исследовательский проект "Огонь - друг или враг?"
проект по обж (старшая группа)

Калинина Оксана Анатольевна

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста

ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

ВВЕДЕНИЕ

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он со злости ест дрова,

Может, час, а может, два,

Ты его не рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Актуальность темы: Огонь – природное явление, которое имеет  как созидательную, так и разрушающую силу. Каждому человеку необходимо знать меры предосторожности и  правила безопасного поведения с огнем, которые помогут сохранить окружающий мир.

Цель исследования: расширить и уточнить знания об огне, некоторых его свойствах, значении для человека.

Задачи исследования: 

1. изучить некоторые свойства огня с помощью опытов;

2. обобщить результаты исследования и сделать выводы о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

3. формировать навыки безопасности в быту, на природе.

Гипотеза: мы предполагаем, что с огнем нужно и важно «дружить», но необходимо соблюдать меры предосторожности.

Объект исследования: огонь

Предмет исследования: свойства огня

Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме; беседы; эксперименты и наблюдение; обобщение.

Практическая значимость:

Полученные знания  позволят расширить кругозор об огне, его практической значимости, пользе и вреде.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть

Как появился огонь

Первый огонь был добыт в далекой-далекой древности, более миллиона лет назад. Первые люди узнали о существовании огня во время лесных пожаров. Огонь появлялся, например,  после удара молнии об дерево. Люди видели разрушительную силу огня, который уничтожал всё на своём пути. Поэтому древние люди очень боялся огня и не смели близко к нему подходить. Они прятались ночью  в пещерах, укрывались шкурами диких животных и дрожали от холода и страха. Ведь у них не было костра, который согревал бы их, давал бы свет и отпугивал хищных животных, не позволяя им приблизиться.

И вот однажды наши далекие предки использовали разведенный природой огонь для защиты своих жилищ от хищников и приготовления пищи. Со временем люди начали добывать огонь самостоятельно. Они заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева об другого они начинают нагреваться, затем появляется дымок и вспыхивает огонь. Но это требовало много времени и больших усилий, поэтому впоследствии люди научились извлекать огонь от ударов двух камней.  Они производили искры, при помощи которых можно было зажечь сухую траву.

Шло время, и  некоторые люди научились добывать огонь при помощи линз, в качестве которых вполне могли использоваться осколки льда. Проходя через линзу, солнечный свет концентрировался настолько, что тоже мог зажигать сухие растения. Далее люди уже изобрели печи и, чтобы каждый раз не добывать огонь, оставляли в них тлеющие угли. Первые же спички появились только в 1831 году, когда их изобрел француз Шарль Сориа.

Ну а что появилось дальше, мы прекрасно знаем. В XX веке были изобретены различные виды зажигалок, самыми популярными и известными из которых являются бензиновые, газовые и электрические.

Огонь – друг и враг        

Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью мы можем  приготовить еду, согреться,  осветить и т.д.  Без огня люди, ни когда бы, ни смогли быстро ездить по земле, путешествовать по морям, рекам, океанам. В моторе машин работает огонь, сгорает бензин и приводит в движение мотор. Огонь помогает человеку делать металл – полыхает огонь в печи, плавит железную руду, а из неё плавится металл. В других печах огонь варит стекло, из которого мастер выдувает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя серый хвост пламени – это в могучих двигателях сгорает ракетное  топливо. Огонь нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.

Огонь наш друг, но с ним надо быть осторожным. Чуть зазеваешься, и он вырвется из-под контроля - не миновать тогда беды. Сила огня велика. Огонь за несколько минут выжигает всё на своём пути. А если стоит сухая или ветреная погода – берегись! Беспощадные языки огня захватывают и деревья, и кустарники, и цветы, и траву, и множество различных насекомых, и птиц, и животных, не пощадит огонь и людские жилища, и даже самих людей. Огонь оставляет за собой страшный след: вместо луга – пепел, вместо леса – зола, вместо домов – обожженные головешки, вместо города или деревни – руины пепла, золы, головешек

 

Правила пожарной безопасности

Тот огонь, что с нами дружен,

Очень всем, конечно, нужен,

Но опасен, если бродит

Сам собою на свободе!

Чтобы огонь всегда оставался нашим другом и не принес беды, необходимо соблюдать правила:                 Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём

Кто с огнём неосторожен

У того пожар возможен.

Правило 1.

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
 

(Приложение 2)

Правило 2.

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

 (Приложение 3)

Правило 3.

Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.
 (Приложение 4)

Правило 4.

Не играй с электроплиткою.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!
 

(Приложени

Правило 5.

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!
 

(Приложение 6)

Правило 6.

Погладить рубашку и брюки
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки
И целыми провода.
 (Приложение 7)

Правило 7.

Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!

(Приложение 8)

Правило 8.

Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!

                    (Приложение 9)

Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!

Практическая часть

Опыты У огня есть много интересных свойств, с которыми мы  познакомились.

Опыт №1

«Какой он огонь?»

Материалы: 1 свеча, металический поднос.

Проведение опыта: Воспитатель зажигает свечку и предлагает детям посмотреть на огонь. Вопросы: Какого цвета огонь? Что чувствуете, когда руку подносите недалеко от огня? (тепло) Что будет, если поднести руку близко к огню?(можно обжечься)

Вывод: Огонь бывает разный: огонь от свечи- снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь- друг: исходит тепло, греет. Огонь - враг: можно обжечься. (Приложение 1)

Опыт №2

«Огонь дышит»

Материалы: три баночки разного размера,  3 свечи, металический поднос.

Проведение опыта: Воспитатель предлагает детям накрыть баночками свечи и посмотреть, что произойдет? Сначала огонь погас под маленькой баночкой, затем под средней и под большой в последнюю очередь. (Приложение 1)

Вывод: Воздух под банкой сгорел, значит, огонь дышит. Воздух помогает огню гореть (дышать), значит, чтобы потушить огонь, надо не дать ему дышать. (Приложение 1)

Опыт №3

«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Материалы: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, свеча, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.  

Проведение опыта:  Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

   Вывод: Быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься). (Приложение 1)

Опыт № 4

«Пожары загрязняют воздух»

Материалы: Свеча, металлический поднос, стекло, ложка.

Проведение опыта: Предложить детям поднести к пламени тарелку, стекло и ложку, подержать немного над огнем, посмотреть, что произошло?

Вывод: Опыт показывает, что в результате горения образуется копать, которая загрязняет воздух и вредит здоровью. (Приложение 1)

Опыт № 5

«Чем можно потушить огонь?»

Материалы: 3 свечи, 3баночки, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с водой,  огнетушитель.

Проведение опыта: Воспитатель поджигает  3 свечи. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

  Вывод6 Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань. (Приложение 1)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью опытов мы убедились, что огонь – это уникальное явление, которое с давних времен помогает человеку в жизни. Но при неосторожном обращении с ним может случиться большое несчастье. Поэтому необходимо знать меры предосторожности и  правила безопасного поведения с огнем, которые помогут избежать беды

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://dzen.ru/a/XsJit-SM2igVBbve
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/11/09/stihi-dlya-detey-o-pravilah-pozharnoy
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанно рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников\ Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192с. (Ребенок в мире поиска)
  4. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 208с.
  5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малыщей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 80с. (Развивающие сказки для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность: «Измеряем все вокруг, мерка – наш первый друг или 38 попугаев».

Аннотация проекта   Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремлени...

Проектно-исследовательская работа "Собака- друг человека!"

Проект: "Собака - друг человека!" Участники проекта: дети дошкольного возраста (4-5лет).Куратор группы: воспитатель Саитова Галина Викторовна.Актуальность проекта:     «Мама, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Формирование исследовательских навыков дошкольника в рамках проекта «Книга – наш друг»

Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к исследовательской деятельности....

Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »

Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...

Интегрированная НОД по познавательно - исследовательской деятельности на тему "Мыло - наш друг"

Любознайка - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – то самое замечательное время, когда происходят новые, интересные открытия.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac145.ht...

Познавательно-исследовательский проект : «Солнце друг или враг?»

Задачи:•Узнать  какое значение имеет солнце в жизни людей.•Определить хорошее и плохое влияние солнца на организм человека.    •Выяснить, какие правила надо соблюдать находясь...