Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе (4-5 лет) на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»
план-конспект занятия по обж (средняя группа)
Цель:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_shuti_s_ognyomdruzhok_konspekt.tema_pozharnaya_bezopasnost.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе (4-5 лет)
на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»
Подготовили:
Воспитатель: Суббота Виктория Андреевна
Воспитатель: Лапчук Светлана Евгеньевна
МДОУ детский сад №144, г.Саратов, Саратовская область.
Цель: развивать у детей элементарные знания и навыки пожарной безопасности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
- Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
- Развивать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
- Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
2.Развивающие задачи:
- Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
- Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.
3.Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии пожарного, доброжелательные отношения друг к другу.
Предварительная работа:
Дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:
рассказа Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Заучивание стихотворения М. Лазарева «Если вдруг произошла с тобой беда».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему: «Огонь- друг, огонь – враг», два мольберта с листами ватмана, маркеры, цветные карандаши, фломастеры – для конкурса «Кто быстрее нарисует огнь?» Игровое оборудование: игрушечный телефон для игры «Сигнал тревоги», набор картинок для игры «Что нужно пожарным?», мяч для игры «Лови-бросай, сразу отвечай», красные и голубые ленточки для подвижной игры «Огонь – вода», знаки-светофоры (красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» ( по количеству детей).
Словарная работа:
Пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:
Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди так хочется погладить...
Проказника не тронь - зовется он …
Дети: Огонь!
Воспитатель: Верно, это – огонь! ( Показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь. Подходите сюда поближе к экрану. ( Воспитатель обращает внимание детей на экран)
«Огонь – друг, огонь- враг».
Жил- был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел- по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.
Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:
« Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.
Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его челове, заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.
А сейчас я вам ребята предлагаю нарисовать такой огонь, с которым подружился человек.
1.Конкурс рисунков « Кто быстрее нарисует огонь?»
Для этого конкурса каждый из вас выберет карандаш, восковой мелок, фломастер, маркер нужного цвета и постарается нарисовать большой костёр на ватманском листе. Но это надо сделать очень- очень быстро. Вот какой красивый огонь у вас получился.
(Звучит музыка и вбегает ребенок в костюме огонька)
Огонёк: Я - огонёк! Я – друг ребят!
Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом-
И сжигаю всё кругом!
Воспитатель: Здравствуй, мальчик Огонёк!
Огонёк: Здравствуйте! Дети, скажите, зачем человеку огонь?
( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита, свеча , факел. )
Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.
Огонь зажигает газовую плиту.
Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.
Огонь освещает, например , если зажечь факел или свечу.
Ребенок 1: Знают все- человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята вокруг,
Нам огонь – повседневный наш друг!
Ребенок 2: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь , оставляет хвост пламени- это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода, металлургического завода, кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).
Огонек: Видите, как я необходим людям! (У мальчика горделивая поза)
Воспитатель: Да Огонек! Ты очень нужен людям!
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.
Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, отчего может возникнуть пожар?
Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга.
Огонек: Да! Спички – это не игрушка!
Могут целый дом спалить,
Если взрослых не послушать,
Больше негде будет жить.
Обещайте мне сейчас же , что играть со мной не будете?!
Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.
Ребенок: Спичками играть не будем,
Зажигалку не возьмем,
И себя мы не погубим.
И квартиру не сожжем!
Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?
Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.
Огонек: Ребята, мой братишка –Дымок, я его очень люблю и с ним никогда, никогда не расстаюсь.
Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!
Огонек: Откуда вы это знаете?
Воспитатель: Наши дети знают это из пословиц и поговорок.
Дети:1.Нет дыма без огня.
2.Где огонь, там и дым.
3.С огнем не шутят.
4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.
5. Огонь без дыма не живёт.
Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем в игру
2.Подвижная игра «Огонь- вода!»
( Огонек раздает детям красные ленточки, а воспитатель - голубые)
Воспитатель: Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.
3.Игра « Не ошибись!».
Я буду называть предметы ,а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит , то руки можно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь. Для вас, ребятки, ещё одна загадка:
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь!
Как называется люди, которые тушат огонь, , спасают людей и дома от пожара?
Дети: Это пожарные!
Огонек: Ой! Это – мои самые главные враги! Я их очень сильно боюсь, Поэтому мне пора возвращаться к моему братишке Дымку. До свидания !
( Огонек убегает!)
Воспитатель: Дети! А знаете , почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы и подумайте , для чего они нужны?
Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.
4.Игра « Что нужно пожарным?»
Воспитатель: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички)
Дети: Это спички , они служат причиной пожара, а не помогают еготушить.
Воспитатель: А вот ещё загадка:
Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Правильно- пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно, случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи. Вот для вас опять игра
«Сигнал тревоги»
( Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание)
5.Задание детям:
Набери номер « 01»
Услышав ответ – назови свое имя.
Сообщи, что случилось.
Скажи точный домашний адрес- улицу, номер дома и квартиры.
Не клади трубку, пока об этом не попросят.
Воспитатель: А теперь встаньте, Мы поиграем с мячом.
6.Игра « Лови- бросай, сразу отвечай»
Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)
Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).
Зачем пожарной машине раздвижная лестница?( Чтобы подниматься на высокие этажи)
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
Чем тушат бензин? ( Пеной)
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)
Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)
Почему пожарные должны быть сильными, смелыми?( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)
Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).
Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре
7.« Разрешается - запрещается»
Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:
1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
2.Бросать горящие спички;
3.Кричать и звать на помощь взрослых;
4.Оставаться в помещении, где начался пожар;
5.Открывать все окна и двери во время пожара;
6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;
7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
10.Обливать водой стены и пол во время пожара;
11.Пользоваться лифтом;
12.Не бояться, слушаться во всём пожарных;
13.Тушить водой горящие электроприборы;
14.Обращаться к соседям за помощью;
15.По возможности пытаться тушить пожар;
16.Включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Молодцы, все правила назвали . Садитесь.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.
Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.
Дети вы должны запомнить , что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали , что огонь может быть для нас и другом, и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?
Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.
Огонь нужен для работы транспорта.
Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.
На огне готовят пищу.
Воспитатель: Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. - М.: Стройиздат, 1992. – 198 с.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.
- Шорыгина, Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 191 с.
- Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта, 2001. – 510 с
- Журнал «Ребенок в детском саду», № 6, 2006 г.
- Л. Радзиевская «Азбука безопасности. Ты один дома», Литература, Санкт-Петербург, 2008 г.
- О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Как вести себя» Пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Просвещение, Москва, 2005 г.
- Г.В.Иванова «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Средняя
группа», Корифей, Волгоград, 2009 г.
- «Азбука пожарной безопасности» Пособие для педагогов, психологов и
родителей. Под редакцией Л.Б.Боряевой, РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-
Петербург,2009 г.
- Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е.Бухарова «ОБЖ для старших
дошкольников. Система работы», Москва, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в средней группе на тему:"Подарок для мамы - ежихи"
Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Развитие художественного восприятия, образных представлений, вообр...
Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в средней группе на тему:"Подарок для мамы - ежихи"
Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Развитие художественного восприятия, образных представлений, вообр...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл» с использованием мультимедийного оборудования.
Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении; познакомить с профессией пекаря и хлебороба;Развивающие: ...
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»
Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе (лепка на тему «Большие и маленькие морковки для зайчат»
Задачи:Образовательные: закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с пластилином.Развивающие: Развить логическое мышление, воображение, моторику рук.Речевые:...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»
Наверное, вопросы собственной безопасности решает каждый для себя сам. Но дети для этого просто малы. Научить их необходимым правилам, умению защитить себя в любой ситуации – задача взрослых. Вс...