Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
статья по обж (старшая, подготовительная группа)
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Уникальной формой организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге является квест-игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_salkova_e._v.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест-игра как форма организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Салькова Е. В., воспитатель МБДОУ ДС №14 «Солнышко»
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему современности. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Уникальной формой организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге является квест-игра.
Новизна заключается в выборе наиболее действенных путей ознакомления и закрепления дошкольниками правил дорожного движения с использованием квест-игр.
В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма сформулировала для себя следующую цель: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством квест-игры. Для реализации поставленной цели определила следующие задачи: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения; организация предметно-развивающей среды, способствующей активному использованию разнообразных видов деятельности в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности дошкольников; формирование у дошкольников первоначальных представлений о правилах безопасного поведения на улице и дороге; применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности детей.
Квест-игра - это специально организованный вид исследовательской деятельности. Квест - это игровая педагогическая технология. В каких бы условиях не проводилась квест-игра, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами ее будут: формирование предпосылок к учебной деятельности; развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации; обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей; создание положительного эмоционального настроя.
Квесты можно условно разделить на три группы: линейные (игра построена по цепочке), штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками), кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг).
План подготовки квест-игры включает в себя следующие обязательные пункты: написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки, ключи, т. д.); разработка маршрута передвижений; при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка; художественное оформление «остановок» по маршруту; подготовка реквизита для проведения каждого задания.
Структура образовательного квеста: введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Ресурсы - список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Обязательно описание получения бонусов и штрафов за выполнение заданий. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. А также призовое вознаграждение в конце пройденного квеста
Основные условия при подготовке и проведении квеста для дошкольников: безопасность игр и маршрута; соответствие игр возрасту, зонам актуального и ближайшего развития детей; мирный способ решения споров и конфликтов.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы («Поиск дорожного знака», «Помощник светофор», «Необычный дорожный знак» и другие), насколько актуальной и интересной будет она для детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы с дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Во время проведения квест-игры, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива, к формированию предпосылок к учебной деятельности. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Список литературы:
- Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.
- Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Екатеринбург, 1999. – 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
особенности психофизиологического развития детей;задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;предметно-раз...
Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода
Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...
Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Информация об опытеУсловия возникновения и становления опыта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» ...
Использование STEAM – технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения для формирования у воспитанников навыков безопасного поведения на дороге
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей невозможно без рассмотрения жизненных ситуаций, доступных пониманию ребенка. Смоделировать такую ситуацию, пережить и оценить...