План - конспект ОД Осторожно, электрическое напряжение
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_od_ostorozhno_elektricheskoe_napryazhenie.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
СП ГБОУ СОШ с.Белозерки «Детский сад №15 «Колобок»»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
в подготовительной группе
на тему:
«Осторожно, электрическое напряжение»
Автор: Бондяева Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: первая
с.Белозерки
2022г.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие». Литература:
Веракса Н.Е., Галимов О.П. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет ФГОС», Мозаика – Синтез, 2018
Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.» М., 2010.
Шутяева Е.А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников: Методическое руководство для педагогов» - М.: Издательство «Ювента», 2015
Цель: знакомство с электричеством, его основными свойствами, с помощью исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», и правилами безопасного обращения с ним.
Задачи:
- Дать общее представление об электричестве (ОО «Познавательное развитие»);
- Познакомить детей со способами получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот», овощей и фруктов (ОО «Познавательное развитие»);
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира по средством экспериментальной деятельности (ОО «Познавательное развитие»);
- Познакомить со свойствами электрического тока: не имеет запаха, цвета, действует бесшумно (ОО «Познавательное развитие»);
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы (ОО «Познавательное развитие»);
- Расширять знания детей об электрической энергии и опасности, которую она несет (ОО «Познавательное развитие»);
- Дать представление о свойстве электроэнергии - скорости движения по электроцепи (ОО «Познавательное развитие»);
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, любознательности (ОО «Познавательное развитие»);
- Дать представление о том, что вода является проводником для электроэнергии и опасности которую это может нести (ОО «Познавательное развитие»);
- Познакомить детей со способом получения статического электричества (ОО «Познавательное развитие»);
- Расширять знания о способах получения электроэнергии (ОО «Познавательное развитие»);
- Закрепить знание условного обозначения «осторожно высокое напряжение» (ОО «Познавательное развитие»);
- Обобщить знания детей о свойствах электрического тока (ОО «Познавательное развитие»);
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами (ОО «Познавательное развитие»);
- Развивать зрительно- моторную координацию на листе бумаги (ОО «Познавательное развитие»);
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице (ОО «Познавательное развитие»);
- Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества (ОО «Познавательное развитие»);
- Развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе бумаги
(ОО «Познавательное развитие»);
Методы и приемы:
- практические: упражнение, опыты, эксперименты, физминутка, аппликация, рисование
- наглядные: рассматривание, наблюдение, показ, просмотр,
- словесные: вопросы, беседа, рассказ,
Материалы и оборудование: цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», учебный модуль «Электричество», шарики, шерстяные тряпочки, кусочки фольги, яблоко, лимон, картофель, соляной раствор,
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная Игровая Изобразительная Познавательно-исследоват. Коммуникативная | Физминутка «Ток течет по проводам» Упражнение «Какой электроприбор забыли выключить» Аппликация «Знаки - правила безопасности при обращении с электричеством»; рисование «Проведи электричество в поселок» Опыты, эксперименты с электричеством Беседа, вопросы, рассказ |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Мотивационно –организационный | Приглашение в лабораторию «Наураша» | |||
Спрашивает детей, любят ли они проводить опыты, эксперименты, где их обычно проводят?Достает изображение знака «осторожно электрическое напряжение», спрашивает, что это за знак? - Это условное обозначение «Осторожно электрическое напряжение». Приглашает в лабораторию, для изучения электрического ток. Раздает бейджики – пропуск в лабораторию. Приглашает к столу с оборудованием для опытов | Отвечают на вопросы педагога, рассматривают знак, пристегивают бейджики, соглашаются отправиться в лабораторию | |||
Деятельностный | Дать общее представление об электричестве Познакомить детей со способами получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот», овощей и фруктов (познавательное развитие) Воспитывать интерес к познанию окружающего мира Познакомить со свойствами электрического тока: не имеет запаха, цвета, действует бесшумно Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. | Опыт с генератором «Марсокот» | Имеют общее представление об электричестве; Имеют представление о способе получения электроэнергии по средством генератора «Марсокот»; Проявляют заинтересованность к изучению окружающего мира | |
Рассказывает что электричество - это поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Когда такие электроны накапливаются, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Предлагает убедиться при помощи генератора (динамо-машина) «Марсокот» Вывод: чем быстрее крутишь, тем больше напряжение. (Тем ярче горит лампочка) | слушают рассказ педагога, наблюдают за ходом опыта с генератором «Марсокот», желающие проделывают опыт еще раз | |||
Эксперимент «Электрофрукты» | Знакомы со способом получения электороэнергии при помощи фруктов и овощей, знают что электричество нельзя увидеть т.к. неимеет цвета, действует бесшумно, не имеет запаха Проявляют эмоциональную заинтересованность в проведении опытов, анализируют и делают выводы | |||
Предлагает проверить действительно ли можно получить электричество при помощи фруктов и овощей (Яблоко разрезать на несколько частей. Показать детям электроды и обьяснить, что это пластинки из разных металлов (цинка и меди), поэтому они имеют разный цвет. Объяснить, как присоединить измерительные провода к электродам правильно: красный -к меди, синий- к цинку, датчик должен показать положительное напряжение, в место датчика можно подсоединить светодиодную лампочку. До начало опыта сделать надрезы в яблоке, чтобы ребенку легче было воткнуть электроды. Промыть электроды в емкости с водой после измерения. Опыт №2 «Электролимон». Опыт №3 «Картошка под напряжением». Вывод: при помощи фруктов и овощей можно получить электричество. Спрашивает, слышат ли они как работает эл.ток? А при помощи зрения могут ли они увидеть электричество? А при помощи обоняния можно определить есть ли ток в проводе? Правильно, определить наличие электроэнергии при помощи зрения, слуха или обоняния невозможно. | Наблюдают за показом опыта с лимоном, проводят по аналогии опыт с яблоком и картофелем, отвечают на вопросы педагога проводя наблюдение за ходом опыта, делают вывод | |||
Расширять знания детей об электрической энергии и опасности, которую она несет; | «Почему электроэнергия – это опасно» | Имеют представление, о том что соприкосновение с электроэнергией даже небольшого напряжения – это неприятно, а соприкосновение с электричеством большего напряжения это намного более опасно | ||
Эл.ток можно почувствовать, слабый разряд эл.тока мы почувствуем как покалывание, а из – за сильного разряда человек может умереть, поэтому проверять голыми руками наличие тока нельзя. Опыт с электромассажером (выставить слабые импульсы эл.тока, прикоснуться пальчиками к черным кружочкам на эл.массажере) | Слушают пояснения педагога, принимают участие в опыте | |||
Дать представление о свойстве электроэнергии - скорости движения по электроцепи Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, любознательности | Опыт «Есть контакт» | Знают, что скорость движения электричества намного больше скорости движений человека; Проявляют активность в поисково- познавательной деятельности, любознательность; | ||
Рассказывает, что электроэнергия по электросети перемещается с огромной скоростью, предлагает убедиться в этом при помощи опыта «Есть контакт», предлагает постараться прикоснуться палочкой к проводу и отдернуть руку так быстро, чтобы не сработал звуковой сигнал и не загорелась лампочка Опыт «Есть контакт» Вывод: скорость движения эл.тока намного больше скорости движения человека, отдернуть руку или отскочить человек не успевает. | Наблюдают за проведением опыта, желающие повторяют его за педагогом | |||
Дать представление о том, что вода является проводником для электроэнергии и опасности которую это может нести; | Опыт «Проводит ли вода электрический ток?» | Знают , что вода проводит электрический ток и через нее можно получить удар электрическим током | ||
Спрашивает, а почему нельзя трогать мокрыми руками электроприборы? Показывает опыт «Проводит ли вода электрический ток?» (к оголенному проводку под напряжением от прибора для опыта «есть контакт» присоединить проводок и опустить его в воду, а затем опустить палочку с железным наконечником в воду рядом с проводочком, срабатывает звуковой сигнал, светодиод от данного устройства) Вывод: Вода проводит электрический ток. Нельзя трогать включенные электроприборы мокрыми руками можно получить удар эл.током. | Отвечают на вопрос педагога, наблюдают за проводимым опытом, желающие повторяют опыт | |||
Познакомить детей со способом получения статического электричества | Опыт «Статическое электричество» | Имеют представление о способе получения статического электричества | ||
Рассказывает о разновидности электричества, которое может встретиться повсюду. Называется оно «Статическое электричество». И для получения заряда такого электричества, необходимо потереть друг о друга два предмета, например натирая расческу шерстяной тканью или волосами, вы создаете на расческе заряд статического электричества. (Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счет разницы заряда происходит электризация предмета и он начинает притягивать другие легкие предметы.) Опыт «С воздушными шарами». Рассказывает последовательность выполнения опыта. (Возьмите воздушный шарик и хорошо потрите о шерстяную тряпочку, а затем опустите в тарелочку с фольгой. Что происходит? Фольга прилипла к шарику, вот мы и поймали статическое электричество.) Вывод: В результате трения предметов один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный. Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу – электризуются. | Слушают рассказ педагога, берут шарики, натирают их о ткань и прикасаются шариками к кусочкам фольги в тарелочке, проверяют примагнитились кусочки фольги или нет | |||
Физминутка «Ток бежит по проводам» | ||||
Предлагает поиграть и превращает всех в электроны (Читает текст, показывает движения к физминутке) Физминутка «Ток бежит по проводам» Ток бежит по проводам (бег на месте) Свет несет в квартиры нам (руки вверх, встать на носочки) Чтоб работали приборы (стучат кулачками друг о друга) Холодильник, мониторы (обнять себя подрожать, козырек) Кофемолки, пылесос (движения рук по кругу) Ток энергию принес (шаги на месте) | Повторяют текст, движения, за педагогом | |||
Расширять знания о способах получения электроэнергии; Закрепить знание условного обозначения «осторожно высокое напряжение» | «Способы получения электроэнергии» | Имеют представление о различных способах получения электроэнергии; Знакомы с условным обозначением «осторожно высокое напряжение» | ||
Предлагает присесть за стол и записать результаты проведенных опытов в журнал «Осторожно, электрическое напряжение!» Предлагает рассмотреть страничку №1 с изображением различных электростанций и знака в центе «осторожно высокое напряжение» Напоминает, что при помощи генератора и фруктов смогли получить ток небольшого напряжения. А для работы эл.приборов нужен эл.ток большого напряжения и его вырабатывают различные эл.станции изображенные на картинке. Предлагает перевернуть страничку и рассмотреть картинку №2, «Где еще может встречаться эл.ток?» предлагает соединить линиями знак осторожно эл.напряжение с предметами с помощью которых можно получить эл.ток? Спрашивает, почему тут же изображены морские животные (электрический угорь и электрический скат)? Эти животные сами могут создавать электрический ток. | Присаживаются за стол, открывают журнал, рассматривают страницу №1, называют извесные им электростанции Переворачивают страничку и рассматривают картинку №2, соединяют линиями знак с предметами при помощи которых можно получить электроэнергию, объясняют, что морские животные эл.угорь и эл.скат сами могут вырабатывать электричество | |||
Обобщить знания детей о свойствах электрического тока | «Свойства электрического тока» | Имеют представление о некоторых свойствах электрического тока | ||
Просит открыть страничку «Свойства электрического тока», затем открыть конверт со значком «осторожно электрическое напряжение», рассмотреть предложенные значки и наклеить те которые обозначают свойства эл.тока (он не имеет цвета, поэтому эго невозможно увидеть, не имеет запаха, действует бесшумно, его можно ощутить при соприкосновении но очень опасно, может вызвать пожар) | Рассматривают значки – условное обозначение свойств электрического тока, наклеивают их. | |||
Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами | «Правила электробезопасности в быту» | Имеют представление о правилах безопасного взаимодействия с электроприборами в быту | ||
Напоминает, что при помощи электроэнергии в квартире работают все электроприборы и что бы электричество было другом и помощником при обращении с ним надо соблюдать определенные правила. Просит открыть следующую страницу и конверт с №1, а затем рассмотреть знаки и приклеить их под соответствующей картинкой, пояснив свой выбор Правило №1. Ничего в розетку совать нельзя кроме вилки от электроприбора. Правило №2. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие; Правило №3. Нельзя разом в одну розетку включать несколько эл.приборов– это приводит к перегрузке вследствии чего возникает замыкание и пожар; Предлагает перевернуть страничку и достать содержимое конверта №2, поясняет, что здесь тоже необходимо наклеить знак под соответствующей ему картинкой. Правило №4. Нельзя прикасаться к розеткам и электроприборам мокрыми руками; Правило №5. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами, их нужно сразу отключить; Правило №6. Уходя из дома нужно выключать все электроприборы. | Рассматривают страничку с изображенными на ней различными ситуациями, взаимодействия с электроприборами в доме, наклеивают знак под соответствующей картинкой, поясняют свой выбор, аналогичное задание выполняют на следующей странице | |||
Развивать зрительно- моторную координацию на листе бумаги | «Проведи электричество в поселок» | Умеют ориентироваться на листе бумаги в соответствии с заданием | ||
Просит открыть следующую страничку «Проведи электричество в поселок». Напоминает, что ток высокого напряжения от электростанций по высоковольтным проводам поступает в трансформаторные будки, а от туда по проводам с более низким напряжением попадает в наши квартиры. Ваша задача: маркером нарисовать провода от подстанции по столбам к дому, провести электричество в поселок | Рассматривают иллюстрацию, маркером рисуют электропровод в соответствии с заданием | |||
Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице | «Расскажи где притаилась опасность» | Знают правила безопасного поведения в обращении с электрооборудованием встречающемся на улице | ||
Продолжает пояснения к следующей страничке: «Расскажи где притаилась опасность?», просит ознакомить жителей с правилами безопасного обращения с линией электропередач. - Правильно, трансформаторные будки нельзя открывать и пытаться туда что либо сунуть, мощность электрического тока там даже больше чем в розетках дома. Нельзя залазить на столбы с электропроводами. Нельзя играть под проводами и рядом со столбами электропередач. Игрушка попавшая на провода может привести к замыканию или обрыву провода. К оборванному проводу тоже нельзя подходить – это опасно для жизни. | Слушают пояснения педагога, рассказывают правила обращения с электрооборудованием встречающемся на улице | |||
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества | «Статическое электричество» | Имеют представление о причине возникновения и проявления статического электричества | ||
Просит открыть следующую страничку. Спрашивает, глядя на эти фото вы можете сказать, опыты с каким электричеством на них изображены? (Статическое электричество) Как его получили? (Потерли шарик об тряпочку) Правильно, статическое электричество возникает от трения двух предметов. | Рассматривают фото на картинке, называют с каким видом электричества результаты опыта изображены на картинке | |||
Развивать зрительно – пространственную ориентировку на листе бумаги | «Какой электроприбор забыли отключить?» | Обладают умением зрительно – пространственной ориентировки на листе бумаги | ||
Предлагает выполнить последнее задание, в котором нужно определить какой электроприбор на картинке забыли выключить. Оборудование: картинка, на которой нарисованы электроприборы с перепутанными шнурами; один из них не отключен от розетки. | Рассматривают картинку, определяют какой прибор забыли отключить | |||
Заключительный | Журнал «Осторожно электрическое напряжение» | |||
Ребята, мы выполнили все задания, у нас получился очень интересный журнал, просматривая его вы сможете любого познакомить с электричеством и правилами безопасного обращения с ним. | Рассматривают получившийся журнал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Осторожная математика"
Данное занятие может быть использовано при закреплении программного материала в различных образовательных областях: "познание", "коммуникация", "безопасность" в старшей группе...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Электрические помощники», с использованием ИКТ.
воспитывать аккуратное обращение с электроприборами, закрепить и систематизировать представления об электрических приборах и действиях, совершаемых с их помощью; познакомить детей с правилами техники ...
конспект развлечения "Осторожно пешеход"
В данном мероприятии мы закрепляем знания детей о правилах дорожного движения; воспитываем у детей и взрослых ответственность за свою безопасность и жизнь других людей....
Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)
Конспект беседы «Осторожно, ядовитые растения!» (средняя группа)...
Конспект занятия " Снятие эмоционального напряжения"
I Ритуал начала занятий. Здороваются, ласко называют друг друга.II. Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.&bull...
Конспект занятия «Бытовые электрические приборы»
Уточнять и расширять представление о бытовых приборах, их назначении и роли в жизни человека. Активизировать словарь по теме: холодильник, стиральная машина, телевизор, пылесос, плита, микроволно...
План - конспект ОД Путешествие в прошлое электрической лампочки
Знакомство детей с историей лампочки....