Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «РАДУГА» Тема: «Безопасность в природе»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Степанова Светлана Валентиновна

Цель: формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представление детей об опасностях, которые могут подстерегать в природе, обновить знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре, на водоёмах.
  2. Формирование знание об источниках опасности в природе: насекомые, растения, огонь, старые деревья.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности.
  2. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_bezopasnost_v_prirode.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                  

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД №125

__________________________________________                           ______________________

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе

«РАДУГА»

Тема: «Безопасность в природе»

                                                                                  Воспитатели:

                                                                                       Степанова С.  В.

                                                                                                                                                                               

г. Калининград, 2024 г.

Цель: формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Сформировать представление детей об опасностях, которые могут подстерегать в природе, обновить знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре, на водоёмах.
  2. Формирование знание об источниках опасности в природе: насекомые, растения, огонь, старые деревья.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, развитию мышления, воображения, любознательности.
  2. Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью, чувство любви к природе, умение действовать сообща.

Методы и приёмы:

     Словесный: художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы к детям.

     Наглядный: иллюстрации, картинки с изображением грибов, насекомых; мусора;

     Игровой: указание, пояснение, анализ работы.

Оборудование: грибы (мухомор), ширмы, прищепки, декорации деревьев и кустов, коробка, мешочки с песком.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Насекомые», «Безопасность в лесу», «Грибы», разучивание физ. минутки, чтение художественной литературы по темам.

Ход:

Играет песня Шапокляк из м/ф "Чебурашка и Крокодил Гена", слова: Э. Успенского, музыка: В. Шаинского. Появляется Шапокляк.

Шапокляк: Здравствуйте, ребята! Узнали меня?  Предлагаю вам сегодня отправиться в поход. Хотите? Вы готовы?

Шапокляк: Давайте улыбнёмся друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Ребята, а вы знаете главное правило в походе?

В походе нужно идти не за направляющим, а нужно отставать и отвлекаться. А еще можно трогать насекомых и животных, есть незнакомые ягоды и грибы.

Ответы детей: нет, нельзя. В походе нужно идти дружно за направляющим, не отставать и никуда не отвлекаться.

Шапокляк: ну, что ж, надевайте рюкзаки, отправляемся в поход. Первое испытание: нужно перепрыгнуть по камушкам к речке. Молодцы, отлично!

- Мы пришли. А вот и речка. Пойдем искупаемся? Ведь можно купаться в незнакомом месте? (На ширме висят картинки с изображением мусора, который может оказаться в ручье).

Ответ детей: (Нельзя. В реке могут быть коряги, стекло, метал, о которые можно сильно поранится. Купаться можно только на специально оборудованных пляжах).

Шапокляк: Да, это правда, в природе встречается много опасностей, какие? (Иллюстрации: землетрясения, наводнения, ураганы, горные обвалы).

- Как называются эти опасности? (стихийными бедствиями).

Шапокляк: Правильно - стихийными бедствиями и к счастью, это происходит нечасто. И вот мы с вами пришли в лес.

Даже в самом обычном лесу, в котором мы не раз бывали, человека подстерегает множество опасностей. Какие опасности могут нам встретиться в лесу? (Дети перечисляют.)

 - Да, опасность первая: в лесу можно заблудиться. А что надо делать, чтобы не заблудиться? (Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь родителей или товарищей из виду, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу.)

- Если ты заблудился, не поддавайся панике. Не беги, куда глаза глядят. Остановись и внимательно прислушайся к звукам. Может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак и другие звуки, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно. Если тебе встретится река, иди по течению. Этот путь приведет к жилью, как правило.

Шапокляк: Дети, а давайте разведем огонь? Нельзя? А почему? (Может начаться пожар). А я вижу огонь (Висит картинка с изображением огня).

Игра «Потуши костёр». (Дети по очереди бросают мешочки с песком, чтобы потушить огонь).

Шапокляк: Это ещё одна опасность, которая может подстерегать нас в лесу? (Лесные пожары.)

- Как вы думаете, от чего может возникнуть пожар? (Оставили не потушенный костер, гроза, брошенная спичка или сигарета. Иллюстрации).

Шапокляк: Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички. Ребята запомните пословицу «В одном коробке сто пожаров». Почему так говорится, как вы думаете?

Ответы детей: (Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.)

Шапокляк: Ребята давайте подумаем и вспомним какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара:

1.Никогда не поджигай сухую траву и листья.        

2. Не оставляй рядом с костром свою одежду.

3. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

4. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя.

5. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

Физ. Минутка:

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали

Дружно мы похлопаем

Ножками потопаем

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали.

(Дети повторяют движения вместе с воспитателем по тексту стихотворения.)

Шапокляк: А вот и гриб! Смотрите какой красивый. (Достаёт мухомор). Попробую – ка я его на вкус. Тоже нельзя? Можно отравиться? Фу. Не буду.

Отгадайте загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы!

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть.

Шапокляк: Ну, а скажите, какие грибы можно собирать, а какие оставим и не возьмем с собой?

(Дети на столе выбирают картинки съедобных грибов, вешают на прищепки. Затем объясняют свой выбор.)

Шапокляк: А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему? (Нельзя топтать. Ядовитые они только для людей, а для некоторых животных они полезные)

Шапокляк: Где бы мы не находились: в лесу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Они могут представлять человеку опасность? Отгадайте загадки:

                        Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

                                          Случай не упустит,

  Сядет и укусит. (Комар)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

                                                                     Кто над нами

                   Вверх ногами?

                                Ходит - не страшится,

                                     Упасть не боится? (Муха)

Шапокляк: Каких насекомых вы еще знаете?  (Муравей, кузнечик, оса, водомерка, божия коровка стрекозы, шмель.)

- Где можно встретить насекомых?  (Везде: на земле, в воздухе, на воде (водомерки), на растениях и т.д.)

- Для чего нужны насекомые? (насекомыми питаются птицы и некоторые животные)

- Можно ли трогать руками насекомых? (Нет.)

- Правильно. Насекомые хоть и приносят пользу, но от них можно еще и пострадать. Поэтому нужно знать, как от них защищаться. Надо хранить продукты в закрытой посуде. Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и головной убор. Надо быть острожным и внимательным в лесу. Ни в коем случае не трогать осиное гнездо. Осы вылетят, и будут жалить. Но если вас укусила пчела, надо удалить жало и это место протереть содовым раствором.

- Как защититься от комаров и мошек? (Пользоваться мазями, отпугивающими насекомых)

- Что делать, если около вас летает пчела? (Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками.)

- Какой вред приносят мухи? (Они разносят микробы)

- Опасное насекомое – клещ, обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей. Клещ является разносчиком и инфекционной болезни.

Шапокляк: Сейчас я проверю, как вы знаете все правила поведения в природе. Сейчас, только перекушу. (Достает конфету съедает фантик бросает на землю). Что опять сделала не так? Нельзя бросать мусор? А смотрите сколько его здесь … Хулиганы нахулиганили…

А мы его соберем!!!

Игра «Собери весь мусор»

Нельзя загрязнять природу. Надо беречь ее, мусор убирать. Для этого поиграем с вами в игру «Если я на природе». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Шапокляк: Ребята, напомните мне, какие опасности нас ожидают в лесу, а поможет вам в этом Кубик Блума.

  1. Назови, как правильно нужно идти в походе? (Ответ: в походе нужно идти дружно за направляющим, не отставать и никуда не отвлекаться).
  2. Почему нельзя купаться в незнакомом месте? (Ответ: в реке могут быть коряги, стекло, метал, о которые можно сильно поранится. Купать можно только на специально оборудованных пляжах).
  3. Придумай, что надо делать, чтобы не заблудиться? (Ответ: не поддавайся панике. Не беги, куда глаза глядят. Остановись и внимательно прислушайся к звукам. Может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак и другие звуки, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно. Если тебе встретится река, иди по течению).
  4. Предложи правила, как правильно разжечь костёр? (Ответ: никогда не поджигай сухую траву и листья, не оставляй рядом с костром свою одежду, не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья, уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя, лучше всего залить костер водой или засыпать землей).
  5. Поделись своими знаниями о грибах, какие грибы можно собирать, а какие оставим и не возьмем с собой?
  6. Объясни, какую опасность представляют насекомые человеку в лесу? Как можно защититься от них? (клещ является разносчиком и инфекционной болезни, мухи разносят микробы, муравьи и мухи заползают в продукты. Пользоваться мазями, отпугивающими насекомых. Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками. обязательно после прогулки нужно осматривать тело, нет ли на нем клещей).

(Дети отвечают на вопросы, какие опасности можно встретить в лесу).

- Да, вижу вы все правила знаете, молодцы! И я теперь знаю, как нужно вести себя на природе. А наше путешествие подходит к концу.

- Сегодня мы совершили много добрых дел для матушки – природы. И она отплатит нам тем же. Мы будем дышать чистым воздухом, собирать грибы и ягоды и слушать пение птиц…

Надеваем рюкзаки и возвращаемся той же дорогой, чтобы не заблудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:" Юные защитники природы"

Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за свои действия....

Конспект занятия (НОД) для детей старшей группы На тему: «Безопасный интернет»

Повышение  уровня  осведомленности  воспитанников  об  основных опасностях  при  пользовании  сети  Интернет  и  формирование  систем...

Конспект ООД в старшей группе на тему «Безопасность на природе»

Конспект ООД в старшей группе на тему «Безопасность на природе»Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.Задачи :Образовательные: закрепля...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Безопасность детей на природе»

ПрогрПрограммные задачи:  развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.-закрепление правил безопасного поведения в природе;-расширение представления ...

конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему "Безопасная дорога"

продолжаем учить детей работать ножицами, вырезать круглую и прямоугольную формы, создавая коллективную работу на тему "Безопасная дорога"...