«Формула беZопасности»
консультация по обж

Гришина Галина Николаевна

Важной задачей дошкольного воспитания в детском саду является обеспечение безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishina_g.n._ovcharova_i.v._metodicheskaya_razrabotka.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Радуга» Старооскольского городского округа

Фестиваль - конкурс

«Формула беZопасности»

Номинация

«Организационно-массовая работа»

Гришина Галина Николаевна, Овчарова Инна Викторовна,

воспитатели,

высшая квалификационная категория

Старый Оскол,

2023 год

Пояснительная записка к сборнику

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. При этом важно не только оберегать их от опасностей, но и готовить к встрече с возможными трудностями, опасными ситуациями, прививать навыки безопасного поведения на дорогах. Безопасность дошкольников на дороге зависит не только от знаний правил дорожного движения, но и их заинтересованности в выполнении этих правил, которые изучены и осознанно приняты самим ребенком.

Такую заинтересованность может вызвать кейс-технология, формирующая осознанное, безопасное поведение на дороге. Название кейс – технологии произошло от латинского «casus»-запутанный, необычный случай, а также от английского «casе»- портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена, не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни. Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положительные и отрицательные стороны проблемы и направляет на верное ее разрешение. Кейс – это не отдельное занятие, а комплекс мероприятий: беседы, дискуссии, игры, творческая деятельность, объединенных одной достаточно узкой темой, позволяющей дошкольникам самостоятельно или с небольшой помощью взрослого всесторонне обследовать ее, установить причинно-следственные связи и найти ей практическое применение[4].

Интерактивный метод кейсов позволяет обобщить и систематизировать весь познавательный и игровой материал по определенной теме и выстроить его в алгоритм последовательных действий. Кейс-технология ориентирует участников к самостоятельному выбору решений по проблемной ситуации в соответствии со своими знаниями Правил дорожного движения. Также она выявляет отсутствие знаний и навыков безопасного поведения в непредвиденных обстоятельствах, что служит причиной для более внимательного изучения данных правил.

Три представленные методические разработки занятий в старшей группе детского сада позволяют заложить фундамент основных понятий в усвоении правил дорожного движения на дороге: это Правила, их важность выполнения для личной безопасности и дорожные знаки, ориентируясь на которые ребенок выполняет  главный Закон Дороги «Правила Дорожного Движения».

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Методическая разработка занятия

«Безопасность – превыше всего!»

(кейс-технология с добавленной проблемной ситуацией)

Цель: формирование стойкой мотивации к активному изучению правил дорожного движения, направленные на безопасное поведение старших дошкольников на дороге

Задачи:

- формировать интерес к теме безопасного поведения на дороге;

- активизировать умение коллективно обсуждать проблемные ситуации и принимать адекватное и безопасное для здоровья решение;

- развивать навык дисциплинированного перехода дороги в соответствии с правилами дорожного движения;

- воспитывать желание следовать правилам дорожного движения ради сохранения своей жизни и здоровья.

Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому перекрестку со светофорами, чтение художественной литературы, построение макета перекрестка с дородной разметкой, со светофорами, машинки, пешеходы.

Оборудование: сюжетные картинки, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, дидактические игры «Машины», «Кто отличник-пешеход?», «Найди безопасный путь», сюжетно-ролевая игра «На улицах города».

Ожидаемый результат: 

- сформирован устойчивый интерес к изучению и выполнению правил дорожного движения;

- дошкольники активно обсуждают проблемную ситуацию, высказывают свое мнение и выносят коллективное решение;

-.закрепляют в игре полученные знания, превращая их в умение безопасно передвигаться через дорогу.

Название этапа

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Подготовительный

Воспитатель читает сказку как сигналы Светофора поссорились и стали спорить, кто важнее. Они так долго спорили, что не заметили, как на улице все перепуталось…

Дети рассматривают картинку, отражающую эту ситуацию.

Мотивационный

Вопросы: Как же примерить сигналы светофора? Как им объяснить, что от их правильной работы зависит безопасность машин и людей?

Дети анализируют сложившуюся ситуацию, каждый пытается найти выход из проблемной ситуации на дороге.

Мозговой штурм

Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет перекрестка. Определить, где могут пешеходы переходить дорогу безопасно?

Дети предлагают варианты примирения сигналов светофора.

Называют пути безопасного перехода через дорогу. Рассматривают картинки с пешеходными переходами и находят подземный переход, называют его.

Практико-ориентированный

Светофор работает, как положено. Как же нам определить, когда можно переходить дорогу?

На магнитной доске появляются картинки с вариантами перехода взрослых и детей через дорогу по пешеходному переходу.

Дошкольники определяют правила перехода через дорогу по сигналу светофора.

По иллюстрациям составляют правила правильного перехода детей со взрослыми: взрослый ведет ребенка за руку., малыш не бежит, а спокойно идет рядом с взрослым…

Практико-игровой

Проведение дидактических игр: «Машины», «Кто отличник-пешеход?», «Найди безопасный путь»

Дошкольники пополняют свой практико-игровой опыт, обогащают свои знания, формируют навык безопасного поведения.

Проведение сюжетно-ролевой игры «На улицах города».

Закрепление знаний безопасного движения пешеходов по улицам города.

Оценочно-рефлекторный

Рассматривание иллюстраций, выявление необходимости применения того или иного знака для безопасности детей.  

Оценивание своих знаний с помощью кружков: зеленый – отлично, желтый - хорошо, красный – надо постараться!

Литература:

1.Авдеева, Н.Н. Безопасность. [Текст]: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 144 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/44854/ 

2.Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми [Текст] / Т. Будже // Справочник старшего воспитателя. 2017. №10.- с.3-6 [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://e.stvospitatel.ru/589435 

3.Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html 

Методическая разработка занятия

«Дорога и ее правила»

(технология кейс- стадии)

Цель: формирование понятное дошкольникам представление о правилах поведения на дороге и развитие практического навыка их выполнения для собственной безопасности.

Задачи:

- формировать у старших дошкольников целостное восприятие дорожной среды;

- развивать навык безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу;

- Развивать умение в отстаивании своей точки зрения в дискуссии со сверстниками, а также в соглашении с мнениями других детей;

- воспитывать желание следовать правилам дорожного движения ради сохранения своей жизни и здоровья.

Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому т нерегулируемому пешеходному переходу, просмотр видеосюжетов и мультфильмов, проведение дидактических, подвижных игр с правилами.

Оборудование: сюжетные картинки, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, ватман для составления постера.

Ожидаемый результат: 

- сформированы первичные и базовые знания о дорожной среде города;

- дошкольники активно высказывают свое мнение по решаемой  проблеме, терпеливо выслушивают мнение других детей и выносят коллективное решение, принимая мнение большинства;

-.закрепляют в игре полученные знания о переходе дороги по пешеходному переходу в соответствии с установленными правилами.

Название этапа

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Подготовительный

Постановка проблемы: воспитатель рассказывает историю про мальчика Юру, который захотел поиграть с детьми. Но не знает что такое правило.

Дети пытаются придумать формулировку понятия Правило.

Мотивационный

Вопросы: А вы знаете? Сможете ли вы объяснить другу что такое правило.

Дошкольники анализируют ситуацию

Мозговой штурм

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с улиц города, с пешеходными переходами и перекрестком. А здесь нужны правила передвижения?

Дошкольники утверждают, что правила нужны и начинают придумывать эти правила. Правила для пешеходов отличаются от правил для водителей, поэтому дети придумывают их по отдельности

Составление правил передвижения пешеходов и правил движения машин.

Дети рисуют не достающие на картинках придуманные ими правила.

Составление макета улицы с тротуаром, проезжей части и пешеходным переходом.

Запомнить названия частей дороги и определению поведения на каждой части дороги.

Практико-ориентированный

Составление постеров

На большом листе ватмана приклеиваются картинки и рисунки, отражающие содержание правила. Воспитатель подписывает их.

Практико-игровой

Инсценировка истории с мальчиком Юрой в детском саду

Дошкольники распределяют роли между собой и придумывают продолжение истории с последующим проведением игры «Воробушки и автомобиль»

Оценочно-рефлекторный

Всем участникам занятия предлагается выбрать смайлики, которые они считаю для их участия справедливым: зеленые смайлики с улыбкой, «хорошистам», желтые с улыбкой, а кому требуется «подтянуться» - красные.

Дети адекватно оценивают свои успехи, дети поддерживают их решение или высказывают свое не согласие. Аргументируют свои предложения по оценке.

Литература:

1.Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018. №9. 52с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.calameo.com/books/005587614b7f77aa6eb5a 

2.Марчук Н.Ю., Пестова И.В. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2018. – 52 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/761648/ 

3.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. - 80 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/326458/ 

Методическая разработка занятия

«Дорожные знаки»

(кейс-технология с добавленной проблемной ситуацией)

Цель: формирование базовых знаний о назначении основных дорожных знаков для пешеходов и умений ориентироваться на дороге в соответствии с их назначением.

Задачи:

- познакомить с основным назначением дорожных знаков на дороге для пешеходов;

- развивать умение соотносить название дорожного знака с его графическим изображением;

- формировать умение аргументировано высказывать свое мнение по выходу из проблемной ситуации на дороге и соглашаться с мнением других детей, если они более убедительны;

- воспитывать культуре поведения на дороге.

Предварительная работа: Экскурсия к регулируемому перекрестку со светофорами, чтение художественной литературы, построение макета перекрестка с дородной разметкой, со светофорами, машинки, пешеходы.

Оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации, макет дорожного перекрестка с разметкой, макет светофора, магнитная доска, дорожные знаки, дидактические игры «Назови знак», «Расставь знаки на дороге», «Найди ошибку», «Помоги Самоделкину перейти дорогу», презентация «Знаки разные нужны, знаки всякие важны», сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».

Ожидаемый результат: 

- сформированы  знания главных знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса» и другие;

- освоены знания в правильной расстановке дорожных знаков на макете перекрестка;

- дошкольники активно высказывают свое мнение по решаемой проблеме, терпеливо выслушивают мнение других детей и выносят коллективное решение, принимая мнение большинства;

-.применение в игре знаний дорожных знаков, их назначение и правильное применение.

Название этапа

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Подготовительный

Воспитатель: вокруг нас для удобства быстрого распознавания люди придумали условные обозначения. В нашей группе мы тоже воспользовались такой знаковой системой.

Дети рассматривают условные обозначения сюжетно-ролевых игр и по условному знаку определяют название игры. Например, кораблик – с/р игра «Моряки».

Мотивационный

Вопросы: А какие условные знаки вы можете назвать на улице, в нашем городе?

Дети называют логотипы аптеки, магазинов. А также называют дорожные знаки, такие как «Автобусная остановка», «Пешеходный переход» и другие.

Мозговой штурм

А удобно ли водителю ехать и обращать внимание на эти условные обозначения, в которых и мы- то не всегда разбираемся?

Педагог демонстрирует несколько дорожных знаков из каждой группы.

Дошкольники анализируют дорожную ситуацию без дорожных знаков и с ними и приходят к выводу о их пользе и необходимости. Краткость условной информации нужна для быстрой реакции водителя на изменяющеюся обстановку на дороге.

Презентация

Показ презентации «Знаки разные нужны, знаки разные важны». Деление дорожных знаков на 6 условные группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и знаки сервиса и др.

Дошкольники знакомятся со всеми группами знаков и находят их на стенде.

Воспитатель предлагает запомнить только те, которые относятся пешеходам: Пешеходный переход, Подземный пешеходный переход, Место остановки автобуса, Дети, Движение пешеходов запрещено, Пешеходная дорожка, Велосипедная дорожка.

Практико-игровой

Проведение дидактических игр: «Назови знак», «Расставь знаки на дороге», «Найди ошибку», «Помоги Самоделкину перейти дорогу».

Дошкольники упражняются в применении дорожных знаков на дороге, запоминают их, соотносят с дорожной обстановкой.

Проведение сюжетно-ролевой игры «Мы по улице идем».

Дошкольники упражняются в применении знаний правил дорожного движения.

Оценочно-рефлекторный

Рассматривание иллюстраций, выявление необходимости применения того или иного знака для безопасности детей.  

Оценивание своих знаний с помощью кружков: зеленый – отлично, желтый - хорошо, красный – надо постараться!

Литература:

1.Качалова Т. А. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД. //Справочник старшего воспитателя, 2018. №9. 52с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.calameo.com/books/005587614b7f77aa6eb5a 

2.Марчук Н.Ю., Пестова И.В. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2018. – 52 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/761648/

Интернет-ресурс:

3.Социально-образовательный проект «Безопасная дорога». Технология реализации образовательного курса основ безопасного поведения на дорогах для детей дошкольного возраста и их родителей. https://krasnodar.agat-group.com/news/proekt-bezopasnaya-doroga-kompanii-hyundai-vyshel-na-federalnyj-uroven/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Формула управления педагогическим коллективом

В данном материале я хочу поделиться своим опытом и своими размышлениями о стиле и способах мотивации каждого члена педагогического коллектива к совремнным, инновационным формам работы....

Программа по безопасности "Формула безопасности дорожного движения"

Программа предназначена для работников дошкольного образования В Программе отражены основные пункты по предупреждению ДДТТ, дан подробный план работы, мониторинг на все возрастные группы....

Формула прироста показателей развития физических качеств.

Оценка эффективности работы инструктора по физической культуре посредством определения прироста показателей развития физических качеств....