Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
статья по обж
статья "Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Повар Елена Владимировна,
старший воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад №116 комбинированного вида»
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
В данное время проблема формирования основ безопасности у детей дошкольного возраста считается самой актуальной. Ведь сейчас, к сожалению, очень тревожное время и неуверенность в завтрашнем дне растет с каждым днем. По мнению ученых, механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование. При этом обучение данному необходимо проводить на протяжении всей жизни человека и начинать нужно именно с дошкольного возраста.
Дошкольным возрастом считается период развития ребенка от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе развития происходить формирование всех основ, в том числе и безопасности. Ребенок в силу своего возраста очень любознателен и пытается познакомиться с окружающим миром самостоятельно [4, с.126]. Но при этом, не имея знаний и опыта, он не думает об опасности, которая его может подстерегать. Нехватка воспитательного воздействия, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей приводит к детскому травматизму, а иной раз и к детской смертности. Именно поэтому необходимо приложить усилия для развития у детей основ безопасности.
Главным и основным источником информации являются непосредственно родители. Они проводят с ребенком больше времени и вкладывают в него основные навыки и знания. Ведь именно при тесном взаимодействии ребенка и родителя происходить развитие ребенка как личности. В первую очередь задача родителей не оберегать или защищать ребенка от любого рода опасности, а познакомить его к встрече с ними и предостеречь их возникновение. Начинать разговаривать и рассказывать ребенку основы безопасности необходимо с раннего возраста: безопасность дома, на улице, на проезжей части и т.д.[1, с.12] Также немаловажным является правильное поведение самих родителей во всех ситуациях, тем самым показывая ребенку как необходимо вести себя на улице, дома, в дороге и т.д. То есть родители демонстрируют безопасный образ жизни.
Не менее важную роль в формировании основ безопасности у детей дошкольного возраста играет его пребывание в дошкольном учреждении. Когда ребенок находится в детском саду, то он проводит там большую часть времени и вкладывание в него знаний и навыков уже считается прерогативой именно воспитателя. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. В образовательных программах описано содержание знаний о безопасности, которые рекомендованы министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится о том, что у воспитанников к концу дошкольного возраста должна быть сформирована способность к волевым усилиям, должен следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, должен соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены [2, с.29]. Это подчеркивает то, что воспитатель помимо специально организованной образовательной деятельности в режиме дня должен планировать и режимные моменты для формирования основ безопасности. Ведь безопасностью считается не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различного рода ситуациях. А также выработка практических навыков поведения в играх, в быту, освоение правильного действия при возникновении опасной ситуации. В первую очередь, воспитателю необходимо установить определенные правила поведения, которые ребенок должен выполнять. Задача воспитателя следить за тем, чтобы эти правила выполнялись. Также нужно организовывать различные ситуации (проблемные, игровые), которые будут обеспечивать развивающее взаимодействие детей между собой. В нашем дошкольном учреждении в начале учебного года и на протяжении всего года организованы различного рода мероприятия, такие как встреча с инспекторами ГИБДД; беседы о правилах поведения на улице, дома, на дороге; квест-игры по правилам безопасности и т.д. У нас на территории учреждения есть специально разлинованная площадка для проведения мероприятий по ПДД. Также в каждой группе нашего дошкольного учреждения организованы уголки по ОБЖ, в которых расположены плакаты, настольно-печатные игры, дидактические игры, сюжетные картинки и многое другое. Не менее важным считается создание развивающей предметно-пространственной среды, которая будет напоминать детям об использовании ранее изученных правил как в самостоятельной деятельности, так и во взаимодействии взрослых и детей. В работе по формированию основ безопасности можно использовать различные формы и методы. Так, например, для формирования безопасности дома большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Также получить знания, усвоить их и научиться применять можно при организации сюжетно-ролевой игры, чтении художественной литературы и т.д.
Таким образом, дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок все впитывает и накапливает различные знания. И формирование основ безопасности очень важная и актуальная проблема в данном возрасте. Работа по формированию данных знаний и навыков – это совместная работа воспитателя и родителя.
- Акимов, В.А. Международная конференция // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. — №7. – С. 12-13.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155 / Министерство образования и науки РФ. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – Текст : непосредственный.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- Москва: Омега – Л., 2014. – 41 с.
- Югова, М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р. Югова, Е.В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 125-127.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Неделя «Специалист»...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...