Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе (4-5 лет) на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Суббота Виктория Андреевна

Цель:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в средней группе (4-5 лет)

на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»

Подготовили:

Воспитатель: Суббота Виктория Андреевна

Воспитатель: Лапчук Светлана Евгеньевна

МДОУ детский сад №144, г.Саратов, Саратовская область.

Цель: развивать у детей элементарные знания и навыки пожарной безопасности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  2. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  3. Развивать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
  4. Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.

2.Развивающие задачи:

  1. Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
  2. Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

3.Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии пожарного, доброжелательные отношения  друг к другу.

Предварительная работа:

Дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:

рассказа Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Заучивание стихотворения М. Лазарева «Если вдруг произошла с тобой беда».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему: «Огонь- друг, огонь – враг», два мольберта с листами ватмана, маркеры, цветные карандаши, фломастеры – для конкурса «Кто быстрее нарисует огнь?» Игровое оборудование: игрушечный телефон для игры «Сигнал тревоги», набор картинок для игры «Что нужно пожарным?», мяч для игры «Лови-бросай, сразу отвечай», красные и голубые ленточки для подвижной игры «Огонь – вода», знаки-светофоры (красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» ( по количеству детей).

Словарная работа:

Пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать:

Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
Оранжевые пряди так хочется погладить...
Проказника не тронь - зовется он …

Дети: Огонь!

Воспитатель: Верно, это – огонь! ( Показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь. Подходите сюда поближе к экрану. ( Воспитатель обращает внимание детей на экран)

«Огонь – друг, огонь- враг».

Жил- был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел- по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал все подряд.

Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:

« Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.

Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его челове, заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.

А сейчас я вам ребята предлагаю нарисовать такой огонь, с которым подружился человек.

1.Конкурс рисунков « Кто быстрее нарисует огонь?»

Для этого конкурса каждый из вас выберет карандаш, восковой мелок, фломастер, маркер нужного цвета и постарается нарисовать большой костёр на ватманском листе. Но это надо сделать очень- очень быстро. Вот какой красивый огонь у вас получился.

(Звучит музыка и вбегает ребенок в костюме огонька)

Огонёк: Я - огонёк! Я – друг ребят!

Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом-

И сжигаю всё кругом!

Воспитатель: Здравствуй, мальчик Огонёк!

Огонёк: Здравствуйте! Дети, скажите, зачем человеку огонь?

( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита, свеча , факел. )

Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.

Огонь зажигает газовую плиту.

Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.

Огонь освещает, например , если зажечь факел или свечу.

Ребенок 1: Знают все- человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг,

Нам огонь – повседневный наш друг!

Ребенок 2: Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь , оставляет хвост пламени- это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода, металлургического завода, кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).

Огонек: Видите, как я необходим людям! (У мальчика горделивая поза)

Воспитатель: Да Огонек! Ты очень нужен людям!

Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.

Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите, отчего может возникнуть пожар?

Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга.

Огонек: Да! Спички – это не игрушка!

Могут целый дом спалить,

Если взрослых не послушать,

Больше негде будет жить.

Обещайте мне сейчас же , что играть со мной не будете?!

Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.

Ребенок: Спичками играть не будем,

Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

Огонек: Ребята, мой братишка –Дымок, я его очень люблю и с ним никогда, никогда не расстаюсь.

Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!

Огонек: Откуда вы это знаете?

Воспитатель: Наши дети знают это из пословиц и поговорок.

Дети:1.Нет дыма без огня.

2.Где огонь, там и дым.

3.С огнем не шутят.

4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

5. Огонь без дыма не живёт.

Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем в игру 

2.Подвижная игра «Огонь- вода!»

( Огонек раздает детям красные ленточки, а воспитатель - голубые)

Воспитатель: Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.

3.Игра « Не ошибись!».

Я буду называть предметы ,а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит , то руки можно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь. Для вас, ребятки, ещё одна загадка:

В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.

Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь! 

Как называется люди, которые тушат огонь, , спасают людей и дома от пожара?

Дети: Это пожарные!

Огонек: Ой! Это – мои самые главные враги! Я их очень сильно боюсь, Поэтому мне пора возвращаться к моему братишке Дымку. До свидания !

( Огонек убегает!)

Воспитатель: Дети! А знаете , почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы и подумайте , для чего они нужны?

Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.

4.Игра « Что нужно пожарным?»

Воспитатель: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички)

Дети: Это спички , они служат причиной пожара, а не помогают еготушить.

Воспитатель: А вот ещё загадка:

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Правильно- пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно, случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи. Вот для вас опять игра

«Сигнал тревоги»

( Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание)

5.Задание детям:

Набери номер « 01»

Услышав ответ – назови свое имя.

Сообщи, что случилось.

Скажи точный домашний адрес- улицу, номер дома и квартиры.

Не клади трубку, пока об этом не попросят.

Воспитатель: А теперь встаньте, Мы поиграем с мячом.

6.Игра « Лови- бросай, сразу отвечай»

Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)

Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).

Зачем пожарной машине раздвижная лестница?( Чтобы подниматься на высокие этажи)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)

Чем тушат бензин? ( Пеной)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)

Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)

Почему пожарные должны быть сильными, смелыми?( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)

Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).

Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре

7.« Разрешается - запрещается»

Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:

1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться, слушаться во всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель: Молодцы, все правила назвали . Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить , что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали , что огонь может быть для нас и другом, и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?

Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Воспитатель: Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. - М.: Стройиздат, 1992. – 198 с.
  2. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.
  3. Шорыгина, Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 - 8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 191 с.
  4. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта, 2001. – 510 с
  5. Журнал «Ребенок в детском саду», № 6, 2006 г.
  6. Л. Радзиевская «Азбука безопасности. Ты один дома», Литература, Санкт-Петербург, 2008 г.
  7. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Как вести себя» Пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Просвещение, Москва, 2005 г.
  8. Г.В.Иванова «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Средняя

группа», Корифей, Волгоград, 2009 г.

  1. «Азбука пожарной безопасности» Пособие для педагогов, психологов и

родителей. Под редакцией Л.Б.Боряевой, РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-

Петербург,2009 г.

  1. Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е.Бухарова «ОБЖ для старших

дошкольников. Система работы», Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в средней группе на тему:"Подарок для мамы - ежихи"

Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Развитие художественного восприятия, образных представлений, вообр...

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в средней группе на тему:"Подарок для мамы - ежихи"

Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Развитие художественного восприятия, образных представлений, вообр...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл» с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении; познакомить с профессией пекаря и хлебороба;Развивающие: ...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы  Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе (лепка на тему «Большие и маленькие морковки для зайчат»

Задачи:Образовательные: закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с пластилином.Развивающие: Развить логическое мышление, воображение, моторику рук.Речевые:...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе (5-6 лет) на тему пожарной безопасности: «Не шути с огнём, дружок!»

Наверное, вопросы собственной безопасности решает каждый для себя сам. Но дети для этого просто малы. Научить их необходимым правилам, умению защитить себя в любой ситуации – задача взрослых. Вс...