Педагогический проект по социально – коммуникативному развитию «Безопасная дорога детства» для дошкольников старшей разновозрастной группы (5 - 6 лет)
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Проект реализуется с целью создания условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Принято на педагогическом совете

Протокол №___________________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №3

С.В. Дорошенко ____________

                             Приказ №   _____________

Педагогический проект по социально – коммуникативному развитию

«Безопасная дорога детства»

для дошкольников  старшей разновозрастной  группы (5 - 6 лет)

Составитель проекта –

Воспитатель Высшей квалификационной категории

Колиниченко Е.Н.

г. Пролетарск
2023-2024 уч. год

Актуальность Проекта

       Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных задач, требующих безотлагательного решения.

Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.

 Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их со встречей с улицей, с  движением транспорта, приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.

Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге.

Технологическая карта Проекта

1

Наименование Проекта

Педагогический проект по социально – коммуникативному развитию «Безопасная дорога детства»

2

Вид Проекта

Долгосрочный, групповой

3

Тип проекта

Информационный практико-ориентированный

4

Участники проекта

Дети старшего возраста, воспитатели группы, родители, инспектор ГИБДД

5

Срок реализации Проекта

Сентябрь 2023 – июнь 2024

6

Цель Проекта

Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

7

Задачи

    Образовательные:

- Закреплять знания о правилах дорожного движения.

- Расширять знания о светофоре.

- Закреплять знания детей о специальном транспорте.

- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.

- Формировать навыки правильного поведения на дороге.

- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.

    Развивающие:

- Развивать ориентировку в пространстве.

- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.

            Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

8

Ожидаемые результаты

Дети:

к окончанию проекта ребёнок должен:

- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;

- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, сформированные знания о дорожных знаках;

- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,

умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.

Родители:

- тесное сотрудничество с педагогами;

- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Педагог:

- повышение знаний по безопасности;

- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.

9

Наличие ресурсной базы и организация развивающей предметно – пространственной среды

Детская литература по ПДД;

- компьютер, мультимедийные презентации;

Организация Центра детской активности «Дорожная безопасность» 

-Материалы (пособия) для игровой деятельности (в том числе самодельные) : Макет или игровое поле с набором мелких игрушек в коробке (светофор, набор дорожных знаков, набор кубиков, автомобили, деревья, фигурки людей и домашних животных и др.) – 1 набор. Напольные элементы дороги или дорожной разметки (например, из картона, пластика, линолеума для игры со средними и крупными машинами).

Парковка для игры с маленькими машинками – 1 набор. Автосервис (автомойка или автозаправка) – 1 набор. Макет (игровое поле-схема) близлежащего к детскому саду района.

- дидактические игры;

- иллюстрации, картины;

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Дорожное движение», «Путешествие на автобусе» и др.

-

Этапы реализации  Проекта

1

Подготовительный этап

1. Организация предметно-развивающей среды:

·  Определение цели и задач проекта.

·  Разработка перспективного плана работы с детьми.

·  Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.

·Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности.

· Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.

· Подборка художественной литературы по теме проекта.

2. Работа с родителями:

·  Анкетирование родителей,

·  оформление родительского уголка по теме проекта;

·  консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей по данной теме.

2

Основной этап

1.Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.

Речевое развитие:

- Беседы:

«Зачем нужны правила дорожного движения».

«Как себя вести в общественном транспорте и в машине».

«Наш друг светофор».

«О чем нам расскажут дорожные знаки»

«Правила перехода через дорогу в зимний период»

«Светоотражатель – зачем ты нам?».

- Чтение художественной литературы:

Чтение рассказов, сказок и стихов о ПДД: В.Кожевников «Светофор», В.Берестов «Это еду я бегом…», Я.Пишумов «Посмотрите постовой…», Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.

Социально – коммуникативное развитие:

- Отгадывание загадок по ПДД.

- Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов.

- Дидактические игры: «Наша улица», «Умелый пешеход», «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Доскажи словечко», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!» и т.д.

- Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Путешествие по городу». и т.д.

Художественно – эстетическое развитие.

- Рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;

- Лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;

- Аппликация: «Дорожный знак», «Наш город».

- Выставка рисунков: «Дорожные знаки – наши друзья»

- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.

- Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».

Познавательное развитие:

Организованная образовательная деятельность:

НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»; «Осторожно, дорога!»; «Правила для пассажиров»;  «Транспорт на улицах города».

Игра – викторина  «Знаки на дорогах»;

Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».

Просмотр презентаций по ПДД. «Дорожные знаки», «Веселый светофор»,

«Путешествие в страну правил дорожного движения».

Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.

Физическое развитие:

- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Перекресток», «К своим знакам», «Самый быстрый», «К своим флажкам», «Нарисуем дорогу»,

«Умелый переход», «Мяч в корзину».

- Физминутки.

2. Работа с родителями:

Оформление консультативного материала для родителей:

- Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»;

- консультации «Как знакомить ребенка с правилами дорожного движения», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасный пешеход начинается с детства».

3

Подведение итогов деятельности

Итоговое мероприятие:

1. Создание альбома «Осторожно! Дорожная ловушка!»

2. НОД «Правила дорожные знать каждому положено!»

3. Выставка рисунков «Дорожные знаки – наши друзья».

4. Конкурс по ПДД «Дорожная азбука»

Результат реализации Проекта

Положительные результаты проекта можно  оценить по следующим показателям:

1.     Высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).

2.     Наличие у  детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.

3.     Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.

4.     Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.

5.     Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.

6.     Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);

7.     Активизация родителей и детей на мероприятиях.

- Дети хорошо знают правила безопасного дорожного движения в роли пешехода и пассажира транспортного средства. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», стремятся поступать хорошо. Овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способны выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности; способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Вывод

Чем раньше дети научаться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет  происшествий на проезжей части улиц. Ребенок - новый участник дорожного движения, дисциплинированный пешеход, культурный пассажир.

Список литературы:

1.     Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.

2.     Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. .     С. -П. Детство-пресс. 2009.

3.  Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004

Приложение

Приложение 1

«Дидактические игры по ПДД для дошкольников»

Дидактическая игра «Собери автомобиль»

Цель: закрепить знания детей о транспорте, формировать умение собирать из частей целое; развивать умение доводить начатое дело до конца; воспитывать усидчивость.

Материал: разрезные картинки с изображением легкового автомобиля. Ход игры:

Дети всей группой на ковре собирают целое изображение по образцу из разрез-ных картинок.

Дидактическая игра «Узнай и назови» Цель: закрепить у детей знания о различных видах транспорта. Материал: иллюстрации — транспортные средства.

Ход игры:

Педагог описывает автомобиль, ребенок должен узнать и показать его на картинке.

Дидактическая игра «Почини технику»

Цель: закрепить у детей знания о транспорте, его составных частях; развивать внимание, наблюдательность.

Материал: Иллюстрации — автомобили, карточки, на которых нарисованы автомобили с недостающими деталями.

Ход игры:

Педагог предлагает детям быть автомеханиками и починить технику. Дети дорисовывают недостающие детали.

Дидактическая игра «Покатаем на машине игрушки» Цель: уточнить у детей знания о названии частей грузовой машины. Материал: игрушечные грузовые машинки, мелкие игрушки.

Ход игры:

Дети катают игрушки на машинах. Педагог уточняет названия частей грузовика. Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: закрепить у детей знания о транспорте; закрепить у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу»; развивать умение ориентироваться в пространстве

Материал: игрушечный грузовик. Ход игры:

Дети рассматривают игрушку и отвечают на вопросы педагога: «Какие части грузовика находятся впереди? Сзади? Справа? Что внутри? Из чего сделан кор-пус машины? Сиденья, окна, шины?»

Дидактическая игра «Угадай транспорт»

Цель: закрепить представления детей о различных видах транспорта; умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку и речевую активность.

Материал: картотека загадок (Приложение).

Ход игры: Дети сидят полукругом. Педагог: «Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит».

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем» (1 вариант « На чем поедем»)

Цель: развивать умение работать детей с вкладышами, закрепить знания о разных видах транспорта.

Материал: вкладыши – различные виды транспорта. Ход игры: Дети работают с вкладышами. Дидактическая игра

«Мы едем, едем, едем»

(2 вариант «По морю, по земле, по воздуху»)

Цель: упражнять в классификации транспорта по видам: воздушный, наземный, водный.

Материал: иллюстрации — транспортные средства.

Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать картинки для путешествия по земле, по воздуху, по воде, под водой, в космос. Дети выбирают картинки и называют их.

Дидактическая игра «Сложи машину» Цель: закрепить у детей знания о транспорте.

Материал: геометрические фигуры — прямоугольники, трапеция, треугольники, круги.

Ход игры:

Дети по образцу складывают машинку

Консультация для родителей

«Внимание - дети!»

Каждый        раз,        когда        водитель садится за руль автомобиля, он должен помнить, что именно от его правильных действий зависит жизнь и здоровье окружающих      участников      дорожного движения. Несоблюдение скоростного режима,        в       особенности        в        зоне

пешеходных        переходов,        не        сделанные        «поправки»        на        дорожные        и метеорологические        условия,      несоблюдение        безопасной      дистанции      до движущегося впереди транспортного средства, использование мобильных телефонов во время нахождения за рулем – все это может привести к печальным последствиям.

Родителям же необходимо обратить внимание на маршрут движения детей в детский сад/школу и обратно. Регулярно объясняйте детям, что пересечение проезжей        части осуществляется        по        регулируемому и        нерегулируемому пешеходным переходам. В первую очередь, при пересечении проезжей части необходимо остановиться, осмотреться по сторонам, убедиться, что автомобили также остановились и вас пропускают, и только потом переходить проезжую часть по пешеходному переходу.          Не допустимо при переходе через дорогу слушать музыку в наушниках или разговаривать по мобильному телефону, все это отвлекает от дорожной обстановки и пешеход может не успеть заметить приближающуюся опасность. Ни в коем случае нельзя внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе и на пешеходный переход. Необходимо еще раз объяснить детям, что жилая зона – это скрытая опасность для пешеходов. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешие участники дорожного движения, дабы обезопасить себя от возможных дорожных происшествий, просто обязаны выделиться, а значит иметь на верхней одежде световозвращающие элементы. В особенности это касается детей.

Будьте внимательны на дороге!!!

Приложение 4

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

«Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге»

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет        привычным.        Учитывая        возрастные        особенности        детей,        наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных        средств:        грузовыми        и        легковыми        автомобилями, маршрутными        транспортными      средствами      (автобусами,      троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные

средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать        привычку        выходить        из-за        мешающих        обзору        предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит        детей        с        правилами        поведения        в        общественном        транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от куль...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников "Озорное лето"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников "Мы - вместе"

Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. У детей нашей группы мы выявили ряд проблем в речевом развитии. Поэт...

Детский педагогический проект по социально - коммуникативному развитию «Дружные ребята»

Данный материал  поможет педагогам спланировать и грамотно организовать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста по формированию дружеских отношений между сверстниками.  В ...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Добрая дорога детства»

1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.3. Активи...