Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию (в области формирования основ безопасного поведения) в средней группе «Один дома»
методическая разработка по обж (средняя группа)

генералова ольга александровна

Цель: Формирование у детей представление об опасных предметах, которые

встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах

пользования ими.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту;
  • Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления детей об опасном и неопасном электричестве;
  • Формировать у детей навыки безопасного использования мобильного телефона.

Развивающие задачи:

  • Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;
  • Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность;
  • Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 111 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по социально-коммуникативному развитию (в области формирования основ безопасного поведения)

 в средней группе

«Один дома»

Воспитатель: Генералова О.А.

Санкт – Петербург

2024

«Один дома»

Цель: Формирование у детей представление об опасных предметах, которые

встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах

пользования ими.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту;
  • Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления детей об опасном и неопасном электричестве;
  • Формировать у детей навыки безопасного использования мобильного телефона.

Развивающие задачи:

  • Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;
  • Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любознательность;
  • Формировать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Технологии: 

  • здоровьесберегающая;
  • исследовательская деятельность;
  • игровая;
  • интегрированное обучение.

Приёмы: 

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • игровой.

Предварительная работа: беседы («Опасные предметы дома», «Опасные, но полезные», «Таблетки — не конфетки»); чтение художественной литературы: Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей», рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик»; дидактическая игра «Можно — нельзя»; развивающая игра «Как избежать неприятностей».

Материал: портативная музыкальная колонка, дидактическая игра «Что опасно, а что нет». Карточки для игры - опасные и безопасные предметы (опасные: отвертка, игольница с иголками, гвозди, вентилятор, микроволновка, таблетки; безопасные: мяч, расческа, кисть и краски, кукла, книга, кубики); мольберт с зеленым и красным кармашками; красная и зеленая ленточки; посылка с игрушками и опасными предметами: кукла, мяч, утюг, ножницы, телефон; макет квартиры; конверт для бандероли; 2 контейнера с зеленым и красным кругами.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте (хором)

Воспитатель детям:

Рада видеть вас сейчас. Ведь давно ждала я вас. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, чтобы у нас было хорошее настроение. Улыбнитесь и гостям, а гости улыбнутся вам!

Ребята, садитесь на подушки. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности дома. О том, как нужно вести себя, если вы остались дома одни.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Слышите, в дверь кто-то стучится? Что нам делать? Можно ли сразу открывать дверь? Почему?

Дети: Чужим людям двери открывать нельзя. Сначала надо спросить: «Кто»?

Воспитатель: Так, как я взрослый человек, я сама открою дверь. Для нас посылка?! Как здорово. Спасибо большое! (воспитатель берет посылку) Интересно, что же там внутри? Хотите узнать?

Воспитатель вносит посылку с письмом.

Воспитатель: Посылку нам прислал Чебурашка. А еще, здесь есть от него письмо. (Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте ребята, я ищу новых друзей и очень хочу, чтобы вы стали моими друзьями, поэтому отправляю вам посылку с игрушками.» Ребята, а вы хотите подружиться с Чебурашкой? заглядывает в посылку и достает мяч, куклу. Какие замечательные подарки прислал нам Чебурашка! Ой, а ведь в коробке не только игрушки. Ребята, вместе с игрушками, Чебурашка положил в коробку предметы, с которыми нужно быть очень осторожными, и нельзя с ними играть. Давайте вместе разделим эти предметы на опасные, которые могут нанести вред здоровью и безопасные, которые нам не навредят, в наши контейнеры.

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их будите отгадывать и тогда мы узнаем, какие опасные предметы прислал нам Чебурашка. Отвечать нужно по очереди, чтобы не перебивать друг друга.

Воспитатель: 

Инструмент бывалый, 

не большой, не малый. 
У него полно забот: 
Он и режет, и стрижёт.

Дети: (НОЖНИЦЫ.)

Воспитатель: Для чего используются ножницы? 

Дети: Отрезать ткань, вырезать что-то из бумаги, стричь волосы.

Воспитатель: Что может случиться при неаккуратном обращении с этим предметом?

Дети: Порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить кого-нибудь.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Слушаем следующую загадку.

Загорелось вдруг табло,

Мне звонят, скажу: «Алло»,

Его к уху подставляю,

на звонок я отвечаю.

Дети: Телефон.

Воспитатель: Правильно. В наше время почти каждый человек пользуются мобильным телефоном. А вы, ребята, пользуетесь мобильным телефоном?  Дети: да

 Воспитатель: А, как вы им пользуетесь?

Дети: Разговаривать с бабушкой, с папой. Играть и смотрим мультики.

Воспитатель: Правильно ребята. С помощью телефона можно: всегда позвонить своим родным и друзьям; в любом месте можно вызвать скорую помощь, пожарную и полицию в случае необходимости; телефон оснащен будильником, часами, фонариком, фотокамерой, которые можно в нужное время использовать. Телефон вещь необходимая, но он может быть опасен. Знаете, ребята, многие люди на ночь телефон кладут рядом с подушкой, и почти все носят телефон в кармане. А это очень вредно для здоровья, так как телефон может воздействовать на организм человека. Телефон мы держим в руках, в транспорте, в магазине, на улице, руки у нас не всегда чистые, поэтому на нем много вредных микробов и бактерий, которые несут вред нашему здоровью. А значит необходимо соблюдать правила безопасности! Нельзя брать телефон без разрешения взрослых; нельзя долго разговаривать и играть по телефону, может заболеть голова и устанут глаза. Соблюдая эти правила, мы сохраним своё здоровье!

Воспитатель: А, сейчас, я прошу подняться вас! А, ну, ребятки, выходите за мной движенья повторите!

Физкультминутка.  Малышарики - «Безопасность дома».

На плите стоит кастрюлька.            Руки на пояс. Ноги на ширине плеч.                              
А в кастрюльке буль-буль-бум.
     Повороты головы вправо, прямо, влево.
Булька-булька, булька-булька,
Кипяток!
Удираем со всех ног!                      
Руки вперед, к плечам, вверх.
Кипяток всегда сердитый.
Ой, к нему не подходи ты!
Есть на кухне мистер нож.            
Руки на пояс, повороты корпусом вправо,

Ты его, дружок, – не трожь!            влево
Этот самый мистер нож
На драконий клык похож.              
Наклоны вперед. Ноги широко расставлен,

Он работник распрекрасный,          руки в замок.
но в руках твоих опасный.

И еще должны все детки                  Приседания, руки вперед.
Знать, что в доме есть розетки.
Их не трогаем рукой!
Там живет Ток Токыч злой.
Если кто его тревожит,                  Поворот кругом вправо, топающим шагом.
рассердиться Токыч может.          Руки на пояс.

Так, что даже дома, дома,             Прыжки на месте, ноги врозь, ноги вместе.
Где все вроде бы знакомо
Надо твердо знать, друзья,            Поочередно руки вперед, вместе помахать.
Что нам можно, что нельзя!

Воспитатель: Хорошо мы с вами размялись, присаживайтесь на подушки. Слушайте следующую загадку.

Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбки, брюки, покрывало – 
И морщин как не бывало! 

Дети: Утюг.

Воспитатель: Ребята, расскажите, для чего же нам нужен утюг?

Дети: Утюг нам нужен, чтобы гладить вещи или делать на брюках красивые и ровные стрелки.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята. А как вы думаете, чем опасен он?

Дети: Если дотронуться до горячего утюга, то можно получить ожог, а если забыли выключить, то может произойти пожар.

Воспитатель: Правильно, ребята. А кому надо звонить в случае пожара? Дети: Пожарным 101

Воспитатель: Утюг - это электрический прибор. Ребята, давайте назовем электрические приборы которые есть у нас дома, рассмотрев наш макет квартиры.

Дети: Микроволновая печь, плита, холодильник, электрочайник, телевизор, компьютер.

Воспитатель: Правильно, ребята. Всё это электрические приборы, которые включать и выключать из розетки, без взрослых, нельзя. Электричество опасно – это каждый должен знать. Оно очень нам помогает и к себе требует уважения. А есть электричество неопасное, называется оно СТАТИЧЕСКОЕ. Давайте попробуем произнести это сложное слово вместе. СТАТИЧЕСКОЕ. Оно тихое, незаметное, оно живёт повсюду, само по себе и, если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Хотите поиграть? Тогда подходите ко мне по очереди.

Я для вас приготовила сюрприз – воздушные шарики. Ребята, давайте наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать.

Надо шарик потереть о наши волосы и приложить к голове той стороной, которой натирали. А теперь слегка приподнимите шарики. Попробуйте. Вот и ваши шарики притягивают ваши волосы, стали волшебные. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт неопасное электричество и мы его поймали, когда стали шарик тереть о голову. Какие забавные у нас получились прически!

Воспитатель: Я очень рада, что у всех шарики стали волшебными, а сейчас мы их соберем, чтобы потом еще с ними поиграть и присядем на подушки.

Молодцы, ребята. В наших домах живет много предметов, вещей и приборов. Все они приносят пользу и очень нам нужны. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может случиться беда. Давайте рассмотрим картинки об этом. (рассматривают сюжетные картинки).

Воспитатель: Ребята, кто изображен на картинке? Что они делают?

Дети: На картинке мальчик и девочка. Они достали таблетки и едят их.

Воспитатель: Что может произойти потом?

Дети: От таблеток у них может разболеться живот, и они заболеют.

Воспитатель: Правильно. А когда заболел живот кому надо звонить?

Дети: Надо звонить в скорую помощь 103.

Воспитатель: Ребята, кто изображен на следующей картинке? Что они делают? Что может произойти?

Дети: На картинке мальчик и девочка. Они играют с ножом и вилкой, поэтому могут пораниться.

Воспитатель: Правильно. Играть с колющими и режущими предметами опасно. А, что же тогда можно делать дома ребёнку, когда он один? Чем себя занять?

Дети: можно поиграть с куклой, с машинкой, порисовать, посмотреть книжки, собрать пазлы.

Воспитатель: молодцы ребята всё правильно сказали!

А чтобы лучше все запомнить, мы поиграем в игру «Что опасно, а что нет». Посмотрите внимательно на мольберт, на нем кармашки. Сколько кармашков? Какого они цвета? Каждому из вас я дам картинку! В красный кармашек вы будете складывать картинки с изображением опасных предметов, а в зеленый кармашек – картинки с безопасными предметами. Попробуем?

Дети раскладывают картинки, если ребенок затрудняется, все вместе рассуждаем и приходим к правильному варианту.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все правильно распределили! Мы скрепим эти картинки и сделаем две книжечки- напоминалочки! (Воспитатель скрепляет картинки, формируя книжечки. Книжка с зеленой ленточкой – безопасные предметы, с красной – опасные.) Посмотрите, какие они получились замечательные. Ну вот у нас есть новые игрушки от Чебурашки и замечательные книжки, но очень жаль, что наш новый друг не знает какими предметами дома играть нельзя. Ребята, а вы хотите ему помочь?

Дети: да!

Воспитатель: А, что нужно сделать?

Дети: Подарить Чебурашке наши книжечки – напоминалки!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что вы такие добрые и заботливые! Мы отправим Чебурашке бандероль. И поможем нашему другу запомнить, с какими предметами можно и нельзя играть!

Но это не все опасные предметы, которые есть в каждом доме. Об остальных мы поговорим в следующий раз.

Релаксация:

-Вам понравилось занятие, ребята?

-Что вам больше понравилось?

-Что мы изготовили?

- Чем книжки помогут Чебурашке?

Молодцы ребята! Я хочу вас поблагодарить. Вы все очень хорошо занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желани...

Конспект открытого интегрированного мероприятия НОД для детей подгот. группы (6 -7 лет) по областям «Социально–коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) и "Художественно-эстетическое развитие" Тема:"Цветик –семицветик"

Цель: создать условие для формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.Задачи:Ø  Создать условие для формирования знаний о правилах дорожного движения;Ø  Р...

Методическая разработка по теме "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения"

Данный материал отражает систему работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности через театрализованную деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в области формирования основ безопасного поведения «Школа дорожных наук»

Конспект образовательной деятельности  по социально-коммуникативному развитию в области формирования основ безопасного поведения «Школа дорожных наук»...

Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чт...

Использование квест–технологий по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.

ВВЕДЕНИЕ1 Научно – теоретические основы использования  квест–технологий  по формированию основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста   1.1 Формирова...