замечательном городе под названием Когалым.
- А как зовутся люди, которые живут в Когалыме?
- Мы с вами называемся югорчанами, так как тоже живем здесь. В Когалыме много детских садов. Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите?
- Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад?
- Ребята, любите ли вы гулять по Когалыму?
- Расскажите, где же вы бывали в нашем городе?
- наш город не большой, но очень уютный и красивый. В Когалыме много зданий, домов и улиц. А сейчас давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живешь»
Дети встают у стульчиков, называют свою улицу и передают мяч дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это волшебное дерево с загадками.
1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
2. Стоит большой и добрый дом.
Детишек очень много в нем.
Звучат там песни, шутки, смех.
Удовольствие для всех. (детский сад)
3. Дом по улице идет,
На работу нас везет, {автобус) .
4. В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами Друг на друга все глядят, (улица)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Все югорчане (и взрослые и дети) очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только югорчане, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (красивые, памятные места) .
Демонстрация иллюстрации Мемориала.
Воспитатель: Это одна из достопримечательностей нашего города.
Ребята, вы узнаете это место? А как вы думаете, для чего в югорске стоит этот самолет?
- ребята, это не обычный самолет. Это самолет - памятник, или по- другому - мемориал. Давайте повторим это слово - мемориал.
В Когалыместь мемориал!
Ему не занимать величья -
Миг - 25 на пьедестал
Вознесся в боевом обличье.
Воспитатель: Этот памятник напоминает нам о Защитниках Отечества. А также о тех людях, которые много лет назад самыми первыми приехала сюда, много и дружно трудились и все вместе построили наш замечательный город. Чтобы мы, югорчане, не забывали об этих людях и придумали такой необычный и красивый памятник.
- Ребята, скажите, пожайлуста, где в нашем городе можно покататься на карусели? Давайте немного отдохнем, и покатаемся на карусели. Физминутка:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спишите
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два
Вот и кончилась игра. (2 раза) .
Демонстрация иллюстрации Храма.
Воспитатель: это другая достопримечательность Когалыма. Ребята, вы узнали это место? Это храм. Он находится в центре нашего города и очень его украшает.
- ребята, как вы думаете, на что похож храм? Мне кажется, он похож на сказочный дворец. Храм очень яркий, нарядный и праздничный. Посмотрите на крышу храма. Она не такая, как в обычном доме. В обычном доме - крыша, а у храма - это купол. Давайте повторим это слово - купол. А еще у каждого храма есть обязательно колокольня. Давайте повторим это слово - колокольня. Перед службой звонят колокола и созывают народ в храм. По воскресеньям льется над Когалымом колокольный звон. (аудиозапись колокольного звона) .
- Ребята, посмотрите на этот плакат. Сейчас я вам прочитаю советы «Как любить свой город».
- Чтобы в городе было чисто и красиво, нужно:
1) ломать ветви деревьев;
2) рвать цветы, топтать цветники;
3) ломать скамейки, песочницы;
4) разрисовывать здания и дома;
5) разбрасывать мусор кто где хочет.
Воспитатель: Ребята, вам понравились эти советы? Давайте с вами придумаем полезные советы. «Для того, чтобы город был чистым и красивым нужно. » (не ломать деревья, не топтать цветники, не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий, убирать за собой мусор, соблюдать правила поведения в природе) .
Воспитатель: ребята, вы придумалт очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять. О нашем городе придуманы чудесные песни. Ребята, давайте споем одну из них о нашем городе.
Песня о Когалыме.
Воспитатель: ребята, понравилось ли вам гулять по Когалыму? С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились? (с Храмом и Мемориалом) .
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету.
Вот в таком замечательном городе мы живем.
Печкин: Ребята, вы много знаете о своем городе. А чтобы вы знали о своем городе еще больше, я хочу подарить вам журналы о Когалыме. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Открытое НОД «Наш город — Когалым»
Цель: расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Когалыма.
Программные задачи:
- Закрепить знания детей о родном городе: название города, его символика, основные достопримечательности, социальные объекты и их назначение, коренные жители.
- Продолжать расширять представления о профессиях родителей.
- Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве (по макету микрорайона, схеме города, работать с маркерами).
- Развивать коммуникативную функцию речи, память, внимание.
- Воспитывать интерес к истории родного города и края, чувство любви и гордости за город.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова, обозначающие названия достопримечательностей города, социальных объектов; Ханты-Мансийский автономный округ, ханты, Когалымчане, флаг, герб.
Планируемые результаты: имеет представление о символике родного города и коренных жителях, знает профессии родителей, ориентируется по макету микрорайона, называет основные достопримечательности города, социальные объекты и их назначение, умеет работать с маркерами, в процессе собственной деятельности проявляет инициативу.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Оборудование и материалы: демонстрационный (иллюстрации с изображением города Когалыма, ИКТ, герб и флаг города, мяч, макет микрорайона, карта-схема города, автобус – магнит); раздаточный (маркеры, фломастеры, открытки о городе).
Предварительная работа:
• экскурсия по городу, целевые прогулки к достопримечательностям города;
• беседы о родном крае, городе, о труде родителей;
• заучивание стихотворений о городе;
• знакомство с гербами городов Ханты-Мансийского автономного округа;
• изготовление макета микрорайона;
• оформление фото стенда «Я и мой город»;
• рассматривание фотоальбома о городе;
• рисование «Улицы нашего города»;
• привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Методические приемы:
• игровые: пальчиковая гимнастика, м/п игра с мячом «Назови профессию», физкультминутка;
• словесные: вопросы и ответы, рассказ воспитателя о городе, художественное слово;
• практические: продуктивная деятельность;
• наглядные: использование ИКТ, работа с макетом микрорайона.
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:
Дети входят, здороваются с гостями. Воспитатель предлагает встать полукругом, лицом к гостям.
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит (руки над головой крышей)
Ну, а к дому путь закрыт (пальцы рук смыкаются перед грудью)
Мы ворота открываем (разводит ладони рук в стороны)
В этот домик приглашаем (пригласительный жест руками)
- Сейчас мы, ребята, отправимся в путешествие по нашему городу. А для этого пройдите в наш автобус и присаживайтесь на свободные места. Но в автобус не впускают без билета, а так как наш автобус «Особенный», то и билетом будет правильный ответ на вопрос. Как называется город, в котором мы живем? (Когалым).
Вопросы к детям:
• В каком округе находится наш город? (Наш город относится к Ханты-Мансийскому округу).
• А почему он так называется? (Потому что коренные жители нашего края ханты и манси).
• Кто мне скажет, откуда произошло название города Когалым? Что оно обозначает? (Название города Когалым, в переводе с хантыйского языка, означает «болото», «гиблое место»).
И так ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ, автобус отправляется в прошлое нашего города. Просьба всех пассажиров оставаться на своих местах.
(Воспитатель предлагает рассмотреть герб города Когалым).
- Это герб нашего города. Какие рисунки вы видите? Что они обозначают?
(Верхняя часть герба разделена на две части голубого и зеленого цвета. Они обозначают принадлежность к Ханты-Мансийскому автономному округу (эти же цвета - символы обилия рек, озер и лесов). В центре - изображение медведя - символа мудрости и силы. В нижней части герба на серебряном поле (символ чистоты и невинности никем ранее не тронутых земель) синие полосы, обозначающие две реки: Ингу-Ягун и Кирилл-Высьягун, между которыми расположен город. Под ними нефтяная капля - обозначает, что здесь добывают нефть.
- А сейчас мы с вами поиграем, побудем в должности нефтяников.
Задание «Накачай нефть». (игра эстафета, кто больше насобирает «капель нефти»).
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Из вас выйдут хорошие, бережные нефтяники. Но нам пора двигаться дальше, присаживаемся на свои места, двери закрываются, автобус отправляется.
(Воспитатель предлагает рассмотреть флаг города Когалым).
- Символика флага города воспроизводит символику герба города в сокращенном виде.
- Когалым – красивый, молодой город. А всегда ли он был таким? (Нет). А что было раньше, хотите узнать?
Много лет назад наш город был просто рабочим поселком, куда съезжались бригады нефтяников. Даже городом он не назывался, здесь была просто станция Коголымская. Да, ребята, сейчас трудно представить, что там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса и были болота. Сначала люди жили в палатках. Им было очень трудно, т. к. не было воды, света и тепла. Несмотря на это, люди жили и работали. Потом началось строительство деревянных домов, некоторые из них до сих пор стоят в поселке. Только спустя несколько лет появились первые кирпичные дома. У нефтяников были семьи. Строители для детей построили садики и школы, потом магазины и больницы. Со временем станции Коголымская был присвоен статус города.
В прошлом году нашему городу исполнилось 27 лет. За эти годы Когалым очень сильно изменился. Построилось много домов и зданий, различных предприятий, на которых работают и ваши родители. А вы знаете, где и кем работают ваши родители? Сейчас мы проверим, становитесь в круг.
М/п игра с мячом «Назови профессию»
Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает, где и кем работают родители.
- Молодцы, ребята! Скажите, а как называются жители нашего города?
(Когалымчане). Правильно. Значит и мы с вами тоже когалымчане. А вы любите свой родной город? Почему? (Ответы детей).
- Да, наш город красивый, чистый, аккуратный, есть много интересных мест, где можно отдохнуть. А сейчас я предлагаю посмотреть краткую презентацию «Город Сибири». Расскажите, что вы узнали нового из видео ролика?
(Вокруг города леса, в которых много грибов и ягод, озера, где ловится рыба).
- Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди. Все, кто жил и живет в нем, любили и любят его. Поэты писали о нем стихи, художники запечатлевали его на картинках. А вы знаете стихи о нашем городе? (Воспитатель зачитывает стихотворения).
1. Когалым наш – совсем не столица,
Но Сибири жемчужина он.
И тобою мы можем гордиться,
Прославляя его с каждым днем.
2. Мой Когалым – жемчужина Сибири!
И пусть вокруг него болотный край.
Ветра и полугодовые зимы,
И солнца лишь косматый луч пускай.
3. Есть город в Западной Сибири небольшой.
Он аккуратный, маленький, красивый.
Люблю я Когалым свой молодой,
И каждый житель в этом городе счастливый.
4. Здесь до высот за малый срок
Поднялся город из болот.
Хочу я вырасти, учиться,
На благо города трудиться.
Чтоб самым был красивым в мире
Мой город в Западной Сибири.
- В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтобы наш Когалым стал еще лучше, красивее и богаче.
- Ребята, а вы любите ходить на экскурсии? (Да). Сегодня я предлагаю вам совершить экскурсию по микрорайону, в котором находится наш детский сад. Давайте подойдем к нашему макету.
Физкультминутка
Мы по улице шагаем,
Выше ноги поднимаем.(шагают)
Через лужи не пойдем,
Лужу мы перешагнем.(делают шаги влево, вправо)
На скамейку мы присели (приседают)
Там конфет немного съели, (имитируют, как кушают конфеты)
А когда друзей встречали
Вот как дружно помахали.(машут руками)
Раз-два, раз-два,
Подойдите все сюда (шагают).
Игра «Экскурсия по городу». Вопросы к детям:
• Покажите, где находится наш детский сад. Как он называется? (Наш детский сад называется «Буратино»).
• Что находится слева от детского сада? (Слева находится школа.Там учатся дети).
• Покажите, где находится аптека? Для чего она нужна? (В аптеке продают и изготавливают лекарства).
• Что находится напротив аптеки?(Магазин «Сияние севера».Там продают продукты).
• Какое это здание? Какого его назначение? (Дом бытовых услуг.Здесь можно сделать прическу, отремонтировать часы, обувь, сшить одежду, сделать фотографии).
• Где находится почта? Для чего она нужна? (На почте можно отправить письмо, посылку, выписать газеты и журналы).
- Видите, ребята, сколько полезных и нужных зданий находится в нашем микрорайоне.
• На какой улице расположен наш детский сад? (На ул. Молодежная).
• Кто из вас живет на этой улице? (Ответы детей).
• Какие еще улицы проходят по нашему микрорайону? (Ул. Мира, ул. Прибалтийская, ул. Дружбы Народов).
• Кто из вас живет на этих улицах? (Ответы детей).
- Молодцы, вы хорошо ориентируетесь по нашему микрорайону. Вам понравилась экскурсия?
- Сегодня утром к нам «пришло письмо». Его прислали дети из другого северного города - Сургута. Они много слышали о Когалыме, но никогда здесь не бывали. Ребята обратились к нам с просьбой – нарисовать карту нашего города, обозначить на ней самые интересные места и прислать им. Вы согласны? (Да). Тогда не будем терять время. Схему города я уже подготовила, осталось только обозначить самые интересные места нашего города. У меня есть изображения, на которых они уже нарисованы. Вам нужно будет раскрасить их фломастерами. Как вы думаете, ребята, на чем удобнее путешествовать по городу? (На машине, на автобусе). Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на автобусе. По нашей карте будет двигаться вот такой автобус-магнит. На карте нарисованы для вас небольшие подсказки – условные обозначения. Начнем движение с Ледового дворца «Айсберг». Поместите его изображение на карте. Что вы можете сказать про Ледовый дворец? (Там дети занимаются спортом: хоккеем, фигурным катанием).
(Так, обсуждая каждый объект, ребята двигаются по маршруту: Ледовый дворец «Айсберг» - кафе «Дельфин» - парк боевой техники – спорткомплекс «Юбилейный» - памятное место воинам-интернационалистам – кафе «Анна Каренина» - кинотеатр «Янтарь» - ТПП «Западная Сибирь» - символ нефти памятник «Капля жизни» - парк аттракционов – «Дворец спорта» - памятник «Летопись России» - КДЦ «Когалым» - «Жемчужина Сибири» - музейно-выставочный цент- цветочные часы).
- Ну вот, наша карта и готова. Вы только посмотрите, сколько замечательных мест в нашем городе. Как вы думаете, детям из Сургута понравится наш город? (Да). Я тоже так думаю. А как можно отправить карту ребятам в Сургут? (Ответы детей). Сегодня же пойду на почту и отправлю нашу карту.
- Вам понравилось наше путешествие? Кто сегодня узнал что-то новое для себя? Молодцы, ребята, вы теперь настоящие знатоки нашего города и легко можете сами провести экскурсию. Я хочу поблагодарить вас и подарить на память вот эти открытки с изображением города Когалыма.
Список источников по ГОСТу:
- Виноградова, Н.А. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
- Солнцева, О.В. «Особенности организации краеведческого образования дошкольников». О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5-17
- Шабалин, В. «Тайны имен Земли Кузнецкой». В. Шабалин. – Кемерово, 1994.
- Шаламов, Е.И. «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ». В. Шаламов. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. Издательство Карапуз – Дидактика, Москва, 2006.
- А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
- Методическое пособие Алёшиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Ц. Г. Л. Москва. 2005г.
- Методическое пособие Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Москва, «Творческий центр» 2011г.
- Машкова С. В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет» на экологической тропе. Волгоград. «Корифей» 2011г.
- Зеленова Н. Г. «Мы живем в России» пособие. Москва. 2008г.
- Ривина Е. К. «Герб и ФЛАГ РОССИИ» пособие. Москва. 2005г.
- АлябьеваЕ. А. «Природа» «Творческий центр», Москва. 2012г.
- Полякевич Ю. В., Осинина Г. Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет» Волгоград. «Учитель»2011г.
- Н. Г. Фролова «Социальное развитие детей 3-7 лет». Блочно – тематическое планирование. Волгоград. «Учитель» 2011г.
- Практическое пособие Н. В. Виноградова «Сюжетно – ролевые игры» Айрис Пресс, Москва 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия " спасатели"
Совершенствовать навыки эффективного общения: умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор, проявлять самоутверждающее поведение и реализовывать его без агрессии, и не за счёт друг...
Занятие "Спасатели"
Занятие построено с учетом ФГТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "КОММУНИКАЦИЯ"...
Развлечение «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!»
Развлечение «СПАСАТЕЛИ, ВПЕРЕД!»...
Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста!"Отважные спасатели"--break--
Представляю вашему вниманию конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Отважные спасатели", которое состоит из упражнений на релаксацию, упражнений-растяжек, дыхательных упражн...
занятие по экологическому воспитанию "Юные спасатели леса"
"Юные спасатели леса"(средняя группа0 Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к...
занятие по экологическому воспитанию "Юные спасатели леса"
"Юные спасатели леса"(средняя группа0 Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к...
дидактическая игра "космические спасатели"
развитие творческого воображения, образного мышления, восприятия, фантазии, мелкой моторики рук....