Рабочая программа «Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Разработала:
Хлыбова Ирина
Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ № 442
Нижний Новгород 2018-2019 уч.год
1. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования «Разноцветная палитра» (далее Программа) представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в условиях детского сада. В рабочей программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник изо-деятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.
Актуальность Программы заключается в том, что в современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Цель Программы: создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
- Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы реализации Программы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Предполагаемые результаты освоения Программы:
К концу года дети могут:
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства произведений искусства.
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать разные материалы и способы создания изображения. Создавать сюжетные и декоративные композиции.
2. Содержательный раздел.
«Таблица 1»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО
НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА» НА 2018 –
2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/ п | Тема занятия | Техники исполнения | Программное содержание | Материалы и оборудование | Кол- во часо в |
Сентябрь |
1 | «Краски и отпечатки» | Монотипия | Создать условия для знакомства детей с понятием монотипия; развивать чувство цвета. | Бумага формата А4, различные предметы для отпечатков, гуашь, кисти | 1 |
2 | «Бабочка - красавица» | Монотипия | Закрепить умение использовать технику монотипия; познакомить детей с симметрией (на примере бабочки); развивать пространственное мышление. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | 1 |
3 | «Цветочная ваза» | Печатание | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания; развивать чувство композиции | Листы в форме вазы, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты | 1 |
4 | «Ветка рябины» | Рисование пальчиками | Учить рисовать с натуры; закрепить умение рисовать пальчиками; развивать чувство композиции, цветовосприятие | Бумага формата А4, веерка рябины, гуашь, кисть | 1 |
5 | «Осенние волшебные цветочки» | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями; развивать цветовосприятие. | Бумага формата А4, листья, гуашь, кисти | 1 |
Октябрь | |||||
6 | «Разрисованны е листья» | Печатание листьями | Создать условия для самостоятельного творчества – рисование отпечатками листьев; учить дополнять изображение подходящими деталями | Бумага формата А4, большие листья, гуашь, кисти | 1 |
7 | «Осенние пейзажи» | Рисование по сырому | Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в | Бумага формата А4, кисти, акварель | 1 |
технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени | |||||
8 | «В нашем саду листопад» | Примакивани е | Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; развивать умение различать цвета. | Бумага формата А4, гуашь, кисть | 1 |
9 | «Цветы в вазе» | Восковые мелки и акварель | Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности; ракрепить приемы рисования восковыми мелками; развивать чувство композиции. | Букет осенних цветов, бумага формата А4, восковые мелки, акварель, кисти | 1 |
10 | «Фруктовая мозаика» | Восковые мелки и акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | Композиция из фруктов, бумага формата А4, восковые мелки, акварель, кисти | 1 |
11 | «Вот ежик ни головы, ни ножек» | Тычок жесткой кистью, печать смятой бумагой | Познакомить детей с техниками «тычок жесткой кистью», «печать смятой бумагой»; учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной | Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, гуашь | 1 |
прорисовки карандашом; учить дополнять изображение подходящими деталями | |||||
12 | «Пушистые животные» | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «тычок жесткой кистью»; учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных; развивать чувство композиции. | Иллюстрации с изображением животных, бумага формата А4, гуашь, жесткая кисть | 1 |
13 | «В подводном мире» | Восковые мелки и акварель | Совершенствовать умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель; развивать воображение, чувство композиции. | Бумага формата А4, иллюстрации с изображением подводного мира, восковые мелки, акварель, кисти | 1 |
Ноябрь | |||||
14 | «Осьминожки» | Рисование ладошками | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами; развивать эстетическое восприятие. | Иллюстрации с изображением осьминожек, бумага формата А4, гуашь | 1 |
15 | «Разноцветные морские животные» | Рисование помокрому и аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа; закреплять умение пользоваться ножницами, | Бумага формата А4, цветная бумага, ножницы, клей, акварель, кисточки, губки | 1 |
трафаретами, клеем; развивать аккуратность. | |||||
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | 1 |
17 | «Цветные кляксы» | Кляксография | Познакомить со способом изображения – кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | 1 |
18 | «Веселый жучок» | Кляксография с трубочкой | Познакомить детей с техникой рисования кляксография с трубочкой; развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. | Бумага формата А4, гуашь, кисти, коктейльные трубочки | 1 |
19 | «Пасмурный день» | Рисование по сырому | Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике - по сырому; развивать | Бумага формата А4, акварель, кисть | 1 |
ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | |||||
20 | «Паучок - домовичок» | Воскография | Учить детей нетрадиционной технике - воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие. | Плотная бумага формата А4, восковые мелки, деревянные заостренные палочки | 1 |
21 | «Осенние букеты» | Печатание листьями | Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. | Бумага формата А4, листья, гуашь, кисть | 1 |
22 | «Сказочный лес» | Кляксография | Продолжать учить детей технике кляксография; закрепить знание детей о пейзаже; развивать фантазию, воображение. |
| 1 |
Декабрь | |||||
23 | «Первый снег» | Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев; закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками; развивать чувство композиции. | Бумага формата А4 темноголубого, темно-синего цвета, гуашь, кисти | 1 |
24 | «Лебедушка и петушок» | Рисование ладошками | Продолжать совершенствовать умение рисовать при помощи руки; формировать у детей | Бумага формата А4 темноголубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации с | 1 |
желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей. | изображением птиц | ||||
25 | «Воробушки зимой» | Рисование по сырому | Продолжать учить детей рисовать в технике по сырому; развивать композиционные умения. | Бумага формата А4, акварель, кисти | 1 |
26 | «Птицы на ветках» | Рисование штампами | Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | Бумага формата А4, штампы, гуашь, кисти | 1 |
27 | «Зимняя ночь» | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной техникой черно – белого граттажа; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации | 1 |
28 | «Танец сказочных снежинок» | Рисование ватными палочками | Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой; развитие фантазии | Картон синего цвета, гуашь, ватная палочка | 1 |
29 | «Зимний лес» | Отпечаток капустным листом | Познакомить с приемом – отпечаток капустным листом; развивать творческую индивидуальность; воспитывать аккуратность при | Иллюстрации с изображением зимы, листы бумаги темноголубого цвета, капустные листы, гуашь, кисти | 1 |
работе с красками | |||||
30 | «Елочка - красавица» | Рисование ладошками и пальчиками | Учить рисовать елку при помощи руки; учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками | Иллюстрации с изображение новогодней елки, бумага, гуашь, кисти | 1 |
31 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | 1 |
Январь | |||||
32 | «Снеговик в зимнем лесу» | Печатание | Совершенствовать умение детей изображать снеговика, активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка | Листы бумаги темно-голубого цвета, печатки, гуашь, кисти | 1 |
33 | «Мой маленький добрый друг» | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных; учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. | Бумага формата А4, жесткая кисть, гуашь, иллюстрации с изображением собак | 1 |
34 | «Зайка» | Тычок жесткой полусухой кистью | продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура; развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста; воспитывать любовь | Бумага темноголубого цвета, жесткая кисть, гуашь | 1 |
к родной природе. | |||||
35 | «Сказочный пингвин» | Оттиск поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе. | Бумага формата А4, кусочки поролона, гуашь | 1 |
36 | «Северное сияние» | Восковые мелки | Закрепить умение рисовать восковыми мелками; развивать образное мышление, фантазию, творчество; воспитывать любовь к животным. | Бумага формата А4, восковые мелки, иллюстрации с изображение северного сияния | 1 |
37 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | 1 |
Февраль | |||||
38 | Пингвины на льдинах (два занятия). Первое занятие – снег, лед и полярная ночь | Набрызг, смешивание красок | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге; закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа | Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей с предыдущих занятий | 1 |
39 | Пингвины на льдинах. Второе занятие – пингвины | Набрызг, смешивание красок | Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги; учить рисовать | Подготовленны е ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей с | 1 |
семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц; развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет | предыдущих занятий | ||||
40 | «Морозные узоры» | Рисование свечей | Познакомить с техникой рисование свечей; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество | Бумага формата А4, кусочек свечи, акварель, кисти | 1 |
41 | «Сказочная птица» | Кляксография | Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | 1 |
42 | «Дома в городе снеговиков» | Восковые мелки и акварель | Совершенствовать технику рисования восковыми мелками и акварелью; учить передавать образ сказочного домика; развивать чувство композиции | Бумага формата А4, восковые мелки, акварель, кисти | 1 |
43 | «Невиданный зверь» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов | Бумага формата А4, гуашь, кисти | 1 |
изображения сказочного образа. | |||||
44 | «Подарок для папы» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | Все имеющиеся в наличии | 1 |
45 | «Путаница - перепутанница » | Ниткография | Создать условия для знакомства детей с новой нетрадиционной техникой рисования – ниточкой; развивать мелкую моторику рук | Бумага формата А4, гуашь, ниточки | 1 |
46 | «Путешествие в сказочный лес» | Кляксография с трубочкой | Закрепить умение детей изображать лес в нетрадиционных техниках рисования; создание сказочного образа леса; воспитывать аккуратность в работе с красками. | Бумага формата А4, трубочка для коктейля, гуашь, кисти | 1 |
Март | |||||
47 | «Весна пришла» | Восковые мелки | Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; учить рисовать восковыми мелками. | Бумага формата А4, восковые мелки, иллюстрации с изображением весны | 1 |
48 | «Цветок для мамы» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой техникой рисование мыльными пузырями; развивать художественнотворческие | Бумага формата А4, стакан с водой, детский шампунь, трубочки для коктейля, | 1 |
способности; воспитывать аккуратность | гуашь, кисти | ||||
49 | «Подснежник» | Пластилинография | Познакомить с новой техникой рисования –пластилинографией; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | Цветной картон, пластилин, стеки | 1 |
50 | «Мимоза» | Рисование тычком | Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка; развивать эстетическое восприятие окружающего мира. | Бумага формата А4, ватные палочки, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением мимозы | 1 |
51 | «Звездное небо и его чудеса» | Набрызг | Познакомить с техникой рисования набрызг; учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие. | Бумага черного, темно-синего цвета, зубная щетка, стека, кисть, гуашь | 1 |
52 | «Веселые животные у меня дома» | Рисование тычком | Закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру; развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями. | Бумага формата А4, гуашь, ватные палочки, иллюстрации с изображением животных | 1 |
53 | «Весеннее небо» | Рисование по мокрому | Создать условия для свободного экспериментировани я с акварельными красками; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; развивать | Бумага формата А4, акварель, кисть | 1 |
творческое воображение. | |||||
54 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | 1 |
Апрель | |||||
55 | «Смешные рожицы» | Рисование пальчиками | Совершенствовать технику рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию. | Бумага формата А4, гуашь | 1 |
56 | «Загадочный мир космоса» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением космоса | 1 |
57 | «Космический сон» | Набрызг | Создание космических пейзажей, образа звездного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие. | Бумага формата А4, гуашь, кисть, зубная щетка, стека | 1 |
58 | «Волшебный дождик» | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой; аккуратно закрашивать лист | Бумага формата А4, акварель, кисть, кусочек свечи | 1 |
жидкой краской; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к рисованию. | |||||
59 | «Деревья смотрят в лужи» | Монотипия по сырому | Познакомить детей с новой техникой монотипия по сырому; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. | Бумага формата А4, акварель, кисти, пейзажи | 1 |
60 | «Золотая рыбка» | Пластилинография | Совершенствовать технику рисования пластилином; развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе. | Картон, пластилин, стека | 1 |
61 | «Мой сказочный цветочек» | Рисование ладошками | Продолжать совершенствовать умение рисовать при помощи руки; формировать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | 1 |
62 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | 1 |
Май | |||||
63 | «Волшебные | Кляксография | Совершенствовать технику рисования | Бумага формата А4, гуашь, | 1 |
кляксы» | кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | кисти | |||
64 | «Одуванчик вдруг расцвел» | Восковой мелок, акварель, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты (2x2 см) из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага | 1 |
65 | «Мир в котором мы живем» | Различные | Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира. | Все имеющиеся в наличии | 1 |
66 | Итоговая выставка рисунков за год | 1 |
3. Организационный раздел
Формы организации Программы
Группа комплектуется детьми в возрасте 5 - 7 лет.
Формируется группа из 10 детей. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю (во второй половине дня) с октября по май включительно.
Длительность занятий 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от
15.05.2013 №26.
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Выставки творческих работ в ДОУ.
- Тематические развлечения.
- Мастер-классы с педагогами и родителями.
- Консультации для родителей и педагогов.
- Родительские собрания с использованием ИКТ. - Публикации информации на сайте ДОУ.
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012года № 273-ФЗ;
Письмо Министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Приказ Министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Список литературы
- Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Кол, М.-Э. Дошкольное творчество/ пер.с англ. Е.А. Бакушева. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.
- Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008. –
192 с.
4. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...
Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...
Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.Г. Выготский.Формирование творческ...