«Картотека игр по безопасности с применением ТРИЗ технологии»
методическая разработка по обж (старшая группа)
Использование методов ОТСМ - ТРИЗ в работе по профилактике
дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста
Все мы живем в век скоростей. Безопасность пешеходов на улицах и дорогах зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения, от их дисциплинированности, а также от умения спрогнозировать и правильно оценить ситуацию.
Поэтому очень важно довести до сознания детей то, к чему может привести нарушение правил дорожного движения (ПДД) и вместе с тем, сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Обучение детей ПДД, зачастую, вызывает у воспитателей дошкольных учреждений трудности. Это связано как с содержанием работы, так и c подбором методов педагогического воздействия.
В нашем детском саду на основе бесед с родителями, детьми, анкетирования, проведенной диагностики была обозначена проблема: все знают ПДД, но применить в конкретных условиях, на практике, не всегда могут (а, может, не хотят).
ПДД - это та область нашей действительности, которая не терпит вариативности. Мы попытались создать педагогическую модель обучения дошкольников безопасному поведению на улицах, вывести алгоритм обучения правилам поведения на улице. Общеизвестно, что существует 3 уровня усвоения знаний.
1 уровень – пассивный – передача взрослыми знаний, умений и навыков детям напрямую. Это делают практически все педагоги, обучая детей ПДД.
2 уровень – полуактивный – передача правил идет с закреплением в практической деятельности.
3 – активный, когда дети как бы заново изобретают для себя правила, у них формируется осознанность, они компетентны в данной предметной области.
В своей работе по воспитанию у детей навыка безопасного поведения на улице мы стремимся именно к этому: формированию компетентности.
Компетентность – готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу (перейти дорогу во время проведения экскурсии, выйти из автобуса вместе с друзьями при поездке в театр); позволяет использовать ресурсы других людей, и социальных институтов для решения задач.
Одним словом, компетентность – это умения выявлять и применять объективные законы (в данном случае по правилам дорожного движения) в конкретных ситуациях.
Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма традиционно осуществляется по 4 направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, а так же взаимодействие и сотрудничество с общественными организациями. В эту работу включены все специалисты детского сада. Целью нашей работы является формирование у детей навыков безопасного поведения на улице. Задачи, которые мы ставим перед собой: подготовить детей к безопасному участию в дорожном движении. Сформировать у них соответствующие дошкольному возрасту знания, умения и навыки, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
В нашем дошкольном учреждении созданы условия для работы по данной теме. На каждой группе, начиная с самого младшего возраста, оборудованные центры, а так же специальная площадка на улице для занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. С детьми проводятся игры, занятия, развлечения, викторины, целевые прогулки и экскурсии, используется аудио и видеотека. Для педагогов организуются семинары, практикумы. С родителями - собрания, консультации. В практике детского сада совместные взросло-детские акции, праздники, КВНы.
Интересной находкой в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы считаем использование методов ОТСМ-ТРИЗ. Современные образовательные технологии, построенные на их основе, позволяют сделать переход от репродуктивной деятельности к продуктивной.
Любая норма, по мнению психологов, должна быть осознана и принята личностью, а в данном случае это норма, которая касается безопасности ребенка. Только тогда она станет действительным регулятором поведения. Прямолинейные, декларативные требования чаще всего оказываются мало эффективными. Любому человеку, а тем более ребенку проще усвоить то, что он пропустил через себя, то, что ему понятно и интересно.
Именно поэтому мы считаем использование ОТСМ-ТРИЗ одним из эффективных и результативных приемов при обучении детей правилам дорожного движения и закрепления их знаний по ПДД. Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой. Это нетрадиционный подход к решению сложной социально-педагогической проблемы.
ТРИЗовские игры заставляют ребенка думать, делать выводы и умозаключения. Работа над любым творческим заданием переводит знания, умения и навыки на уровень компетентности. В традиционной программе очень мало игр по ПДД. А мы научились их конструировать и учим этому детей. Использовать эти игры можно со 2 младшей группы, что мы и сделали, создав картотеку игр на все возраста. Развитие одной игры можно проследить от младшей до подготовительной группы. Они усложняются от возраста к возрасту.
Например, игра «Ты - мой кусочек» на формирование основ системного мышления детей. Ведущий называет образ, а играющие - его части. Например, «Я – машина, а ты - мой кусочек». И если в младшем возрасте дети называют самое элементарное (колеса, кабина, фары), то в старшем они удивляют педагогов своими познаниями (коробка передач, свечи, карбюратор). В качестве усложнения предлагается выстроить целую под системную цепочку.
Большое внимание в своей работе мы уделяем речевому творчеству детей: они составляют загадки, лимерики, сочиняют сказки, истории, рассказы, а значит, присваивают себе «дорожные знания», переданные им педагогами и родителями. Например, дети на начальном этапе обучения составили загадку про пешеходный переход: «Черно-белый, но не фотография. Лежит на дороге, но не камень. Полосатый, как шарфик»
Одно из самых любимых пособий наших детей – это волшебные круги. Метод – «Круги Луллия». Это приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень по типу пирамидки. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Количество кругов в младшей группе - 2, а в подготовительной - 4. Свободное вращение всех частей пособия приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора. Картинки на секторах могут меняться.
Невозможно не сказать об эмпатии, как приеме, позволяющем ребенку встать на место каждого участника дорожного движения. Оказаться на месте водителя, пешехода, инспектора ГАИ, светофора, пассажира и с их позиции оценить возникшую ситуацию. А потом сыграть в игру «Хорошо - плохо», в результате которой выясняется, что для тебя, как для пешехода, кажется хорошим, с точки зрения водителя оказывается плохим и появляется противоречие, которое необходимо решить совместными усилиями. Это позволяет не только запомнить и осознать алгоритм поведения, но и действовать в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Эти творческие задания очень удобны в использовании. В них можно играть везде: дома, на улице, в общественном транспорте, по дороге в детский сад. Здесь действует принцип – максимум пользы от минимума затрат как материальных, так и физических. Это деятельный, эффективный подход к проблеме обучения.
Игры не требуют строгого соблюдения правил игры, их можно придумать великое множество, заранее усвоив основные их принципы. В дальнейшем мы планируем реализовать совместный взросло - детский проект «Азбука пешехода», в котором примут участие как дети и педагоги, так и родители.
Благодаря играм ОТСМ-ТРИЗ дети испытывают радость успеха при решении проблем, создается внутренняя мотивация к освоению нового. Исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребенка, а значит увеличивается степень безопасности на дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_otsm_-_triz.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Лаптева И.А.
воспитатель МАДОУ
г.Нягань «Д/с № 8 «Росинка»
Игры и творческие задания на закрепление правил дорожного движения этап)
Цель:
- Продолжать знакомить детей с транспортом, дорожными знаками и правилами дорожного движения;
- Совершенствовать культуру поведения в транспорте и на улице.
«Транспорт»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть волшебный поясок с картинками водного, воздушного и наземного транспорта и отгадать загаданную картинку.
Дети задают вопросы:
- Это воздушный транспорт?
- Это наземный транспорт?
- Он ходит по рельсам?
- В этом транспорте есть кондуктор?
- А у этого вида транспорта есть усы?
- Это автобус!
«Дорожные ситуации»
На волшебном пояске картинки со схематическим изображением различных дорожных ситуаций. Например: человечек идет по краю тротуара, человечек играет на дороге с мячом, взрослый и ребенок переходят дорогу по пешеходному переходу, мальчик едет на самокате по пешеходной дорожке под зеленый сигнал светофора, бабушка ведет внука по тротуару…
Детям предлагается выбрать загаданную ситуацию.
Дети задают вопросы:
- На картинке человечек находится на тротуаре?
- На проезжей части?
- В этой ситуации принимает участие транспортное средство?
- Он нарушает ПДД?
«Дорожные знаки»
Волшебный поясок со знаками дорожного движения.
Дети задают вопросы:
- Это предупреждающий знак? (или в треугольнике)
- Это запрещающий знак? (или в кружочке)
- На нем изображен велосипед?
- На нем изображен человечек?
- Это знак «Движение пешеходов запрещено»!
«Окрошка»
Дети рассматривают поясок с различными картинками (дорожные знаки, дорожные ситуации, предметы, необходимые людям определенных профессий)
Дети задают вопросы:
- Это дорожный знак?
- Это дорожная ситуация?
- Этот предмет нужен водителю?
- Этот предмет нужен милиционеру?
- На нем есть полоски?
- Это жезл!
«Что изменилось?»
Дети рассматривают картинки в волшебном пояске. Затем закрывают глаза. Ведущий меняет местами две картинки. Затем по сигналу воспитателя дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось.
«Чего не стало?»
Организация игры такая же, как в предыдущей. Когда дети закрывают глаза, воспитатель вынимает из пояска одну картинку. Дети должны угадать, какой именно картинки не стало.
«Чем больше, тем лучше»
Эта игра без использования правил «Да-Нет». В этой игре выигрывает тот, кто рассматривая поясок с картинками, сумеет больше задать вопросов, начинающихся с:
- Как?
- Почему?
- Кто?
- Что?
- Когда?
- Где?
За каждый вопрос ребенок получает фишку.
В этой игре в ВП может быть даже только одна картинка. Можно придумывать самые разнообразные вопросы. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов.
Игры и творческие задания на формирование у дошкольников компетентности к правилам дорожного движения (2 этап)
Цель:
Продолжать учить детей правилам поведения на улицах города, в транспорте, во дворе. Закрепить у детей знания правил дорожного движения. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДД. Побуждать детей к соблюдению ПДД в повседневной жизни.
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации | |
«В стране Светофории» Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычной части. | Круги Луллия, состоящие из 4 дисков. 1диск – 8 частей – картинки: перекресток со светофором, дорога с пешеходным переходом, дорога без пешеходного перехода, лесная грунтовая дорога, улица, двор… 2 диск – 8 частей – то, что можно увидеть на дороге; автобус, машина, мотоцикл, машина с сигнальными огнями, велосипед,… 3 диск – 8 частей - кто переходит дорогу; ребенок, мама с ребенком, группа детей, дедушка, ребенок с санками, на роликах, коньках… 4 диск- 8 частей – время года и части суток. 5 диск – сигналы светофора. Реальное задание (Р.З): посмотри, какой объект под стрелкой и найди его части на других дисках. Ребенок выбирает участок дороги стрелкой, затем того, кто переходит ее, рассказывает, как действовать, что увидел на дороге, как изменилась ситуация, время суток и сезон. После обсуждения дети решают, возможна ли такая ситуация и как правильно поступить пешеходу. Фантастическое задание (ФЗ); раскрути круги, посмотри какой объект попал между стрелок, и какая часть ему теперь присуща. | |
Круги Луллия, состоящие из 2 дисков. 1 диск – 8 частей – картинки с изображением различных транспортных средств (самосвал, грузовик, автокран, легковой автомобиль, бензовоз и тд.) 2 диск – 8 частей – части характерные данному транспортному средству (стрелка, кузов, дверь, цистерна и др.) Р.З. – посмотри какой объект под стрелкой и найди его части на втором. Ф.З. – раскрути круги и посмотри, какой объект попал между стрелок, и какая часть ему теперь присуща. | ||
«Буратино на дороге» Уточнить знания детей о правилах перехода дороги на улице. Описание ситуаций, возникающих на дороге. | «Морфологический анализ» На горизонтали- карточки с изображением участка дороги, улицы ( перекресток со светофором, пешеходный переход, грунтовая дорога, дорога в лесу…) На вертикали - карточки с изображением времени суток, года, предметов на дороге, появление машин… Р.З. - выбери любую картинку, назови место, расскажи, как будет Буратино действовать, переходить дорогу. Ф.З. - подумай, что может измениться на дороге. | |
«Путешествие машин» Уточнять знания детей об условиях, в которых могут находиться транспортные средства Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением. | На горизонтали - карточки с изображением различных транспортных средств (воздушного, водного, речного, железнодорожного, дорожного) На вертикали – карточки с изображением различных ландшафтов ( дорога, тропа, море, рельсы, дорога…) Р.З. - выбери транспортное средство и расскажи, где оно функционирует (движется) и почему. Ф.З. - выбери любую карточку, и помести ее в необычное место. Расскажи о том, что можно сделать, чтобы оно могло двигаться. | |
«Путаница» Закрепить умения детей находить типичные свойства объекта | «Метод фокальных объектов» Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок. ПР: различные транспортные средства, или ситуации на дороге, улице, во дворе. | |
«Давай поменяемся» Учить детей наделять объект реальными, правильными действиями на дороге. | Воспитатель раздает детям карточки с изображением различных объектов (легковая машина, самосвал, автобус, машина с сигнальными огнями, пешеходы: мама с ребенком, бабушка, дети). Дети в игре действуют от лица этого объекта, Затем раздают сигналы светофора (зеленый, красный, желтый) каждому игроку один кружок. Р.З. – Объясни, что делает и как ведет себя объект в этой ситуации. Дети меняются кружками. Игра повторяется. Дети меняются объектами. | |
«Объяснялки» Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни. | Предлагается две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря детей. Предметные карточки: транспортные ср., пешеход, водитель, капитан, летчик и т. д. Ребёнок выбирает по 1 карточке из каждой стопки с помощью взрослого составляют словосочетания, и объясняет, когда объект бывает таким. Можно ли быть таким в том или ином случае. | |
«История, о которой не написано в книге» Продолжать учить детей превращаться в какой-либо объект окружающего мира и от имени этого объекта рассказывать о своем состоянии | «Эмпатия» 1. Детям предлагают назвать объекты, которые они могут увидеть на дороге, на перекрестке, во дворе, на улице: светофор, пешеходный переход, дорога, тротуар и т.д. Ребенок берет на себя роль какого-либо объекта и называет черту характера. Р.З.- П: светофор- строгий, дорога- серьезная, мудрая…и рассказывает о своем отношении к происходящему вокруг. Ребенок берет на себя роль светофора. Далее обсуждается светофор с обычной точки зрения; высокий, яркий, трехглазый… Ф.З.- рассказать о своем настроении, ощущениях от лица светофора. Р.З.- предположим, что светофор сломался, рассказать, что может произойти. Ф.З.- что почувствовали и подумали светофор, пешеходный переход, машины, пешеходы. Придумать, как изменить эту ситуацию и что случится дальше. 2. Дети берут на себя роль дорожного знака П. – знак «Осторожно дети» Р.З.- описать объект с реальной точки зрения. Объяснить, почему его сюда поставили, кто, после каких событий. Рассказать о своих чувствах в определенной ситуации. Объяснить, почему необходим этот знак. | |
«Мастерская поделок» Учить объединять разные части для создания нового объекта Определять его назначение | «Наоборот» Детям предлагается различный бросовый материал (катушки, пластиковые стаканчики, спичечные коробки и т.д.) и части сломанных игрушек. Скрепление пластилином Можно использовать природный материал. Дети объясняют, какое транспортное средство они сделали, как оно движется и где. Ф.З. – создание фантастических объектов. | |
«Завод игрушек» Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов. | Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше волшебных автомобилей для маленьких человечков. Можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов, из пластмассовых стаканчиков, бросовый материал и природный материал. | |
«Поможем герою» Учить самостоятельно пользоваться приемом обратного времени при решении проблемных ситуаций. |
Воспитатель предлагает детям ситуации на дороге, во дворе, на транспорте (можно использовать картинки) и предлагает помочь герою не попасть в неприятную ситуацию или предложить помочь, как правильно нужно поступить герою и почему. | |
«Зеркало времени» Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Учить описывать собственные представления. | Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени», где можно увидеть прошлое и будущее наших городов. Предлагаются картинки с изображением транспорта прошлых веков: конка, карета, телега, аэростат, современные тр. средства и какие могут быть придуманы машины и дороги в будущем, чтобы избавиться от транспортного потока, от «пробок».
| |
«Машина времени» Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Учить описывать собственные представления. «Найди загаданный знак» Учить сужать поле поиска, осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. | Воспитатель в воображаемый момент, когда дети на дороге предлагает им отправиться в прошлое. Представить, что они могли увидеть на месте дороги, какой транспорт.… Затем в будущее… Продуктивная деятельность – рисунки. В конце вернуться в настоящее время и перейти дорогу по всем правилам. Знаки лежат на столе в одну линию (или висят на доске). Дети отгадывают знак по алгоритму сужения поля поиска. 1.Выбрать и назвать на линии средний объект. 2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются). 3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся. 4. Выяснить с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал картинку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!» | |
«Кому что нужно?» Упражнять в поиске объектов, необходимых людям определенных профессий | Дети называют профессии, связанные с дорогой (водитель, инспектор ГАИ, рабочие по обслуживанию дороги). Затем называют предметы, необходимые человеку этой профессии. | |
«Все в мире перепуталось» Учить объединять объекты окружающего мира группы по признаку принадлежности к определенной классификационной структуре. | Игра проводится с двумя обручами. На полу расположены дорожные знаки. П:- – разделить их на «Разрешающие» и «Запрещающие». Объяснить свое решение. | |
«Что в круге» Учить детей составлять группы объектов на основании выбранного признака и называть их обобщающим словом. | Набор карточек с изображением знаков. Дети делятся на группы и раскладывают в круги знаки ; запрещающие, предписывающие, предупреждающие. Набор карточек с изображением различных транспортных средств. Дети делятся на подгруппы и подбирают карточки : пассажирский, легковой, или дорожный и водный, ж/д воздушный.. Называют их обобщающим словом. | |
«Четвертый лишний» Упражнять в умении классифицировать по какому-либо признаку . |
Ребенку предлагаются 3 карточки с изображением ( легкового транспорта и 1 с спец. тр. или дорожный и 1 воздушный. Необходимо определить какая картинка лишняя и почему. Можно использовать дорожные знаки. Картинки «Как нельзя себя вести на дороге» и правильные ситуации.
| |
«Мои друзья» Упражнять детей в выявлении у объекта заданного признака. | «Формирование системного мышления» Ведущий предлагает детям представить и словесно обозначить себя в роли кого- либо или чего – либо. Затем ведущий называет своими друзьями объекты, с каким – либо значением признака «Мои друзья – те, кто имеет «….знак». Дети, которые загадали названный знак подбегают к ведущему. П: - дорожные знаки – «предупреждающие», «информационные и др. | |
«Часть чего это» Учить детей находить общую часть в разных системах. | Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы объектов Детям предлагается перечислить объекты, имеющие такую же часть. П: частью чего может быть «крыша» (дома, кузова машины, веранды) | |
«Лифт» Закрепить умение детей, находить части у какого – либо объекта и место его расположения. |
Ведущий называет какой – либо объект. Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). П: «город». Дети движутся на лифте вниз и называют – «район», «улица», «дом», «окно» и т.д. П: город – это часть области, область – в стране, страна – на земном шаре и т.д. | |
«Найди прадеда» Учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира среди старинных предметов, выполняющих ту же функцию. | Ведущий называет объект, дети оговаривают его функцию. П: воздушный шар и далее проводят аналогию, что из летательных аппаратов появилось позже – аэростат, аэроплан, дельтаплан, самолет, вертолет, космическая ракета. | |
«Ты мой кусочек» Учить вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного мира. | Дети сидят в кругу, Один называет образ, а остальные – его части: я - машина, а ты мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т.д. В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: «Я машина, а ты – мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек….» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность для старших дошкольников по развитию речи с применением ТРИЗ-технологии "Ох и АХ готовятся к Новому году".
Составление рассказа по предложенной проблемной ситуации с применением алгоритма ее решения....
Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий
Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...
Применение ТРИЗ технологии в пескотерапии
В помощб педагогам ДОУ...
Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии
Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...
Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии
Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...