План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по правилам пожарной безопасности:
Тема: «Школа пожарных наук»
Воспитатель вместе с детьми (среднего возраста) входит в музыкальный зал.
Сегодня мне позвонили, знакомые ребята из «Школы пожарных наук» и пригласили нас с вами в гости.
Дети вместе с воспитателем встречаются с «Юными пожарными». Ребята из «Школы пожарных наук» предлагают пройти в «музей огня», акцентирую внимание детей на том, что я буду экскурсоводом. Сегодня я вам расскажу историю возникновения огня.
- Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь людей была такой как сейчас. Давным-давно люди пользовались только, тем, что давала им сама природа. Убежищами им служили пещеры, где было холодно, темно, сыро.
- когда-то от молнии загорелось дерево. Древние люди, увидев огонь, испугались и разбежались. Но кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в пещеру.
- Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (в пещере, стало тепло, светло, люди научились готовить пищу, греть воду для купания и т.д)
- Но, для того чтобы огонь не погас что надо делать? (подкладывать ветки, защищать от сильного вера, от дождя и т.д.)
- Огонь стал человеку хорошим другом, но случалось, так что огонь угасал. Как вы думаете почему? (проспали ночью, дров не было, из-за дождя поленья мокрые и т.д.)
- Пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было им нужно. Знания древних людей мы до сих пор используем. ( Предлагаю обратить внимание детей на стол, на котором лежат два камня, спички, зажигалка).
- Ребята, кто мне скажет, что объединяет камни, зажигалку?
(ответы детей…)
- Знания древних людей мы используем, например в зажигалке. В ней тоже есть камни, которые называются, кремний при трении друг с другом дают искры. (Продемонстрировать).
- Но, шло время и жилища людей стали другими, а огонь сопровождал людей всегда: например буряты жили юртах. Очаг всегда был в центре юрты. Он был священным. Очаг также служил для освещения, для обогрева, готовки пищи…
- В избах научились делать русские печки. Где огонь тоже служил для обогрева помещения и приготовления пищи, но для освещения печка уже не подходила. Чем освещалось жилище? (ответы детей: освещали свечами, лампами и т.д.)
- Помещение освещали сначала лучинами, затем свечами, керосиновыми лампами.
- Огонь для человека стал хорошим другом и помощником, но огонь бывает не только другом.… Послушайте стихотворение, которое расскажут вам ребята, из «Школы пожарных наук».
«Юные пожарные» зачитывают стихотворение А. Галицкой «Огонь».
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли,
Люди сколько жили на свете
Пуще глаза огонь берегли!
Ведь огонь в холода, в непогоду,
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда ни давал.
Издавна и до нашего века
Он помощник и друг человека.
Поутру чтобы все были сыты.
Ставили пищу в духовку, на плиты.
Хлеб и булки он выпекает
Люди силу и мощь ощутили
С той поры как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает всё в пепел и дым
Он коварен, он зол, он и страшен!
- Ребята, скажите, каким же бывает огонь? (ответы детей: злым, коварным, страшным. Огонь- враг)
- Молодцы, огонь может быть врагом. Обратите внимание, что в раньше люди везде использовали открытый огонь. Он очень опасен, поэтому люди придумали, и заменили открытый огонь на электроприборы. Например: открытый огонь служил для освещения помещений: Какие электроприборы придумали люди, чтобы освещать помещения? (электрическая лампочка, светильники, торшер и т.д.)
Открытый огонь служил для приготовления пищи. Какие электроприборы используют люди для приготовления пищи? (электрическая плита, микроволновая печь и т.д.)
Огонь обогревал жилище. Какими электроприборами пользуются люди в наше время? (электрообогреватели, электрокамины и т.д.) Похвала детей.
«Юные пожарные» (старшего возраста) предлагают пройти в компьютерный класс и выполнить задание.
Дети старшего возраста самостоятельно проводят урок на компьютере, для детей среднего возраста.
- На экране показаны картинки, определите на какой из них огонь- друг, а на какой огонь- враг? (показ картинок: Дети играют со спичками; От костра загорается дерево, от включенного утюга загорается штора и т.п.).
- Ребята, вы правильно выполнили задание. А сейчас обратите внимание, что пожар может случиться не только от открытого огня, но и от электроприборов. Люди думали что, уменьшили опасность возникновения пожара, но от электроприборов тоже может случиться пожар…
Вдруг доносится стук. Предлагаю детям отправиться посмотреть кто - же к нам пришел?
Заходит Малыш - Умныш:
-Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, Малыш - Умныш. Меня приглашали в гости уже во многие детские сады нашего города к таким же ребятам, как вы. И я рассказываю детям о том, что я делаю, когда мама с папой на работе, а я остаюсь дома один.
В это время залетает Карлсон.
Карлсон: - Привет, Малыш!
Малыш: - Привет, Карлсон.
Карлсон: - Ты, чего такой невеселый, Малыш.
Малыш: - Да, вот один дома…
Карлсон: - О! Да это же здорово! А папы- мамы точно нет?
Малыш: - Да…
Карлсон: - Ура! Сейчас повеселимся! Малыш! У тебя есть что-нибудь вкусненькое?
Малыш: - Ну,… Котлеты с макаронами, борщ со сметаной…
Карлсон: - у-у-у… Я так не играю. Кто же так встречает лучших друзей!? Где варенье? Где тортик? Где чай?
Малыш: - Вообще-то на кухне оставалась банка клубничного варенья.
Карлсон: - Варенье! Что же ты молчал?! Тащи его сюда! А чай холодный, что ли пить будем? Так включай электрический чайник!
Малыш: - А мама сказала, чтобы я не включал электроприборы, это опасно…
Карлсон: - А. кстати я знаю загадки про электроприборы. (Загадывает загадку)
Где пройду я –
Там порядок.
Ни морщинок нет,
Ни складок. (Утюг)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель:- Карлсон, а наши дети тоже знают загадки про электроприборы. Вот слушай и вы ребята внимательно слушай те и отгадывайте. (Загадки загадывают дети старшего возраста, отгадывают дети среднего возраста)
Белый шкаф стоит в углу
Нашей кухни на полу
В нем морозно даже летом
Кто мне скажет
Что же это? (холодильник)
Хобот по полу ползет.
Как конфету пол сосет
Чисто в доме:
Пыль унес
Всем знакомый пылесос… (пылесос)
Что за чудное кино!
В дом само пришло оно.
Боря, Маша, Витя, Лиза
Вместе смотрят… (телевизор)
Карлсон: - Слушай, Малыш я очень умный, но эти дети тоже молодцы! Кстати, Малыш давай посмотрим телевизор!
Малыш:- Телевизор, можно!
Карлсон:- Но, ведь телевизор - тоже электроприбор. Почему же одни электроприборы нам разрешают включать, а другие запрещают?
Воспитатель:- Карлсон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер, холодильник – это не нагревательные электроприборы, и детям такого возраста как Малыш можно ими пользоваться. Конечно, аккуратно с осторожностью. И если разрешают родители. А вот опасные электроприборы – нагревательные это: различные электроплиты, электрочайники, утюги, микроволновые печи, плойки.
В это время Карлсон уходит и дом со словами:
- Это для меня слишком сложно, да и не нужно мне все это!
В доме включает чайник и забывает про не него, включает телевизор, смотрит.
Воспитатель:- Ребята, давайте поиграем в игру. Посмотрите у меня на столе лежат карточки с разными электроприборами нагревательными и не нагревательными. Подойдите к столу и возьмите по одной. Подумайте, какая у каждого из вас карточка. У кого из вас электроприбор нагревательный, подвесьте на мольберт с красным кружком, у кого не нагревательный на мольберт с зеленым кружком.
Дети выполняют задание. Совместное обсуждение и подведение итогов.
Звучит тревожно музыка, в доме произошел пожар. Карлсон кричит:- Пожар, пожар…
В это время «Юные пожарные»:
- Без паники! Нужно вызвать пожарную охрану по телефону 01. (вызывают пожарных).
-Нужно срочно эвакуировать детей. (Малыш помогает в эвакуации детей среднего возраста).
- Нужно спасать Карлсона (Карлсон прячется под стол и не отзывается…) Юные пожарные спасают Карлсона…
Воспитатель спрашивает:- Карлсон, что случилось из - чего произошел пожар?
Карлсон:- Загорелся чайник! (берет ведро с водой, сейчас я его затушу)
«Юные пожарные его останавливают…
- Прежде чем тушить электроприборы нужно выключить электричество. ( Воспитатель отключают рубильник, и «Юные пожарные засыпают чайник песком).
Малыш и дети возвращаются и становятся полукругом.
Воспитатель: ребята, правильно ли поступил Карлсон, что включил электрочайник (ответы детей), и спрятался под стол. (Ответы детей).
- Малыш ты оказался таким смелым и даже не растерялся при пожаре.
Юные пожарные:- Мы награждаем тебя медалью за отвагу!
Карлсон:- Я тоже хочу медаль и хочу стать Юным пожарным, хочу знать все правила пожарной безопасности…
Воспитатель:- Ребята, а вы хотите стать «Юными пожарными»…
(Старшие дети награждают детей, Карлсона и Малыша эмблемами «Юных пожарных»).
Все вместе поют песню «Я стану пожарным» и уходят под музыку.
Цели и задачи:
Познакомить детей с историей возникновения огня. Расширить представления детей о том, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Познакомить с новыми понятиями нагревательные электроприборы и не нагревательные. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем, смелость и умение вести себя в экстремальных ситуациях.
Предварительная работа:
Беседа на тему: огонь- друг, огонь- враг.
Знакомство с загадками, стихотворением А. Галицкой «Огонь»,
Песней «Я стану пожарным».
Беседа о правилах пожарной безопасности и поведении детей в отсутствии взрослых, просмотр DVD- диска «уроки тетушки совы». Чтение А.А. Шевченко «Как ловили уголька».
Экскурсия к пожарному щиту, знакомство с оборудованием: лопата, багор, топор, пожарный рукав.
Рисование по произведению «Кошкин дом».
Аппликация «Пожарная машина».
Оборудование:
Костюмы для «Юных пожарных», Карлсона, Малыша.
Для музея огня: картинки с изображением горящего дерева; древние люди, сидящие в пещере, у огня. Древний человек, высекающий из камней искры, юрта, изба; камни, зажигалка;
Лучина, свечи, керосиновая лампа.
Компьютерный класс:
Компьютер, мультимедиа, проектор, диск с заданием.
Изба, электрочайник. Красные флаги (имитация огня), гирлянды.
Карточки с различными электроприборами. 2 мольберта, 2 кружка (зеленый, красный).
Телефон, ведро, ящик с песком, лопатка. Макет рубильника, бейджики с эмблемами, медаль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"
Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам
Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....