"Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях" (из опыта работы)
статья (младшая группа)
Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях». В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне бы хотелось представить некоторые инновационные формы и методы работы с семьей в нашей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii-peredelannaya.docx | 31.34 КБ |
prezentatsiya-_shakurskaya_peredelannaya.pptx | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Шакурская Ирина Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 комбинированного вида» |
Инновационные формы работы с родителями
(законными представителями) в современных условиях
В соответствии с законом РФ «Об образовании» приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребёнка». В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Хочу представить свой опыт работы по теме «Инновационные формы работы с родителями (законными представителями) в современных условиях».
Привлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением к работе педагогического коллектива. Семья и дошкольное учреждение два общественных института, которые занимаются одним делом, решают одну задачу, стоят у истоков будущего, чтобы педагоги и родители стали единомышленниками. Я всё чаще в своей работе использую новые формы и приёмы вовлечение родителей в жизнь детского сада. Такая активная работа позволяет реально влиять на семейное воспитание, наша цель создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ. Сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне бы хотелось представить некоторые инновационные формы и методы работы с семьей в нашей группе (слайд 2).
Инновационные формы предполагают следующие направления работы (слайд 2).
Новизна отношений между детским садом и семьей определяется понятием сотрудничеством, взаимодействием и единством (слайд 2). Это общение на равных, где ни кому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать. Эта способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения, что позволяет совместно выявить, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивать необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребёнком в контексте развития личности, позитивно отражающими на его физическом, психическом и социальным здоровьем.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьями воспитанников, которые можно условно разделить на традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Традиционные формы работы подразделяются: индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные (слайд 3).
Таким образом, традиционные формы работы с семьей показывают, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставках. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выявления общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время современное ДОУ постоянно находится в режиме развития, функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы детского сада с семьей, активно используются инновационные нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Нетрадиционные формы взаимодействия подразделяются на 4 группы: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные (слайд 3).
- Информационно-аналитические – направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, сбор, обработку и использование данных на каждого воспитанника, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
- Познавательные – направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
- Досуговые – призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
- Наглядно-информационные – даёт возможность довести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютной и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Я хочу остановиться на нетрадиционной форме работы с родителями. В нашей группе существует такая форма работы с семьей, тематические выставки: информационные стенды, фотовыставки, видеоролики, темы выставок различные: «Маму с 8 Марта поздравляю Я», «Из жизни нашей группы», «Вот оно, какое наше лето!» и др. Родители отмечают, что в процессе подготовки материала к выставке или видеоролика взрослые и дети ещё лучше узнают друг друга, в семье появляются еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома (слайд 4).
Проводили дистанционные мастер-классы совместного творчества детей и родителей «Игры с прищепками» - изготовление дидактических игр с использованием прищепок и «Театр дома» - изготовление героев и атрибутов к русским народным сказкам. Родители с удовольствием, интересом участвовали в таких формах работы, это вызывает огромный интерес не только у детей, но и у родителей. Мы с ребятами участвовали в различных всероссийских, международных конкурсах и занимали призовые места. Проводили родительские собрания не в простой форме, а с играми и с показом видеороликов, где дети не только в группе играют, рисуют, а также родители увидят своего ребенка в разной образовательной деятельности, чем он занимается и чему он научился (слайд 5).
Проводили в детском саду и в группе Всероссийский «День эколят». В ходе этого дня дети узнали о том, что сказочные герои Эколята, являются друзьями и защитниками природы. Они заботятся о ней, приходят на помощь природе, спасают растительный и животный мир, сажают деревья, кусты и цветы, ухаживают за домашними животными и комнатными растениями, работают в саду и в огороде. Они совершают хорошие, добрые и правильные поступки по сохранению природы. С детьми познакомились со сказочными героями Эколятами и узнали об особенностях каждого из них. В этот день с детьми играли в дидактические игры «Найди дерево», «Рассортируй мусор по контейнерам», в сюжетно-ролевую игру «Пикник», рассматривали экологические знаки, раскрашивали картинки «Береги природу», ухаживали за комнатными растениями, собирали на участке мусор, здесь родители приняли участие в акции «Посади дерево», а также дома нарисовали с детьми рисунки для выставки «Будь природе другом!». День прошел интересным, увлекательным и занимательным (слайд 6).
В нашей группе был проведен проект на тему «Правильно питайся -здоровья набирайся!». В результате проекта дети получили первичную информацию о правильном питании. У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни. Дети научились классифицировать овощи, фрукты, ягоды и выбирать полезные продукты. Дети знают и называют овощи и фрукты, отличают их по внешнему виду (цвету, вкусу). Дети понимают, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде. У детей сформированы представления о пользе витаминов. В результате проведенной работы у воспитанников появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалось представление о пользе натуральных продуктов, потребность в употреблении свежих фруктов и овощей и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Важным, в данном проекте, является то, что родители разделяют информацию о важности правильного питания и активно помогают прививать навыки культуры детям, а также родители вместе со своими детьми дома приготовили любимое блюдо своего ребёнка, дети остались довольны. Благодаря всем проведенным мероприятиям в данном проекте, развивается более тесная взаимосвязь с родителями нашей группы (слайд 6).
Ещё в нашей группе проходят дни рождения детей, праздники и развлечения, где родители тоже принимают активное участие, пробуют себя в разных ролях и им это нравится (слайд 6).
Таким образом, профессиональное и творческое использование педагогами ДОУ современных традиционных и нетрадиционных форм работы и взаимодействия с родителями позволяет успешно и эффективно осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников как с участниками образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО. Умелое и качественное сочетание всех форм работы педагогического коллектива с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания детей, правильно организовывать разностороннюю деятельность детей в домашних условиях, а также способствует повышению статуса дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
Я не хочу останавливаться на достигнутом, у меня много планов и задумок, продолжаю искать новые пути к сотрудничеству и взаимодействию с родителями и в новом учебном году хочу попробовать реализовать современную и нетрадиционную форму взаимодействия с родителями детей раннего возраста (Адаптационный клуб: «В детский сад без слёз», «Растишка». Семейный клуб: «Играем вместе». Проект: «На пороге детского сада», «Детям знать положено» (знакомство детей раннего возраста с правилами дорожного движения). Тематические выставки, конкурсы и семейные вернисажи: «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Семья и традиции», «Наши дочки и сыночки», «В мире чувств и эмоций» и т.д. «Дни добрых дел»: ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-пространственной среды в группе. Выпуск семейных газет «Жили-были», «Отдыхаем всей семьей». Спектакли «Теремок», «Колобок». Экскурсии «Мы – друзья природы»).
Итак, работа воспитателей с применением разнообразных инновационных форм работы с родителями воспитанников, будет эффективной, только в случае родительского участия и их позитивного настроя.
Список используемой литературы
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход.- М.: ТЦ Сфера, 2005,-144 с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с.- (Библиотека руководителя ДОУ).
- Муляр Н.В., Черниговских Е.В., Кубышкина Н.Д. Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар.науч.конф (г.Казань, октябрь 2015 г.).-Казань: Бук, 2015.-189с.
- Школа для родителей дошкольников.: образовательная программа/авт.-сост.Н.Ю.Быковская, О.А.Цибикова.-Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2018.-64с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИННОВАЦИЯ (англ. innovation) – внедрение новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности. Составляющие инновационных форм: Активная позиция родителей, партнерство с педагогами. Инновационность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям. Применение в семейной среде. Направления работы: Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. РЕБЁНОК РОДИТЕЛЬ ПЕДАГОГ Взаимодействие Сотрудничество Единство
Традиционные формы работы с родителями Индивидуальные формы работы Наглядно-информационные формы работы Коллективные формы работы Анкетирование; беседа; общение; - консультирование. Уголки для родителей с различной информацией: памятки; папки-передвижки; папки-ширмы выставки детских работ Родительские собрания: круглый стол; вечер вопросов и ответов; работа с родительским комитетом Нетрадиционные формы взаимодействия Информационно- аналитические (социологические опросы: анкетирование, тестирование, собеседование; педагогиче - ская копилка: «Уроки безопа-сности », «Логопед советует», «Помощь психолога», «Советы Доктора Айболита», «Играем дома» и др ; переписка по электронной почте, ларец пожеланий и предложений). Познавательные (проведение собраний в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогическая гостиная, совместная исследовательская проектная деятельность, интернет-журнал). Досуговые (праздники, развлечения соревнования, чаепитие, совместные экскурсии, деловая игра, проведение акций, мастер-классы, семейные клубы и театры, дни творчества детей и их родителей, совместные прогулки). Наглядно- информационные (буклеты, родительская газета, электронные газеты, использование видеозаписей наблюдений за ребенком в процессе его деятельности, взаимообмен фотографиями, видеофильмы о жизни ребенка в семье и в детском саду, презентации, презентации ДОУ, стенгазеты, портфолио группы, сайт группы и детского сада, групповые альбомы, копилка добрых дел).
Фото из видеоролика «Маму с 8 Марта поздравляю Я» «Вот оно какое наше лето!» Тематические выставки, фотовыставки, видеоролики Фото из видеоролика «Из жизни нашей группы» Информационные стенды
Дистанционные мастер - классы Мастер-класс «Игры с прищепками» -изготовление дидактических игр с использованием прищепок Мастер-класс «Театр дома» -изготовление героев и атрибутов к русским народным сказкам Родительское собрание Участие детей и группы во Всероссийских конкурсах
Совместные проекты, праздники Всероссийский «День эколят » Педагогический проект «Правильно питайся – здоровья набирайся!» Развлечение «День защиты детей» День рождения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...
"Использование разных форм работы включения родителей (законных представителей) в образовательный процесс"
План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы...
Современные формы работы с родителями (законными представителями) ДОУ.
Родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса. Поэтому очень хочу поделиться с Вами каке формы работы мы практикуем в нашем ДОУ....
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицируе себя с семьей, открывая ...
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...
"Детский календарь" как инновационная форма работы с родителями воспитанников в условиях современного ДОУ
"Детский календарь" Т.Н. Дороновой....
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быт...