Проект средней продолжительности по формированию основ безопасного поведения в природе «Друзья природы»
проект по обж (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в природе.
Его задачи: обучить детей элементарным правилам поведения на природе; сформировать у дошкольников представления об опасностях, возникающих при контакте с животными и насекомыми; привлечь родителей к деятельности, направленной на охрану жизни и здоровья детей; развивать познавательный интерес детей к миру природы, сочетая с ознакомлением с опасными растениями, ягодами, грибами; воспитывать навыки личной безопасности, а также желание беречь и охранять природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzya_prirody.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 410»
Познавательный практически-ориентированный проект средней продолжительности по формированию основ безопасного поведения в природе
«Друзья природы»
Автор проекта:
Воспитатель Сидягина И.В.
г. Нижний Новгород
Ленинский район
Актуальность проекта:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в природе.
Задачи проекта:
- Образовательные задачи:
- Обучать детей элементарным правилам поведения на природе.
- Формировать у дошкольников представления об опасностях, возникающих при контакте с животными и насекомыми.
- Привлечь родителей к деятельности, направленной на охрану жизни и здоровья детей.
- Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к миру природы, сочетая с ознакомлением с опасными растениями, ягодами, грибами.
- Расширять словарный запас детей.
- Воспитательные:
-Воспитывать навыки личной безопасности.
-Воспитывать желание беречь и охранять природу.
Тип проекта: познавательный, практически-ориентированный.
Срок реализации: сентябрь-декабрь.
Методы реализации проекта:
1.Беседы с детьми (в том числе проведение первичной диагностики детей с целью выяснения имеющихся знаний и умений, на которые можно будет опереться).
2.Изучение литературных источников.
3.Наблюдения.
4.Творческие работы.
Формы работы с воспитанниками:
- Организованная образовательная деятельность.
- Наблюдения.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание сюжетных картинок.
- Игровая деятельность
- Моделирование кейс-ситуаций.
- Практические занятия.
- Экскурсии.
Проект реализуется по двум направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми,
2.Взаимодействие с родителями.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.
2. Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.
3. У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности.
4. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный этап
- Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.
-Подборка методической, детской художественной литературы.
-Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.
- Уточнение представлений детей о правилах безопасного поведения в природе, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
2 этап: Основной (сентябрь-декабрь)
Сентябрь
1. Беседы: «Источники опасности в природе», «Ядовитые грибы и ягоды», «Для чего нужны растения?», «Опасные насекомые».
2. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по правилам безопасного поведения в лесу.
3. Настольно- печатная игра «Сбор грибов и ягод».
4. Игровая ситуация «Мы–в лесу».
5. Д/И «Съедобные-несъедобные ягоды», «Собери грибы в корзину», «Лесная аптека».
6. Художественное творчество: раскраски на тему безопасного поведения в лесу, в парке.
7. ООД по рисованию «Ветка рябины», ООД по лепке «Корзины с грибами».
8. Наблюдение за цветником на участке, за кустарниками, деревьями и травами.
9. Чтение художественной литературы.
10. П/И «Съедобное-несъедобное» (грибы, ягоды), «Садовник», «К названному дереву беги».
11. Создание совместно с родителями воспитанников коллажа «Моя семья на отдыхе».
Октябрь
1. Д/и «Подбери картинку», «Разрешается-запрещается».
3. Чтение художественной литературы.
4. Беседы: «Кого мы можем встретить в лесу», «Зачем знать правила поведения в природе», «Опасности, которые нас подстерегают в парке»
5. ООД «Животные — наши друзья или враги», «Насекомые рядом».
6.ООД по рисованию «Осеннее дерево», аппликация «Золотые березы».
7. Конкурс рисунков «Мы-юные друзья природы».
8.Наблюдение за кошкой, собакой, за птицами, прилетающими на участок.
9. П/И «У медведя во бору», «Птица без гнезда».
10. Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения детей в природе».
11. Совместное с родителями участие в выставке поделок из природного материала «Дары природы».
Ноябрь
1.Беседы: «Какие опасности подстерегают во дворе», «Не играй и не дразни бродячее животное»
2. Моделирование проблемной ситуации «Осторожно: бездомное животное!"
3. ООД по рисованию «Мой домашний питомец», ООД «Мы попросить хотим ребят – не трогать маленьких зверят»
4. П/и «Птички и собачки»», «Бегает, плавает, летает».
5. Д/и «Верно-неверно», «Объясни, что здесь не так».
6. Настольно-печатная игра «Времена года».
7. Сюжетно-ролевые игры: «Семейная прогулка в лес (в парк)».
8.Чтение художественной литературы.
9. Экскурсия по территории детского сада.
10. Создание карточек – предупреждений «Правила поведения в природе».
11.Папка-передвижка для родителей «Правила пожарной безопасности на природе».
Декабрь
1. Д/и «Что будет, если…», «Можно-нельзя».
2. Игровая ситуация «На льду».
3. Чтение художественной литературы, разучивание пословиц: «Не дразни собаку, так и не укусит», «Не замахивайся палкой, и собака не залает».
4. Беседа «Правила безопасного поведения на водоемах в холодное время года».
5.Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе.
6. ООД по рисованию «Снегирь на ветке», «Зимние забавы».
7. П/И «Льдинка», «Зимушка Зима», «Зайцы и волк».
8. Игра – драматизация «Путешествие Мишутки».
9. Конкурс чтецов стихов «Безопасность при любой погоде».
10. Совместная работа родителей с детьми «Оформление уголка безопасности».
3 этап: Заключительный.
1. Организация выставки детских работ «Нет опасности!»
2. Создание лэпбука «Мы – друзья природы!»
Продукты проекта:
Серия кроссвордов на тему: «Будь природе другом».
Викторина «Мы -друзья природы».
Художественная литература для чтения детям:
М. Фисенко «Наказание за незнание»;
Г. Ладонщикова «Упрямый козлик»;
В. Катаев «Мухомор», «Грибы»;
Н. Сладков «Белкин мухомор»;
Е. Чарушин «Волчишко»;
Г.И. Соколов – Микитов «Перед зимой»;
И. Сладков «По грибы»;
К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Э. Шим «Храбрый опенок»;
Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка», «Волшебный ворон», «Советы лесной мышки»;
Л.Н. Толстой «Два товарища»;
С. Белых «Спор деревьев».
Методическая литература:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб: Детство–пресс, 2015
2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Знание, 2015
3. Васильева, Н. Островок безопасности Н. Васильева // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 4. – С.117–121.
4. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С.А. Козлова. – М.: Знание, 2016. – 314 с.
5. Мубаракшина, И. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности И. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. – №4. –2016
6.Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5.
7. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. -М.: ТЦ «Сфера», 2019.-80с.
8. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. -М.: Книголюб, 2007.-80с. (Развивающие сказки для детей).
Приложение
Подвижные игры.
1.П/И «Съедобное-несъедобное» (грибы, ягоды)
Цель: упражнять в ловле мяча, в бросках мяча в паре; развивать реакцию, ловкость, умение слышать сигнал, быть внимательным; закрепить знания съедобных-несъедобных грибов, ягод, растений.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, разомкнувшись на вытянутые руки, ведущий - в центре с мячом в руках. Он называет гриб, ягоду и бросает мяч одному из детей. Если это слово обозначает съедобное растение, ребенок должен поймать мяч, если несъедобное – мяч ловить нельзя.
2.П/И «Садовник»
Цели: разучить названия цветов; развивать ловкость.
Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится «садовником».
3. П/И «К названному дереву беги»
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.
Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.
4. П/И «У медведя во бору» Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения, соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку.
Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии двух-трёх шагов очерчивается место для медведя. На
противоположном конце площадки обозначается линией дом детей. Выбирается медведь, остальные игроки – Дети.
Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, проговаривая слова:
«У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».
Когда игроки произнесут слово «рычит» медведь с рычанием встаёт, а дети
бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Игра повторяется.
5. П/И «Птица без гнезда».
Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.
Ход: Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором
расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо,
второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там
водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впередистоящему, т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по домам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
6. П/И «Бегает, плавает, летает»
Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении, развивать внимательность, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например, при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
7. П/И «Льдинка»
Цель: упражнять в ориентировке на местности
Ход игры: Участники игры образуют круг и становятся на расстоянии одного-двух шагов друг от друга. В центре круга — водящий. Он кладет перед собой гладкий кусочек льда (или шайбу, деревянную чурку) и ударом ноги старается выбить льдинку за пределы круга. Играющие препятствуют этому и отбивают льдинку назад. Тот, кто пропустит льдинку с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.
8.П/И «Зимушка-зима»
Цель: воспитывать внимание
Ход игры: По команде дети выполняют следующие задания: «Мороз» - стоять, «Вьюга» - бег на месте, «Метель» - присесть, «Снег» - кружиться на месте. Воспитатель при этом может показывать другие движения, например, говорит «Снег», а сам приседает. Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки.
9.П/И «Зайцы и волк»
Цель: воспитывать быстроту и ловкость
Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. Зайцы располагаются на одной стороне площадки, волк на противоположной.
«Зайцы скачут «Скок-скок-скок»
На заснеженный лужок.
Кору щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Зайцы разбегаются по площадке. Прыгают на двух ногах, присаживаются, оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», и волк выходит из укрытия и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Присевшего зайца волк не может коснуться. Пойманных зайцев он отводит в сторону. После того как были пойманы 2-3 зайца, выбирается другой волк.
Дидактические игры.
1.Д/И «Съедобные-несъедобные ягоды», Д/и «Собери грибы в корзину»
Цель: формирование у детей представлений о съедобных и несъедобных ягодах и грибах в лесу в процессе совместной деятельности.
Игровая задача: Научить определять по внешнему виду съедобные и несъедобные грибы и ягоды в лесу.
Игровые правила: Играть дружно, ждать своей очереди, помогать друг другу, быть внимательными.
Игровые действия: Выбрать картинку и определить ее в корзинку «съедобные ягоды и грибы и несъедобные»
2. Д/и «Лесная аптека»
Цель игры: Познакомить детей с травянистыми лекарственными растениями родного края, их лечебными свойствами, с приспособленностью к постоянной среде обитания и к сезонным изменениям в процессе роста и развития. Дать знания о роли растения в природе и пользе человеку. Учить видеть в растении живое. Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики различных заболеваний.
Игра состоит из четырёх комплектов пазлов.
1 комплект: символ «Простудился» и к ней соответствующие пазлы.
2 комплект: символ «Заболел животик» и к ней соответствующие пазлы.
3 комплект: символ «Ссадина» и к ней соответствующие пазлы.
4 комплект: символ «Помогут успокоится» и к ней соответствующие пазлы.
Правила использования игры: подобрать к каждому символу –соответствующие пазлы.
Игровые действия: из коробки педагог раздаёт или дети берут сами символы и располагают перед собой. Затем педагог (в самостоятельной игре воспитанник) наугад достаёт пазл с изображением растения и спрашивает: «Это растение что поможет вылечить?» Игрок, у которого находиться символ с соответствующим изображением отвечает: «Моя картинка!». Забирает пазл себе. Игра заканчивается, когда все пазлы закончатся. Затем подводится итог игры.
4. Д/и «Подбери картинку»
Цель: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах; упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах, ягодах и грибах; закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровое правило. Класть карточки по очереди, по их принципам. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.
5. Д/и «Разрешается-запрещается», Д/и «Верно-неверно», Д/и «Можно-нельзя»
Цель: обобщение и закрепление имеющихся у дошкольников знаний по правилам поведения на природе.
Оборудование: карточки с изображением опасных и безопасных ситуаций, «запрещающие» знаки (круги) красного цвета, «разрешающие» знаки (круги) синего цвета.
Правила игры: Ребенок раскладывает перед собой карточки с изображениями и, объясняя ту или иную ситуацию, создает запрещающий или разрешающий знак, дает пояснения почему так поступать правильно (неправильно), опасно (безопасно), можно (нельзя).
6. Д/и «Объясни, что здесь не так»
Цель: закрепление правил поведения в природе.
Игровой материал: карточки, с изображением поступков детей, смайлики (довольный, недовольный).
Ход игры:
Дети берут карточки, рассматривают их, если на картинке дети ведут себя «правильно», берегут природу, значит на карту кладут смайлик довольный, если «неправильно», например, небрежно относятся к животным, растениям и т.д., то смайлик недовольный.
Второй вариант: дети должны взять только те картинки, где дети ведут себя «правильно». У кого таких картинок окажется больше, тот и побеждает.
7. Д/и «Что будет, если…»
Усложненный вариант предыдущей игры.
Детям предлагается объяснить к чему могут привести те или иные отрицательные поступки, изображенные на картинках, и, что нужно сделать детям на картинке, чтобы их поступок стал положительным.
8. Игровая ситуация «На льду»
Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Актуальнось темы....
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...
Тематическое планирование в средней группе по формированию основ безопасного поведения в природе на 2017 учебный год
Цель: ознакомление детей с правилами поведения в природе и формирование навыков безопасного поведения.Задачи:Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и с...
Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме,природе"
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с р...
Консультация для родителей "Формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе"
Сегодня хочу уделить внимание основам безопасного поведения. Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Для этого рекомендую вовлекать детей...