План - конспект ОД Путешествие в прошлое электрической лампочки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_puteshestvie_v_proshloe_el.lampochki.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие
Литература: Л.К.Санкина «Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет»
Цель: знакомство детей с историей лампочки.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с историей лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета; продолжать расширять и систематизировать представления детей о предметном мире; с помощью экспериментов познакомить детей со свойствами огня; закреплять знания об опасности огня. Формировать правила пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем.
Развивающие: Развивать стремление к познавательно - исследовательской деятельности; мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Словарная работа: «предки», лучина, керосиновая лампа, торшер, бра, стеклянная колба, цоколь, светец
Предшествующая работа: рассматривать различные иллюстрации с изображением ламп, чтение произведения С.Я. Маршака Сказка про спички», знакомство с энциклопедией «Доисторическая жизнь», «Моя первая книга о технике», «Изобретения и великие открытия».
Методы и приемы:
- практические: игра, упр., физминутка
- наглядные: рассматривание, наблюдение, показ,
- словесные: вопросы, беседа, рассказ,
Материалы и оборудование: рюкзак; бинокль, карта - маршрут, игрушечный телефон, бутылочка с водой, имитация аптечки, конверт с разрезными картинками «Факел», картинки с изображением факелов, имитация факела из палки с намотанной на один конец толстой веревки или ткани, изображение пещеры с костром внутри или созданная из подручных материалов пещера и из картона объемного костра, имитация горницы с иллюстрациями различных светцев, небольшая емкость с песком, самодельная маленькая подставка для лучины, несколько лучин из березы хорошо просушенные, канделябр, подсвечник, свеча, иллюстрации с различного вида свечей, иллюстрации лампадных, фитильных часов, небольшая емкость с водой, имитация свечи из картона с легко подвижным «огоньком», масляная лампа, иллюстрации различных видов масляных ламп, спички. Различного вида лампочки или их иллюстрации, предметы в которых используются лампочки или их иллюстрации: бра, торшер, люстры, фонарик, портрет русского инженера Александра Ладыгина, иллюстрация его изобретения, Телефон с возможностью видеосъемки или диктофон с микрофоном
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная Игровая Познавательно-исследоват. Коммуникативная | Физминутка «По дорожке шли, шли», «Ток бежит по проводам» Упр. «Найди такую же картинку», игр. упр. «Собери картинку», игр. упр. «Свеча» Знакомство с прародителем источника современного освещения: костер, факел, лучина, светец, свеча, керосиновая лампа, первая эл.лампа Беседа, вопросы, рассказ |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 | Воспитатель привлекая внимание детей вносит коробку из которой достает лампочку, спрашивает детей знают ли они откуда появилась лампочка, предлагает отправиться в путешествие по прошлому электрической лампочки, предварительно собрав дорожный рюкзак Организовывает игровое упражнение «Собери рюкзак» (приложение 1.) -Ну, вот рюкзак уложен, можно отправляться во времена предков электрической лампочки. Поясняет значение слова «предки» (приложение 2) Упражнение «Найди такую же картинку» (приложение 3) Предлагает рассмотреть карту – для определения маршрута движения. При перемещении от пункта к пункту читает текст физминутки «По дорожке шли, шли…» (Приложение 4) Подводит детей к имитации пещеры с горящим костром внутри, поясняет где они оказались, спрашивает об увиденном. Рассказывает о стихийном существовании огня в природе и о том, как огонь появился у первобытных людей. Просит рассказать о пользе огня в жизни человека, чем костер не очень удобен в применении. Если дети затрудняются ответить помогает наводящими вопросами. – Продолжает рассказ, время шло, у человека возникла необходимость в передвижениях по местности в ночное время и тогда был придуман предмет, а вот какой, вы узнаете когда соберете пазлы. Дает детям конверты с разрезными картинками факела. Поясняет что такое факел (приложение 2) и как его использовали. Предлагает продолжить путешествие. Подводит детей к следующему пункту маршрута. Рассказывает, что в домах для освещения стали использовать лучины, которые вставляли в специальные приспособления, Светцы. (Приложение 2)Что их можно было переносить в нужное место. Показывает иллюстрации с изображением этих приспособлений. Спрашивает детей: много ли света от лучины, надолго ли хватало лучины или часто приходилось их менять, чем она опасна в использовании? Дополняет ответы детей: Организовывает и показывает опыт с лучиной, (приложение 5). Предлагает продолжить путешествие. Подводит детей к столу со свечами в канделябре, в подсвечнике. На столе разложены иллюстрации с различными свечами. Рассказывает детям из чего делали свечи, что самые первые свечи делали из камыша, обмакивая его в растопленное сало, чтобы дольше горела. И свечи использовали как часы. Показывает опыт со свечой аналогичный опыту с лучиной Задает вопросы детям: чем свеча лучше лучины, а что не очень хорошо в свече? Организовывает игровое упражнение:«Свеча». (Приложение 6.) Предлагает «задуть» 3-5 воображаемых свечей. Просит свериться с направлением путешествия по карте, куда нужно свернуть? Подводит детей к столу с керосиновой лампой. Рассказывает о создании керосиновой лампы и показывает принцип ее работы. Задает вопросы – сравнения свечи и керосиновой лампы. Спрашивает, как добраться до следующего пункта путешествия? Подводит детей к стенду с портретом русского инженера Александра Ладыгина, иллюстрациями его изобретения и экспонатами различных видов лампочек. Рассказывает кто придумал электрическую лампочку. Предлагает рассмотреть, как устроена лампочка и что в ней горит. (приложение 7) Включает свет в группе, обращает внимание детей, на то, как хорошо освещается вся группа, нет дыма, нет запаха. Физминутка: «Ток бежит по проводам» (приложение 8) Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. Читает текст. Подводит детей к стенду с современными предметами, иллюстрациями созданных человеком для освещения помещения. Задает вопросы: где используют электрические лампочки? О правилах обращения с ней: что произойдет с лампочкой если ее потрясти? А что произойдет с лампочкой если ее стукнуть или сильно нажать? - Значит, чтобы лампочка светила долго как нужно с ней обращаться? Воспитатель предлагает детям дать интервью, ответив на вопросы, ответы детей записывает на видео или диктофон (приложение9) В конце нашего путешествия хочу на память подарить вам игру «Что сначала, что потом» с помощью которой при желании вы снова сможете побывать в прошлом электрической лампочки. | Рассматривают коробку с ее содержимым, соглашаются с предложением воспитателя Дети вместе с воспитателем подходят к столу, встают вокруг стола выбирают предметы необходимы в путешествии, называют черты характера. Рассматривают карту с несколькими условными обозначениями, определяют начало движения и первый пункт остановки, выполняют движения согласно тексту физминутки Встают полукругом возле пещеры, рассматривают ее, отвечают на вопросы об увиденном (костер, человек). слушают рассказ воспитателя, называют причину опасности огня, рассказывают правила поведения при пожаре, называют полезные свойства огня: тепло, обогрев помещения, свет, можно приготовить пищу, отпугивание животных. Называют причины сложностей использования огня: его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя; он очень опасен; его нельзя перенести на другое место, его нельзя оставлять без присмотра. Собирают пазлы, сидя на паласике –лужайке, называют предмет изображенный на картинке. Рассматривают карту, определяют следующий пункт остановки Часть детей садится полукругом за стол, остальные стоят у них за спиной, слушают рассказ воспитателя, рассматривают иллюстрации с изображением светцев. Отвечают на вопросы воспитателя: Светло было только рядом с лучиной. Она могла стать причиной пожара. (огонь боится воды) Следят за действиями воспитателя проводящего опыт, в след за воспитателем переходят к следующему пункту путешествия Рассматривают свечу, знакомятся со строением свечи, рассматривают иллюстрации лампадных, фитильных часов, следят за действиями воспитателя во время показа опыта, под присмотром воспитателя несколько детей тушат свечу окунув горящий конец с фитилем в воду. Отвечают на вопросы воспитателя: по сравнению с лучиной дает больше света, ее можно переносить, занимает меньше места, дольше горит. Света не так много, пользоваться ею не безопасно. Принимают участие в игровом упражнении, задувают свечу-имитацию. Рассматривают карту, указывают направление. Встают вокруг стола, рассматривают лампу, слушают рассказ воспитателя, отвечают на его вопросы: Она безопаснее, чем лучина или свеча; светит ярче, лампу можно переносить в помещении и на улице. Рассматривают карту, определяют направление передвижения Располагаются полукругом возле стенда, рассматривают иллюстрации и экспонаты, слушают рассказ воспитателя, рассматривают устройство лампочки, сравнивают освещение помещения с помощью эл.лампочек и ранее рассмотренных предметов используемых для освещения Слушают текст, выполняют движения согласно тексту: Дети рассматривают стенд, по очереди называют предметы в которых используют электрические лампочки. Отвечают на вопросы: Спиралька порвется и лампочка не будет гореть. Разобьется; лопнет стекло, во внутрь попадет воздух и она не будет гореть. Не стукать, не трясти, осторожно вкручивать. По очереди берут микрофон и отвечают на вопросы воспитателя. Принимают подарок. |
Знают какие предметы и качества характера необходимы в путешествии Умеют определять направление движения с помощью знаков – указателей Имеют представление, что в давние времена костер, факел использовали в качестве освещения, знают сложности обращения с открытым огнем, называют полезные свойства огня, а так же знакомы с правилами пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем. Имеют представление о предмете для освещения лучина, светец, знают правила безопасного обращения с ними, проявляют мыслительную активность во время познавательно - исследовательской деятельности Знают из каких материалов изготавливают свечи, имеют представление о их разнообразии, принимают активное участие в беседе с воспитателем при сравнении свечи с лучиной. Целенаправленный и достаточно сильный делают выдох во время выполнения игрового упражнения «Свеча»
Знакомы с предметом – керосиновая лампа, с ее достоинствами и недостатками: освещения дает больше, осве-щенность можно регули-ровать, пожароопасна Знают, что в России первую лампочку создал инженер А.Ладыгин, из каких частей она состоит, имеют представление о разнообразии лампочек, при сравнении освещенности помещения с помощью эл.лампочек проявляют умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Знают названия предметов в которых используются лампочки, знают правила обращения с лампочкой На протяжении всего занятия проявляют интерес к познанию окружающего мира – истории появления лампочки |
Приложение 1.
Игровое упражнение «Собери рюкзак» из всех предложенных предметов нужно выбрать самые необходимые для путешествия: рюкзак, бинокль, карта с маршрутом путешествия, имитация аптечки, бутылочка с водой, телефон, а также назвать качества характера необходимые в путешествии: Знания, взаимовыручку, дисциплину, хорошее настроение, дружбу.
Приложение 3.
Карта – маршрут путешествия.
Приложение 4.
Физминутка: «По дорожке шли, шли…»
По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.)
Много камешков нашли.
Присели (Садятся.), собрали (Встают.)
Дальше пошли. (Дети шагают на месте.)
Приложение 5 .
Проведение опыта с лучиной: закрыть окна, для уменьшения освещенности, зажечь лучину, обратить внимание детей на сколько увеличилась освещенность, подержать над лучиной фарфоровую чашечку или пластмассовое стекло (орг.стекло), обратить внимание детей на образовавшийся черный налет на предмете - покрылся слоем копоти, лучина при горении загрязняет воздух, засыпать горящую лучину песком, обратить внимание детей на то, что огонь потух, а с песком ничего не произошло, - песок не горит.
Приложение 6.
Игровое упражнение:«Свеча».
Взять узкую полоску бумаги, представив себе, что это свеча. Делать медленный выдох в её направлении. Выдыхаемая струя должна быть без резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5 воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.
Приложение 7.
Строение эл.лампочки и принцип ее работы: стеклянный баллончик (колбочка); металлический цоколь с нарезкой (чтобы ввинчивать в патрон); за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, Через нее проходит электрический ток, спиралька от этого нагревается и ярко светит.
Приложение 8.
Физминутка: «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам, (бегут по кругу друг за другом, говорят слова)
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы. (Идут друг за другом, крутят руками перед собой)
Кофемолки, пылесос, (Повороты влево, вправо)
Ток энергию принес. (берутся за руки, возвращаются к воспитателю)
Приложение 9.
Интерактивная технология «Интервью»
- Что вы сегодня делали?
- Что первым люди стали использовать в качестве освещения?
- Что за предмет придумали для освещения местности при перемещении в ночное время суток?
- Что такое светцы?
- Какой предмет для освещения создали из фитиля и воска?
- А какой предмет для освещения придумали узнав о горючих свойствах керосина?
- Как звали инженера создавшего электрическую лампочку?
-Ребята, во время путешествия вы рассмотрели разные предметы для освещения жилища, как вы считаете, какие из них безопаснее и лучше освещают жилище?
-Как вы думаете, надо ли беречь все то, что придумал человек? Почему?
Приложение 2.
Предки – это те, кто жили задолго до настоящего времени.
Факел - это деревянная палка на конце намотана береста или ткань пропитанная горючьей смесью, маслом, жиром.
Лучины - тонкие деревянные палочки, щепочки, которые вставляли в специальные приспособления, светцы.
Ла́мпа нака́ливания — искусственный источник света, в котором свет испускает тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. В качестве тела накала чаще всего используется спираль из тугоплавкого металла (чаще всего — вольфрама), либо угольная нить. Чтобы исключить окисление тела накала при контакте с воздухом, его помещают в вакуумированную колбу, либо колбу, заполненную инертными газами или парами галогенов.
Подсвечник - Данное изделие предназначено для одной свечи.
Канделябр рассчитан на несколько свечей — от двух до семи. От числа последних зависят и его размеры: обычно это 40–60 см, однако высота антикварных напольных канделябров может достигать 1,5 м. Современные канделябры, наоборот, могут и вовсе не иметь ножки-подставки и едва возвышаются над столом.
Часто свечи приходится тушить раньше, чем они догорят (особенно в случае с большими декоративными свечами). Для этого лучше использовать специальный металлический колпачок. Он может быть как простым, так и красиво оформленным.
Светец — подставка для лучины, освещающей жильё, а также старинный осветительный прибор из подставки и укреплённой на ней лучины.
Состоит из массивного деревянного круглого, в виде торца или кубической формы основания с укрепленным на нем столбиком (ср. выс. 96–120 см. ). В вершину столбика вставлялся железный короткий 4-хгранный прут (светильня), рассеченный с одного конца на 4 пальца, в которые вкладывалась лучина. Большинство светцов устанавливалось на пол. Распространён был светец с деревянным корытцем на деревянных ножках. Железная светильня укреплялась на узком конце корытца таким образом, чтобы вставленная в нее зажженная лучина располагалась по другую часть корытца, куда насыпался песок, зола или наливалась вода.
Бра – светильник, основание которого крепится к стене. Каркас с основание являются одним целым. Количество ламп редко превышает 2шт. В основном выпускается как дополнение к люстре в серии. Иногда бра по ошибке называют настенно-потолочный светильник, который, в отличии от бра, можно монтировать и на потолке.
Люстра – светильник, подвешиваемый к потолку, самый распространённый вид освещения. По способу крепления люстры делятся на подвесные и потолочные. В случае, если у люстры одна лампочка с плафоном, её называют Подвес.
Торшер – светильник, которые располагается на полу, по высоте обычно выше метра. Предназначены для дополнительного или зонального освещения в помощь основным источникам света.
Настольная лампа — обычно небольшой светильник, который разрешает следующие основные задачи: освещение рабочего стола (офисный вариант) и освещение спального места (ночник), либо могут служить отличным украшением интерьера.
Кероси́новая ла́мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти. Принцип действия лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух подходил снизу. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло — для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
знакомсво детей с историей лампочки...
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"
Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....
« Путешествие в прошлое электрической лампочки». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Путешествие в прошлое электрической лампочки». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...