«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности»
консультация по обж

Безопасность жизни детей и охрана их здоровья является одной из важных задач дошкольного воспитания. Надо не только оберегать детей от опасностей, а формировать представления об опасных ситуациях и прививать навыки безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_na_aprel.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Знакомство детей среднего дошкольного возраста

                                 с основами пожарной безопасности»

Дети среднего дошкольного возраста открыты для всего нового и неизведанного. Они активно осваивают и познают мир через деятельность с игрушками, предметами и вещами, любят узнавать о их свойствах и назначениях, задают разные вопросы и хотят получить на них ответы. Это важный период в жизни маленького человека, период интенсивного освоения новых знаний, разных видов деятельности, развития личностных качеств. Важно помочь детям в начале пути, научить добывать знания безопасно и интересно.

Безопасность жизни детей и охрана их здоровья является одной из важных задач дошкольного воспитания. Надо не только оберегать детей от опасностей, а формировать представления об опасных ситуациях и прививать навыки безопасного поведения. В современном мире много опасностей, как природного характера, так и рукотворной деятельности человека, и никто не застрахован от них, ни взрослые ни дети. Особую тревогу вызывают дети, которые только начали изучать это мир и мало, что о нём знают.

Дошкольники любят всё потрогать, пощупать, опробовать на себе. В процессе обследования предметов, они не задумываются опасно это для них или нет. Дети часто сами стараются приобрести новые знания опытным путем, исследовать розетку, зажечь найденные спички, погладить кукле платье. Любознательность может привести к трагедии. У детей недостаточно развито чувство самосохранения, они не умеют анализировать обстановку и прогнозировать последствия своих действий. Необходимо уберечь их от опасности, не подавить при этом естественного любопытства, подготовить детей к полноценной жизни. Задача взрослого помочь разобраться в этом, научить ориентироваться в источниках опасности, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Дошкольник ещё слабо имеет представление о пожаре, огне, не знает о пожарной безопасности, но в быту он «сталкивается» с электроприборами, которые могут служить источником опасности, при неправильном обращении с ними. Поэтому мы начинаем знакомить детей с противопожарной безопасностью как можно раньше.

Проблема пожарной безопасности признается одной из приоритетных. Одними запретами невозможно избежать несчастных случаев, надо стремится не запрещать, а формировать навыки правильного обращения с электрооборудованием и огнеопасными предметами. Работа по обучению детей противопожарной безопасности ведется систематически и целенаправленно с учётом возрастных особенностей. Создаются необходимые условия по ознакомлению детей со свойствами огня и обучению безопасному обращению с ним. Формируем у детей понятия о пользе и вреде огня, о пожароопасных предметах, воспитываем чувство осторожности и самосохранения.

Для повышения эффективности воспитательной деятельности, при работе с детьми, применяем современные информационные технологии. С их помощью можно доступно и наглядно донести до детей необходимую информацию как в групповой, так и в индивидуальной работе.

В работе используем презентации, плакаты, наглядные, дидактические материалы, которые содержат полезную для дошкольника информация. Рассказываем детям, что в каждом доме есть огонь, огонь может быть полезный, а может быть опасным. Полезный огонь «живёт» в плите, на которой готовим пищу, в спичках, с помощью которых можно развести костер, чтобы погреться, без огня не полетит ракета, огонь может быть источником света. Сколько бы пользы не приносил огонь, если с ним неправильно обращаться, он становится очень опасен.  Знакомим детей с пожароопасными предметами, источниками и причинами пожара. Чем больше усвоит ребёнок, тем безопаснее будет его жизнь.

Обращаем внимание малышей на подручные средства тушения пожара - это песок, земля, вода, снег. Каждый ребёнок должен иметь представление, чем можно засыпать или залить огонь в опасный момент, во время возгорания. Дошкольники ещё не могут полностью усвоить правила поведения при пожаре, поэтому их обучаем основным правилам: не трогать пожароопасные предметы; при пожаре как можно скорее уведомить родителей, воспитателя; оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во всем.

У детей начинаем формировать элементарные представления о профессии пожарных. Как называют людей, которые тушат пожар? На какой машине передвигаются? Загадывая детям загадки по теме, предлагаем найти отгадки по изображенным предметам. В совместной деятельности вспоминаем пословицы и поговорки об огне и пожаре. Знакомим с произведениями художественной литературы писателей С. Маршака «Кошкин дом», Э. Успенского «Про Веру и Анфису» (как Вера и Анфиса тушили пожар, после того, как сами его и устроили), Г. Цыферова «Жил на свете слоненок», П. Голосова «Красная машина», Братьев Гримм «Соломинка, уголек и боб».

Работа проводится во время организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Организуем сюжетно-ролевую игру «Пожарная машина едет на пожар», или предлагаем поиграть в дидактические игры «Опасные ситуации», «Пожароопасные предметы». На прогулке можно запланировать наблюдение за пожарной машиной, в свободной деятельности детям предлагаем собрать пазлы, нарисовать машину, построить из конструктора отдельные объекты или создать целый сюжет. Воспитанники любят заниматься продуктивными видами деятельности, охотно откликаются на предложенные занятия.

При взаимодействии с родителями используем наглядный материал: плакаты, буклеты, памятки, доносим информацию в дистанционной форме, проводим индивидуальные беседы, проводим совместные мероприятия.

Знакомя детей среднего дошкольного возраста с пожарной безопасностью, мы формируем у них навыки правильного обращения с огнём и огнеопасными предметами, учим проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям, развиваем возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения. Воспитанники получают багаж знаний, который будут применять на практике.

                                           Литература

  1. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М. «От рождения до  

  школы». Инновационная программа дошкольного образования. — Издание    

  пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2019. — c.  

  336.

 2. Интернет источник: https://vospitanie.guru/povedenie/detyam-o-pozharnoj-                 bezopasnosti-pamyatka-o-poryadke-dejstvij-pri-pozhare

 3. Интернет источник: https://yandex.ru/images/search/ Картинки по   пожарной    

 безопасности.

 4. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников:            

 занятия, планирование, рекомендации». – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» «Тили – бом, тили – бом, будет безопасным дом!»

Цель: Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».Задачи:1....

Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности

Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

Формирование основ безопасного поведения с огнем детей среднего дошкольного возраста (развлечение «Юные пожарные»)

Формирование основ безопасного поведения с огнем детей среднего дошкольного возраста (развлечение «Юные пожарные») Развлечение по правилам пожарной безопасности в средней группе &laqu...

Опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности".

Главная цель моей работы - в доступной, занимательной форме формировать у детей осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями для действия в экстремальных ситуация...

Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности"

В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности....

презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности"

Презентация для дошкольников «Путешествие по правилам пожарной безопасности»...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...