Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
учебно-методический материал
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Мы реализуем вариативную программу, разработанную авторами Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых в обществе нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.
Вариативная программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения х/л .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_ro_obzh.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №373 «Скворушка» г. Новосибирск
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ.
(в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
Подготовила: Кудрявская Т.Е.
Воспитатель первой квалификационной
категории
Новосибирск 2023
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Мы реализуем вариативную программу, разработанную авторами Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых в обществе нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.
Вариативная программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения х/л .
Для реализации данной вариативной программы в нашей создана РППС:
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «ДПС», «Больница», «Скорая помощь», «Пожарные».
- Макеты: «Пожарный щит», Игровой макет по ПДД «Улица города», Игровой макет «Автогородок» по ПДД с дорожными знаками.
- Дидактические игры, настольно-печатные игры по ознакомлению детей правилам уличной, личной и пожарной безопасности.
- Картотеки проблемных- игровых ситуаций, картотеки загадок и стихотворений. Папка с инструктажами для детей.
- Папки с наборами картинок, иллюстраций по ПДД и ОБЖ.
- Плакаты, коллективные работы по правилам безопасности и др.
- Художественная литература по ОБЖ и ПДД.
- Лэпбук. По теме: «Физическое развитие детей» «В здоровом теле- здоровый дух»; Лэпбук "Безопасность дома и на улице".
- Информационная папка по работе с родителями (консультации, памятки)
Цель реализации вариативной программы «Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста»:
Формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, на дорогах города, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.
Основные задачи реализуемой программы:
Ребенок и другие люди
- Формировать представления о том, что внешность человека не всегда означает его намерения.
• Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
• Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
• Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
• Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
• Формировать основы экологической культуры.
• Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
• Показать взаимосвязь человека и природы.
• Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
• Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
• Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
• Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
• Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
• Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.
• Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
• Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
• Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о телефонах экстренных оперативных служб.
• Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
Здоровье ребенка
• Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
• Сформировать представления о здоровой пище.
• Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
• Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
• Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
• Учить по возможности избегать межличностные конфликты.
• Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице
• Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
• Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
• Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данной нами реализуемой программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Планируемые результаты по освоению детьми реализуемой программы
- Умение действовать в различных жизненных ситуациях.
- Умение сохранять и укреплять своё здоровье.
- Умение контактировать с незнакомыми людьми.
- Соблюдение мер безопасности на природе.
- Соблюдение мер безопасности дома.
- Умение регулировать своими эмоциями.
- Соблюдение безопасности на улице, профилактика ДТП.
Промежуточный результат по освоению детьми программы ОБЖ
- Знают правила дорожного движения и поведения на улице.
- Что такое улица.
- Где люди могут переходить проезжую часть дороги.
- Какие бывают пешеходные переходы.
- Знаки, обозначающие пешеходные переходы.
- Что такое перекресток.
- Для чего нужен светофор. Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал.
- Знаки: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса.
- Знают из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия.
- Правила поведения на дороге.
- Знают, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых.
- Имеют представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине.
- Знают правила поведения в транспорте.
- Знают свой домашний адрес.
- Знают, что нужно делать, когда находишься один дома, а в дверь (или телефон) звонят незнакомые люди.
- Знают правила поведения (сточки зрения безопасности) в помещении (не подходит к открытому окну, на балконе, не играет с электрическими приборами и розетками и т.п.).
- Знают и руководствуются правилами безопасности.
(не уходит из дома, с территории ДОУ, осторожно пользуется вилкой и др.).
- Знают предметы, которые могут быть источником опасности.
- Имеют представление о правилах пожарной безопасности.
- Имеют представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину и т.д.)
- Сознательно действует в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
- Знают и соблюдают правила безопасного поведения в играх детьми.
- Знают телефоны экстренных служб и в каких ситуациях их вызывают.
- Имеют представление о работе полиции, инспекторов ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей.
- Знают правила поведения в природе.
- Знают об угрожающем поведении животных, осторожны при встрече с ними.
- Знают правила безопасного поведения на воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».
В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытов...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...
Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...