Методы и формы работы в разных возрастных группах по ДДТТ
методическая разработка по обж

 Кудрицкая Тамара Вадимовна

Методы и формы работы в разных возрастных группах по ДДТТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

младший возраст

Имеет первичные представления о машинах, улице, дороге.

Знает некоторые виды транспортных средств.

Ориентируется в окружающем пространстве.

Знаком с правилами дорожного движения.

Различает проезжую часть дороги, тротуар.

Понимает значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Имеет первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

средний

Знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.

 Понимает о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Знает о назначении светофора и работе полицейского.

Знаком с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», автобус).

Знаком со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Знает о культуре поведения в общественном транспорте.

старший возраст

имеет представление об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знаком с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Знаком с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Знает о культуре поведения на улице и в общественном транспорте.

подготовительная группа

Имеет представление об устройстве улицы, о дорожном движении.

 Знаком с понятиями «площадь», «улица», «проспект».

Имеет представление о дорожных знаках — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

Знает о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Имеет представления детей о работе ГИБДД.

Знает о культуре поведения на улице и в общественном транспорте.

Сравнивая диаграмму обследования в младшей группе общеразвивающей направленности по профилактике ДДТТ на начало и на конец учебного года можно сделать вывод, о том, что отмечается положительная динамика: дети проявляют активный интерес к  машинам, улице, дороге, знают и называют некоторые виды транспортных средств, ориентируются в окружающем пространстве, знакомы с правилами дорожного движения, различают проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора, имеют первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

По итогам диагностики качества знаний в средней группе общеразвивающей направленности по профилактике ДДТТ на начало и на конец учебного года, можно сделать следующие выводы, детей данной группы, хорошо освоили, что такое «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта», проявляют знания о элементарных правилах поведения на улице, понимают о необходимости соблюдения правил дорожного движения, знают назначении светофора и работе полицейского, различают различные виды городского транспорта, особенности их внешнего вида и назначении («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», автобус), различают такие знаки дорожного движения, как «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта», знают о культуре поведения в общественном транспорте.

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности по профилактике ДДТТ на начало и на конец учебного года, можно сделать вывод, что дети,  в достаточной мере  овладели знаниями и умениями по данному направлению, они  имеют представление об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора, знакомы с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов, с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка», знают о культуре поведения на улице и в общественном транспорте.

Итоговые результаты мониторинга в подготовительной группе общеразвивающей направленности по профилактике ДДТТ на начало и на конец учебного года свидетельствуют о положительной динамике по данному направлению все дети в данной возрастной группе имеют представление об устройстве улицы, о дорожном движении, знакомы с понятиями «площадь», «улица», «проспект», имеют представление о дорожных знаках — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными, знают о необходимости соблюдать правила дорожного движения, имеют представления детей о работе ГИБДД, знают и стараются соблюдать о культуре поведения на улице и в общественном транспорте.



Предварительный просмотр:

Методы и формы работы в разных возрастных группах по ДДТТ

Младшая дошкольная группа

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта

(с использованием иллюстраций);

 рассматривание картин «Улицы нашего города Заволжья», «Транспорт», «Дети и дорога»;

♦ целевые прогулки «Путешествие к светофорчику» (на территории детского сада),«Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦просмотр кукольных спектаклей «Разноцветный светофор»,

«Лесное приключение»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители», «Автобус»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ рисование на темы: «Зебра»

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Задачи: уточнить знания детей о назначении светофора; познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте; расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица»,

«Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор»,

«Происшествие в лесу»;

♦ подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

СТАРШАЯ ГРУППА

Задачи: продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте; познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного

перехода улиц;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова,

М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ дидактические игры: «Прогулка по городу»,

«Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА. Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными; совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте; познакомить с работой регулировщика. 

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта,

их классификация: пассажирский, строительный,

военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой

регулировщика;

♦дидактические игры: «Дорожные знаки»,

«Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине

«Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина,

С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов

«Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила

дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

♦ спортивный досуг для родителей и детей

«В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и

родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса

«Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Примерные темы бесед, викторин:

«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Почему нельзя играть на тротуаре?»

«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?» «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?», «Для кого предназначены дорожные знаки?», «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения.

В рамках проектов проводятся:

- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.; фоторепортажи; праздники, викторины, спектакли; выпускаются сигнальные листовки, газеты; оформляются фотостенды. 

3. Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

- вечера загадок; викторины; конкурсы стихов и рассказов; развлечения, праздники; спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является  эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

«Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,

«Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,

«Викторина «Жители страны «Дорожная»,

«Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,

«Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В ФОП  дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной работы по профилактике ДДТТ является использование в образовательном процессе форм  и методов  работы с детьми, соответствующих психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. В соответствии с таким подходом выделяют:

            Работа ведется по следующим направления:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

В ДОУ в процессе проведения режимных моментов, организована групповая и индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

Двигательная деятельность:

Подвижные игры с правилами, игры с элементами спорта.

Подвижные дидактические игры.

Игры-имитации, хороводные игры.

Игровые упражнения, игровые ситуации .

Соревнования, досуги.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Ритмика, ритмопластика, аэробика, детский фитнес.

Спортивные игры и упражнения.

Аттракционы.

Спортивные праздники.

Гимнастика (утренняя, пробуждения, дыхательная).

Физические упражнения.

Физические и динамические паузы.

Спортивные упражнения: плавание, катание на санках, скольжение.

катание на велосипеде.

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

Игровая деятельность:

Сюжетно-отобразительные игры

Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры:

- игры-имитации (в том числе игры-этюды),

- ролевые диалоги на основе текста,

- драматизации,

- инсценировки,

- игры-импровизации.

Сюжетные игры, игры с правилами.

Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя

произведения писателей).

Пальчиковые игры.

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты,

смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры

с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием

предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.).

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис,

футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,

празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.).

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом,

снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические

и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе

народные).

Игры со строительным материалом: строительными наборами,

конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, предметами-

заместителями.

Проектная деятельность, например, «Школа волшебников» (сочинение

сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Продуктивная деятельность:

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация (бумага, ткань, природные материалы)

- по замыслу,

- на заданную тему.

Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани;

природного, бросового материала и др.):

- украшения к праздникам,

- поделки для выставок детского творчества,

- подарки, сувениры,

- декорации к театрализованным спектаклям,

- украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

- по образцу (схеме, чертежу, модели),

- по условиям,

- по замыслу.

Конструирование из бумаги:

- по выкройке,

- схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка

и снега).

Творческая продуктивная деятельность с использованием  нетрадиционных техник изобразительной деятельности (монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Чтение детской художественной литературы:

Восприятие литературных произведений с последующими:

- свободным общением на тему литературного произведения,

- решением проблемных ситуаций,

- дидактическими играми по литературному произведению,

- художественно-речевой деятельностью (см. раздел 3),

- игрой-фантазией,

- рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

- просмотром мультфильмов,

- созданием этюдов, сценариев для театрализации,

- театрализованными играми,

- созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

- оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и

др.).

Познавательно – исследовательская деятельность:

Опыты, исследования; игры-экспериментирования, с разными материалами.  

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в

уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских

телепередач с последующим обсуждением

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и

детских иллюстрированных энциклопедиях

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли

вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, например, «Предметы, которые нас

удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.) .

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков,

символов) .

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры.

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, например «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое

путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты, например, «Красная книга

Бурятии», «Путешествие в прошлое вещей», «Птицы –

жители нашего края» и др.

Коммуникативная детская деятельность:

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня

зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание

положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства

выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам

литературных произведений.

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность, например, «Напиши письмо Деду Морозу»;

«Книжка-малышка».

Составление и отгадывание загадок.

Логоритмика.

Трудовая детская деятельность:

Дежурство (по столовой, по подготовке к совместной образовательной

деятельности, в уголке природы – полив растений).

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд:

- помощь в уборке группы,

- перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

Труд в природе:

- работа на осеннем участке - сбор урожая, заготовка природного

материала для поделок;

- работа на зимнем участке - изготовление кормушек для птиц, их

подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

- работа на весеннем участке - изготовление скворечников и подкормка

птиц; участие в посадке и поливке растений;

- работа на летнем участке - полив растений.

Ручной труд (поделки из природного и бросового материала, бумаги,

картона, поролона, ткани, дерева и др.):

- изготовление атрибутов для игры,

- предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.

Проектная деятельность, например, «Наша группа» (детский дизайн) и др.

Музыкально-художественная деятельность:

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской

музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр.

Экспериментирование со звуками.

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы,

пляски.

Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен.

Драматизация песен.

Музыкально-театрализованные игры.

Музыкальные и музыкально-дидактические игры.

Концерты-импровизации.

Разнообразная интегративная деятельность: музыкальное озвучивание

картин художников, литературных произведений и др.

Применение ИКТ в педагогической деятельности воспитателя детского сада

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью нашей культуры. Соответственно система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Материальная база по применению информационно - коммуникационных технологий позволяет мне:

  • предъявлять информацию на экране проектора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
  • Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности.
  • Развивать у дошкольников исследовательское поведение.
  • Расширять творческие возможности самого педагога.

Возможность и желание использовать ИКТ в своей работе помогает мне овладевать новыми формами работы с детьми.

В работе кроме презентаций использую следующие виды ИКТ:

  • Викторины
  • КВНы
  • Дидактические игры
  • Сказки (с отсканированными иллюстрациями)
  • Видео сказки
  • Обучающие мультфильмы
  • Развивающие видео с интерактивными заданиями
  • Детские песенки
  • Развивающие песенки («Умные песенки»)
  • Пальчиковые игры (видео, с музыкой)
  • Физминутки (видео)
  • Музыкальные игры.

В своей работе я систематически использую ИКТ, которые в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме помогают мне достигнуть нового качества образования детей, информированности родителей, моего профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи и формы работы по ПДД в разных возрастных группах

Задачи и формы работы МЛАДШАЯ ГРУППАЗадачи:—  познакомить детей с работой светофора;—  формировать представления об улице;—  учить различать виды наземного транспорта.Формы:♦ расс...

Лепка. Конструирования. Аппликация. Рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.

Предметная лепка. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Предметное рисование. Методика усложнения работы в разной возрастной группе.Сюжетное рисование. Методика усложнения работы в раз...

Консультация для воспитателей. Методы и формы нравственно трудового воспитания в разных возрастных группах.

Консультация для воспитателей. Методы и формы нравственно трудового воспитания  в разных возрастных группах....

"КГН: содержание и формы работы в разных возрастных группах"

Презентация "Культурно-гигиенические навыки: содержание и формы работы в разных возрастных группах" в доступной и наглядной форме раскрывает содержание общественно-полезного труда детей - де...

Выступление на педагогическом совете «Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»

Выступление на педагогическом совете«Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»...

Приемы и методы работы воспитателя по оздоровительно-коррекционной работе с детьми разных возрастных групп

Цель программы:Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольн...

Методы, формы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в разных возрастных группах

Различные методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах, применяемые в ДОУ....