«Формула беZопасности»
консультация по обж
Важной задачей дошкольного воспитания в детском саду является обеспечение безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа
Фестиваль - конкурс
«Формула беZопасности»
Номинация
«Организационно-массовая работа»
Гришина Галина Николаевна, Овчарова Инна Викторовна,
воспитатели,
высшая квалификационная категория
Старый Оскол,
2023 год
Пояснительная записка к сборнику
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. При этом важно не только оберегать их от опасностей, но и готовить к встрече с возможными трудностями, опасными ситуациями, прививать навыки безопасного поведения на дорогах. Безопасность дошкольников на дороге зависит не только от знаний правил дорожного движения, но и их заинтересованности в выполнении этих правил, которые изучены и осознанно приняты самим ребенком.
Такую заинтересованность может вызвать кейс-технология, формирующая осознанное, безопасное поведение на дороге. Название кейс – технологии произошло от латинского «casus»-запутанный, необычный случай, а также от английского «casе»- портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена, не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни. Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положительные и отрицательные стороны проблемы и направляет на верное ее разрешение. Кейс – это не отдельное занятие, а комплекс мероприятий: беседы, дискуссии, игры, творческая деятельность, объединенных одной достаточно узкой темой, позволяющей дошкольникам самостоятельно или с небольшой помощью взрослого всесторонне обследовать ее, установить причинно-следственные связи и найти ей практическое применение[4].
Интерактивный метод кейсов позволяет обобщить и систематизировать весь познавательный и игровой материал по определенной теме и выстроить его в алгоритм последовательных действий. Кейс-технология ориентирует участников к самостоятельному выбору решений по проблемной ситуации в соответствии со своими знаниями Правил дорожного движения. Также она выявляет отсутствие знаний и навыков безопасного поведения в непредвиденных обстоятельствах, что служит причиной для более внимательного изучения данных правил.
Три представленные методические разработки занятий в старшей группе детского сада позволяют заложить фундамент основных понятий в усвоении правил дорожного движения на дороге: это Правила, их важность выполнения для личной безопасности и дорожные знаки, ориентируясь на которые ребенок выполняет главный Закон Дороги «Правила Дорожного Движения».
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Методическая разработка занятия
«Безопасность – превыше всего!»
(кейс-технология с добавленной проблемной ситуацией)
Цель: формирование стойкой мотивации к активному изучению правил дорожного движения, направленные на безопасное поведение старших дошкольников на дороге
Задачи:
- формировать интерес к теме безопасного поведения на дороге;
- активизировать умение коллективно обсуждать проблемные ситуации и принимать адекватное и безопасное для здоровья решение;
- развивать навык дисциплинированного перехода дороги в соответствии с правилами дорожного движения;
- воспитывать желание следовать правилам дорожного движения ради сохранения своей жизни и здоровья.
Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому перекрестку со светофорами, чтение художественной литературы, построение макета перекрестка с дородной разметкой, со светофорами, машинки, пешеходы.
Оборудование: сюжетные картинки, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, дидактические игры «Машины», «Кто отличник-пешеход?», «Найди безопасный путь», сюжетно-ролевая игра «На улицах города».
Ожидаемый результат:
- сформирован устойчивый интерес к изучению и выполнению правил дорожного движения;
- дошкольники активно обсуждают проблемную ситуацию, высказывают свое мнение и выносят коллективное решение;
-.закрепляют в игре полученные знания, превращая их в умение безопасно передвигаться через дорогу.
Название этапа | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Подготовительный | Воспитатель читает сказку как сигналы Светофора поссорились и стали спорить, кто важнее. Они так долго спорили, что не заметили, как на улице все перепуталось… | Дети рассматривают картинку, отражающую эту ситуацию. |
Мотивационный | Вопросы: Как же примерить сигналы светофора? Как им объяснить, что от их правильной работы зависит безопасность машин и людей? | Дети анализируют сложившуюся ситуацию, каждый пытается найти выход из проблемной ситуации на дороге. |
Мозговой штурм | Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет перекрестка. Определить, где могут пешеходы переходить дорогу безопасно? | Дети предлагают варианты примирения сигналов светофора. Называют пути безопасного перехода через дорогу. Рассматривают картинки с пешеходными переходами и находят подземный переход, называют его. |
Практико-ориентированный | Светофор работает, как положено. Как же нам определить, когда можно переходить дорогу? На магнитной доске появляются картинки с вариантами перехода взрослых и детей через дорогу по пешеходному переходу. | Дошкольники определяют правила перехода через дорогу по сигналу светофора. По иллюстрациям составляют правила правильного перехода детей со взрослыми: взрослый ведет ребенка за руку., малыш не бежит, а спокойно идет рядом с взрослым… |
Практико-игровой | Проведение дидактических игр: «Машины», «Кто отличник-пешеход?», «Найди безопасный путь» | Дошкольники пополняют свой практико-игровой опыт, обогащают свои знания, формируют навык безопасного поведения. |
Проведение сюжетно-ролевой игры «На улицах города». | Закрепление знаний безопасного движения пешеходов по улицам города. | |
Оценочно-рефлекторный | Рассматривание иллюстраций, выявление необходимости применения того или иного знака для безопасности детей. | Оценивание своих знаний с помощью кружков: зеленый – отлично, желтый - хорошо, красный – надо постараться! |
Литература:
1.Авдеева, Н.Н. Безопасность. [Текст]: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 144 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/44854/
2.Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми [Текст] / Т. Будже // Справочник старшего воспитателя. 2017. №10.- с.3-6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e.stvospitatel.ru/589435
3.Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html
Методическая разработка занятия
«Дорога и ее правила»
(технология кейс- стадии)
Цель: формирование понятное дошкольникам представление о правилах поведения на дороге и развитие практического навыка их выполнения для собственной безопасности.
Задачи:
- формировать у старших дошкольников целостное восприятие дорожной среды;
- развивать навык безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;
- Развивать умение в отстаивании своей точки зрения в дискуссии со сверстниками, а также в соглашении с мнениями других детей;
- воспитывать желание следовать правилам дорожного движения ради сохранения своей жизни и здоровья.
Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому т нерегулируемому пешеходному переходу, просмотр видеосюжетов и мультфильмов, проведение дидактических, подвижных игр с правилами.
Оборудование: сюжетные картинки, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, ватман для составления постера.
Ожидаемый результат:
- сформированы первичные и базовые знания о дорожной среде города;
- дошкольники активно высказывают свое мнение по решаемой проблеме, терпеливо выслушивают мнение других детей и выносят коллективное решение, принимая мнение большинства;
-.закрепляют в игре полученные знания о переходе дороги по пешеходному переходу в соответствии с установленными правилами.
Название этапа | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Подготовительный | Постановка проблемы: воспитатель рассказывает историю про мальчика Юру, который захотел поиграть с детьми. Но не знает что такое правило. | Дети пытаются придумать формулировку понятия Правило. |
Мотивационный | Вопросы: А вы знаете? Сможете ли вы объяснить другу что такое правило. | Дошкольники анализируют ситуацию |
Мозговой штурм | Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с улиц города, с пешеходными переходами и перекрестком. А здесь нужны правила передвижения? | Дошкольники утверждают, что правила нужны и начинают придумывать эти правила. Правила для пешеходов отличаются от правил для водителей, поэтому дети придумывают их по отдельности |
Составление правил передвижения пешеходов и правил движения машин. | Дети рисуют не достающие на картинках придуманные ими правила. | |
Составление макета улицы с тротуаром, проезжей части и пешеходным переходом. | Запомнить названия частей дороги и определению поведения на каждой части дороги. | |
Практико-ориентированный | Составление постеров | На большом листе ватмана приклеиваются картинки и рисунки, отражающие содержание правила. Воспитатель подписывает их. |
Практико-игровой | Инсценировка истории с мальчиком Юрой в детском саду | Дошкольники распределяют роли между собой и придумывают продолжение истории с последующим проведением игры «Воробушки и автомобиль» |
Оценочно-рефлекторный | Всем участникам занятия предлагается выбрать смайлики, которые они считаю для их участия справедливым: зеленые смайлики с улыбкой, «хорошистам», желтые с улыбкой, а кому требуется «подтянуться» - красные. | Дети адекватно оценивают свои успехи, дети поддерживают их решение или высказывают свое не согласие. Аргументируют свои предложения по оценке. |
Литература:
1.Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018. №9. 52с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.calameo.com/books/005587614b7f77aa6eb5a
2.Марчук Н.Ю., Пестова И.В. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2018. – 52 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/761648/
3.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. - 80 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/326458/
Методическая разработка занятия
«Дорожные знаки»
(кейс-технология с добавленной проблемной ситуацией)
Цель: формирование базовых знаний о назначении основных дорожных знаков для пешеходов и умений ориентироваться на дороге в соответствии с их назначением.
Задачи:
- познакомить с основным назначением дорожных знаков на дороге для пешеходов;
- развивать умение соотносить название дорожного знака с его графическим изображением;
- формировать умение аргументировано высказывать свое мнение по выходу из проблемной ситуации на дороге и соглашаться с мнением других детей, если они более убедительны;
- воспитывать культуре поведения на дороге.
Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому перекрестку со светофорами, чтение художественной литературы, построение макета перекрестка с дородной разметкой, со светофорами, машинки, пешеходы.
Оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, дорожные знаки, дидактические игры «Назови знак», «Расставь знаки на дороге», «Найди ошибку», «Помоги Самоделкину перейти дорогу», презентация «Знаки разные нужны, знаки всякие важны», сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
Ожидаемый результат:
- сформированы знания главных знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса» и другие;
- освоены знания в правильной расстановке дорожных знаков на макете перекрестка;
- дошкольники активно высказывают свое мнение по решаемой проблеме, терпеливо выслушивают мнение других детей и выносят коллективное решение, принимая мнение большинства;
-.применение в игре знаний дорожных знаков, их назначение и правильное применение.
Название этапа | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
Подготовительный | Воспитатель: вокруг нас для удобства быстрого распознавания люди придумали условные обозначения. В нашей группе мы тоже воспользовались такой знаковой системой. | Дети рассматривают условные обозначения сюжетно-ролевых игр и по условному знаку определяют название игры. Например, кораблик – с/р игра «Моряки». |
Мотивационный | Вопросы: А какие условные знаки вы можете назвать на улице, в нашем городе? | Дети называют логотипы аптеки, магазинов. А также называют дорожные знаки, такие как «Автобусная остановка», «Пешеходный переход» и другие. |
Мозговой штурм | А удобно ли водителю ехать и обращать внимание на эти условные обозначения, в которых и мы- то не всегда разбираемся? Педагог демонстрирует несколько дорожных знаков из каждой группы. | Дошкольники анализируют дорожную ситуацию без дорожных знаков и с ними и приходят к выводу о их пользе и необходимости. Краткость условной информации нужна для быстрой реакции водителя на изменяющеюся обстановку на дороге. |
Презентация | Показ презентации «Знаки разные нужны, знаки разные важны». Деление дорожных знаков на 6 условные группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и знаки сервиса и др. | Дошкольники знакомятся со всеми группами знаков и находят их на стенде. Воспитатель предлагает запомнить только те, которые относятся пешеходам: Пешеходный переход, Подземный пешеходный переход, Место остановки автобуса, Дети, Движение пешеходов запрещено, Пешеходная дорожка, Велосипедная дорожка. |
Практико-игровой | Проведение дидактических игр: «Назови знак», «Расставь знаки на дороге», «Найди ошибку», «Помоги Самоделкину перейти дорогу». | Дошкольники упражняются в применении дорожных знаков на дороге, запоминают их, соотносят с дорожной обстановкой. |
Проведение сюжетно-ролевой игры «Мы по улице идем». | Дошкольники упражняются в применении знаний правил дорожного движения. | |
Оценочно-рефлекторный | Рассматривание иллюстраций, выявление необходимости применения того или иного знака для безопасности детей. | Оценивание своих знаний с помощью кружков: зеленый – отлично, желтый - хорошо, красный – надо постараться! |
Литература:
1.Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018. №9. 52с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.calameo.com/books/005587614b7f77aa6eb5a
2.Марчук Н.Ю., Пестова И.В. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2018. – 52 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/761648/
Интернет-ресурс:
3.Социально-образовательный проект «Безопасная дорога». Технология реализации образовательного курса основ безопасного поведения на дорогах для детей дошкольного возраста и их родителей. https://krasnodar.agat-group.com/news/proekt-bezopasnaya-doroga-kompanii-hyundai-vyshel-na-federalnyj-uroven/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула индивидуального питания
y_93ee9331.jpg...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим....

Формула управления педагогическим коллективом
В данном материале я хочу поделиться своим опытом и своими размышлениями о стиле и способах мотивации каждого члена педагогического коллектива к совремнным, инновационным формам работы....

Формула прироста показателей развития физических качеств.
Оценка эффективности работы инструктора по физической культуре посредством определения прироста показателей развития физических качеств....