«Формирование безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования»
статья по обж

Ценностно-ориентированная практика:«Формирование безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы материала: Ходунова Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ Новоселовский детский сад «Росинка» № 24, с. Новоселово, Красноярского края

Название ценностно-ориентированной практики:«Формирование безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования»

Направление воспитания: Физическое и оздоровительное

Ценности воспитания:«Здоровье», «Жизнь»

Аннотация: В дошкольном образовании федеральная образовательная программа обращает внимание на формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, группе, в природе, на улице, в реальном общении с незнакомыми людьми и телефонных разговоров с ними. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. В статье представлен опыт работы по формированию безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования в МБДОУ Новоселовский детский сад «Росинка» № 24

В настоящее время проблема формирования основ безопасного поведения становится более актуальной, и это не случайно, потому что, наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети. Ребенок дошкольного возраста, в силу своих физиологических возможностей, не способен оценить и самостоятельно определить всю меру опасности, но при этом именно дошкольники открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасного поведения.

Одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Проанализировав опыт отечественных ученых (Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Стеркина, Л.Г.  Л.П. Анастасова, К.Ю. Белая, Г.К.,Г.К. Зайцева, В.Н. Зимонина, Т.Г. Хромцова) и научные труды известных психологов (В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина,Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна), в которых отражено практическое многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности, перед нами встала проблема, создание определенной системы занятий для успешного формирования основ безопасного поведения у дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», где дидактический компонент непременно соседствует с игрой.Обучение основам безопасности я строю с учетом именно игрового вида деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда по безопасности жизнедеятельности занимает достаточно большое пространство в группе иорганизована с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.

Наблюдая за детьми в процессе игры, я сделала вывод: у детей дошкольного возраста слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.

Я задалась вопросами, как уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их? Как подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами? Как научить, осознанно действовать в той или иной обстановке? Как помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях и подготовить к полноценной жизни?

Ответы на свои вопросы я нашла в детских литературных произведениях, а именно в сказках. Где как не на примере сказок можно доходчиво объяснить детям, очень сложную для восприятия тему. В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать. Мы брали с детьми любую сказку (согласно возрасту) - и находили в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. На примере литературных персонажей анализировали их поведение, поступки, решали, как бы сами поступили в данной ситуации. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств.

Для закрепления полученных знаний особое место в образовательной работе с детьми я уделила художественному творчеству, а именно нетрадиционным техникам рисования. Рисование - одно из самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость, терпение, внимательность, воображение, способность мыслить, развивать мелкую моторику и многое другое.

Каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, можно не только известными способами рисования, но и воплотив их при помощи разнообразных материалов. Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке. Рисуя ребенок видит себя, участником того, что изображает. Например, девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребенок воспринимает социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь.

Итак, «деятельность отражения» позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познать его. Тем более если мы хотим донести, передать знания ребенку, а это самый результативный путь, использовать рисование для закрепления необходимой информации. 

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев» (Фото №1).

Для себя я определила четыре этапа обучения детей безопасному поведению в окружающем мире:

  1. Обучение словом- это главное звено между ребенком и ознакомлением с основами безопасности с помощью чтения художественной литературы.
  2. Главный сказочный урок- с помощью сказок я стараюсь заинтересовать детей, актуализировать, уточнить их знания о правилах безопасности.
  3. Опасно – неопасно- здесь я стараюсь научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы с точки зрения «опасно-неопасно»; быть внимательным, осторожным.
  4. Собственное творчество- на данном этапе при помощи разнообразных материалов в процессе рисования дети передают свои впечатления от окружающего мира, мыслей, воображений.

Таким образом, работа по включению всех этапов развития в образовательный процесс дают положительные результаты. Дети предлагают различные варианты выхода из проблемной ситуации и находят пути их решения. Приобретают практические знания, умения и навыки, раскрывают свой творческий потенциал, имеют представленияонавыках безопасного поведения в окружающей мире.

Положительные результаты подтверждаются проведенной диагностикой

Таблица результативности освоения навыков безопасной

жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Уровень развития ребенка

Начало года

Конец года

Кол-во детей

Проценты %

Кол-во детей

Проценты %

высокий

9 детей

38 %

15 детей

63 %

средний

11 детей

45%

9 детей

37 %

низкий

4 ребенка

17%

0

0

итого

24 ребенка

100 %

24ребенка

100 %

В начале года дети проявляли заинтересованность к вопросам безопасности, но знания детей отрывочны, дети не могли вспомнить правила пожарной безопасности, правила личной безопасности, правила поведения в общении с незнакомыми людьми (у каждого ребенка было свое мнение).

Сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику уровня сформированности знаний о безопасности жизни детей и умение регулировать свое поведение в соответствии с различными проблемными ситуациями.

Качественная работа с детьми по формированию безопасности в окружающем мире не возможна без сотрудничества с родителями. Вся основная часть работы по данному направлению строилась при согласовании и тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они у нас и заинтересованные партнёры, и активные помощники в работе по данному направлению. Наша работа с семьёй разнообразна. Так как знакомство со сказкой дошкольников начинается в семье и накопление ими эмоционально-чувственного опыта это длительная работа нам потребовалась помощь семьи. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Мной были подготовлены рекомендации и памятки, папки-передвижки по охране жизни и здоровья дошкольников.

Так же родители были задействованы в создании предметно-развивающей среды – «Уголка безопасности» (изготовление макетов спецтранспорта, дорожных знаков, подбор материала на тему безопасного поведения дома, на улице и т.д.)

Дети совместно с родителями участвуют в различных онлайн конкурсах, викторинах, а также в конкурсах рисунков, поделок, стихов на базе детского сада. Родители привлекались к участию в организации фотовыставки на тему: «Опасности дома» из опыта семейного воспитания. (Фото №2)

Кроме того, я веду активное сотрудничество со службами Пожарной – спасательной части № 59 ФСП ГПС МЧС России по Красноярскому краюи ОГИБДД МО МВД России «Балахтинский» Новосёловского района. Представители этих ведомств не однократно были почетными гостями на наших мероприятиях, для воспитанников детского сада организовываются экскурсии. Инспектор ОГИБДД МО МВД в рамках декады дорожной безопасности регулярно проводит беседы, экскурсии с детьми. (Фото№4). А систематическое посещение пожарной части всегда оставляет массу впечатлений у детей. (Фото№3)

Таким образом, развитие навыков безопасного поведения детей – очень важная и необходимая работа в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

1.        Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Детство – Пресс», Санкт-Петербург, 2011 г.

2.        Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.

3.       Шипунова В. А. "Детская безопасность", ИД Цветной мир, 2013

Приложение №1 (фотографии ценностно-ориентированной воспитательной практики: «Формирование безопасного поведения дошкольников в окружающем мире с помощью художественных произведений и нетрадиционных техник рисования»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования. Рисование манкой».

Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что доступный материал и технология исполнения помогает в подготовке мелкой моторики руки ребён...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Нетрадиционная техника рисования с помощью соли Тема:"Снеговик".

Конспект раскрывает метод работы с солью и акварелью.Взаимодействие этих двух материалов одновременно дает потрясающий эффект.Соль разедает воду с акварелью, оставляя белые пятна, тем самым создавая о...

Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Детский сад «Золотой ключик»     Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...