Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)
учебно-методический материал

Кудрявская Татьяна Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Мы реализуем вариативную программу, разработанную авторами Р.БСтеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых в обществе нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.

Вариативная программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения х/л .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_programmy_ro_obzh.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №373 «Скворушка» г. Новосибирск

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ.

(в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

                                                 Подготовила: Кудрявская Т.Е.

                                                                 Воспитатель первой квалификационной

             категории

 

Новосибирск 2023

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Мы реализуем вариативную программу, разработанную авторами Р.БСтеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых в обществе нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.

Вариативная программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения х/л .

Для реализации данной вариативной программы в нашей создана РППС:

  1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «ДПС», «Больница», «Скорая помощь», «Пожарные».
  2. Макеты: «Пожарный щит», Игровой макет по ПДД «Улица города», Игровой макет «Автогородок» по ПДД с дорожными знаками.
  3. Дидактические игры, настольно-печатные игры по ознакомлению детей правилам уличной, личной и пожарной безопасности.
  4. Картотеки проблемных- игровых ситуаций, картотеки загадок и стихотворений. Папка с инструктажами для детей.
  5. Папки с наборами картинок, иллюстраций по ПДД и ОБЖ.
  6. Плакаты, коллективные работы по правилам безопасности и др.
  7. Художественная литература по ОБЖ и ПДД.
  8. Лэпбук. По теме: «Физическое развитие детей» «В здоровом теле- здоровый дух»; Лэпбук "Безопасность дома и на улице".
  9. Информационная папка по работе с родителями (консультации, памятки)

Цель реализации вариативной программы «Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста»:

Формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, на дорогах города, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.

Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.

Основные задачи реализуемой программы:

Ребенок и другие люди

  •  Формировать представления о том, что внешность человека не всегда означает его намерения.

• Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.

• Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.

• Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.

• Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.

Ребенок и природа

• Формировать основы экологической культуры.

• Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.

• Показать взаимосвязь человека и природы.

• Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

• Научить различать съедобные и несъедобные грибы.

• Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.

• Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.

Ребенок дома.

• Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

• Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.

• Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

• Формировать у детей навыки поведения в ситуациях«Один дома»«Пожар»«Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

• Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о телефонах экстренных оперативных служб.

• Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.

Здоровье ребенка

• Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.

• Сформировать представления о здоровой пище.

• Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

• Формировать навыки личной гигиены.        

Эмоциональное благополучие ребенка

• Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

• Учить по возможности избегать межличностные конфликты.

• Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.

Ребенок на улице

• Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

• Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

• Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.

Решение задач по данной нами реализуемой программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.


Планируемые результаты по освоению детьми реализуемой программы

  1. Умение действовать в различных жизненных ситуациях.
  2. Умение сохранять и укреплять своё здоровье.
  3. Умение контактировать с незнакомыми людьми.
  4. Соблюдение мер безопасности на природе.
  5. Соблюдение мер безопасности дома.
  6. Умение регулировать своими эмоциями.
  7. Соблюдение безопасности на улице, профилактика ДТП.

Промежуточный результат по освоению детьми программы ОБЖ

  1.   Знают правила дорожного движения и поведения на улице.
  2. Что такое улица.
  3. Где люди могут переходить проезжую часть дороги.
  4. Какие бывают пешеходные переходы.
  5. Знаки, обозначающие пешеходные переходы.
  6. Что такое перекресток.
  7. Для чего нужен светофор. Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал.
  8. Знаки: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса.
  9. Знают из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия.
  10. Правила поведения на дороге.
  11. Знают, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых.
  12. Имеют представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине.
  13. Знают правила поведения в транспорте.
  14. Знают свой домашний адрес.
  15. Знают, что нужно делать, когда находишься один дома, а в дверь (или телефон) звонят незнакомые люди.
  16. Знают правила поведения (сточки зрения безопасности) в помещении (не подходит к открытому окну, на балконе, не играет с электрическими приборами и розетками и т.п.).
  17. Знают и руководствуются правилами безопасности.

(не уходит из дома, с территории ДОУ, осторожно пользуется вилкой и др.).

  1. Знают предметы, которые могут быть источником опасности.
  2. Имеют представление о правилах пожарной безопасности.
  3. Имеют представление о том, что нельзя общаться с незнакомыми людьми (брать конфеты, игрушки, садиться в машину и т.д.)
  4. Сознательно действует в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе, выраженными в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».
  5. Знают и соблюдают правила безопасного поведения в играх детьми.
  6. Знают телефоны экстренных служб и в каких ситуациях их вызывают.
  7. Имеют представление о работе полиции, инспекторов ГИБДД, пожарных, спасателей, врачей.
  8. Знают правила поведения в природе.
  9. Знают об угрожающем поведении животных, осторожны при встрече с ними.
  10. Знают правила безопасного поведения на воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Обзор вариативных программ по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Безопасная среда в ДОУ».

      В  современных  условиях  неснижающейся  динамики  угроз  и опасностей  для  человека  от собственной жизнедеятельности в бытов...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

         В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...