Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
рабочая программа (средняя группа)
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.
Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Программа предназначена для детей средней группы, рассчитана на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bezopasnyy_mir_.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № 5 от 28.05.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от 13.08.2020 г. № 72-од |
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
«Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Спириденкова Ирина Анатольевна
Аннотация к программе:
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.
Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, моделирование ситуаций, беседы) и направлены на формирование основ ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Программа предназначена для детей средней группы, рассчитана на один год.
Содержание:
Пояснительная записка 4
Ресурсное обеспечение 10
Перспективное планирование занятий кружка 12
Тематическое планирование работы 16
План работы с родителями 36
Приложение 38
Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Программа кружка «Безопасный мир» создана на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной(2010 год), методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А.Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения»(2008год), примерной основной общеобразовательной программе ДОУ Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», образовательной программы ДОУ и собственных наблюдений, опыта работы с дошкольниками.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей среднего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 10-15 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 35 занятий.
Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
По разделу «Дорожная азбука»
- Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
- Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
- Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
- Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
- Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
- Знакомить с детской литературой по дорожной тематике
По разделу «Мой дом»
- Учить называть свой домашний адрес.
- Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
- Знакомить с электроприборами.
- Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
- Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
- Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
- Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
- Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
- Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
- Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
- Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
- Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
- Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
- Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
- Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
- Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
- Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
По разделу «Я и другие люди»
- Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
- Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
- Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
- Знакомить с детской литературой по теме
Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно
Перспектива:
Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями и распространение опыта работы.
Принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Ресурсное обеспечение:
Информационно – методическое:
- Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 160 c.
- Баринова Е.В. «Безопасность малышей» Пособие для детских садов .- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013.
- Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
- Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.
- Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
- Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
- Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
- Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения» Занимательные материалы младшая и средняя группы. Волгоград «Корифей» 2010.
- Полыванова В.К. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Планирование работы, беседы, игры. –СПб ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010.
- Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Москва- «Мозаика-Синтез», 2016.
- Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.
- Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения»-Москва «Скрипторий» 2013.
14.http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»
- http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Материально - техническое
1. Музыкальный зал
2. Физкультурный зал
3. Уголок ОБЖ
Технические средства
1.Музыкальный центр
2. DVD плеер
Перспективное планирование занятий кружка
«Азбука безопасности» в средней группе
Месяцы по неделям | Работа с детьми | |
тема | Задачи, форма проведения | |
Сентябрь 1 неделя | мониторинг | Выявление уровня представлений о безопасном поведении опрос |
2 неделя «Мой дом» | Пожароопасные предметы | Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно |
2 неделя | Предметы, требующие осторожного обращения | Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения |
3 неделя | Использование и хранение опасных предметов | Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. |
4 неделя | Пожар | Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара |
Октябрь 1 неделя | Как вызвать милицию | Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях. |
2 неделя | Скорая помощь | Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону. |
3 неделя | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями. |
4 неделя Азбука здоровья | Как устроено тело человека | Рассказать, как устроено тело человека. |
Ноябрь 1 неделя | Отношение к больному человеку | Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей. |
2 неделя | Микробы и вирусы | Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах. |
3 неделя | Здоровье и болезнь | Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
4 неделя | Личная гигиена | Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур. |
Декабрь 1неделя | Витамины и здоровый организм | Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. |
2 неделя | Здоровая пища | Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание. |
3неделя | Режим дня | Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. |
4неделя | Детские страхи | Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха. |
Январь 1 неделя | Одежда и здоровье | Рассказать о видах и назначении одежды. |
2 неделя Дорожная азбука | В городском транспорте | Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте |
3 неделя | Наши помощники на дороге | Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками. |
4 неделя | Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их. |
Февраль 1 неделя | Катание на велосипеде, самокате и роликах | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций. |
2 неделя | Опасные участки на пешеходной части улицы | Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы. |
3неделя | Безопасное поведение на улице | Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал. |
4 неделя | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице. |
Март 1 неделя | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь | Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства. |
2 неделя Я и природа | Почему хорошо на свете? | Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы. |
3 неделя | Будем беречь и охранять природу | Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле |
4 неделя | Съедобные и несъедобные грибы | Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду. |
Апрель 1 неделя | Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам. |
2 неделя | Сбор грибов и ягод | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
3 неделя | Контакты с животными | Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным. |
4неделя Я и другие люди | Внешность человека может быть обманчива | Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения. |
Май 1 неделя | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми. |
2 неделя | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. | Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях. |
3 неделя | Ребенок и его старшие приятели | Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие. |
4 неделя | Конфликты между детьми | Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их. |
мониторинг | Выявление уровня представлений о безопасном поведении опрос |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Сентябрь
«Мой дом»
1 занятие.
Тема: Пожароопасные предметы
Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.
Игра: «Закончи предложение».
Цель: расширение знаний о пожароопасных предметах.
Воспитатель: Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой …
Дети: Пожар.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре
У него пожар
В …
Дети: Квартире.
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …
Дети: Утюг.
Воспитатель: Красный отблеск побежал
Кто со спичками …
Дети: Играл.
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …
Дети: Газом.
Воспитатель: Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома сжег …
Дети: Траву.
Воспитатель: Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые предметы …
Дети: Предметы.
Воспитатель: Помни каждый гражданин:
Этот номер …
Дети: 01.
Воспитатель: Дым увиден – не зевай.
И пожарных …
Дети: вызывай.
Беседа
Обсудить с детьми различные пожароопасные ситуации, которые могут возникнуть в результате шалостей детей во дворе, на улице, дома.
Предложить нарисовать те предметы, которыми нельзя пользоваться в отсутствие взрослых.
2 занятие.
Тема: Предметы, требующие осторожного обращения
Цель: Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения
Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться и что они должны храниться в специально отведенных местах.
Загадки:
Два конца, два кольца,
В середине гвоздик. (ножницы).
Маленький Ерофейка
Утонул до шейки. (гвоздь).
Я одноухая старуха,
Прыгаю по потолку
И нитку длинную из уха
Как паутинку я тяну. (иголка).
Скоро ест, мелко жует,
Сама не ест, другим не дает. (пила).
Очень любят обрезать,
Разрезать и надрезать. (ножницы).
Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (гвоздь).
Не хочу я молчать -
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (молоток).
Спросить у детей какие предметы они считают опасными. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? Умеют ли ребята пользоваться ими?
Дидактическая игра – «Так и не так».
3 занятие.
Тема: Использование и хранение опасных предметов
Цель: Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим.
4 занятие.
Тема: Пожар
Цель: Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара
Беседа. Обсудить опасные ситуации, в которые попали персонажи произведений «Кошкин дом» С. Маршака; «Путаница» - К. Чуковского; «Жил на свете слоненок» - Г. Цыферова. Спросить у детей почему так произошло, как надо было поступить в каждом из случаев.
Загадки: 1. Шипит и злится,
Воды боится. (Огонь).
2. С языком, а не лает
Без зубов, а кусает. (Огонь).
Спросить у детей, что надо сделать, в первую очередь в случае пожара? Научить детей набирать номер «01» и вызывать пожарных.
Заучить с детьми стихотворение Л.Зилберга.
Сам не справишься с пожаром,
Этот пруд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело, чтобы не сгорело.
Октябрь
1 занятие.
Тема: Как вызвать милицию
Цель: Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.
Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01, 02.
Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.
2 занятие.
Тема: Скорая помощь
Цель: Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону.
Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01,03.
Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.
3 занятие.
Тема: Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности
Цель: Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями. Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
Беседа: Спросить о том, что родители запрещают им делать дома и почему. Вместе с детьми сделать выводы какие предметы опасны и в каких ситуациях.
Загадки:
Очень хрупкая я,
Берегите меня.
Если только разобьете -
Лишь осколки соберете. (стеклянная посуда).
В брюхе жарко у меня,
И в носу моем жара,
Когда все во мне кипит,
То из нома пар валит. (чайник).
Я на кухне главная!
Без меня как ни трудитесь
Без обеда насидитесь. (плита).
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (утюг).
Предложить детям найти на столе картинки с опасными предметами и рассказать, чем опасен тот ли иной предмет.
Беседы об опасных ситуациях.
«Чем опасен кипящий чайник?»;
«Чем опасно открытое окно?»;
«Почему детям нельзя пользоваться электроприборами?»
«Почему нельзя играть со стеклянными предметами?».
А если все-таки кто-то поранился, что надо сделать, если нет дома взрослых? (Вызвать «скорую помощь»).
А если к вам пришел кто-то незнакомый и стал угрожать вам, что надо сделать? (Вызвать милицию).
Тренинг. Использовать игрушечный телефон или телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера 01, 02, 03.
Воспитатель называет опасную ситуацию, а ребенок набирает номер соответствующей службы.
«Азбука здоровья»
4 занятие.
Тема: Как устроено тело человека
Цель: Рассказать, как устроено тело человека.
Ноябрь
1 занятие.
Тема: Отношение к больному человеку
Цель: Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
2 занятие.
Тема: Микробы и вирусы
Цель: Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах.
3 занятие.
Тема: Здоровье и болезнь
Цель: Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Беседа.
Дать детям понять что такое здоровье и что такое болезнь. Дать детям возможность обменяться опытом друг с другом, рассказать, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Рассказать детям о хронических заболеваниях. Рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что надо заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.
При чихании, кашле человек разбрасывает множество капелек слюны, которые разлетаются на большие расстояния и могут долго находиться в воздухе вместе, с которым их вдыхают окружающие. Поэтому при кашле и чихании надо прикрывать рот и нос носовым платком, чтобы микробы и вирусы не попадали в организм другого человека вместе с воздухом.
Чтение произведений:
А.Барто «Девочка чумазая».
4 занятие.
Тема: Личная гигиена
Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
Чтение с обсуждением К. Чуковский «Мойдодыр»
Декабрь
1 занятие.
Тема: Витамины и здоровый организм
Цель: Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.
Беседа.
Задать детям вопросы:
Что вы любите больше всего?
В чем разница между «вкусным» и «полезным»?
Рассказать, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. Спросить, что они знают о витаминах, при необходимости комментируя и корректируя ответы детей, а в конце беседы сделать обобщение: есть полезные и очень полезные продукты. В очень полезных продуктах больше всего витаминов. Самые главные витамины «А», «Б», «С».
2 часть. Заучивание стихотворения Л.Зильберга.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины «А», «Б», «С».
Витамины оказывают различное влияние здоровья человека.
Витамин «А» очень важен для зрения; витамин «В» способствует хорошей работе сердца; витамин «Д» делает наши руки и ноги крепкими; витамин «С» укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным к простудам.
3 часть. Поэзия.
Предложить детям послушать стихи про витамины.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Л.Зильберг
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Но а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Л.Зильберг
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Ты попробуй-ка решить
Не хитрую задачку:
Что полезнее жевать –
Репку или жвачку?
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить.
Предложить детям назвать их любимую еду, из чего она состоит.
2 занятие.
Тема: Здоровая пища
Цель: Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание.
3 занятие.
Тема: Режим дня
Цель: Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма.
Рассказ воспитателя.
Организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутренне расписание и страдает, когда этот распорядок нарушается. Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что уже пора обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке. Это организм дает сигнал, что пора обедать, он привык получать пищу в определенное время, уже готов к пищеварению и сообщает об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался и идешь обедать.
Вечером ты рассматриваешь книгу с картинками и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. В чем дело? Опять твой организм напоминает о внутреннем расписании. Он говорит: «Пора спать».
Если мешать организму соблюдать правильный режим дня нарушать его внутренний распорядок – организм рассердиться и поссориться с тобой.
Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет, все кажется не вкусным. Ложишься спать, а заснуть никак не можешь. Пора вставать, глаза слипаются. Нужно соблюдать режим дня: есть, спать, гулять, играть, заниматься в определенное время. Тогда организму будет легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.
4 занятие.
Тема: Детские страхи
Цель: Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.
Январь
1 занятие.
Тема: Одежда и здоровье
Цель: Рассказать о видах и назначении одежды. Помочь детям понять, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра, чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
Беседа.
Обсудить с детьми характерные особенности профессиональной одежды, например, рыбаков, пожарных. Рассказать об основном назначении одежды человека в зависимости от времени года, его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых).
Игра «Одень куклу».
Цель: учить детей одевать куклу для определенной цели: день рождения; спортивный праздник; зимняя прогулка.
«Дорожная азбука»
2 занятие.
Тема: В городском транспорте
Цель: Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте
Кому необходимо уступать место в городском транспорте: вагоне метро, автобусе, троллейбусе, трамвае? Спросить у детей, уступал ли кто-нибудь из них место другому пассажиру. Кому именно? Почему?
Предложить детям назвать, кто из пассажиров больше других нуждается в том, чтобы ему уступили место:
молодой человек;
женщина с ребенком на руках;
инвалид;
пожилой человек;
мальчик школьного возраста;
молодая женщина;
старушка;
женщина с тяжелыми сумками.
Попросить детей объяснить свой выбор. Сделать вывод, что в первую очередь важно создать удобства для слабого человека (ему трудно стоять) или усталого (ему нужно отдохнуть). Маленький ребенок или пожилой человек могут и упасть, когда автобус трогается с места или тормозит.
Рассказать детям о том, что усталому пожилому пассажиру следует не только уступать место, но и оказывать предпочтение в других случаях: пропускать вперед при входе и выходе из вагона (автобуса), стараться не толкнуть при резком движении транспорта.
Разобрать различные ситуации в городском транспорте, объяснить почему нельзя толкаться в транспорте, затевать игру, прислоняться к дверям (это может вызвать «затор», будет мешать другим пассажирам – можно упасть, удариться, получить травму).
Беседа:
3 занятие.
Тема: Наши помощники на дороге
Цель: Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками.
Загадка.
Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный. (светофор).
Рассмотреть с детьми макет светофора. Рассказать детям о сигналах светофора. Показать детям дорожные знаки: «Пешеходный переход» (зебра), «Пешеходный дорожка», «Дети».
Объяснить детям, что при переходе через улицу, если нет светофора, надо сначала посмотреть налево и убедиться, что машин нет, дойти до середины улицы, посмотреть направо, если дорога свободна, продолжить переход.
Рисование на тему «Светофор».
Игра-тренинг.
Из крупного строительного материала построить дорогу с «пешеходными переходами», «светофором». Обыграть ее, соблюдая правила дорожного движения.
4 занятие.
Тема: Игры во дворе
Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их.
Беседа
Играть надо на специальных детских площадках или во дворе дома, подальше от арки, т.к. оттуда может выехать машина, которую дети не сразу заметят во время игры. В зимнее время нельзя гулять под крышами домов, т.к. оттуда могут сбрасывать снег или может упасть сосулька, или из открытого окна может вывалиться какой-либо тяжелый предмет (например, комнатное растение с тяжелым кашпо).
Февраль
1 занятие.
Тема: Катание на велосипеде, самокате и роликах
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций.
2 занятие.
Тема: Опасные участки на пешеходной части улицы
Цель: Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы.
3 занятие.
Тема: Безопасное поведение на улице
Цель: Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал.
4 занятие.
Тема: К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице
Цель: Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице.
Спросить у детей терялся ли кто-нибудь из ребят, что они при этом чувствовали, как выходили из положения, к кому обращались.
Напомнить детям, что внешняя привлекательность прохожего не всегда говорит о его добрых намерениях. Помочь детям запомнить правило:
Никогда не говори
С незнакомыми людьми.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе!
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь.
Март
1 занятие.
Тема: Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь
Цель: Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства.
Беседа на тему «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь».
Цель: Помочь детям запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находиться и как выглядит дом, что расположено поблизости).
Рисование на тему: «Дом, в котором я живу», «Дома на нашей улице».
Я и природа
2 занятие.
Тема: Почему хорошо на свете?
Цель: Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы.
Рассказ.
Человек, считая себя хозяином Земли много лет использовал для своего блага все, что его окружает – леса, моря, горы, реки, недра, животных, перестал заботиться о планете; уничтожал леса, истреблял рыб, птиц и зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоемы, а в городе и сельской местности накапливается много мусора. И в результате некоторые виды животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем – так мало на земле их осталось.
Беседа.
Вопросы:
Что нужно делать, чтобы не нарушать природу?
Что может случиться с птицами, животными, растениями, рыбами, если неправильно относится к природе.
А что может помочь улучшению окружающей среды?
Как можно улучшить ситуацию на лугу, в лесу, в реке, на поляне?
Чтение стихотворения А.Барто «Весенняя прогулка».
Сидели на опушке,
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки.
Звенели птичьи трели
И девочки смотрели,
Как все вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки
Зеленою волною…
Сказали две подружки:
«Как хорошо весною!
Какой тут воздух чистый!
Какой дубок ветвистый!»
Ушли две ученицы,
Две юных горожанки…
Поют, как прежде птицы
На солнечной полянке,
Несется птичий гомон,
Но весь дубок обломан,
А травка под ольхою,
Покрыта шелухою.
Чего здесь только нету:
От семечек пакеты,
Трамвайные билеты,
Бумажки от ирисок…
(Продолжить можно список).
Все славно потускнело!
Ушли две горожанки –
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою:
«Какие эгоисты!
Какие эгоисты!».
Беседа по содержанию. Выводы.
3 занятие.
Тема: Будем беречь и охранять природу
Цель: Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле
4 занятие.
Тема: Съедобные и несъедобные грибы
Цель: Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду.
Беседа с рассматриванием картинок со съедобными и несъедобными грибами.
Предложить детям описать, как выглядят съедобные (несъедобные) гриба. Спросить у детей, где растут грибы. Уточнить, что грибы растут не только в лесу, но и на лугу, на стволах деревьев.
Дидактическая игра «Съедобный – несъедобный».
Предложить нарисовать грибы и объяснить какие съедобные, а какие несъедобные.
Апрель
1 занятие.
Тема: Съедобные ягоды и ядовитые растения
Цель: Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам.
Беседа о съедобных ягодах и ядовитых растениях.
Спросить у детей, кто из них собирал лесную землянику, клубнику, как они выглядят. Показать иллюстрации с изображением этих ягод.
Рассказать детям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения – это земляника, клубника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть, варить из них варенье и компоты.
Ядовитые растения: «Вороний глаз», «Волчье лыко», «Ландыш» (ягоды ландыша ядовиты).
Запомнить правило: не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе незнакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям (вызвать ожег кожи с пузырями и труднозаживающими ранами).
Дидактическая игра «Съедобный – несъедобный».
2 занятие.
Тема: Сбор грибов и ягод
Цель: Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
3 занятие.
Тема: Контакты с животными
Цель: Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным.
Беседа о контактах детей с животными.
Цель: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
Спросить у детей какие животные живут у них дома (кошки, собаки, хомяки, морские свинки). Предложить рассказать как с ними надо обращаться, как ухаживать за ними, как и чем кормить.
Спросить, можно ли трогать и брать на руки чужих или бездомных животных? Они могут оказаться агрессивными. Уличные кошки и собаки могут быть больны. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды или когда возле них находятся их маленькие детеныши.
Чтение произведений о животных.
К.Ушинский «Бодливая корова»;
М.Пришвин «Журка»;
В.Вересаев «Братишка»;
В.Бианки «Подкидыш»;
Е.Чарушин «Лисята».
Составление рассказов о контактах с животными.
Предложить детям придумать и рассказать историю по сюжетной картинке (о животных и детях).
Рисование на тему «Мое любимое животное».
Я и другие люди
4 занятие.
Тема: Внешность человека может быть обманчива
Цель: Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения.
Игра: «Знакомый, свой, чужой».
Цель: Объяснить детям кого можно считать «Своим», а кого чужим, кого можно назвать знакомым. Учить детей понимать, чем знакомый отличается от близкого человека, а чем – от «чужого», постороннего.
Ход игры: дети образуют круг, водящий – в середине круга. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой» - выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать.
Май
1 занятие.
Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице
Цель: Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.
2 занятие.
Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.
Цель: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях.
3 занятие.
Тема: Ребенок и его старшие приятели
Цель: Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие.
Рассмотреть и обсудить ситуации на картинках.
Предложить детям придумать аналогичные истории или рассказать случай из жизни. Обсудить рассказы вместе с детьми и сделать выводы.
Обсуждение с детьми ситуаций из стихотворения.
Друг предложит вам: - Давай, подожжем вон тот сарай,
Пошалим с тобой немного, убежим через дорогу.
Давай, вон в ту малышку пульнем еловой шишкой,
А заплачет - скажем: - Ох! Кто бы это сделать мог?
Давай-ка этим малышам дадим пинков и по ушам.
Мы немножко поиграем, как заплачут - убегаем.
Вот для девочек конфеты: и каких здесь только нету!
Давай возьмем конфеты и спрячем их в пакеты,
А как девочки придут - ни единой не найдут.
Дома ты спроси у мамы на конфеты 5 рублей,
А как даст тебе их мама - принеси мне их скорей.
4 занятие.
Тема: Конфликты между детьми
Цель: Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.
Работа с родителями:
Сентябрь
Родительское собрание «Значение обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения».
Информация в родительский уголок «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения»
Октябрь
Выставка литературы в уголке для родителей:
П.Статмэн «Безопасность вашего ребенка»;
В.Немсадзе «Детский травматизм»
Консультация: «Профилактика детского травматизма»
Ноябрь
Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»
Круглый стол: «Научить бояться или воспитать навыки безопасного поведения?»
Декабрь
Родительское собрание: «Чем и как занять ребенка дома?»
Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Зима».
Январь
Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»
Изготовить вместе с детьми кормушки для птиц и в зимнее время подкармливать птиц.
Февраль
Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»
Март
Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»
Выставка: «Осторожно! Ядовитые грибы!»
Апрель
Консультация «Изучаем дорожную азбуку»
Санбюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».
Май
Разместить информацию на стенде в родительском уголке об общении ребенка – дошкольника со старшими детьми.
Санбюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
Используемая литература для работы с детьми дошкольного возраста по ПДД:
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
2.Д/В № 8//90 г., Д/В № 12//2003 г., Д/В №2//91 г., Д/В №6//86 г., Д/В №4//97, Д/В №7//91 г.
3.Э.Я Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения». М.: 1975г.
4.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора». М., 1989 г.
5.О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
6.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб., 2005г.
7.И.А. Агапова «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, 2007г.
8.Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». М., 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Островок безопасности»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире. Очевидно, что особенная роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества ...
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности для детей дошкольного возраста. Мой безопасный мир»
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и эколог...
Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с...
ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы" Мы здоровыми растем"
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей...