Совместный социальный педагогический проект «Мы - вместе! Формы работы с родителями по ПДД в современных условиях»
проект по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шаповалова Елена Витальевна

Участники проекта: дети; родители; педагоги МДОУ

Тип проекта: познавательный

Сроки реализации проекта: долгосрочный, 2 года (2019-2020 г.г.)

Вид проекта: инновационный.

Проблема. Низкая компетентность родителей в воспитании привычки соблюдать ПДД. Привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с ДОУ в вопросах формирования у детей основ дорожной безопасности и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, через современные нетрадиционные формы работы.

Аннотация проекта

Данный проект познакомит родителей, детей и педагогов с правилами дорожного движения и закрепит навыки поведения на дороге.
Он будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада и учителям начальных классов.
Как одну из современных форм работы с семьей при реализации ФГОС ДО, педагогический коллектив представляет свой опыт работы с родителями в процессе реализации проекта по теме и направлению РИП.
На современном этапе обновления дошкольной образования уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи, образовательного учреждения и социальных институтов. Поэтому, важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания и образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм сотрудничества с родителями.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, т.к. у них еще не сформированы и являются несовершенными знания о ПДД и правильном поведении на улице. Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с правилам дорожного движения, учить безопасному поведению на дорогах и в транспорте. В этом вопросе должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ОГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель: внедрение новых, нетрадиционных форм роботы педагогов с родителями по ПДД и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма.

Задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах обучения основам дорожной безопасности и воспитания грамотного пешехода.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение новых, эффективных форм работы по ПДД.
  • Тесное сотрудничество ДОУ, семьи и ОГИБДД.
  • Развитие социально-личностной сферы дошкольников через совместную деятельность детей и родителей, а также проведение различных мероприятий по ПДД.
  • Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Формы работы с родителями:

  • Мероприятия
  • Беседы
  • Развлечения
  • Досуги
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Консультации
  • Проекты
  • Акции
  • Анкетирование
  • Квесты
  • Мастер - классы

Ожидаемые результаты:

-стиль общения педагогов и родителей станет партнерским;

-обучение детей ПДД будут осуществляться совместными усилиями ДОУ и семьи;

-произойдет вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения;

-в семье появятся общие интересы, как для взрослых, так и для детей;

-соответствие действий участников проекта цели и задачам;

-заинтересованность родителей в вопросах обеспечения дорожной безопасности, пропаганде безопасного поведения на дорогах и предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма;

-преобразующий характер проекта.

Обеспечение проекта:

  • Наглядно-информационные пособия
  • Фотоматериалы
  • Презентация проекта

 

Актуальность

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика, позиции малыша и обучении ПДД. Какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Детский сад является вторым социальным институтом для ребенка и должен обеспечить формирование основ дорожной безопасности, воспитание детей, как грамотных пешеходов. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых посвоему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия в вопросах обучения детей дорожной грамотности. Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения по проблеме предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения зависит от особенностей взаимодействия с семьями воспитанников. Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужно постоянно искать новые нетрадиционные (современные, инновационные) формы для сближения детей, родителей и педагогов по ПДД. Наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Таким образом: анализ состояния данной проблемы и определил актуальность темы проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Сроки реализации: долгосрочный (2 года).

Участники проекта: педагоги, дети, родители, сотрудники ОГИБДД. Условия реализации проекта:

- заинтересованность детей и родителей

- регулярность и систематичность работы

Продукт проекта:

  • Фотоматериалы
  • Презентация проекта
  • Видеоматериалы
  • Авторские пособия

 

Реализация проекта. Этапы проекта

Реализация данного проекта позволит, совместными усилиями ДОУ, родителей и сотрудников ОГИБДД, сформировать  у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана развивающая предметно - пространственная среда (РППС) – центр детской активности «Дорожная безопасность», подобрана методическая литература, разработаны и выпущены продукты проекта. У детей будет формироваться привычка соблюдать правила дорожного движения. Прежде чем начинать работу по проекту необходимо было напомнить родителям и педагогам о том, что важно знать и соблюдать ПДД, изучить специальную литературу по теме. Это помогло в дальнейшем осуществлять работу с родителями по ПДД, организовывать совместную деятельность, проводить различные мероприятия, т.е. осуществлять взаимодействие с родителями, используя современные формы работы.

1 этап - Подготовительный:

1.Изучение психолога - педагогической, методической и научно-популярной литературы по данной теме.

2.Определение актуальности выбранной темы.

3.Составление плана проектных мероприятий для детей, родителей и педагогов.

4.Подбор новых форм работы с родителями по ПДД.

2 этап - Основной:

Проектные мероприятия по ПДД в ДОУ совместно с родителями, детьми и педагогами, сотрудниками ОГИБДД.

Одним из направлений работы нашего детского сада в статусе РИП является обучение детей правилам дорожного движения и формирование у них безопасного поведения на улицах города.  Работа с родителями – это одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Только в тесном содружестве с семьей мы сможем расширить представления детей о дорожной безопасности.

В связи с этим, мы начали искать такие формы общения, которые направлены на установление взаимопонимания и взаимопомощи. Родители оказались готовыми поддержать начинания наших  педагогов и повысить уровень знаний в данном вопросе. Наряду с традиционными формами работы с семьями воспитанников, мы стали внедрять современные формы взаимодействия.

Работа с родителями по ПДД реализовывала следующие задачи:

  • педагогическое просвещение родителей,
  • изучение и распространение передового опыта,
  • ознакомление родителей с жизнью и работой детского сада,
  • привлечение родителей к участию в различных мероприятиях.

Планируя  работу с родителями, мы тщательно продумывали организацию проводимых мероприятий и формы вовлечения  их в совместную деятельность по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Такими формами стали:

  1. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды. Пополнение Центров детской активности «Дорожная безопасность».
  2. Изготовление пособий и атрибутов из бросового материала - макетов, игровых полей, видов транспорта, дорожных знаков и др., для игровой  деятельности по изучению ПДД. Дети могли обыгрывать дорожную ситуацию и применять полученные знания.
  3. Регулярные встречи родителей с сотрудниками ГИБДД города.
  4. Проведение мастер-классов по изготовлению фликеров для всей семьи, чтобы быть ярче в темное время суток и на закрепление знаний о правилах дорожного движения.
  5. Конкурсное движение, объединяющее детей и родителей. Творческое создание игрушек - «Полицейский Дядя Степа», изготовление светоотражающих элементов - «Самый любимый ребенок – ярче всех!», конкурс «Елочных игрушек ПДД. Елочка безопасности» и др.
  6. Квест-викторины для всей семьи «Мы изучаем ПДД», на которых ребята и родители отвечали на вопросы и совместно выполняли задания-квесты.
  7. Привлечение родителей, служащих в полиции, к организации и проведению развлечений по дорожной безопасности, бесед о ПДД, ролевых игр, на которых дети применяют полученные знания.
  8. Организация театрализованной деятельности по дорожной безопасности. И участие родителей в спектаклях для детей.
  9. Квест – игры для родителей из цикла «Знаете ли вы ПДД?». В игровой форме родители смогли применить свои знания в данной области. Решая квестовые – задания, находили правильные ответы.
  10. Проведение флешмобов совместно с сотрудниками ГИБДД и самостоятельно. Флешмобы помогли объединить педагогов, детей родителей. Т.о. мы пропагандируем безопасный образ жизни и  призываем жителей города соблюдать ПДД и быть внимательными.
  11. В период пандемии, находясь на самоизоляции, наши ребята и родители активно участвовали в онлайн – акциях, организованных ОГИБДД города. Данный формат общения поднял взаимодействие между семьей и дошкольным учреждением на новый уровень.
  12. Участвуя в акции «Оставайтесь дома. Лучше дома», ребята и родители создавали визуальную информацию - листовки, памятки, газеты и видеоролики. Выступая с призывом бережно относиться к своему здоровью и  находиться дома.
  13. Самоизоляция внесла изменения в образовательный процесс. Дети, находясь дома, дистанционно изучали и повторяли ПДД, через познавательную, художественно-творческую, игровую и проектную  деятельность вместе с родителями.

Очень важно соблюдать меры безопасности, перевозить ребенка в машине только в автокресле. Была успешно проведена акция «Детское автокресло – выбор сознательных родителей!». Родители соблюдали меры предосторожности.

  1. В этом году наша страна праздновала 75-тилетие Великой Победы. Вместе с родителями и педагогами, ребята выпустили видеоролик о Великой Отечественной войне.

Так же были посвящены этой знаменательной дате и другие акции, такие как - «Бессмертный полк», «75 лет Победе», «Победе безопасные дороги». Семьи воспитанников присоединялись к ним в онлайн – режиме.

  1. В целях пропаганды знаний о  дорожной безопасности среди детей, был выпущен учебный видеоролик.
  2. Использование ИКТ помогает в образовательном процессе, делает обучение детей дорожной безопасности интересным и увлекательным. Родители создали несколько интерактивных игр для детей на закрепление Правил дорожного движения.
  3. Широкое распространение в социальных сетях получил Челлендж. В которых блогер выполняет задание, снимает его на видео и размещает в интернете. Родители и дети приняли активное участие в Челлендже -  «За безопасность дорожного движения – всей семьёй» и «#Вниманиедети #соблюдайтепдд #гибддтейково». Наши Челленджи по ПДД были запущены в социальные сети.
  4. Организации мероприятий с привлечением сотрудников ГИБДД города. Огромную помощь в их проведении нам оказывает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД старший лейтенант Левинская Анастасия Вадимовна.
  5. Наши воспитанники, как и их родители, активно принимают участие в городских мероприятиях по дорожной безопасности:
  • «Держи ребенка за руку»
  • «День белой трости»
  • «День памяти жертв ДТП»
  • «День защиты детей»
  • «Хороший водитель - лучший защитник»
  • «Тюльпан для милых дам»
  1. Социальные сети мы используем для размещения информации. ВК создана группа «Зеленый огонек».
  2. Представление опыта работы по ПДД. Участие городском конкурсе «Светофорчик» и участие в областном конкурсе «Светофорчик»

3 этап – Заключительный:

  • Презентация проекта
  • Подведение результатов проектной деятельности.
  • Анализ ППРС группы – центра детской активности «Дорожная безопасность».
  •  

Вывод

Много различных форм работы с родителями по ПДД опробировано и проведено. С использованием разного рода мероприятий позиция родителей в вопросах дорожной безопасности стала более гибкой. Теперь они ощущают себя компетентными в вопросах обучения детей и соблюдения ПДД. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в тесном сотрудничестве друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир и обеспечения безопасных условий жизни.

 

Рекомендации

Взаимодействие родителей и детского сада длительный, но довольно эффективный и кропотливый процесс, требующий неуклонного следования выбранной цели. Необходимо продолжать работу над проектом, искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель воспитывать будущих созидателей жизни – достойных граждан России.

 

Список литературы:

1.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. -, с 33-38

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей....

Педагогический проект «Использование нетрадиционных форм работы с родителями в работе воспитателя»

Во все времена общество большое внимание уделяет  работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские з...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

Педагогический проект «Использование нетрадиционных форм работы с родителями в работе воспитателя»

Во все времена общество большое внимание уделяет  работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские з...

"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)

Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливает...

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным  образовательным стандартам в образовательных учреждениях  должна быт...