Формирование у старших дошкольников культуры безопасности
консультация по обж (старшая группа)
Консультация для воспитателей на тему "Формирование у старших дошкольников культуры безопасности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_bezopasnosti.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у старших дошкольников культуры безопасности»
Воспитатель МБОУ "Начальная школа - детский сад №44
Нетеса Наталья Николаевна
Самое дорогое у человека - жизнь, жизнь ребенка - бесценна. В современном обществе существует огромное количество опасных ситуаций, и задача взрослого состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными жизненными ситуациями, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни. Культура безопасности - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Для формирования у старших дошкольников культуры безопасности взрослый использует слово. При этом важно не столько использовать словосочетание "опасные предметы", а объяснить детям, что предметы становятся опасными, когда мы нарушаем правила их использования, обогащая понятийный аппарат детей и представления детей о различных предметах.
Формула безопасности можно сформулировать так: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Пути формирования у дошкольников навыков безопасного поведения: через непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через разные источники информации;
через специально организованную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.
В группе создан "Уголок безопасности", в котором создан учебный макет "Улица города", оснащенный различными видами транспорта и дорожными знаками, подборка обучающих мультфильмов по теме безопасности, художественными произведениями, в том числе сказками, дидактическими играми, настольно - печатными играми, альбомами на данную тематику Использование в работе "Журнала безопасности", способствует эффективному построению коммуникации между участниками образовательно - воспитательного процесса.
Педагогами составлена картотека дидактических игр, которая включает разделы "Ребенок и другие люди", "Ребенок на улице", "Ребенок дома", "Ребенок и природа", "Здоровье ребенка","Эмоциональное благополучие ребенка", "Действия ребенка при ЧС". Дидактические игры знакомят детей с источниками опасности, способствуют формированию представлений о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, знакомят с необходимыми действиями в случае опасности. Играем с ребятам в игры "Свой, чужой", "Как бы ты поступил?", "Что сначала, что потом", "Оцени поступок","Найди знак". "На прогулке", "Четвертый лишний", "Безопасность при общении с уличным животными", "Доскажи словечко", "Окажи помощь". Также используем метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
Например:
-Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Как вы думаете что это?
В.: Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг.
Используем в своей работе метод "Ситуативно-имитационное моделирование" Этот метод построен на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях. Он даёт возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами, моделировать угрожающие опасные ситуации и проигрывать стратегию поведения, формировать опыт безопасности у детей в природе , на дороге, в быту. При этом используются такие приемы, как моделирование ситуаций, наблюдение за действиями других детей, ролевые игры, анализ сюжетов мультфильмов и сказок, например, разыгрываем ситуацию "Один дома".
Моделирование ситуаций дает ребенку практически применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Выработав поведение в сымитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными ситуациями, дошкольники будут намного увереннее чувствовать себя в реальных условиях.
Также педагоги применяют в своей работе метод "Экспериментирование и опыты" Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Эффективной работа по формированию у старших дошкольников культуры безопасности может быть только при включении родителей в воспитательно - образовательный процесс. Педагоги проводят консультирование родителей, созданы папки - передвижки по безопасности, родители разработали для своего ребенка и создали схему "Безопасный маршрут от сада до дома". Также совместно с родителями были разработаны семейные проекты "Правила пользования велосипедом", "Правила общения с уличными животными".
Формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения помогает гармоничное соединение традиционных форм работы с информационно-коммуникационной технологией . И здесь на помощь нам приходят мультфильмы. Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. В простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро мультфильмы научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни, например, обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы" , "Уроки осторожности", научно-познавательный мультсериал "Фиксики" Цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры"
В результате работы педагогов и родителей по данному направлению у ребёнка формируется устойчивая модель поведения:
Дошкольник : умеет предвидеть опасность; умеет предпринимать меры во избежание опасности; умеет обращаться за помощью к другим; умеет действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят основами безопасного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей культуры безопасного поведения как пешехода, так и пассажира транспортного средства
Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу вам представить свою презентацию на тему: «Формирование у детей культуры безопасного поведения как пешехода так и пассажира транспортного средства»Цель организаци...
Акция как интерактивная форма взаимодействия ДОУ и социума в формировании у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге
Представлены рекомендации по проведению акции...
«Как спастись от неприятностей» (Формирование у детей культуры безопасной жизнедеятельности)
Актуальность проблемыОсновы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для детей старшего дошкольного возраста. Детям 5-6 лет следует на примере и наглядно показать последствия неправил...
Опыт работы «Формирование у дошкольников культуры безопасного поведения на дороге посредством социально-значимых акций»
Современный человек живет в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...
«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...
Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста
пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора; - знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и ...
«Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...