План - конспект ОД Осторожно, электрическое напряжение
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Знакомство с электричеством, его основными свойствами, с помощью исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», и правилами безопасного обращения с ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ с.Белозерки «Детский сад №15 «Колобок»»

Конспект

 непосредственно  образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной группе

на тему:

 «Осторожно, электрическое напряжение»

Автор: Бондяева Татьяна Яковлевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

с.Белозерки

2022г.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие». Литература:

Веракса Н.Е., Галимов О.П. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет ФГОС», Мозаика – Синтез, 2018

Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.» М., 2010.

Шутяева Е.А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для педагогов» - М.: Издательство «Ювента», 2015

Цель: знакомство с электричеством, его основными свойствами, с помощью исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», и правилами безопасного обращения с ним. 

Задачи: 

- Дать общее представление об электричестве (ОО «Познавательное развитие»);

- Познакомить детей со способами получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот», овощей и фруктов (ОО «Познавательное развитие»);

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира по средством экспериментальной деятельности (ОО «Познавательное   развитие»);

- Познакомить со свойствами электрического тока: не имеет запаха, цвета, действует бесшумно (ОО «Познавательное   развитие»);

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы (ОО «Познавательное   развитие»);

- Расширять знания детей об электрической энергии и опасности, которую она несет (ОО «Познавательное   развитие»);

- Дать представление о свойстве электроэнергии -  скорости движения  по электроцепи (ОО «Познавательное   развитие»);

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, любознательности (ОО «Познавательное   развитие»);

- Дать представление о том, что вода является проводником для электроэнергии и опасности которую это может нести (ОО «Познавательное   развитие»);

- Познакомить детей со способом получения статического электричества (ОО «Познавательное   развитие»);

- Расширять знания о способах получения электроэнергии (ОО «Познавательное   развитие»);

- Закрепить знание  условного обозначения «осторожно высокое напряжение» (ОО «Познавательное   развитие»);

- Обобщить знания детей о свойствах электрического тока (ОО «Познавательное   развитие»);

- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами (ОО «Познавательное   развитие»);

- Развивать зрительно- моторную координацию на листе бумаги (ОО «Познавательное   развитие»);

- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице (ОО «Познавательное   развитие»);

- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества (ОО «Познавательное   развитие»);

- Развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе бумаги

(ОО «Познавательное   развитие»);

Методы и приемы:

- практические: упражнение, опыты, эксперименты, физминутка, аппликация, рисование

- наглядные: рассматривание, наблюдение, показ, просмотр,

- словесные: вопросы, беседа, рассказ,

Материалы и оборудование: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», учебный модуль «Электричество»,  шарики,  шерстяные тряпочки, кусочки фольги, яблоко, лимон, картофель, соляной раствор,

Формы организации совместной деятельности

 Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Познавательно-исследоват.

Коммуникативная

Физминутка «Ток течет по проводам»

Упражнение «Какой электроприбор забыли выключить»

Аппликация «Знаки - правила безопасности при обращении с электричеством»;

рисование «Проведи электричество в поселок»

Опыты, эксперименты с электричеством

Беседа, вопросы, рассказ

         

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Мотивационно –организационный

Приглашение в лабораторию «Наураша»

Спрашивает детей, любят ли они проводить опыты, эксперименты, где их обычно проводят?Достает изображение  знака «осторожно электрическое напряжение»,  спрашивает, что это за знак?

- Это условное обозначение «Осторожно электрическое напряжение». Приглашает в лабораторию, для изучения электрического ток. Раздает бейджики – пропуск в лабораторию. Приглашает к столу с оборудованием для опытов

Отвечают на вопросы педагога, рассматривают знак, пристегивают бейджики, соглашаются отправиться в лабораторию

Деятельностный

Дать общее представление об электричестве

Познакомить детей со способами получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот», овощей и фруктов (познавательное развитие)

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Познакомить со свойствами электрического тока: не имеет запаха, цвета, действует бесшумно

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Опыт с генератором «Марсокот»

Имеют общее представление об электричестве;

Имеют представление о способе получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот»;

Проявляют заинтересованность  к изучению  окружающего  мира

        Рассказывает что электричество - это поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда такие электроны накапливаются, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Предлагает убедиться при помощи генератора (динамо-машина) «Марсокот»

Вывод: чем быстрее крутишь, тем больше напряжение. (Тем ярче горит лампочка)

слушают рассказ педагога, наблюдают за ходом опыта с генератором «Марсокот», желающие проделывают опыт еще раз

Эксперимент «Электрофрукты»

Знакомы со способом получения электороэнергии при помощи фруктов и овощей, знают что электричество нельзя увидеть т.к. неимеет цвета, действует бесшумно, не имеет запаха

Проявляют эмоциональную  заинтересованность в проведении опытов, анализируют и делают выводы

Предлагает проверить действительно ли можно получить электричество при помощи фруктов и овощей

(Яблоко разрезать на несколько частей. Показать детям электроды и обьяснить, что это пластинки из разных металлов (цинка и меди), поэтому они имеют разный цвет. Объяснить, как присоединить измерительные провода к электродам правильно: красный -к меди, синий- к цинку, датчик должен показать положительное напряжение, в место датчика можно подсоединить светодиодную лампочку. До начало опыта сделать надрезы в яблоке, чтобы ребенку легче было воткнуть электроды. Промыть электроды в емкости с водой после измерения.

Опыт №2 «Электролимон».

Опыт №3 «Картошка под напряжением».

Вывод: при помощи фруктов и овощей можно получить электричество.

Спрашивает,  слышат ли они как работает эл.ток? А при помощи зрения могут ли они увидеть электричество? А при помощи обоняния можно определить есть ли ток в проводе?

Правильно, определить наличие электроэнергии при помощи зрения, слуха или обоняния невозможно.

Наблюдают за показом опыта с лимоном, проводят по аналогии опыт с яблоком и картофелем, отвечают на вопросы педагога проводя наблюдение за ходом опыта, делают вывод

Расширять знания детей об электрической энергии и опасности, которую она несет;

«Почему электроэнергия – это опасно»

Имеют представление, о том что соприкосновение с электроэнергией даже небольшого напряжения – это неприятно, а соприкосновение с электричеством большего напряжения это намного более опасно

Эл.ток можно почувствовать, слабый разряд эл.тока мы почувствуем как покалывание, а из – за сильного разряда человек может умереть, поэтому проверять голыми руками наличие тока нельзя.

Опыт с электромассажером (выставить слабые импульсы эл.тока, прикоснуться пальчиками к черным кружочкам на эл.массажере)

Слушают пояснения педагога, принимают участие в опыте

Дать представление о свойстве электроэнергии -  скорости движения  по электроцепи

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, любознательности

Опыт «Есть контакт»

Знают, что скорость движения электричества намного больше скорости движений человека;

Проявляют активность в поисково- познавательной деятельности, любознательность;

 Рассказывает, что электроэнергия по электросети перемещается с огромной скоростью, предлагает убедиться  в этом при помощи  опыта «Есть контакт», предлагает постараться  прикоснуться палочкой  к проводу и отдернуть руку   так быстро, чтобы не сработал звуковой сигнал и не загорелась лампочка 

Опыт «Есть контакт»

Вывод: скорость движения эл.тока намного больше скорости движения человека, отдернуть руку или отскочить человек не успевает.

Наблюдают за проведением опыта, желающие повторяют его за педагогом

Дать представление о том, что вода является проводником для электроэнергии и опасности которую это может нести;

Опыт «Проводит ли вода электрический ток?»

Знают , что вода проводит электрический ток и через нее можно получить удар электрическим током

 Спрашивает, а почему нельзя трогать мокрыми руками электроприборы?

Показывает опыт

«Проводит ли вода электрический ток?»

(к оголенному проводку под напряжением от прибора для опыта «есть контакт» присоединить проводок и опустить его в воду, а затем опустить палочку с железным наконечником в воду рядом с проводочком, срабатывает звуковой сигнал, светодиод от данного устройства)

Вывод: Вода проводит электрический ток. Нельзя трогать включенные электроприборы мокрыми руками можно получить удар эл.током.

Отвечают на вопрос педагога, наблюдают за проводимым опытом, желающие повторяют опыт

Познакомить детей со способом получения статического электричества

Опыт «Статическое электричество»

Имеют представление о способе получения  статического электричества

Рассказывает о разновидности электричества, которое может встретиться повсюду. Называется оно «Статическое электричество». И для получения заряда такого электричества, необходимо потереть друг о друга два предмета, например  натирая расческу шерстяной тканью или волосами, вы создаете на расческе заряд статического электричества. (Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счет разницы заряда происходит электризация предмета и он начинает притягивать другие легкие предметы.)

Опыт  «С воздушными шарами». Рассказывает последовательность выполнения опыта.

(Возьмите воздушный шарик и хорошо потрите о шерстяную тряпочку, а затем опустите в тарелочку с фольгой. Что происходит? Фольга прилипла к шарику, вот мы и поймали статическое электричество.)

 Вывод: В результате трения предметов один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный. Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу – электризуются.

Слушают рассказ педагога, берут шарики, натирают их о ткань и прикасаются шариками к кусочкам фольги в тарелочке, проверяют примагнитились кусочки фольги или нет

Физминутка «Ток бежит по проводам»

Предлагает поиграть и превращает всех в электроны

(Читает текст, показывает движения к физминутке)

Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам        (бег на месте)

Свет несет в квартиры нам     (руки вверх, встать на носочки)

Чтоб работали приборы        (стучат кулачками друг о друга)

Холодильник, мониторы     (обнять себя подрожать, козырек)

Кофемолки, пылесос      (движения рук по кругу)

Ток энергию принес   (шаги на месте)

Повторяют текст, движения, за педагогом

Расширять знания о способах получения электроэнергии;

Закрепить знание  условного обозначения «осторожно высокое напряжение»

«Способы получения электроэнергии»

Имеют представление о различных способах получения электроэнергии;

Знакомы с условным обозначением «осторожно высокое напряжение»

 Предлагает присесть за стол и записать результаты проведенных опытов в журнал «Осторожно, электрическое напряжение!»

        Предлагает рассмотреть страничку №1 с изображением различных электростанций и знака в центе «осторожно высокое напряжение» Напоминает, что при помощи генератора и фруктов  смогли получить ток небольшого напряжения. А для работы эл.приборов нужен эл.ток большого напряжения и его вырабатывают различные эл.станции изображенные на картинке.

Предлагает перевернуть страничку и рассмотреть картинку №2, «Где еще может встречаться эл.ток?» предлагает соединить линиями знак осторожно эл.напряжение с предметами с помощью которых можно получить эл.ток? Спрашивает, почему тут же изображены морские животные (электрический угорь и электрический скат)? Эти животные сами могут создавать электрический ток.

Присаживаются за стол, открывают журнал, рассматривают страницу №1, называют извесные им электростанции

Переворачивают страничку и рассматривают картинку №2, соединяют линиями знак с предметами при помощи которых можно получить электроэнергию, объясняют, что морские животные эл.угорь и эл.скат сами могут вырабатывать электричество

Обобщить знания детей о свойствах электрического тока

«Свойства электрического тока»

Имеют представление о некоторых свойствах электрического тока

Просит открыть страничку «Свойства электрического тока», затем открыть конверт со значком «осторожно электрическое напряжение», рассмотреть предложенные значки и наклеить те которые обозначают свойства эл.тока

(он не имеет цвета, поэтому эго невозможно увидеть, не имеет запаха, действует бесшумно, его можно ощутить при соприкосновении но очень опасно, может вызвать пожар)

Рассматривают значки – условное обозначение свойств электрического тока, наклеивают их.

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами

«Правила электробезопасности в быту»

Имеют представление о правилах безопасного взаимодействия с электроприборами в быту

Напоминает, что при помощи электроэнергии в квартире работают все электроприборы и что бы электричество было другом и помощником при обращении с ним надо соблюдать определенные правила.

Просит открыть следующую страницу  и конверт с №1, а затем рассмотреть знаки и приклеить их под соответствующей картинкой, пояснив свой выбор

Правило №1.

Ничего в розетку совать нельзя кроме вилки от электроприбора.

Правило №2.

Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие;

Правило №3.

Нельзя разом в одну розетку включать несколько эл.приборов– это приводит к перегрузке вследствии чего возникает замыкание и пожар;

        Предлагает перевернуть страничку и достать содержимое конверта №2, поясняет, что здесь тоже необходимо наклеить знак под соответствующей ему картинкой.

Правило №4.

Нельзя прикасаться к розеткам и электроприборам мокрыми руками;

Правило №5.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами, их нужно сразу отключить;

Правило №6.

Уходя из дома нужно выключать все электроприборы.

Рассматривают страничку с изображенными на ней различными ситуациями, взаимодействия с электроприборами в доме, наклеивают знак под соответствующей картинкой, поясняют свой выбор, аналогичное задание выполняют на следующей странице

Развивать зрительно- моторную координацию на листе бумаги

«Проведи электричество в поселок»

Умеют ориентироваться на листе бумаги в соответствии с заданием

Просит открыть следующую  страничку «Проведи электричество в поселок». Напоминает, что

ток высокого напряжения от электростанций по высоковольтным проводам поступает в трансформаторные будки, а от туда по проводам с более низким напряжением попадает в наши квартиры. Ваша задача: маркером нарисовать  провода от подстанции по столбам к дому, провести электричество в поселок

Рассматривают иллюстрацию, маркером рисуют электропровод в соответствии с заданием

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице

«Расскажи где притаилась опасность»

Знают правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице

Продолжает пояснения к следующей страничке: «Расскажи где притаилась опасность?», просит ознакомить

 жителей с правилами безопасного обращения с линией электропередач.

- Правильно,  трансформаторные будки нельзя открывать и пытаться туда что либо сунуть, мощность электрического тока там даже больше чем в розетках дома. Нельзя залазить на столбы с электропроводами. Нельзя играть под проводами и рядом со столбами электропередач. Игрушка попавшая на провода может привести к замыканию или обрыву провода. К оборванному проводу тоже нельзя подходить – это опасно для жизни.

Слушают пояснения педагога, рассказывают правила обращения с электрооборудованием встречающемся на улице

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества

«Статическое электричество»

Имеют представление о причине возникновения и проявления статического электричества

Просит открыть следующую страничку. Спрашивает, глядя на эти фото вы можете сказать, опыты с каким электричеством на них изображены? (Статическое электричество) Как его получили? (Потерли шарик об тряпочку) Правильно, статическое электричество возникает от трения двух предметов.

Рассматривают фото на картинке, называют с каким видом электричества результаты опыта изображены на картинке

Развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе бумаги

«Какой электроприбор забыли отключить?»

Обладают умением зрительно – пространственной ориентировки на листе бумаги

Предлагает выполнить последнее задание, в котором нужно определить какой электроприбор на картинке  забыли выключить.

Оборудование: картинка, на которой нарисованы электроприборы с перепутанными шнурами; один из них не отключен  от розетки.

Рассматривают картинку, определяют какой прибор забыли отключить

Заключительный

Журнал «Осторожно электрическое напряжение»

Ребята, мы выполнили все задания, у нас получился очень интересный  журнал, просматривая его вы сможете любого познакомить с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.

Рассматривают получившийся журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осторожная математика"

Данное занятие может быть использовано при закреплении программного материала в различных образовательных областях: "познание", "коммуникация", "безопасность" в старшей группе...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Электрические помощники», с использованием ИКТ.

воспитывать аккуратное обращение с электроприборами, закрепить и систематизировать представления об электрических приборах и действиях, совершаемых с их помощью; познакомить детей с правилами техники ...

конспект развлечения "Осторожно пешеход"

В данном мероприятии мы закрепляем знания детей о правилах дорожного движения; воспитываем у детей и взрослых ответственность за свою безопасность и жизнь других людей....

Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)

Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)...

Конспект занятия " Снятие эмоционального напряжения"

I Ритуал начала занятий. Здороваются, ласко  называют друг друга.II. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.&bull...

Конспект занятия «Бытовые электрические приборы»

Уточнять и расширять представление о бытовых приборах, их назначении и роли в жизни человека. Активизировать словарь по теме: холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос, плита, микроволно...