проект "Школа безопасности Аркадия Паровозова"
проект по обж (старшая группа)
Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. Разработанный проект окажет помощь в формировании у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Колосок»
ПРОЕКТ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ АРКАДИЯ ПАРОВОЗОВА»
Разработчики:
Е. В. Богданова, воспитатель ДОУ №4 «Колосок»
Т.В. Скворцова, специалист молодежного объединения
п. Новочернореченский, 2023год
Продолжительность проекта: краткосрочный ( с 10.04. по 21.04.2023 г.)
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети, специалисты «Молодёжного движения» КСК п. Новочернореченский, родители.
Возраст детей: 3 – 5 лет.
Место проведения: МКДОУ Детский сад №4 «Колосок»
«Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!»
Актуальность
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Проблема: 80% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.
Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе в летний период;
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
3. Познакомить с противопожарной безопасностью;
4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;
6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;
8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;
Для педагогов и социальных партнеров (специалистов молодежного объединения):
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.
Для родителей:
1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
2.Активизировать родителей к совместной деятельности.
3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе летом;
2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Дети имеют представления о противопожарной безопасности, средствах и способах пожаротушения.
4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.
5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Для воспитателей:
1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями и другими социальными партнерами.
Для родителей:
1.Активное участие родителей в жизни детского сада.
2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями и специалистами молодежного центра о целях и задачах проекта, привлечение их к активному вовлечению в процесс и сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме.
Беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2.ОСНОВНОЙ ЭТАП
Познавательное развитие
1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
2. Беседа: «В мире опасных предметов»
Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами и колюще-режущими предметами в быту; закреплять правила осторожного обращения с ними, предостерегать от несчастных случаев
4. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
5. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.
6. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
7. Викторина по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!».
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.
Речевое развитие
1. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
2. Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
3. Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года».
Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О.В. Чермашенцева).
4. Загадки «Об опасных предметах в доме», «Бытовые приборы», «Дорога», «Пожарные загадки».
Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.
5. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
6. Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик»
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
7. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
8. Ситуация «Что делать если…».
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
9. Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры
«Пешеходы»
Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)
Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам
Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
«Службы спасения»
Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)
Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.
Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина
Задача детей: организовать движение других транспортных средств.
«Мы — пожарные»
Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.
3.Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже
Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).
4. Дидактические игры
«Знакомый, свой, чужой»
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Чем пожар я потушу»
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.
5. Обучающий комплекс мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!
Художественно – эстетическое развитие
Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.
1. Создание плаката «Никогда не открывай дверь незнакомцу»;
2. Аппликация «Опасные предметы»;
3. Пение и слушание песен:
- «Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.
- «Отважный пожарный».
4. Пластилинография «Аркадий паровозов спешит на помощь»
Физическое развитие
1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)
Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.
2. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
3. Психогимнастика: «Водители и пешеходы».
Взаимодействие с родителями
1.Оформление консультаций, памяток.
2.Заключительная беседа о правилах безопасного поведения на дороге, в быту и на природе.
3.Фотоотчет проекта на страничке ДОУ в социальных сетях.
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности «Школа безопасности Аркадия Паровозова» у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе в летнее время года; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Для родителей были созданы памятки, консультации по безопасности. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643592-1434485688.jpg)
Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности детей на тему «Один дома…» («Школа Аркадия Паровозова»)
Цели: - научить детей правилам безопасности пребывания дома, если ребенок остается один дома;- познакомить с правилами обращения с бытовыми приборами, острыми предметами;- развитие самостоятельности в...
Проект по безопасности "Школа Аркадия паровозова" в средней группе № 3 "Бабочка".
laquo;Много правил есть на свете,Их должны запомнить дети!»Актуальность:Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, то...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1040808-1556890588.jpg)
Конспект занятия в технологии «Ситуация» в старшей группе «Соблюдаем культуру безопасности вместе с Аркадием Паровозовым».
Цель:закреплять знание опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту, на улице; обучать основам личной безопасности; учить пользоваться экстренными телефонами «01», &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/09/picture-456854-1712680525.jpg)
Сценарий тематического досуга по пожарной безопасности «Друзья Аркадия Паровозова» в младшей группе (3-4года)
Цели:формировать у детей понятие “пожарная безопасность”, закрепить знания о причинах возникновения пожара....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1356464-1634726478.jpg)
«Безопасность на дороге с Аркадием Паровозовым!»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательной области на тему:«Безопасность на дороге с Аркадием Паровозовым!»для детей группы со сложным дефектом...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1368547-1638383989.jpg)
Конспект открытого НОД по основам безопасности жизнедеятельности "Помощники Аркадия Паровозова"
Открытое занятие в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности «Помощники Аркадия Паровозова»Дети встают в круг...
"Школа безопасности Аркадия Паровозова"
Краткосрочный проект по вопросам формирования основы безопасности жизнедеятельности у детей второй младшей группы в ДОУ...