Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ
материал по обж

Ковалева Ирина Александровна

Как создать систему безопасности дошкольного учреждения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 города Велижа

Создание безопасных условий

при организации

образовательного процесса в ДОУ

Подготовила воспитатель

Ковалева Ирина Александровна

2023

     Современный мир изменил подход к проблеме безопасности. Если ранее понятие безопасности в ДОУ включало охрану жизни и здоровья детей и создание безопасных условий труда сотрудников, то сейчас в понятие безопасности входят терроризм и экологическая катастрофа. Детей и взрослых необходимо научить предвидеть опасность и уберечься от нее.

     Для обеспечения эффективной деятельности по управлению охраной труда в учреждении необходимо не только обеспечить выполнение требований правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса, но и уделить главное внимание профилактическим мероприятиям по предупреждению производственного травматизма, выявлению профессиональных рисков на рабочих местах.

     Проблемы безопасности существовали всегда. В настоящее время они находятся в центре общественного внимания. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий.  

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей

  • Закон об образовании
  • п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  • Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
  • ст. 1064 Гражданского кодекса
  • ст. 1065 Гражданского кодекса
  • ст. 63 Семейного кодекса
  • ст. 65 Семейного кодекса
  • ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
  • Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
  • Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
  • Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
  • Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
  • Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
  • Устав ДОУ и родительский договор

     Самое дорогое, что есть в жизни у человека - это его ребенок. Для того чтобы  иметь возможность работать родители отдают ребенка в детский сад. Они  хотят быть уверены, что их детям здесь будет уютно, комфортно, безопасно. Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ – приоритетное направление работы педагогов.

     Направления работы

  • С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
  • С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
  • С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ

     Система безопасности дошкольного учреждения — это комплекс мероприятий, осуществляемых учреждением с целью обеспечения готовности образовательного учреждения к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

     Основными задачами обеспечения безопасности образовательного учреждения являются:

  • -   Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам охраны труда, безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
  • Создание медико-социальных, педагогических, организационно– технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса;
  • Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • Профилактика производственного травматизма;
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
  • Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

     В  дошкольном образовательном учреждении создана система обеспечения безопасности, которая  включает в себя:

Пожарная безопасность.

1. Есть автоматическая пожарная сигнализация;

2.Оборудованы пути эвакуации и системы противопожарного водоснабжения;

3.Имеются необходимые первичные средства пожаротушения.

Антитеррористическая безопасность.

1. Осуществляется контроль доступа в учреждение

2. Установлена  система видеонаблюдения;

3.Каждый работающий имеет документ об отсутствии судимости.

Техническая безопасность.

1.Соблюдаются требования к зданию и участку образовательного учреждения, к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания, к  искусственному и естественному освещению, все  соответствует санитарным правилам и нормативам.

Информационная безопасность.

 1.Имеются локальные нормативные акты, регламентирующие информационную безопасность. Приказом заведующего назначено лицо, ответственное за доступ к персональным  данным работников, воспитанников и их родителей имеются лицензионные  программы, идет постоянное обновление антивирусной базы компьютеров.

Гигиеническая безопасность.

Каждый сотрудник ДОУ ежегодно проходит   обязательный медосмотр.

Имеется десятидневное цикличное меню.

Безопасность среды.

Предметно-развивающая среда в группах благоприятствует осуществлению  совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в  рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении  режимных моментов. Групповые помещения оборудованы шкафами, стеллажами для  размещения игр, игрушек, дидактических пособий, наглядного материала  по видам деятельности детей. Вся мебель закреплена.  Игровое оборудование соответствует возрастным особенностям детей, отвечает  гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента и действующим  требованиям СанПиН. Большое внимание уделяется профилактике основ безопасности собственной  жизнедеятельности. В образовательную программу включены  задачи по обучению дошкольников пожарной безопасности, по профилактике  нарушений ПДД.

Обеспечение безопасности детей

  1. Вход в детский сад осуществляется  в соответствии с групповыми списками
  2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
  3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
  4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:

  • металлические двери
  • тревожная кнопка
  • система пожарной сигнализации
  • план эвакуации детей
  • видеонаблюдение

В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

  • семинары
  • вопросы рассматриваются на педагогических советах
  • создана соответствующая развивающая среда
  • разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
  •  проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара

В группе созданы все условия для безопасной жизнедеятельности детей: соблюдение температурного режима и проветривание помещения; соблюдение гигиенических требований; мебель соответствует росту и имеет соответствующую маркировку - надежно закреплены шкафы с методическим и раздаточным материалом; отсутствуют колючие растения. Помещения группы оснащены пожарной сигнализацией. Весь материал отделки группы соответствует пожарным требованиям. Входы и выходы группы  и спальни свободны для прохода, так же имеется список детей и их родителей (телефон и адрес) для экстренной связи. Дети ознакомлены с правилами эвакуации в экстренных случаях. Участок группы также отвечает требованиям безопасности.

Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.  Педагогическому персоналу запрещено оставлять детей одних! Во время завтрака, обеда, полдника  детям не подается горячая пища во избежание ожогов. Воспитатель следит, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ложкой и вилкой.

Обслуживающему персоналу запрещается:

Привлекать детей к раздаче жидких и горячих блюд во время дежурства;

Оставлять в групповых комнатах ведра с горячей водой, дезрастворы, инвентарь, предназначенный для уборки.

Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без сотрудничества с родителями. Именно в семье приобретаются первые навыки, формируются привычки. Необходимо помочь родителям осознать важность их участия в охране здоровья своего ребенка.  Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста.

Родителям предъявляются определенные  требования для безопасного и комфортного пребывания ребенка в детском саду:

1. Родители должны передавать детей лично воспитателю. Нельзя, не известив воспитателя, забирать детей из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет, лицам в нетрезвом состоянии.

2. Об отсутствии ребенка  по болезни родитель обязан проинформировать администрацию, воспитателя или  медсестру ДОУ.

3. Ребенок, не посещающий детский сад 5 дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия (отпуска), предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка, обследовании на гельминты.

4. Перед тем как вести ребенка в детский сад, родители должны проверить, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследить, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.

5. Родители должны приводить ребенка в детский сад здоровым и информировать воспитателей о каких-либо изменениях в состоянии здоровья ребенка дома.

6. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие, стеклянные предметы, а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки и другие лекарственные средства.

7. Нельзя  давать ребенку в детский сад жевательную резинку, лакомства.

     Взрослые! Если хотите, чтобы ребенок соблюдал правила безопасности,
научитесь сами их соблюдать. Показывайте детям свои
положительные поступки и дети с удовольствием будут брать с вас пример!

     Обеспечение безопасности учреждения зависит не только от его оснащенности самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательного учреждения, от слаженности их совместной работы, от подготовленности детей и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Источники:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
  2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
  3. https://ds139-lipeck-r42.gosweb.gosuslugi.ru/nash-detskiy-sad/informatsiya-dlya-roditeley/bezopasnost-detey/
  4. http://dsgnezdo.ru/index.php/bezopasnost-v-dou 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Островок безопасности»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире. Очевидно, что особенная роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества ...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Мой безопасный мир»

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и эколог...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Моя школа безопасности»

Рабочая программа  «Моя школа безопасности»  составлена на основе парциальной  программы «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Кня...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Понятие безопасности является актуальным в любом возрасте. Дети дошкольного возраста в силу своей познавательной активности, природного любопытства и неполного осознания возможных угроз здоровью...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное пространство»

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на музыкальных занятиях «Детский сад – безопасное образовательное прост...