«Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях образовательной среды с использованием технологии критического мышления»
статья по обж (старшая группа)

Фомина Алла Владимировна

Цель: провести практикум по формированию основ безопасности жизнедеятельности, используя прием «Кубик Блума» - технологии развития критического мышления.

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

В ФГОС ДО говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

        Критическое мышление

        Креативность

        Коммуникативные навыки

        Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»


Тема представленного опыта: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях образовательной среды с использованием технологии критического мышления»

Фомина Алла Владимировна

Воспитатель первой квалификационной категории

г. Новый Уренгой,

2025 г.

Цель: провести практикум по формированию основ безопасности жизнедеятельности, используя прием «Кубик Блума» - технологии развития критического мышления.

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.

В ФГОС ДО говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

        Критическое мышление

        Креативность

        Коммуникативные навыки

        Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.

Так что же такое критическое мышление?  

 Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Воспитанники должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту.

    Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

         В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

      В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

       В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии. Педагоги, развивающие критическое мышление у своих воспитанников, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения.

Таким образом, критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума"

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

В нашей работе с детьми мы используем Кубик Блума в различных социальных компетенциях: «Природа», «Праздники», «Родина», «Пожарная безопасность» и «ПДД». Сегодня мы хотим вам предложить поработать с кубиком Блума по теме «Пожарная безопасность» и «ПДД».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. Для этого нам приходят на помощь разные приемы, методы и технологии. Для того, чтобы проверить качество и полноту усвоенного материала по определённым темам мы используем прием технологии критического мышления Кубик Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Кубик представляет собой объёмную бумажную (пластмассовую, тканевую) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для вопроса:

•        Назови…

•        Почему …

•        Объясни …

•        Предложи …

•        Придумай …

•        Поделись …

2. Формулируется тема ООД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Наша тема «Пожарная Безопасность

3. «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта игры:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы. Например:

• Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? – Назови твои действия при пожаре?

• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. – Почему нужно знать правила пожарной безопасности?

• Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. – Придумай и нарисуй план эвакуации при пожаре.

•   Грань «Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. – Предложи, чем можно потушить пожар?

• Вопросы на грани «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. -  Объясни, для чего нужен огнетушитель?

• Вопросы блока «Поделись» предназначены для активации мыслительной деятельности. – Поделись, что нельзя делать, если случился пожар?

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. 

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Семинар-практикум «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии по Covid-19»

Семинар-практикум«Формирование основ безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии по Covid-19»...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...